Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 7
1.1 Подходы к формированию личности дошкольника в психологической и
педагогической литературе 7
1.2 Особенности формирования нравственной сферы личности дошкольника 17
1.3 Сказка и ее влияние на формирование личностной сферы дошкольника. 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 39
2.1 Диагностическое исследование личностного развития детей старшего
дошкольного возраста 39
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных
личностных качеств посредством реализации системы занятий 43
2.3 Анализ эффективности, реализованной опытно-экспериментальной
работы 46
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по развитию личности
дошкольника 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
На современном этапе российского общества наблюдается деформация ментальных ценностей и ориентаций личности. В этот период особенно актуальной является проблема воспитания подрастающего поколения. Опыт и идеи народной культуры в процессе формирования личности выступают не только как связующее звено, сложившихся норм и правил, но и как возможность ввести ребенка в социум, прививая в его сознании привычку и убежденность необходимости соблюдать эти нормы и правила, которые, постепенно, становятся потребностью и привычкой личности. Об этой закономерности в своих работах говорили В.И. Логинова [34], Н.А. Сакович [47], Д.Ю. Соколов [48] и др. Общеизвестно, что главным продуктом народного творчества является сказка. В педагогике и психологии проблеме развития социально - нравственных качеств в той или иной степени посвящали свои работы: Б.Г. Ананьев [2], Ю.К. Бабанский [4], П.П. Блонский [6], Л.И. Божович [7], Л.А. Венгер [10], Н.А. Менчинская [37], Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина [51] и др. Работы по проблеме духовно¬нравственного воспитания находится в центре научных интересов отечественных и зарубежных ученых. Имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание (А.В. Булатова, A.M. Виноградова [11], Р.И. Жуковская, С.А. Козлова [24], Т.А. Куликова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева [41], Л.Г. Нисканен [42], Л. Пеньковская [45], Т.И. Пониманская, В.Г. Фокина.
Сказкотерапия - это форма для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм [53], Э. Берн [5], Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина [44], Е. Лисина [31], Е. Петрова [54], Р. Азовцева и т.д.
Несмотря на изученность проблемы формирования личности в дошкольном возрасте, особенности использования сказки как опыта народной культуры в процессе личностного развития дошкольника в научной литературе освещено слабо, что определяет актуальность темы исследования.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Проанализировать подходы к формированию личности дошкольника в психологической и педагогической литературе.
2. Выделить особенности формирования нравственной сферы личности дошкольника.
3. Дать психолого-педагогическую характеристику сказки.
4. Описать влияние сказки на формирование личностной сферы дошкольника.
5. Провести опытно - экспериментальное исследование влияния сказки на становление личности дошкольника.
Объект исследования - личностное развитие в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования - психологический потенциал сказки как средства формирования личности в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования - сказка оказывает положительное влияние на формирование нравственно - эмоциональных качеств личности дошкольника.
База исследования: МАДОУ №112 «Мозаика» г. Набережные Челны, Республика Татарстан.
Теоретико - методологическая основа исследования: теория воспитания и развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили [1], Ю.К. Бабанский [4], Л.А. Венгер [10], Д.Б. Эльконин [55] и др.); идеи психолого¬педагогической культуры (Б.Т. Лихачев [32], К.Д. Ушинский [50] и др.); идеи о формировании личности и ее нравственного потенциала (П.П. Блонский [6], Л.И. Божович [7], А.С. Макаренко [36], К.Д. Ушинский [50], Д.Б. Эльконин [56] и др.), работы в области этнопедагогики.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого¬ педагогической литературы, материалов и публикаций в педагогической и периодической печати, изучение педагогического опыта); эмпирические методы (наблюдение, индивидуальные беседы с детьми; экспериментальная работа, которая включает организацию констатирующего этапа по изучению личностного развития детей старшего дошкольного возраста; проведение формирующего этапа по практической реализации формирования личности дошкольника с использованием психологического потенциала сказки).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована проблема психологического влияния сказки на личностное развитие старших дошкольников, рассмотрены педагогические условия личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному творчеству.
Практическая значимость заключается в том, что разработана и реализована система занятий с детьми дошкольного возраста по личностному развитию с использованием сказки, а также сформулированы методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию сказки как средства личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими семь параграфов, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Апробация результатов исследования: работа была представлена на Международной научно-практической конференции (Россия, г. Тамбов) 30 апреля 2018 года с докладом на тему « Психологическое влияние сказки на становление личности дошкольников»
В последние годы становится все больше детей с нарушениями листностного и психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Личностная сфера дошкольника - важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья на протяжении всей жизни. Развитие личностной сферы ребенка возможно на любом этапе онтогенеза, но особенно актуально решение данной проблемы в период дошкольного возраста, когда ребенок, с одной стороны, должен подготовиться к усвоению новых требований и правил, подготовиться к вхождению в коллектив сверстников, а с другой стороны, именно в этот период коррекция личностных черт ребенка, в том числе и эмоциональной сферы, наиболее перспективна, т.к. происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка к возможности его сопереживания другому.
Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоционально - нравственному развитию детей способна не только обогатить личностный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить эмоциональные проблемы.
Проведённый в данной работе эксперимент показал, что личностная сфера детей на конечном этапе заметно изменилась в лучшую сторону по сравнению с начальным этапом эксперимента. То есть использование сказки в процессе формирования личности дошкольника является эффективным.
Таким образом, мы достигли цели исследования, решили поставленные в начале исследования задачи. В ходе исследования доказана гипотеза о том, что сказка оказывает влияние на формирование нравственно - эмоциональных качеств личности дошкольника.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса: монография / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 2014. - 559 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: учебное пособие / Б.Г. Ананьев. - М.: Издательство СПбГУ, 2016. - 1270 с.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей: учебное пособие / В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные психологические труды: монография / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: методическое пособие / Э. Берн. - М.: Эксмо, 2017. - 560 с.
6. Блонский П.П. Педагогика и психология: учебное пособие / П.П. Блонский. - М.: Юрайт, 2016. - 481 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божлвич. - М.: Сфера, 2016. - 464 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: монография / Л.И. Божлвич. - М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. - 352 с.
9. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: учебное пособие / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 2016. - 224 с.
10. Венгер Л.А. Гуманизация дошкольного воспитания / Л.А. Венгер,
A. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1990. - №8. - С. 2-6.
11. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников: методическое пособие / А.М. Виноградова. - М.:
Просвещение, 2016. - 96 с.
12. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка. Избранные статьи о воспитании: монография / Е.Н. Водовозова. - М.: Владос, 2013. - 106 с.
13. Воронов В.В. Педагогика: учебное пособие / В.В. Воронов,
B. И. Журавлев, В.В. Краевский и др. - М.: Синтез, 2016. - 640 с.
14. Выготский Л.С. Психология искусства: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2016. - 271 с.
15. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств: монография / Т.П. Гаврилова. - М.: Академия, 2014. - 80 с.
16. Геймбух Е.Ю. Проблемы сказковедения в научном наследии Э.В. Померанцевой // Актуальные вопросы филологии в работах студентов, магистрантов и аспирантов: сборник статей / Е.Ю. Геймбух, А.В. Громова. - М.: МГПУ, 2013. - С. 38-41.
17. Григорьев Д.В. Педагогика. Общие основы педагогики: учебное пособие / Д.В. Григорьев. - М.: Современный Гуманитарный Университет, 2013. - 99 с.
18. Даниленко О.И. Психологический потенциал фольклора в
этнокультуре: материалы II международной научно-практической
конференции по проблемам психологической культуры (19-21 июня 2006 г.) / О.И. Даниленко. - СПб.: Изд-во СП6ГУКИ, 2017. - 90 с.
19. Запорожец A.B. Психология восприятия сказки ребенком- дошкольником / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1948. - №9. -С.34-41.
20. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: монография / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 614 с.
21. Зимина О.А. Уровень одиночества и психосоматические жалобы матерей, воспитывающих ребенка с инвалидностью / О.А. Зимина, О.А. Русских // Вестник Прикамского социального института. - 2016. - №1(73). - С. 50-53.
22. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального
развития дошкольников: методическое пособие / О.Л. Князева. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015. - 168 с.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие /
С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2001. - 416 с.
24. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2013. - 160 с.
25. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей: методическое пособие / Т.С. Комарова. - М.: Педагогический проект, 2017. - 208 с.
26. Короткова Л.Д. Сказка - для светлого ума закваска: методические рекомендации для педагогической коррекционной работы / Л.Д. Короткова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 128 с.
27. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л.Д. Короткова. - М.: ЦГЛ, 2013. - 246 с.
28. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2017. - 320 с.
29. Кудряшова А. Совместное размышление над сказкой. Сказкотерапия в работе с дошкольниками / А. Кудряшов // Искусство в школе. - 2014. - № 6. - С. 59-61.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: монография / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2013. - 352 с.
31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: монография / М.И. Лисин. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
32. Лихачев Б.Т. Педагогика: учебное пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 2015. - 263 с.
33. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: учебное пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2015. - 282 с.
34. Логинова В.И. Дошкольная педагогика: содержание
комплексного воспитания в детском саду: методическое пособие / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 2013. - 304 с.
35. Лутовинова Е.И. Нравственный идеал русских волшебных сказок: монография / Е.И. Лутовинова. - М.: Юрайт, 2014. - 36 с.
36. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: учебное пособие /
A. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1986. - 1785 с.
37. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и
психического развития ребенка: монография / Н.А. Менчинская. - М.:
Московский психолого - социальный институт, 2015. - 512 с.
38. Мухина B.C. Психология дошкольника: учебное пособие /
B. С. Мухина. - М.: АСТ, 2014. - 239 с.
39. Некрасова 3. Сказочные возможности: коллективная монография / З. Некрасова, Н. Некрасова. - Киев: София, 2013. - 224 с.
40. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы: монография / О.И. Никифорова. - М.: Книга, 1972. - 152 с.
41. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: методическое пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2017. - 385 с.
42. Нисканян Л.Г. Теория и методика ознакомления детей с
природой: монография / Л.Г. Нисканян. - М.: Синтез, 2015. - 188 с.
43. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие /
Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2018. - 462 с.
44. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых : монография / М. Осорина. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
45. Пеньковская Л.А. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.А. Пеньковская. - М.: Academia, 1999. - 560 с.
46. Петровский В.А. Учиимся общаться с ребенком: методическое
пособие / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина. - М.:
Просвещение, 1993.- 192 с.
47. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ: методическое пособие / Н.А. Сакович. - СПб.: Речь, 2015. -224 с.
48. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия: монография /
Д.Ю. Соколова. - М.: Класс, 2017. - 160 с.
49. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника: методическое пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1999. - 96 с.
50. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения: учебное пособие / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение,1968. - 557 с.
51. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника:
монография / Е.А. Флерина. - М.: Просвещение, 1981. - 334 с.
52. Фрейд З. Я и Оно: монография / З. Фрейд. - М.: Азбука, 2015. - 288 с.
53. Фромм Э. Теория Фрейда: монография / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2012. - 341 с.
54. Шарохина Е.В. Педагогика: конспект лекций / Е.В. Шарохина, О.О. Петрова, О.В. Долганова. - М.: Педагогика, 2006. - 471 с.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие /
Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2016. - 384 с.
56. Эльконин Д.Б. Психология игры: учебное пособие /
Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.