Введение
Гл. 1 Методика использования технологических стендов при изучении дисциплин профессиональной направленности 6
1.1 Эффективность использования технологических стендов по дисциплине
«практическое обучение» 6
1.2 Основные сведения о люминесцентных лампах 9
1.2.1 История создания люминесцентных ламп 12
1.2.2 Устройство и принцип действия люминесцентных ламп 14
1.2.3 Применение, виды и маркировка люминесцентных ламп 18
1.2.4 Схемы подключения люминесцентных ламп 23
Выводы по главе 1 27
Гл. 2. Разработка стенда по изучению люминесцентных ламп по дисциплине «практическое обучение» 29
2.1. Устройство пускорегулирующего аппарата со стартерным зажиганием
для люминесцентных ламп 29
2.4. Разработка стенда по изучению люминесцентных ламп с использованием электронного пускорегулирующего аппарата 39
Выводы по 2 главе 42
Гл. 3. Учебно-методическое обеспечение лабораторных и практических работ в профессиональных образовательных организациях 43
3.1. Требования и структура лабораторных и практических работ для
студентов среднего профессионального образования 43
3.2. Составление инструкции по проведению лабораторной работы 49
Выводы по 3 главе 58
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей специальностью, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В большинстве задач по совершенствованию системы профессионального образования серьезное внимание уделено проблеме внедрения в учебный процесс технических средств обучения (ТСО). Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании устного изложения материала и предъявляемой учащимся демонстрации в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Значительна роль ТСО и на этапе применения знаний. Общеизвестно о применении в обучении специальных тренажеров, компьютерных программ, направленных на выработку умений и навыков, специально используемых для этих целей статических и динамических механических, световых и звуковых средств.
В различных источниках информации термин «техническое средство обучения» трактуется по-разному, но в целом сущность каждого из определений включает в себя два аспекта: техническое устройство и средство обучения. Г лавным здесь является средство - носитель учебной информации, оно же и средство стимулирования познавательной деятельности у обучаемых.
Таковым средством обучения является рассматриваемый в данной выпускной квалификационной работе демонстрационный стенд по изучению работы люминесцентных ламп.
Следовательно, для успешного формирования у учащихся профессиональных и общих компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требуются принципиально новые подходы к обучению, поиск новых технологий обучения, совершенствование информационного обеспечения учебного процесса, к чему и можно отнести использование технологических стендов для практического обучения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка технологического стенда по изучению люминесцентных ламп для проведения практических исследований в сфере профессионального обучения
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть методику использования технологических стендов при изучении дисциплин профессиональной направленности;
2. Рассмотреть эффективность использования технологических стендов по дисциплине «практическое обучение»;
3. Провести обзор основных сведений о люминесцентных лампах;
4. Разработать стенды по изучению люминесцентных ламп по дисциплине «практическое обучение».
Объектом исследования являются осветительные приборы, в нашем случае, это люминесцентные лампы.
Предметом исследования выступает технологический стенд по изучению люминесцентных ламп по дисциплине «Практическое обучение».
Поставленные цели и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, выводов к главам, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрена методика использования технологических стендов в учебном процессе по дисциплине «Практическое обучение», приведены основные теоретические сведения о люминесцентных лампах.
Во второй главе рассмотрено устройство пускорегулирующего аппарата со стартерным зажиганием и электронного пускорегулирующего аппарата для люминесцентных ламп, а также представлена разработка технологических стендов, соответствующих теме исследования.
В третьей главе приведены требования и структура лабораторных и практических работ для студентов среднего профессионального образования. Кроме того, составлена примерная инструкция по проведению лабораторной работы.
Люминесцентные лампы производятся очень давно и по сей день они пользуются популярностью. Еще в 1970-ые гг. они сменили лампы накаливания в производственных помещениях и различных общественных учреждениях. Являясь энергоэффективными, они давали возможность качественно осветить большие площади: коридоры, фойе, классы, палаты, цеха.
Дальнейшее совершенствование технологии производства люминесцентных ламп сделало возможным уменьшение их размера, увеличение яркости и качества излучаемого света. Начиная с 2000-х гг. эти лампы начинают активно проникать в домашние хозяйства и использоваться там, где ранее светили «лампочки Ильича». Люминесцентные лампы отличаются привлекательной ценой, позволяют экономить электроэнергию, предоставляют возможность выбора цветовой температуры света. Поэтому такой источник света, как люминесцентная лампа, был выбран в качестве темы настоящего исследования и разработки технологического стенда по дисциплине «практическое обучение».
В настоящее время в большинстве задач по совершенствованию системы профессионального образования серьезное внимание уделено проблеме внедрения в учебный процесс технических средств обучения, так как они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают систематизировать изученный материал. Следовательно, для успешного формирования у обучащихся профессиональных и общих компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов требуются принципиально новые подходы к обучению, поиск новых технологий обучения, совершенствование информационного обеспечения учебного процесса, к чему и можно отнести использование технологических стендов для практического обучения.
Очевидно, что ни один учебник, ни одна компьютерная программа не смогут заменить работу в лабораторных условиях, то есть работу в условиях, максимально приближённых к производственным. Только современные лабораторные стенды дают обучащимся возможность применить теоретические знания на практике, повысить уровень своих профессиональных умений и навыков. Так, например, в качестве курсовых и выпускных квалификационных работ ведётся разработка лабораторных работ и стендов по профессиональному производственному обучению, благодаря которым студент сможет изучить устройство и принцип работы различных электрических устройств.
Нами разработан технологический стенд для проведения светотехнических исследований осветительных приборов. Главной задачей в работе является создание стенда, на котором в будущем специалисты - электромонтеры будут проводить лабораторные работы. Целью
лабораторных работ будет изучение схем и способов включения люминесцентных ламп и исследование работы люминесцентных ламп с различными пускорегулирующими устройствами.
Перед тем как студент приступит к работе на стенде, он должен будет изучить необходимый теоретический материал, который необходим для того, чтобы выполнить работу. К примеру, студент должен освоить такие понятия и характеристики, как напряжение питания, мощность, световой поток, световая отдача, уровень освещенности, цветовая температура, индекс цветопередачи. От данных характеристик зависят расходы на эксплуатацию, которые совместно с продажной ценой устанавливают степень
рентабельности лампы.
Разработанный стенд позволяет будущим специалистам -
электромонтерам научиться применять люминесцентные источники света в быту и на производстве. Кроме того, студенты научатся самостоятельно осуществлять сбор данной схемы и подбирать пускорегулирующие аппараты для различных типов люминесцентных ламп.
Более того, лабораторные и практические занятия в производственном обучении являются в соответствии с Типовым положением об образовательных учреждениях НПО и СПО одним из видов учебных занятий, которые реализуют основной принцип ФГОС НПО и СПО нового поколения - принцип интеграции теории и практики в формирование профессиональных компетенций.
Таким образом, использование подобных технологических стендов на лекциях и на лабораторно-практических занятиях по дисциплине «Практическое обучение» является прочной основой для подготовки профессионально-компетентного специалиста, имеющего достаточный уровень предметной, технологической и общепрофессиональной подготовки.
1. Азбука освещения / под. Ред. В.И Петров. - М.: ВИГМА, 2011. -
458 с.
2. Афанасьева Е.И., Скобелев В.М. Источники света и пускорегулирующая аппаратура. - М.: Энергоатомиздат, 2006. - 272 с.
3. Безопасность жизнедеятельности / Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян. - Спб.: Питер, 2010. - 652 с.
4. Быстров Ю.А. Вакуумные люминесцентные индикаторы / Ю.А. Быстров, Г.М. Персианов, Ю.С. Севастьянов. - М.: ЦНИИ Электроника,
2012. - 639 с.
5. Гарьковец А.М. Работа маломощных люминесцентных ламп на повышенной частоте / А.М.Гарьковец, В.Ф.Рой // Светотехника. - 1983. - №10. - С.10-11.
6. Гераскина Л. Волшебная лампа / Л. Гераскина. - М.: Книги Искателя, 2003. - 158 с.
7. Давиденко Ю.Н. Настольная книга домашнего электрика: люминесцентные лампы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bib.convdocs.org/v16966/давиденко_ю.н._настольная_книга_домашнего _электрика_люминесцентные_лампы
8. Живописцев Е.Н., Косицын О.А. Электротехнология и электрическое освещение. - М.: Агропромиздат, 2010. - 301 с.
9. Жилинский Ю.М., Кумин В.Д. Электрическое освещение и облучение. - М.: Колос, 2012. - 272 с.
10. Иванов Е.В. Люминесцентные источники света выпрямленного тока, некоторые результаты испытаний / Е. Иванов // Инженер. - 2006. - №1. - С. 20-21.
11. Клыков М. Е., Краснопольский А. Е., Шкуро Н. Н. Электронное регулирующее устройство для стабилизации тока газоразрядных ламп // Тез.
докл. на Всесоюзн. научн. конф. по современным проблемам энергетики и электротехники. - М.: МЭИ. - 1977. - С. 47.
12. Кнорринг Г.М. Справочная книга для проектирования электрического освещения. - М.: Энергоиздат, 2006. - 324 с.
13. Краснопольский А. Е., Тарасенко Н. Г., Шкуро Н. Н. Методы расчета схем ПРА для газоразрядных ламп // ЭСИ. - 1980. - № 2. - С. 7—8.
14. Краснопольский А. Е., Шкуро Н. Н. Обзор схем полупроводниковых балластных устройств для газоразрядных ламп // ЭСИ. - 1975. - № 1. - С. 13—23.
15. Лампы электронные различного назначения и электроннолучевые трубки. - М.: Стандартгиз, 2008. - 823 с.
16. Литвинов В.С., Троицкий А.М., Холопов Г.К. Характеристика отечественных люминесцентных ламп при работе на повышенных частотах // Светотехника. - 1964. - №1. - С. 6-8.
17. Лямцов А.К., Тищенко Г.А. Электроосветительные и облучательные установки. - М.: Колос, 2013. - 224 с.
18. Миленин В. М., Тимофеев Н. А. О возможности повышения световой отдачи газоразрядных источников света низкого давления // Светотехника. - 1981. - № 4. - С. 6—8.
19. Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 «О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
20. Применение люминесцентной лампы // Иллюминатор. - 2012. - №2. - С.12-13.
21. Рохлин Г. Н. Газоразрядные источники света. - М.: Энергия, 1966. - 560 с.
22. Семенов Б.Ю. Силовая электроника для любителей и профессионалов. - М.: СОЛОН-Р, 2001. - 459 с.
23. Свиридов Е.В. К вопросу применения электрифицированных демонстрационных стендов при изучении технических дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 1. -
С. 123-127
24. Сибикин Ю.Д. Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных предприятий и установок - М.: Высшая школа, 2003. - 462 с.
25. Скорлуханова Е.К., Слюсарь Н.Ю. Лабораторные и практические работы в профессиональной образовательной организации: требования, структура, алгоритм разработки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26001389
26. Скорлуханова Е.К., Слюсарь Н.Ю. Разработка методического обеспечения лабораторных работ, практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в рамках реализации ФГОС СПО. - Липец, 2015. - 74 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26081285
27. Соколова Е.М. Электрическое и электромеханическое
оборудование - М.: Мастерство, 2001. - 113 с.
28. Уэймаус Д. Газоразрядные лампы: Пер. с англ / Под ред. Г.Н.Рохлина. - М.: Энергия, 1977. - 344 с.
29. Фахретдинова М.А., Нагимова Н.И., Глазунова Л.Б. Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 54с.
30. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности.
31. Фугеифиров М. И. Электрические схемы с газоразрядными лампами. - М.: Энергия, 1974. - 368 с.
32. Шеховцов В.П. Осветительные установки промышленных и гражданских объектов. - М.: Форум, 2009. - 160 с.
33. Шеховцов В. П. Расчет и проектирование ОУ и электроустановок промышленных механизмов. — М.: ФОРУМ, 2010. — 352 с.