Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

Работа №44077

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 7
1.1. Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Специфика развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Виды дидактических игр в развитии познавательного интереса у
старших дошкольников 19
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 29
2.1. Диагностика развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2. Формирующая работа по развитию познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 41
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 58
Выводы по 2 главе 65
Заключение 67
Список использованной литературы 69

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста, что подтверждается реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательной активности ребёнка в различных видах деятельности.
Особую актуальность проблема познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в любознательности, интеллектуальной инициативе, стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие ребенка-дошкольника, расширяет содержание его познавательной потребности, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, способствует формированию произвольности его поведения, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из важных в детской психологии и педагогике, так как взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Проблеме познавательного интереса, способам его развития были посвящены исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, П.И. Гальперина, А.М. Матюшкина, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Г.М. Щукиной, Т.И. Шамовой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б.Эльконина, И.С. Якиманской и других.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности детей и систематической и целенаправленной воспитательной работы может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Большие возможности в развитии познавательного интереса у дошкольников представляют дидактические игры, посредством которых происходит расширение поля познаваемых объектов и явлений. В ходе игр у детей появляется необходимость узнать как можно больше интересного и нужного.
Проблема, связанная с развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры вызвана тем, что, несмотря на достаточную научно-методическую разработанность данного вопроса, в практике работы воспитателей наблюдается отсутствие системности и целенаправленности в работе. В связи с совершенствованием системы дошкольного образования, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо осуществить поиск эффективных приемов проведения дидактических игр с целью развития познавательных интересов старших дошкольников. Все это определяет актуальность данной работы.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактические игры для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного.
Цель данного исследования - выявить влияние дидактических игр на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие познавательного интереса в психолого¬педагогической литературе;
2. Изучить специфику развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть виды дидактических игр в развитии познавательного интереса у старших дошкольников;
4. Исследовать уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5. Провести формирующую работу по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры;
6. Дать анализ эффективности проведенной работы.
Гипотеза исследования. Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры будет эффективным, если:
- осуществляется диагностика познавательных интересов дошкольников;
- применяются предложенные дидактические игры;
- создана пространственная предметно-развивающая среда, способствующая самостоятельной познавательной и игровой деятельности детей.
В работе использовался комплекс методов: теоретические (систематизация, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция); эмпирические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогическая диагностика, включающая входной и итоговый этапы, анализ развивающей предметно-игровой среды, педагогическое наблюдение в ходе организации педагогического процесса по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, а также научные работы, как и отечественных, так зарубежных, исследователей. Проблема формирования познавательных интересов дошкольников раскрывается в работах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, А.П. Усовой, A.M. Фонарева и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации дидактических игр по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, разработке рекомендаций педагогам и родителям.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Образовательное Учреждение Детский сад № 4 «Экият» г. Мамадыш».
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении.
В ответ на вызовы современной ситуации в общих положениях ФГОС ДО законодательно закреплены принципы дошкольного образования. Среди них важное место занимает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.
В условиях ДОО должны использоваться специфические виды деятельности. Прежде всего, это формы игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка.
Дидактическая игра является основным средством формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, ведь именно через интерес происходит интеллектуальное и эмоционально¬личностное развитие ребенка. Обучая и развивая старших дошкольников в процессе дидактической игры, надо стремиться к тому, чтобы радость игры перешла в радость познания.
Экспериментальное исследование особенностей развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры было проведено в старшей группе МБДОУ «ДС № 4 «Экият» г. Мамадыш».
На протяжении шести месяцев в старшей группе осуществлялся педагогический эксперимент. Цель эксперимента: изучить возможности применения дидактических игр в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Были разработаны и апробированы дидактические игры, направленных на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Тематически комплекс дидактических игр был посвящен знакомству с различными видами профессиональной деятельности, с животным и растительным миром, с явлениями природы, с миром планеты Земля, с космосом.
Результаты проводимой работы свидетельствуют об эффективности развития познавательных интересов старших дошкольников посредством дидактической игры. Высокий уровень развития познавательной потребности у дошкольников увеличился на 20% и составил 70%, средний выявлен у 20%, низкий у 10% детей. В результате проводимой работы высокий уровень познавательной активности увеличился на 10% и составил у 40% детей, средний у 35%, низкий у 25%. Таким образом, положительная динамика развития познавательного интереса у старших дошкольников свидетельствует об эффективности проведенной работы.
В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры будет эффективным, если:
- осуществляется диагностика познавательных интересов дошкольников;
- применяются предложенные дидактические игры;
- создана пространственная предметно-развивающая среда, способствующая самостоятельной познавательной и игровой деятельности детей.



1. Аблитарова, А.Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст]/ А. Р. Аблитарова // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 107-110.
2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст]/ Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 147 с.
3. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного возраста [Текст]/ А.Н. Белоус. - М.: Сфера, 2009. - 187 с.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
5. Богатова, Е.А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера/ Е.А. Богатова // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 276-279.
6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 2006.-172с.
7. Бурлакова, Н.С. Проективные методы: теория, практика
применения к исследованию личности ребенка [Текст]/ Н.С. Бурлакова. - М.: Синтез, 2013. - 352 с.
8. Вавринюк, О.Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2224/
9. Венгер, А.Л. Психологические особенности шестилетних детей [Текст]/ Л.А. Венгер. - М.: Наука, 2008. - 287 с.
10. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2008. - 290 с.
11. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей. Сценарии праздников [Текст]/ М.М. Давыдова. - М.: Педагогика, 2007. - 180 с.
12. Двоеглазова, М. Психолого-педагогические условия развития игры как культурной практики дошкольного детства [Текст]/ М. Двоеглазова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11. - С. 12 - 16.
13. Зиновенко, О.А. Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/129/35628/
14. Зубкова, П.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста [Текст]/П.И. Зубкова. - М.: Просвещение, 2015. - 363 с.
15. Игра дошкольника [Текст]/ / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
16. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации [Текст]/ / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 122 с.
17. Ильина, Т. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. институтов / ТА. Ильина. - М.: Просвещение, 2008. - 260 с.
18. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 144 с.
19. Клопотова, Е.Е. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Текст]/ Е.Е. Клопотова, И.А. Самкова // Психологическая наука и образование. - 2017.- № 2. - C. 25-37
20. Кравцова, Е. Игра и произвольность [Текст]/Е. Кравцова //
Дошкольное воспитание. - 2017. - № 11 - С. 12. - 16.
21. Методы психолого-педагогической диагностики детской
одаренности [Текст] / Составитель Е.Ю. Рассказова.- Черногорск, 2013. - 75 с.
22. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.
23. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Обруч, 2012. - 107 с.
24. Мухаметшина, И.М. Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников с растениями [Текст] / И. М. Мухаметшина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 62-66.
25. Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов [Текст]/В.С. Мухина. Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 2009. - 187 с.
26. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2008. - 143 с.
27. Осипова, Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет [Текст]/ Е.А. Осипова. - М.: АРКТИ 2004. - 190 с.
28. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под. ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М. : Просвещение 2006. - 220 с.
29. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2009. - 230 с.
30. Пичаевская, Я.Л. Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно¬экспериментальной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28263/
31. Пологрудова, И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И. С. Пологрудова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2009. - 378 с.
33. Рудич, И.Н. Использование познавательных игр в непосредственно познавательной деятельности старших дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf
34. Рябова, Л.Н. Изучение познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/izuchenie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
35. Скоролупова, О.А. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста [Текст]/ О. А. Скоролупова, Л.В. Логинова.- М.: Синтез, 2016. - 112 с.
36. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
37. Слепцова, И. Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС дошкольного образования [Текст]/И. Слепцова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 2. - С. 20 - 26.
38. Строгонова, Ю.В. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/149/41716/
39. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
40. Танхаева, Е.Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http s: ZZmoluch.ru/archiveZ 137Z38444Z
41. Уржумова, А.С. Особенности познавательного развития дошкольников / А.С. Уржумова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:ZZeduherald.ru/ru/articleZview?id=15615
42. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебник для вузов [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2007. - 133 с.
43. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова Z Под редакцией А. В. Запорожца. - М.: Просвещение, 2008. - 281 с.
44. Феденкова, Е.В. Психолого-педагогическая сущность
познавательного интереса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: ZZmoluch.ruZarchiveZ202Z49498Z
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe- obrazovanie/fgos/fgos-do.html
46. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
47. Шевченко, О.Н. О познавательном интересе, начертальной геометрии и много другом [Текст] : учебное пособие / О.Н. Шевченко. - Орегнбург, 2008. - 230 с.
48. Шинкарёва, Н.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры [Текст] / Н.А. Шинкарёва // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 102-104.
49. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]/ / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2012. - 352 с.
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 184 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ