ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Проблема формирования здорового образа жизни у подростков 7
1.2. Современные представления о здоровье и здоровом образе жизни в
философии, психологии, медицине и педагогике 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ 20
2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытной работы 36
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Проблема формирования здорового образа жизни у подростков 7
1.2. Современные представления о здоровье и здоровом образе жизни в
философии, психологии, медицине и педагогике 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ 20
2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытной работы 36
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В диссертационном исследовании Н.Г.Попова подчеркивает, что «только 8 - 12% выпускников общеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 44% - хронические заболевания» [Попова, 2015: 4]. Наличие большого количества детей с теми или иными отклонениями в здоровье, в психике, а также тот факт, что в процессе обучения данные и ряд других проблем, касающихся здоровья, усугубляются, стали решающим фактором в выборе темы выпускной квалификационной работы. Те меры, которая предпринимает школа для укрепления здоровья обучающихся - спортивные мероприятия, тематические классные часы, физкульминутки и гимнастика для глаз на уроках, кружки, профилактика сезонных заболеваний играют важную роль в сохранении здоровья обучающихся. Однако необходима целенаправленная системная работа по формированию здорового образа жизни, построенная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, так как именно здоровье как ценность входит в состав национального богатства любой страны, а важность работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения выражается в осознании государством значимости ценности здоровья как существенной составляющей для общественно-полезной, творческой и будущей трудовой деятельности человека.
Согласно Закону РФ «Об образовании» (2012 год), общеобразовательная организация обязана создать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения» [Закон «Об образовании», ст.41, интернет ресурс].
Приоритетным направлением в работе современной школы является формирование здорового образа жизни школьника, что может быть реализовано только благодаря созданию благоприятной школьной среды через здоровьесберегающие технологии, рациональную организацию учебного процесса, активные формы физического развития и ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Тема данной выпускной квалификационной работы была заявлена как «Формирование здорового образа жизни у подростков», так как именно в подростковый период проблема усугубляется тем более, что в силу кризисного периода жизни некоторая часть обучающихся поддается соблазну испытать новые чувства, переживания, которые получает при помощи никотина, алкоголя или даже наркотических веществ; кто-то погружается в мир виртуальных игр, социальных сетей; идея жить согласно определенному режиму дня многими воспринимается скептически и т.д. Современные исследователи факторами, отрицательно влияющими на здоровье подрастающего поколения, называют снижение двигательной активности школьников, недостаточное качество школьного питания; низкий уровень работы медицинских служб по контролю состояния здоровья детей; несоблюдение физиолого-гигиенических требований при проведении образовательного процесса, отсутствие системы профилактических мероприятий по табакокурению, потреблению алкоголя содержащих напитков, наркотиков, опасной информации и др., возрастание учебной нагрузки на школьника, вызывающей переутомление и стресс и др. [Попова, 2015: 21 - 22]. Значит, актуальным является работа по охране здоровья подростков в вышеназванных направлениях.
Теоретическая и методическая основа выпускной квалификационной работы. Различные аспекты формирования здорового образа жизни достаточно подробно изучены. Вместе с тем остается открытым вопрос о систематизации традиционной и инновационной информации и её адаптации для целенаправленного применения в современной школьной педагогике. В числе значительных нами отмечены труды, посвященные формированию здорового образа жизни у подростков. Таковыми являются труды Л.Б. Дыхан, Т.И. Исаевой, В.Н. Куликова, В.О. Морозова, А.М. Сивцовой, Д.Ю. Соловьевой.
Объект выпускной квалификационной работы - процесс формирования здорового образа жизни подростков.
Предметом выпускной квалификационной работы являются методы и формы работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся подросткового возраста.
Цель данной курсовой работы определена как выявление эффективных методов и форм работы по формированию здорового образа жизни у подростков и проверка их эффективности опытно-экспериментальным путем.
Постановка данной цели вызывает необходимость решения следующих конкретных задач:
- изучить научную педагогическую, психологическую, медицинскую и методическую литературу по проблемам сохранения здоровья, выделения критериев здоровья, возможностями школы в формировании здорового образа жизни;
- раскрыть сущность и содержание здорового образа жизни подростков;
- охарактеризовать специфику содержания работы по формированию здорового образа жизни подростков;
- выявить и экспериментально проверить эффективность методов и форм работы, способствующих формированию здорового образа жизни подростков.
Гипотеза исследования - формирование здорового образа жизни у подростков будет более эффективным, если:
- будет осуществлен учет сущностных и содержательных характеристик здорового образа жизни;
- будут учтены особенности подросткового возраста;
- будет вестись разнонаправленная работа по формированию здорового образа жизни.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс методов:
- теоретический (анализ педагогической, психологической, медицинской и методической литературы, обобщение);
- практический (педагогический эксперимент);
- поисковые исследования;
- психолого-педагогический и социологический методы (опрос, анкетирование, наблюдение);
- статистические методы обработки материалов исследования.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы классными руководителями V - VIII классов, а также студентами, проходящими практику в школах.
Структура работы представлена следующим образом: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и приложение.
Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, теоретическая и методическая основа, выделены объект и предмет исследования, определены цели и задачи, гипотеза исследования, перечислены методы, определена теоретическая и практическая значимость, а также структура исследования.
В рамках первой главы изучаются современные представления о здоровье и здоровом образе жизни в философии, психологии, медицине и педагогике; освещается проблема формирования здорового образа жизни у подростков в историческом освещении и в условиях современной школы.
Во второй главе охарактеризовывается организация и ход опытно-экспериментальной работы; даётся анализ и интерпретация результатов опытной работы.
В заключении предложены основные выводы. Библиографический список включает в себя наименования учебной и научной литературы, интернет-ресурсов. В приложении приводится методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» и тест «Сохраним свое здоровье»
Согласно Закону РФ «Об образовании» (2012 год), общеобразовательная организация обязана создать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения» [Закон «Об образовании», ст.41, интернет ресурс].
Приоритетным направлением в работе современной школы является формирование здорового образа жизни школьника, что может быть реализовано только благодаря созданию благоприятной школьной среды через здоровьесберегающие технологии, рациональную организацию учебного процесса, активные формы физического развития и ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Тема данной выпускной квалификационной работы была заявлена как «Формирование здорового образа жизни у подростков», так как именно в подростковый период проблема усугубляется тем более, что в силу кризисного периода жизни некоторая часть обучающихся поддается соблазну испытать новые чувства, переживания, которые получает при помощи никотина, алкоголя или даже наркотических веществ; кто-то погружается в мир виртуальных игр, социальных сетей; идея жить согласно определенному режиму дня многими воспринимается скептически и т.д. Современные исследователи факторами, отрицательно влияющими на здоровье подрастающего поколения, называют снижение двигательной активности школьников, недостаточное качество школьного питания; низкий уровень работы медицинских служб по контролю состояния здоровья детей; несоблюдение физиолого-гигиенических требований при проведении образовательного процесса, отсутствие системы профилактических мероприятий по табакокурению, потреблению алкоголя содержащих напитков, наркотиков, опасной информации и др., возрастание учебной нагрузки на школьника, вызывающей переутомление и стресс и др. [Попова, 2015: 21 - 22]. Значит, актуальным является работа по охране здоровья подростков в вышеназванных направлениях.
Теоретическая и методическая основа выпускной квалификационной работы. Различные аспекты формирования здорового образа жизни достаточно подробно изучены. Вместе с тем остается открытым вопрос о систематизации традиционной и инновационной информации и её адаптации для целенаправленного применения в современной школьной педагогике. В числе значительных нами отмечены труды, посвященные формированию здорового образа жизни у подростков. Таковыми являются труды Л.Б. Дыхан, Т.И. Исаевой, В.Н. Куликова, В.О. Морозова, А.М. Сивцовой, Д.Ю. Соловьевой.
Объект выпускной квалификационной работы - процесс формирования здорового образа жизни подростков.
Предметом выпускной квалификационной работы являются методы и формы работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся подросткового возраста.
Цель данной курсовой работы определена как выявление эффективных методов и форм работы по формированию здорового образа жизни у подростков и проверка их эффективности опытно-экспериментальным путем.
Постановка данной цели вызывает необходимость решения следующих конкретных задач:
- изучить научную педагогическую, психологическую, медицинскую и методическую литературу по проблемам сохранения здоровья, выделения критериев здоровья, возможностями школы в формировании здорового образа жизни;
- раскрыть сущность и содержание здорового образа жизни подростков;
- охарактеризовать специфику содержания работы по формированию здорового образа жизни подростков;
- выявить и экспериментально проверить эффективность методов и форм работы, способствующих формированию здорового образа жизни подростков.
Гипотеза исследования - формирование здорового образа жизни у подростков будет более эффективным, если:
- будет осуществлен учет сущностных и содержательных характеристик здорового образа жизни;
- будут учтены особенности подросткового возраста;
- будет вестись разнонаправленная работа по формированию здорового образа жизни.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс методов:
- теоретический (анализ педагогической, психологической, медицинской и методической литературы, обобщение);
- практический (педагогический эксперимент);
- поисковые исследования;
- психолого-педагогический и социологический методы (опрос, анкетирование, наблюдение);
- статистические методы обработки материалов исследования.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы классными руководителями V - VIII классов, а также студентами, проходящими практику в школах.
Структура работы представлена следующим образом: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и приложение.
Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, теоретическая и методическая основа, выделены объект и предмет исследования, определены цели и задачи, гипотеза исследования, перечислены методы, определена теоретическая и практическая значимость, а также структура исследования.
В рамках первой главы изучаются современные представления о здоровье и здоровом образе жизни в философии, психологии, медицине и педагогике; освещается проблема формирования здорового образа жизни у подростков в историческом освещении и в условиях современной школы.
Во второй главе охарактеризовывается организация и ход опытно-экспериментальной работы; даётся анализ и интерпретация результатов опытной работы.
В заключении предложены основные выводы. Библиографический список включает в себя наименования учебной и научной литературы, интернет-ресурсов. В приложении приводится методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» и тест «Сохраним свое здоровье»
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы изучили особенности формирования здорового образа жизни у подростков. Подытожив результаты, отмечаем следующее.
Здоровье человека в культуре любого народа является наивысшей ценностью. Еще древние философы сопоставляли такие понятия как счастье и здоровье, активная деятельность во благо людей и здоровье. Однако все большую озабоченность вызывает тот факт, что проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В условиях школы работа над формированием здорового образа жизни, положительной мотивации к своему и чужому здоровью должна начинаться с первых ступеней, то есть с начального класса.
Существует множество работ, исследующих эту проблему с разного ракурса. Однако свои особенности имеет работа по формированию ценностного отношения к здоровью с подростками. В отличие от учащихся младших классов, они не воспринимают сказанное учителем как истину и готовы спорить, более того, теоретически проблема здорового образа жизни им не интересна, уже известна, а претворять в жизнь идеи такого образа жизни они в большинстве своем не готовы. Поэтому работа по формированию здорового образа жизни должна быть не поучительной, а научно-познавательной, интересной, должны быть предложены разнообразные формы работы, должно оставаться место для самовыражения подростков.
Учитывая масштабы проблемы, возрастные особенности и особенности восприятия подростками собственного здоровья, мы разработали и реализовали программу по формированию здорового образа жизни у подростков, которая была апробирована в ходе педагогического эксперимента.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе гимназии № 2 г. Елабуги с учащимися 7-х классов. 7 «А» был выбран как экспериментальная, а 7 «Б» как контрольная группы. Работа контрольной группы велась по традиционной программе. В 7 «А» классе же осуществляли работу программы по формированию здорового образа жизни по шести направлениям:
1) профилактика стрессовых ситуаций;
2) развитие двигательной активности;
3) медико-гигиеническое направление;
4) профилактика вредных привычек;
5) ознакомление с основой здорового (рационального) питания;
6) знакомство с оздоровительными средствами в народной медицине.
Целью применения данной программы являлось формирование активного сознательного отношения к здоровью, приобретение навыков и привычек нацеленных на укрепление здоровья для полноценной интеграции школьников в социум.
В работе применялись разные формы деятельности: тренинг, проведение тематических мероприятий, конкурсы, подвижные игры, классные часы. В реализации программы по формированию здорового образа жизни помимо классного руководителя принимали участие школьный психолог, медицинская сестра, а также приглашенные медицинские работники из лечебно-профилактических учреждений. В результате работы у учащихся произошли следующие качественные и количественные изменения: в конце работы у 13 % учащихся сформировался высокий уровень заботы о своём здоровье (в контрольной группе таких высоких показателей не обозначилось); уровень «выше среднего» у 33 % (в контрольной группе у 13 %), уровень «средний» у 47 % (в контрольной группе у 40 %), уровень ниже среднего у 7 % (в контрольной группе у 27 %), уровень «низкий» не был выявлен ни у кого (в контрольной группе - у 20 % обучающихся).
Полученные в ходе выполненной работы теоретические выводы и результаты опытной работы позволяют подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы: формирование здорового образа жизни у подростков возможно при условиях учета содержательных характеристик здорового образа жизни; учета особенности подросткового возраста; организации разнонаправленной, практико-ориентированной работы по формированию здорового образа жизни.
На основании итогов экспериментального исследования можно дать следующие рекомендации:
1) необходимо предоставить подросткам объективные и соответствующие их возрастным особенностям знания, способствующие формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения;
2) необходимо в учебное и внеучебное время учить подростков приемам укрепления и совершенствования физического состояния организма, в том числе и нетрадиционными методами и психологическими методиками (народная медицина, психологические тренинги);
3) необходимо формировать ценностное отношение к здоровью при помощи развлекательных мероприятий и бесед во время классных часов;
4) необходимо способствовать физической активизации обучающихся посредством организации игр на свежем воздухе и спортивных мероприятий;
5) необходимо формировать устойчивое положительное и бережное отношения к природе посредством бесед по литературным произведениям;
6) необходимо объяснять подросткам прямую взаимосвязь между питанием и здоровьем, питанием и самочувствием во время тематических викторин, классных часов.
Подытоживая, отметим и тот факт, что исследование данной темы в рамках одной выпускной квалификационной работы не может претендовать на полную объективность. Однако материалы данной работы могут служить базой для дальнейших исследований.
Здоровье человека в культуре любого народа является наивысшей ценностью. Еще древние философы сопоставляли такие понятия как счастье и здоровье, активная деятельность во благо людей и здоровье. Однако все большую озабоченность вызывает тот факт, что проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В условиях школы работа над формированием здорового образа жизни, положительной мотивации к своему и чужому здоровью должна начинаться с первых ступеней, то есть с начального класса.
Существует множество работ, исследующих эту проблему с разного ракурса. Однако свои особенности имеет работа по формированию ценностного отношения к здоровью с подростками. В отличие от учащихся младших классов, они не воспринимают сказанное учителем как истину и готовы спорить, более того, теоретически проблема здорового образа жизни им не интересна, уже известна, а претворять в жизнь идеи такого образа жизни они в большинстве своем не готовы. Поэтому работа по формированию здорового образа жизни должна быть не поучительной, а научно-познавательной, интересной, должны быть предложены разнообразные формы работы, должно оставаться место для самовыражения подростков.
Учитывая масштабы проблемы, возрастные особенности и особенности восприятия подростками собственного здоровья, мы разработали и реализовали программу по формированию здорового образа жизни у подростков, которая была апробирована в ходе педагогического эксперимента.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе гимназии № 2 г. Елабуги с учащимися 7-х классов. 7 «А» был выбран как экспериментальная, а 7 «Б» как контрольная группы. Работа контрольной группы велась по традиционной программе. В 7 «А» классе же осуществляли работу программы по формированию здорового образа жизни по шести направлениям:
1) профилактика стрессовых ситуаций;
2) развитие двигательной активности;
3) медико-гигиеническое направление;
4) профилактика вредных привычек;
5) ознакомление с основой здорового (рационального) питания;
6) знакомство с оздоровительными средствами в народной медицине.
Целью применения данной программы являлось формирование активного сознательного отношения к здоровью, приобретение навыков и привычек нацеленных на укрепление здоровья для полноценной интеграции школьников в социум.
В работе применялись разные формы деятельности: тренинг, проведение тематических мероприятий, конкурсы, подвижные игры, классные часы. В реализации программы по формированию здорового образа жизни помимо классного руководителя принимали участие школьный психолог, медицинская сестра, а также приглашенные медицинские работники из лечебно-профилактических учреждений. В результате работы у учащихся произошли следующие качественные и количественные изменения: в конце работы у 13 % учащихся сформировался высокий уровень заботы о своём здоровье (в контрольной группе таких высоких показателей не обозначилось); уровень «выше среднего» у 33 % (в контрольной группе у 13 %), уровень «средний» у 47 % (в контрольной группе у 40 %), уровень ниже среднего у 7 % (в контрольной группе у 27 %), уровень «низкий» не был выявлен ни у кого (в контрольной группе - у 20 % обучающихся).
Полученные в ходе выполненной работы теоретические выводы и результаты опытной работы позволяют подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы: формирование здорового образа жизни у подростков возможно при условиях учета содержательных характеристик здорового образа жизни; учета особенности подросткового возраста; организации разнонаправленной, практико-ориентированной работы по формированию здорового образа жизни.
На основании итогов экспериментального исследования можно дать следующие рекомендации:
1) необходимо предоставить подросткам объективные и соответствующие их возрастным особенностям знания, способствующие формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения;
2) необходимо в учебное и внеучебное время учить подростков приемам укрепления и совершенствования физического состояния организма, в том числе и нетрадиционными методами и психологическими методиками (народная медицина, психологические тренинги);
3) необходимо формировать ценностное отношение к здоровью при помощи развлекательных мероприятий и бесед во время классных часов;
4) необходимо способствовать физической активизации обучающихся посредством организации игр на свежем воздухе и спортивных мероприятий;
5) необходимо формировать устойчивое положительное и бережное отношения к природе посредством бесед по литературным произведениям;
6) необходимо объяснять подросткам прямую взаимосвязь между питанием и здоровьем, питанием и самочувствием во время тематических викторин, классных часов.
Подытоживая, отметим и тот факт, что исследование данной темы в рамках одной выпускной квалификационной работы не может претендовать на полную объективность. Однако материалы данной работы могут служить базой для дальнейших исследований.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические средства формирования здорового образа жизни у подростков силами специалистов разных ведомств и организаций
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021 - Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках биологии и химии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2016 - «Формирование здорового образа жизни младших подростков в процессе обучения
физике»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования здорового образа жизни у школьников 14-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018



