Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ В ТЕКСТЕ СМИ

Работа №44090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОСНОВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.1 Определение языковой нормы 6
1.2 Типы языковых норм 7
1.3 СМИ как культуро-образующий фактор 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 26
2.1 Нарушение лексических норм 29
2.2. Нарушение морфологических норм 30
2.3 Синтаксические нормы 33
2.4 Нарушение стилистических норм 34
2.5. Нарушения орфографических норм 36
2.6 Нарушение норм пунктуации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список литературы 43

Языковая норма предполагает собой свод правил, как нужно говорить и писать в соответствии со временем и местом, в котором живешь. Если устная и письменная речь соответствуют норме, значит, они будут верными. Отклонение от языковых норм приводит к ошибкам. Если допускать много ошибок, то речь становится менее понятной, а значит, сложнее донести свои мысли до собеседника. Языковые нормы могут меняться со временем в процессе изменений в обществе. Появляются новые правила, где-то языковые нормы становятся более лояльными. Все это происходит со временем. Изменение языковых норм - длительный процесс.
СМИ в наше время сильно влияют на общество, во многих позициях становления человека занимают ключевую роль. Благодаря средствам массовой информации, люди узнают новости окружающего мира, формируют свою культуру, мышление и восприятие. Даже обогащают свой словарный запас сейчас чаще благодаря просмотру страниц в интернете или телевизионных программ.
Поэтому все более значимым становится изучение текста печатных средств СМИ, чтобы понять, насколько они сами соответствуют современным языковым нормам.
С одной стороны, СМИ способствуют развитию культуры языка, обогащают литературную и разговорную речь, а с другой, нельзя отрицать, что в некоторых печатных изданиях, нацеленных на информирование людей, используется слишком много отступлений от нормы, иноязычных оборотов, просторечий. Некоторые журналисты, работающие в редакциях, злоупотребляют при создании текстов, например, неуместными метафорами.
А ведь именно в средствах массовых информаций в первую очередь заметны все изменения языка. И его норм, в частности.
В научных работах этот вопрос до сих пор рассматривается с разных точек зрения. Множество исследований уже было посвящено поиску ответа на вопрос, уничтожаются ли границы между официальным общением и неофициальным. Сейчас мир меняется, печатной журналистике осталось все меньше времени, ее заменяют электронные версии в Интернете. Задача журналистов сейчас - сохранить каноны печатной журналистики, чтобы они передались «по наследству» заменяющим ее интернет-СМИ. В этом и заключается актуальность данной работы - разобрать ошибки журналистов в печатных СМИ, чтобы избежать их в дальнейшем и не допустить деградации языка в изданиях.
Предметом исследования являются печатные тексты, опубликованные как в газетах, так и на интернет-ресурсах.
Объектом исследования является уровень их комплементарности нормам современного языка, а также причины образования ошибок в этих текстах.
Цель данной работы: определить, какие ошибки совершают
журналисты в текстах СМИ.
Задачи исследования:
- объяснить, что такое языковая норма, и изучить виды допускаемых ошибок;
- охарактеризовать печатные и интернет-издания различных СМИ;
- осуществить анализ конкретных текстов рассмотренных средств массовой информации с точки зрения соблюдения ими лексических, грамматических и стилистических норм.
Основными методами исследования в данной работе являются методы:
• Наблюдение;
• Анализ научной литературы;
• Сравнительный анализ.
Методологической базой и методами исследования выступают идеи и концепции, изложенные в трудах по актуальным проблемам теории языка и лингвистики: Илья Романович Гальперин, Сергей Георгиевич Кара-Мурза, Людмила Алексеевна Введенская, Людмила Карловна Граудина и др.
Практическая значимость этой работы в том, что полученные знания можно применить для улучшения качества подачи информации СМИ массам.
Работа состоит из двух глав: теоретической и практической основы исследования. В работе было использовано 35 литературных и 15 электронных источников, а также выпуски газет 2018 годов издания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было рассмотреть тексты печатных средств в массовой информации в нормативном аспекте. На наш взгляд, цель была достигнута.
В первой главе мы дали понятие языковой нормы и изучили классификацию речевых ошибок. Мы также охарактеризовали печатные средства массовой информации, определили наиболее популярные издания и выбрали из ни х два -
«Аргументы и Факты» и «Комсомольскую правду» в качестве эмпирической базы для дальнейшего анализа публикаций с точки зрения соблюдения лексических, грамматических и стилистических норм.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам.
Языковая норма (норма литературная) -
это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.
В печатных СМИ различают следующие виды норм, относящиеся к письменной речи: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы; нормы орфографии; нормы пунктуации.
СМИ обеспечивают специфическое духовное общение людей, прикотором обмен продуктами деятельности выступает как обмен информации между людьми. В этой связи следует отметить, что СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Вместе с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ на культуру. Следовательно, требования к содержанию СМИ
И достаточно высокие. Именно поэтому так актуален вопрос о нормировании языка СМИ. В последнее время наблюдается негативная тенденция, связанна я с тем, что культура речи в современных СМИ становится все ниже и ниже.
Проведя анализ публикаций в выбранных нами печатных изданиях за 2018 г, мы пришли к подтверждению данной тенденции. Действительно, нарушений языковых норм в текстах СМИ достаточно много. Большинство из них составляют стилистические ошибки, значительная часть также относится к нарушениям лексических и морфологических норм, нередки и орфографические, синтаксические и пунктуационные ошибки.
Среди нарушений лексических норм преобладают такие, как путаница в паронимах, неуместное употребление иностранных слов вследствие незнания их значения, нарушение лексической сочетаемости слов.
Наиболее распространенными ошибками, связанными с нарушением морфологических норм, являются ошибки в согласовании падежа существительных и местоимений, ошибки, связанные с употреблением числительных.
Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления и согласования слов.
Частые стилистические ошибки в СМИ - это тавтология, нарушения логики, неоправданный повтор, нарушение чисто ты речи, смешение стилей, излишние вкрапления разговорной речи, обилие заимствований, не всегда уместных.
Поскольку значимость СМИ все время возрастает, повышается и значимость текстов СМИ в общественном сознании. Мы считаем, что высокий уровень речевой культуры в сфере СМИ должен быть предметом постоянной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков - профессионалов, формирующих речевой массив СМИ, который оказывает безграничное влияние на культуру речи масс.
Высокий уровень речевой культуры —
неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.


1. Периодические издания : Учеб.-метод. пособие для студентов-
журналистов / А. И. Акопов. - Ростов н/Д : Ин-т массов. коммуникаций, 1995. - 79 с. : ил.; 20 см.;
2. Культура речи : Для студентов колледжей / Л. А. Введенская. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 441, [1] c.; 20 см
3. Культура русской речи : учебник для студентов высших учебных заведений / [Виноградов С. И. и др.] ; отв. редакторы : Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. - Москва : Норма, 2008. - 549 с.; 22 см.
4. Володина, М.Н. Проблемы современного русского языка в зеркале СМИ / М.Н Володина - [Электронный ресурс] http://www.philol.msu.ru/~rly/science/smi/ (Дата обращения: 9.05.2019)
5. Текст как объект лингвистического исследования: Гальперин, И.Р. УРСС, 2006. - 144 с.
6. Теория и практика русского красноречия: Л.К. Граудина Л.К., Г.М. Миськевич Г.М. - М.: ЛИБРОКОМ, 2018. - 240 с.
7. Инвективная лексика в СМИ (на примере политического журналистского дискурса): О.В. Демидов - [Электронный ресурс] www.lib.csu.ru/vch/ll/2004_01/014.pdf. (дата обращения 9.05.2019)
8. Дзялошинский, И. Культурная проблематика в СМИ: влияние
представлений журналистов на освещение событий культурной жизни / И. Дзялошинский - [Электронный ресурс] http: //www.tolerance.ru/biblio/dzyalosh-1/multi/3_dziylochinskii.html (Дата
обращения 10.05.2019)
9. Основы культуры речи. Теоретический курс: Зверева Е.Н. - М.: ЕАОИ,
2018. - 219 с.
10. Манипуляция сознанием: Кара-Мурза С.Г. - М.: Алгоритм, 2000. - 736 с.
11. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Кастельс М.
- М.: ГУ ВЩЭ. - 2000. - 608 с.
12. Отечественная журналистика: вопросы теории и практики: Ковалева М. М. - Екатеринбург: Наука, 2000. - 324 с.
13. Русский язык на газетной полосе: Костомаров В.Г. - М.: Издательство Московского университета, 2001. - 268 с.
14. Основы теории журналистики: Корконосенко С.Г. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287с.
15. Информация как основа жизни: Корогодин В.И., Корогодина В.Л. - Дубна: Феникс. - 2000. - 208 с.
16. Культура русской речи: учебник под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М.: ИНФРА, 2000. - 560 с.
17. Рациональность на перепутье: Лекторский.- М.: Интерреклама. - 1999.
- Кн.1. - 575 с.
Современная журналистика: правила и парадоксы: Михайлов С.А.. - СП.: Речь, 2002 - 446 с.
18. Социодинамика культуры: А. Моль. - М.: Прогресс, 1973. - 480 с.
19. Объективная и нормативная точка зрения на язык: Пешковский А.М. - М.: Учпедгиз, 1959. - 678 с.
20. Современный русский язык. Введение в изучение курса. Фонетика: учебно-методическое пособие для вузов: Погорелова М.В. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2018. - 29 с.
21. Журналистика и редактирование: Учебное пособие : Т.В. Гордиенко. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 176 с.
22. Практическая журналистика: 15 мастер-классов. Учебное поссобие: А.В.
44
Колесниченко. — М.: Аспект-Пресс, 2016. — 112 с.
23. Журналистика для всех: М. Конюкова. — СПб.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. — 224 с.
24. Общественное мнение и журналистика: Учебное пособие / Л.Н. Федотова.
— М.: Изд. Моск. ун-та, 2011. — 376 с.
25. Информационные войны: Почепцов Г.Г. - М.: Рефл-бук, 2000. - 576 с.
26. Введение в теорию журналистики: Прохоров Е.П.. - М.: Издательство МГУ, 2005 - 368 с.
27. Искусство публицистики: Прохоров Е.П. - М.: Сов.писатель, 1984. - 360с.
28. Политология. Справочник студента: Пугачев В.П. - М.: ООО АСТ, Филологическое общество СЛОВО, 2001. - 576 с.
29. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов: Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. -Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- 539 с.
30. Скворцов, Л.И. Теоретические основы культуры речи :Л.И. Скворцов. - М.: Наука, 1980. - 350с.
31. Культура речи и культура общения: В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.
32. Будущее капитализма: Л. Туроу. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 430 с.
33. Нарушение языковой нормы в текстах СМИ: влияние на
познавательные структуры индивида: диссертация ... кандидата
филологических наук: Н.А. Христова.- Москва, 2006. - 206 с.
34. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск,
ответственность: А.А. Чачановский. - М.: Политиздат, 1987. - 192 с.
35. Языковая система и речевая деятельность: Л. В. Щерба - М.: ЛКИ,
2018. - 432 с.
36. Языковая и речевая нормы. - [Электронный ресурс] http://www.langrus.ru/content/view/33 (Дата обращения 13.05.2019)
37. ExLibris, Исследование ExLibris: рейтинг популярности российских печатных СМИ в I квартале 2010 года. - [Электронный ресурс] http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/04/07/2544 (Дата обращения 15.09.2019)
38. GallupMedia, Исследование СМИ, мониторинг рекламы и тиражный
аудит. [Электронный ресурс] -
www.intemews.ru/intemews/Intemews_News.html. (Дата обращения
17.09.2019)
39. Учебные материалы по специальному аспекту «Журналистика». Вып. 2.
Компетентностный подход: Г.В. Васильева, Н.З. Киселева, И.В.
Г олубцова. — М.: МГИМО, 2007. — 98 с.
40. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов: А. Амзин. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 143 с.
41. Основы творческой деятельности журналиста: М.Н. Ким. - М.: Питер, 2010. - 400 с.
42. Методы журналистики: Г.С. Мельник, М.Н. Ким. - Москва: Гостехиздат,
2008. - 272 с.
43. Журналистика: В.В. Ворошилов. - М.: КноРус, 2009. - 496 с.
44. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985 - 2009): М.Ф. Ненашев. - М.: Логос, 2010. - 468с.
45. Основы жуурналистской деятельности. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - 343 с.
46. Википедия - сводная энциклопедия [Электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org (Дата обращения: 20.09.2019)
47. СМИ в пространстве интернета: Лукина М.М., Фомичева И.Д. - МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.
48. Интернет-журналистика: Калмыков Л.А., Коханова Л.А. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. - 383 с.
49. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов: Амзин А. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 143 с.
50. Интернет для журналиста / Под ред. А.Носика и С.Кузнецова. М.: Галерия. 2001. 134 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ