ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 6
1.1. Понятие и виды мышления 6
1.2. Особенности развития мышления у дошкольников 15
1.3. Формирование мышления дошкольников посредством дидактической
игры 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 27
2.1. Диагностика уровня сформированности мышления у дошкольников 27
2.2. Организация и проведение формирующего воздействия 34
2.3. Анализ результатов исследования 38
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 6
1.1. Понятие и виды мышления 6
1.2. Особенности развития мышления у дошкольников 15
1.3. Формирование мышления дошкольников посредством дидактической
игры 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 27
2.1. Диагностика уровня сформированности мышления у дошкольников 27
2.2. Организация и проведение формирующего воздействия 34
2.3. Анализ результатов исследования 38
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современной практике дошкольного образования развитию мышления уделяется большое количество программного времени, так как большая часть видов учебной деятельности ориентированы непосредственно на данный компонент психического развития. Совместно с этим, развитие мышления является сложным и поступательным процессом, требующим существенных усилий со стороны преподавателей, дифференцированному подходу к любому воспитаннику для того, чтобы уровень заданий соответствовал способностям каждого ребёнка.
Актуальность. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее
совершенствование мышления на базе развивающегося воображения; улучшение мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж.Пиаже [45,с.78]. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов - свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Важный вывод, который был сделан У.В. Ульенковой [48,с.205] из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Цель исследования: выявить особенности развития мышления у дошкольников посредством дидактической игры.
Объект исследования: мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития мышления у дошкольников.
Гипотеза: дидактическая игра является эффективным средством развития мышления у дошкольников.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и виды мышления.
2. Изучить особенности развития мышления у дошкольников.
3. Рассмотреть особенности формирования мышления дошкольников посредством дидактической игры.
4. Определить уровень сформированности мышления у дошкольников.
5. Подобрать и апробировать дидактические игры для развития мышления дошкольников.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (тестирование, наблюдение).
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад №24 общеразвивающей направленности» г. Можги
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыты педагогические принципы организации и построения воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие мышления, посредством дидактических игр;
- выявлены эффективные средства, формы и методы учебно-воспитательной работы, способствующие развитию мышления.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по использованию дидактических игр как одного из средств развития мышления дошкольников.
Апробация результатов исследования: работа была представлена на VIII Международной научно - практической конференции (г. Кемерово Западно-Сибирский научный центр) 31 марта 2018 года с докладом на тему «Дидактическая игра как средство развития мышления у дошкольников».
Структура работы:
- введение содержит актуальность темы, объект и предмет исследования, цели, задачи, содержит сведения об использованных методах;
-глава 1 содержит результаты исследования теоретических положений, раскрывающих исследуемую проблему;
-глава 2 содержит результаты диагностики уровня сформированности мышления у дошкольников, результаты эмпирического исследования, описание организации и проведения формирующего воздействия;
-заключение содержит теоретические и практические результаты исследования;
-список литературы (50 источников) содержит указания на издания, которые использовались для написания работы;
-приложения.
Актуальность. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее
совершенствование мышления на базе развивающегося воображения; улучшение мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж.Пиаже [45,с.78]. Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, - нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов - свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Важный вывод, который был сделан У.В. Ульенковой [48,с.205] из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Цель исследования: выявить особенности развития мышления у дошкольников посредством дидактической игры.
Объект исследования: мышление у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство развития мышления у дошкольников.
Гипотеза: дидактическая игра является эффективным средством развития мышления у дошкольников.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и виды мышления.
2. Изучить особенности развития мышления у дошкольников.
3. Рассмотреть особенности формирования мышления дошкольников посредством дидактической игры.
4. Определить уровень сформированности мышления у дошкольников.
5. Подобрать и апробировать дидактические игры для развития мышления дошкольников.
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (тестирование, наблюдение).
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад №24 общеразвивающей направленности» г. Можги
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыты педагогические принципы организации и построения воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие мышления, посредством дидактических игр;
- выявлены эффективные средства, формы и методы учебно-воспитательной работы, способствующие развитию мышления.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по использованию дидактических игр как одного из средств развития мышления дошкольников.
Апробация результатов исследования: работа была представлена на VIII Международной научно - практической конференции (г. Кемерово Западно-Сибирский научный центр) 31 марта 2018 года с докладом на тему «Дидактическая игра как средство развития мышления у дошкольников».
Структура работы:
- введение содержит актуальность темы, объект и предмет исследования, цели, задачи, содержит сведения об использованных методах;
-глава 1 содержит результаты исследования теоретических положений, раскрывающих исследуемую проблему;
-глава 2 содержит результаты диагностики уровня сформированности мышления у дошкольников, результаты эмпирического исследования, описание организации и проведения формирующего воздействия;
-заключение содержит теоретические и практические результаты исследования;
-список литературы (50 источников) содержит указания на издания, которые использовались для написания работы;
-приложения.
В ходе нашего исследования, мы изучали развитие мышления детей дошкольного возраста. Мышление - это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Оно представляет большую значимость в общем психологическом развитии человека. В ходе изучения научной литературы выделены следующие виды мышления: наглядно - действенное, наглядно - образное, словесно - логическое. Каждый из них развивается на основе предыдущего и совершенствуется в течение всего существования человека. Также определили характерные черты мышления в дошкольном возрасте. Рассмотрев проблему развития операций мышления, мы выяснили, что дошкольный возраст наиболее сентиментален, сенситивен к обучению, направленному на развитие мышления. Мыслительные операции, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми хорошо, но нужна углубленная работа для более успешного развития мышления.
Сейчас часто встречается низкий уровень мыслительных операций, ребенок просто не может объяснить правила игры, использует очень маленький словарный запас, это очень плохо, ведь современная система образования направлена на то, чтобы ребенок сам познавал окружающий мир. Проведенное же исследование позволяет раскрыть все аспекты дидактической игры, доказывают пользу применения в обучении и воспитании детей дошкольного возраста такой формы, как игра, и через нее влиять на развитие мышления.
Дидактическая игра является одной из форм воспитательно - развивающей работы в программе ДОУ. Она используется для формирования у дошкольника интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является вооружение дошкольника общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно дидактическая игра предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
В исследовательской части были приведены результаты диагностики мышления старших дошкольников. На констатирующем этапе исследования мы выявили средний уровень развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Полученные результаты, легли в основу перспективного плана по усовершенствованию умений обобщать, классифицировать, абстрагировать, соединять, выявлять причинно-следственные связи с помощью задач. Контрольное исследование показало, что проведение дидактических игр на занятиях, в самостоятельной и совместной с детьми деятельности благоприятно повлияло на умственное развитие детей, оказало большое влияние на развитие жизненной активности, организаторских, коммуникативных и других не менее важных качеств личности, а самое главное повысили уровень развития мышления .
В конце проведенных занятий, для определения уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические методики констатирующего этапа. Произошло увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития мышления, а низкий уровень снизился до 0, что свидетельствует о положительной динамике развития логического мышления.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о повышении уровня мышления Выводы, сделанные по этой части работы подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Педагогическая работа позволила создать условия, необходимые для успешного развития мышления старших дошкольников. Наличие положительной динамики развития мышления у старших дошкольников подтвердило нашу гипотезу. Действительно, посредством дидактических игр мышление дошкольников развивается успешнее.
Таким образом, цел работы достигнута, задачи решены.
Подводя итоги всего вышесказанного, считаем, что дидактическая игра, как эффективное средство развития мышления, должна использоваться в образовательном процессе ДОУ как можно чаще.
Сейчас часто встречается низкий уровень мыслительных операций, ребенок просто не может объяснить правила игры, использует очень маленький словарный запас, это очень плохо, ведь современная система образования направлена на то, чтобы ребенок сам познавал окружающий мир. Проведенное же исследование позволяет раскрыть все аспекты дидактической игры, доказывают пользу применения в обучении и воспитании детей дошкольного возраста такой формы, как игра, и через нее влиять на развитие мышления.
Дидактическая игра является одной из форм воспитательно - развивающей работы в программе ДОУ. Она используется для формирования у дошкольника интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является вооружение дошкольника общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно дидактическая игра предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.
В исследовательской части были приведены результаты диагностики мышления старших дошкольников. На констатирующем этапе исследования мы выявили средний уровень развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Полученные результаты, легли в основу перспективного плана по усовершенствованию умений обобщать, классифицировать, абстрагировать, соединять, выявлять причинно-следственные связи с помощью задач. Контрольное исследование показало, что проведение дидактических игр на занятиях, в самостоятельной и совместной с детьми деятельности благоприятно повлияло на умственное развитие детей, оказало большое влияние на развитие жизненной активности, организаторских, коммуникативных и других не менее важных качеств личности, а самое главное повысили уровень развития мышления .
В конце проведенных занятий, для определения уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические методики констатирующего этапа. Произошло увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития мышления, а низкий уровень снизился до 0, что свидетельствует о положительной динамике развития логического мышления.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о повышении уровня мышления Выводы, сделанные по этой части работы подтверждают правильность выдвинутой гипотезы. Педагогическая работа позволила создать условия, необходимые для успешного развития мышления старших дошкольников. Наличие положительной динамики развития мышления у старших дошкольников подтвердило нашу гипотезу. Действительно, посредством дидактических игр мышление дошкольников развивается успешнее.
Таким образом, цел работы достигнута, задачи решены.
Подводя итоги всего вышесказанного, считаем, что дидактическая игра, как эффективное средство развития мышления, должна использоваться в образовательном процессе ДОУ как можно чаще.
Подобные работы
- Дидактическая игра как средство развития творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Дидактические игры как средство развития памяти детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Дидактические игры как средство мышления
дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020



