ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. Проблема формирования здорового образа жизни у подростков 7
1.2. Современные представления о здоровье и здоровом образе жизни в
философии, психологии, медицине и педагогике 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ 20
2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытной работы 36
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В диссертационном исследовании Н.Г.Попова подчеркивает, что «только 8 - 12% выпускников общеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 44% - хронические заболевания» [Попова, 2015: 4]. Наличие большого количества детей с теми или иными отклонениями в здоровье, в психике, а также тот факт, что в процессе обучения данные и ряд других проблем, касающихся здоровья, усугубляются, стали решающим фактором в выборе темы выпускной квалификационной работы. Те меры, которая предпринимает школа для укрепления здоровья обучающихся - спортивные мероприятия, тематические классные часы, физкульминутки и гимнастика для глаз на уроках, кружки, профилактика сезонных заболеваний играют важную роль в сохранении здоровья обучающихся. Однако необходима целенаправленная системная работа по формированию здорового образа жизни, построенная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, так как именно здоровье как ценность входит в состав национального богатства любой страны, а важность работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения выражается в осознании государством значимости ценности здоровья как существенной составляющей для общественно-полезной, творческой и будущей трудовой деятельности человека.
Согласно Закону РФ «Об образовании» (2012 год), общеобразовательная организация обязана создать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения» [Закон «Об образовании», ст.41, интернет ресурс].
Приоритетным направлением в работе современной школы является формирование здорового образа жизни школьника, что может быть реализовано только благодаря созданию благоприятной школьной среды через здоровьесберегающие технологии, рациональную организацию учебного процесса, активные формы физического развития и ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Тема данной выпускной квалификационной работы была заявлена как «Формирование здорового образа жизни у подростков», так как именно в подростковый период проблема усугубляется тем более, что в силу кризисного периода жизни некоторая часть обучающихся поддается соблазну испытать новые чувства, переживания, которые получает при помощи никотина, алкоголя или даже наркотических веществ; кто-то погружается в мир виртуальных игр, социальных сетей; идея жить согласно определенному режиму дня многими воспринимается скептически и т.д. Современные исследователи факторами, отрицательно влияющими на здоровье подрастающего поколения, называют снижение двигательной активности школьников, недостаточное качество школьного питания; низкий уровень работы медицинских служб по контролю состояния здоровья детей; несоблюдение физиолого-гигиенических требований при проведении образовательного процесса, отсутствие системы профилактических мероприятий по табакокурению, потреблению алкоголя содержащих напитков, наркотиков, опасной информации и др., возрастание учебной нагрузки на школьника, вызывающей переутомление и стресс и др. [Попова, 2015: 21 - 22]. Значит, актуальным является работа по охране здоровья подростков в вышеназванных направлениях.
Теоретическая и методическая основа выпускной квалификационной работы. Различные аспекты формирования здорового образа жизни достаточно подробно изучены. Вместе с тем остается открытым вопрос о систематизации традиционной и инновационной информации и её адаптации для целенаправленного применения в современной школьной педагогике. В числе значительных нами отмечены труды, посвященные формированию здорового образа жизни у подростков. Таковыми являются труды Л.Б. Дыхан, Т.И. Исаевой, В.Н. Куликова, В.О. Морозова, А.М. Сивцовой, Д.Ю. Соловьевой.
Объект выпускной квалификационной работы - процесс формирования здорового образа жизни подростков.
Предметом выпускной квалификационной работы являются методы и формы работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся подросткового возраста.
Цель данной курсовой работы определена как выявление эффективных методов и форм работы по формированию здорового образа жизни у подростков и проверка их эффективности опытно-экспериментальным путем.
Постановка данной цели вызывает необходимость решения следующих конкретных задач:
- изучить научную педагогическую, психологическую, медицинскую и методическую литературу по проблемам сохранения здоровья, выделения критериев здоровья, возможностями школы в формировании здорового образа жизни;
- раскрыть сущность и содержание здорового образа жизни подростков;
- охарактеризовать специфику содержания работы по формированию здорового образа жизни подростков;
- выявить и экспериментально проверить эффективность методов и форм работы, способствующих формированию здорового образа жизни подростков.
Гипотеза исследования - формирование здорового образа жизни у подростков будет более эффективным, если:
- будет осуществлен учет сущностных и содержательных характеристик здорового образа жизни;
- будут учтены особенности подросткового возраста;
- будет вестись разнонаправленная работа по формированию здорового образа жизни.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс методов:
- теоретический (анализ педагогической, психологической, медицинской и методической литературы, обобщение);
- практический (педагогический эксперимент);
- поисковые исследования;
- психолого-педагогический и социологический методы (опрос, анкетирование, наблюдение);
- статистические методы обработки материалов исследования.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы классными руководителями V - VIII классов, а также студентами, проходящими практику в школах.
Структура работы представлена следующим образом: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и приложение.
Во введении дано обоснование актуальности исследуемой темы, теоретическая и методическая основа, выделены объект и предмет исследования, определены цели и задачи, гипотеза исследования, перечислены методы, определена теоретическая и практическая значимость, а также структура исследования.
В рамках первой главы изучаются современные представления о здоровье и здоровом образе жизни в философии, психологии, медицине и педагогике; освещается проблема формирования здорового образа жизни у подростков в историческом освещении и в условиях современной школы.
Во второй главе охарактеризовывается организация и ход опытно-экспериментальной работы; даётся анализ и интерпретация результатов опытной работы.
В заключении предложены основные выводы. Библиографический список включает в себя наименования учебной и научной литературы, интернет-ресурсов. В приложении приводится методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» и тест «Сохраним свое здоровье»
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы изучили особенности формирования здорового образа жизни у подростков. Подытожив результаты, отмечаем следующее.
Здоровье человека в культуре любого народа является наивысшей ценностью. Еще древние философы сопоставляли такие понятия как счастье и здоровье, активная деятельность во благо людей и здоровье. Однако все большую озабоченность вызывает тот факт, что проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В условиях школы работа над формированием здорового образа жизни, положительной мотивации к своему и чужому здоровью должна начинаться с первых ступеней, то есть с начального класса.
Существует множество работ, исследующих эту проблему с разного ракурса. Однако свои особенности имеет работа по формированию ценностного отношения к здоровью с подростками. В отличие от учащихся младших классов, они не воспринимают сказанное учителем как истину и готовы спорить, более того, теоретически проблема здорового образа жизни им не интересна, уже известна, а претворять в жизнь идеи такого образа жизни они в большинстве своем не готовы. Поэтому работа по формированию здорового образа жизни должна быть не поучительной, а научно-познавательной, интересной, должны быть предложены разнообразные формы работы, должно оставаться место для самовыражения подростков.
Учитывая масштабы проблемы, возрастные особенности и особенности восприятия подростками собственного здоровья, мы разработали и реализовали программу по формированию здорового образа жизни у подростков, которая была апробирована в ходе педагогического эксперимента.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе гимназии № 2 г. Елабуги с учащимися 7-х классов. 7 «А» был выбран как экспериментальная, а 7 «Б» как контрольная группы. Работа контрольной группы велась по традиционной программе. В 7 «А» классе же осуществляли работу программы по формированию здорового образа жизни по шести направлениям:
1) профилактика стрессовых ситуаций;
2) развитие двигательной активности;
3) медико-гигиеническое направление;
4) профилактика вредных привычек;
5) ознакомление с основой здорового (рационального) питания;
6) знакомство с оздоровительными средствами в народной медицине.
Целью применения данной программы являлось формирование активного сознательного отношения к здоровью, приобретение навыков и привычек нацеленных на укрепление здоровья для полноценной интеграции школьников в социум.
В работе применялись разные формы деятельности: тренинг, проведение тематических мероприятий, конкурсы, подвижные игры, классные часы. В реализации программы по формированию здорового образа жизни помимо классного руководителя принимали участие школьный психолог, медицинская сестра, а также приглашенные медицинские работники из лечебно-профилактических учреждений. В результате работы у учащихся произошли следующие качественные и количественные изменения: в конце работы у 13 % учащихся сформировался высокий уровень заботы о своём здоровье (в контрольной группе таких высоких показателей не обозначилось); уровень «выше среднего» у 33 % (в контрольной группе у 13 %), уровень «средний» у 47 % (в контрольной группе у 40 %), уровень ниже среднего у 7 % (в контрольной группе у 27 %), уровень «низкий» не был выявлен ни у кого (в контрольной группе - у 20 % обучающихся).
Полученные в ходе выполненной работы теоретические выводы и результаты опытной работы позволяют подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы: формирование здорового образа жизни у подростков возможно при условиях учета содержательных характеристик здорового образа жизни; учета особенности подросткового возраста; организации разнонаправленной, практико-ориентированной работы по формированию здорового образа жизни.
На основании итогов экспериментального исследования можно дать следующие рекомендации:
1) необходимо предоставить подросткам объективные и соответствующие их возрастным особенностям знания, способствующие формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения;
2) необходимо в учебное и внеучебное время учить подростков приемам укрепления и совершенствования физического состояния организма, в том числе и нетрадиционными методами и психологическими методиками (народная медицина, психологические тренинги);
3) необходимо формировать ценностное отношение к здоровью при помощи развлекательных мероприятий и бесед во время классных часов;
4) необходимо способствовать физической активизации обучающихся посредством организации игр на свежем воздухе и спортивных мероприятий;
5) необходимо формировать устойчивое положительное и бережное отношения к природе посредством бесед по литературным произведениям;
6) необходимо объяснять подросткам прямую взаимосвязь между питанием и здоровьем, питанием и самочувствием во время тематических викторин, классных часов.
Подытоживая, отметим и тот факт, что исследование данной темы в рамках одной выпускной квалификационной работы не может претендовать на полную объективность. Однако материалы данной работы могут служить базой для дальнейших исследований.
1. Абаев А.М. Формирование основ здорового образа жизни у подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2007. - 188 с.
2. Агаджанян Н.А., Труханов А.И., Шендеров Б.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. - М., 2002. - 269 с.
3. Амусов А. Раздумья о здоровье. - Москва: Медицина, 2007. - 116 с.
4. Антонелене Э.Н. Воспитание культуры здоровья ребенка в условиях инновационного образовательного учреждения. - Ставрополь, 2006. - 208 с.
5. Антропова М.В. Организация режима дня школьника. - М.: Учпедгиз, 1957. - 81 с.
6. Апанасенко Г. Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
7. Аракчеева Н. Заботимся о здоровье школьников // Магариф. - 2010. - №12. - 83 - 85 с.
8. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии:
иейропсихологический подход // Вопросы психологии. - 2002. - №4. - 101 - 111 с.
9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.
10. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 240 с.
11. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
12. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1979. - 1 т. - 304 с.
13. Богачова Т.Ю. Здоровье в системе ценностей современного специалиста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 24 с.
14. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - Т. 2. - 768 с.
15. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 300 с.
16. Булич Э., Муравов И. От понимания сущности здоровья к его диагностике и целенаправленной стимуляции // Валеология. - 2004. - №1. - 4- 12 с.
17. Воробьев Р.В. Феномен здоровья: онтологический анализ: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Саратов, 2013. - 22 с.
18. Врачинская Т.В. Становление педагогической конфликтологии в педагогическом наследии Л.Н. Толстого: Дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2003. - 178 с.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
20. Гатауллина М.Х. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985 - 2000 гг.): Монография. - Казань: Печатный двор, 2001. - 128 с.
21. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.
- М.: Владос-Пресс, 2004. - 264 с.
22. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 412 с.
23. Дэбэева Т.Б. Социальные функции семьи в процессе формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи: Дис. ... канд. соц. наук. - Улан-Удэ, 2009. - 159 с.
24. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для
студ. заочной и дистанционной формы обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.
25. Завьялов А.Е. Формирование здорового образа жизни молодежи в современной России: Дис. ... канд. соц. наук. - Москва, 2013. - 129 с.
26. Исаева Т.И. Формирование здорового образа жизни подростка народными оздоровительными средствами: Дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2014. - 231 с.
27. Козлова Е.В., Каргаполов В.П. Использование
здоровьесберегающей технологии в профессиональной подготовке студентов гуманитарного вуза: монография. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного гуманитарного университета, 2011. - 148 с.
28. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - С¬Пб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
29. Куликов В.Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней общеобразовательной школе: Дис. . канд. пед. наук. - Киров, 2002. - 181 с.
30. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. - Москва, 2000. - 235 с.
31. Малютина М.В. Формирование культуры здорового образа жизни подростков в учреждении дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005. - 176 с.
32. Морозов В.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы (теоретико-практические аспекты): Монография. - Орск: изд-во ОРГТИ филиала (ОГУ). - 2014. - 188 с.
33. Ошо. Медитация для занятых людей. Стратегия победы над стрессом для тех, кому некогда медитировать. - Санкт-Петербург: Весь, 2015. - 224 с.
34. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917 - 1980). - М.: Педагогика, 1986. - 288 с.
35. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - М.: Соврем. Слово, 2005. - 720 с.
36. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. -
Москва: Издательский центр “Академия”, 1998. - 512 с.
37. Педагогика. Учеб. пособие. - М.: Российское пед.агентство, 1996. - 604 с.
38. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
39. Педагогическое наследие: Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. - Москва: Педагогика, 1989. - 416 с.
40. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Владос, 1999. - 256 с.
41. Семенова Е.Л. Формирование культуры здоровья подрастающего поколения: проблемы становления и развития: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.
42. Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного - младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 25 с.
43. Соловьева Д.Ю. Программа профилактики вредных привычек у пятиклассников // Справочник педагога-психолога. - 2015. - № 8. - 54 - 72 с.
44. Социологический энциклопедический словарь. - М.:
Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. - 488 с.
45. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1980. - Т. 2. - 450 с.
46. Тубчинова В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2005. - 28 с.
47. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 1999. - 520 с.
48. Янбухтин Т.А. Формирование культуры здорового образа жизни старших подростков в детских спортивно-оздоровительных объединениях по месту жительства: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2011. - 159 с.
II. Интернет-ресурсы:
49. Пурин В.Д. Что мешает мне вести здоровый образ жизни?. -
URL:https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00359.htm (дата обращения:
10.12.2017).
50. Склярова, Т. Возрастная педагогика и психология. - URL: file:///C:/Users/v5-
552/AppData/Local/T emp/Rar.109/Склярова%20Т.,%20Янушкявичене%20О.%20Возрастная%20педагогика%20и%20психология.1Ь2 (дата обращения: 10.12.2017).