РАЗРАБОТКА И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ВИДЕОСОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ
|
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретико-методические особенности изучения источников электрической энергии в электротехнических дисциплинах 6
1.1 Цель и задачи электротехнических дисциплин, их место в учебном
процессе среднего профессионального учреждения 6
1.2 Содержание и структура электротехнических дисциплин 9
ГЛАВА 2 Особенности использования видеосопровождения в процессе изучения темы «Источники электрической энергии» в электротехнических дисциплинах 14
2.1 Особенности учебного видеосопровождения 14
2.2 Использование видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии 18
ГЛАВА 3 Разработка учебного видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии в профессиональных колледжах 20
3.1 Теоретический анализ дидактических особенностей подбора и использования видеоматериалов по теме «Источники электрической энергии» 20
3.2 Проектирование электронного образовательного ресурса по теме
«Источники электрической энергии» 26
3.3 Особенности и результаты применения разработанного учебного
видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии в ОУ СПО 36
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Приложение
ГЛАВА 1 Теоретико-методические особенности изучения источников электрической энергии в электротехнических дисциплинах 6
1.1 Цель и задачи электротехнических дисциплин, их место в учебном
процессе среднего профессионального учреждения 6
1.2 Содержание и структура электротехнических дисциплин 9
ГЛАВА 2 Особенности использования видеосопровождения в процессе изучения темы «Источники электрической энергии» в электротехнических дисциплинах 14
2.1 Особенности учебного видеосопровождения 14
2.2 Использование видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии 18
ГЛАВА 3 Разработка учебного видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии в профессиональных колледжах 20
3.1 Теоретический анализ дидактических особенностей подбора и использования видеоматериалов по теме «Источники электрической энергии» 20
3.2 Проектирование электронного образовательного ресурса по теме
«Источники электрической энергии» 26
3.3 Особенности и результаты применения разработанного учебного
видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии в ОУ СПО 36
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Приложение
В современных условиях процесс информатизации затрагивает все сферы общества. В связи с этим формируются новые требования, которым должен отвечать образовательный процесс. И именно использование в учебном процессе образовательных учреждений профессионального образования современных мультимедийных технологий помогает решать вопросы и задачи, которые возникают в современном обществе [9].
Существует множество различных форм организации образовательного процесса, и использование информационных технологий требует более детального рассмотрения. Например, на сегодняшний день приобретает актуальность использования учебного видеосопровождения, которое представляет собой видеоматериалы, наглядные изображения, электронные лекции. Внедрение вышеперечисленных ресурсов позволяет повысить эффективность организации учебного процесса и понимание учебного материала. Главным плюсом мультимедийного сопровождения является увеличение наглядности и доступности содержания учебного материала и возможность донести до студентов основы изучаемой темы.
Вопросы использования учебного мультимедийного сопровождения в учебном процессе отражены в исследованиях А.А. Александрова, А.С. Енина, П.И. Образцова, К.М. Пояркова, В.А. Стародубцева и др.
При изучении электротехнических дисциплин в профессиональном образовании необходимо использовать учебное сопровождение на всех видах учебных занятий, как при организации аудиторной, так и внеаудиторной работы [15]. Использование учебного сопровождения в учебном процессе представляет собой один из способов повышения интереса студентов к изучению предмета, реализации идеи развивающего и проблемного обучения, возможности увеличения темпа занятия, объема самостоятельной деятельности. Применение данных технологий дает возможность для развития логического мышления, культуры умственного труда, формирования способности и готовности к профессиональной деятельности.
Исходя из сказанного выше, сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Разработка и методика использования учебного видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии в профессиональных колледжах».
Объект: тема «Источники электрической энергии».
Предмет: комплекс учебного видеосопровождения по теме «Источники электрической энергии».
Цель работы: на основе анализа учебной, методической, научной литературы разработать и рассмотреть особенности использования учебного видеосопровождения в процессе изучения темы «Источники электрической энергии» в учреждениях среднего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретико-методические особенности изучения темы «Источники электрической энергии» в электротехнических дисциплинах.
2. Рассмотреть особенности использования видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
3. Разработать комплекс учебного видеосопровождения по теме «Источники электрической энергии».
4. Выявить эффективность использования видеосопровождения в учебном процессе.
Методы исследования:
• анализ и синтез научной, психолого-педагогической, учебной литературы и электронных источников;
• сравнение и выявление нужной информации;
• обобщение полученных результатов в виде содержания работы;
• формулирование выводов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированный материал работы и разработанное видеосопровождение по теме «Источники электрической энергии» могут быть использованы при изучении электротехнических дисциплин в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В соответствии с целью и задачами исследования работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка и приложения.
Основные результаты работы представлены в выступлении на итоговой студенческой научно-практической конференции Елабужского института КФУ (апрель 2018 г.) и публикациях:
1. Сафиулин Р.М., Краснова Л.А. Разработка и использование учебного видеосопровождения в процессе изучения источников энергии // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та. - 2017. - С. 155-158
2. Сафиулин Р.М., Макарова Н.В. Использование учебного видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии // Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы и перспективы развития: сборник научных статей №35. - Уфа: Аэтерна. - 2017. - С. 4-6
Существует множество различных форм организации образовательного процесса, и использование информационных технологий требует более детального рассмотрения. Например, на сегодняшний день приобретает актуальность использования учебного видеосопровождения, которое представляет собой видеоматериалы, наглядные изображения, электронные лекции. Внедрение вышеперечисленных ресурсов позволяет повысить эффективность организации учебного процесса и понимание учебного материала. Главным плюсом мультимедийного сопровождения является увеличение наглядности и доступности содержания учебного материала и возможность донести до студентов основы изучаемой темы.
Вопросы использования учебного мультимедийного сопровождения в учебном процессе отражены в исследованиях А.А. Александрова, А.С. Енина, П.И. Образцова, К.М. Пояркова, В.А. Стародубцева и др.
При изучении электротехнических дисциплин в профессиональном образовании необходимо использовать учебное сопровождение на всех видах учебных занятий, как при организации аудиторной, так и внеаудиторной работы [15]. Использование учебного сопровождения в учебном процессе представляет собой один из способов повышения интереса студентов к изучению предмета, реализации идеи развивающего и проблемного обучения, возможности увеличения темпа занятия, объема самостоятельной деятельности. Применение данных технологий дает возможность для развития логического мышления, культуры умственного труда, формирования способности и готовности к профессиональной деятельности.
Исходя из сказанного выше, сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Разработка и методика использования учебного видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии в профессиональных колледжах».
Объект: тема «Источники электрической энергии».
Предмет: комплекс учебного видеосопровождения по теме «Источники электрической энергии».
Цель работы: на основе анализа учебной, методической, научной литературы разработать и рассмотреть особенности использования учебного видеосопровождения в процессе изучения темы «Источники электрической энергии» в учреждениях среднего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретико-методические особенности изучения темы «Источники электрической энергии» в электротехнических дисциплинах.
2. Рассмотреть особенности использования видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
3. Разработать комплекс учебного видеосопровождения по теме «Источники электрической энергии».
4. Выявить эффективность использования видеосопровождения в учебном процессе.
Методы исследования:
• анализ и синтез научной, психолого-педагогической, учебной литературы и электронных источников;
• сравнение и выявление нужной информации;
• обобщение полученных результатов в виде содержания работы;
• формулирование выводов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированный материал работы и разработанное видеосопровождение по теме «Источники электрической энергии» могут быть использованы при изучении электротехнических дисциплин в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В соответствии с целью и задачами исследования работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка и приложения.
Основные результаты работы представлены в выступлении на итоговой студенческой научно-практической конференции Елабужского института КФУ (апрель 2018 г.) и публикациях:
1. Сафиулин Р.М., Краснова Л.А. Разработка и использование учебного видеосопровождения в процессе изучения источников энергии // Физико-математическое образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И. Лобачевского в КФУ. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та. - 2017. - С. 155-158
2. Сафиулин Р.М., Макарова Н.В. Использование учебного видеосопровождения в процессе изучения источников электрической энергии // Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы и перспективы развития: сборник научных статей №35. - Уфа: Аэтерна. - 2017. - С. 4-6
Использование учебного видеосопровождения в учебном процессе при изучении темы «Источники электрической энергии» поднимает его на качественно новый уровень, положительно влияет на стимулирование студентов к учебной деятельности, увеличивает уровень их состоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задачи. При этом особенную значимость играют различные анимационные сюжеты, которые дают возможность иллюстрировать те объекты и процессы, которые, описываются вербально или с помощью сложных схем
В данной работе для достижения поставленной цели разрешен ряд задач, в частности: В первом разделе описаны цели и задачи, содержание и особенности электротехнических учебных дисциплин в контексте изучения источников электрической энергии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Во втором разделе выявлены особенности использования учебного видеосопровождения в процессе изучения темы «Источники электрической энергии.
В третьем разделе представлено разработанное видеосопровождение и выявлены теоретико-методические аспекты его применения в учебном процессе.
Систематизированный материал, разработанное видеосопровождение могут быть использованы в качестве дополнения к традиционному обучению, организации самостоятельной работы в процессе изучения источников электрической энергии.
В данной работе для достижения поставленной цели разрешен ряд задач, в частности: В первом разделе описаны цели и задачи, содержание и особенности электротехнических учебных дисциплин в контексте изучения источников электрической энергии в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Во втором разделе выявлены особенности использования учебного видеосопровождения в процессе изучения темы «Источники электрической энергии.
В третьем разделе представлено разработанное видеосопровождение и выявлены теоретико-методические аспекты его применения в учебном процессе.
Систематизированный материал, разработанное видеосопровождение могут быть использованы в качестве дополнения к традиционному обучению, организации самостоятельной работы в процессе изучения источников электрической энергии.



