ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ 6
1.1 Проблема уверенности в себе в трудах отечественных
и зарубежных психологов 6
1.2 Самооценка как показатель уверенности в себе 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА II ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У МЛАДШИХ, СРЕДНИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ 23
2.1 Организация и методика эмпирического исследования 23
2.2 Результаты эмпирического исследования 28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблемы соотношения уверенности субъекта с его деятельностью приобретают все большую научную и практическую значимость. Механизмы уверенности включены в процессы принятия решения, исследование которых стоит в центре внимания зарубежной и отечественной науки.
Анализ настоящего состояния проблемы уверенности в психологии свидетельствует о том, что в ее понимании существуют некоторые теоретические разногласия. Это обусловлено, в первую очередь, сложностью и многогранностью самого феномена, а также раскрытие и проявление его через другие понятия, такие как смелость, решительность, застенчивость, самооценка, воля [42, с. 77]. Отсюда и свободное использование понятия «уверенность» разными авторами. К ним относится и уверенность как мера поведения, и как вероятностная характеристика, связанная с оценочной деятельностью человека, и как состояние в той или иной мере выражающее черты характера человека, а также как состояние, которое возникает при оценке результативности своих действий и формировании самооценки по отношению к своим возможностям [19, 45, 48].
Проблема уверенности в себе рассматривалась как отечественными учеными (Р.М. Загайнов, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, Е.Ю. Сосновикова, Е.П. Щербаков, Е.В. Эйдман и др.), так и зарубежными (Дж. Вольп, А. Лазарус, К. Рудестам, А. Сальтер, Р. Ульрих и др.
Тем не менее, вопросы развития уверенности в себе у подростков, занимающихся спортом на практике недостаточно исследовано, что и предопределило выбор темы исследования.
Объект исследования: подростки, занимающиеся хоккеем.
Предмет исследования: развитие уверенности в себе у подростков, занимающихся спортом.
Цель исследования: исследовать развитие уверенности в себе у младших, средних и старших подростков, занимающихся спортом.
В качестве задач исследования можно выделить следующие:
- осуществить теоретический анализ состояния проблемы изучения уверенности в себе и самооценки;
- подготовить необходимый для проведения исследования
психодиагностический инструментарий (выбрать методики,
подготовить опросные листы);
- провести эмпирическое исследование развития уверенности в себе у младших, средних и старших подростков, занимающихся спортом. Гипотезой эмпирического исследования является предположение о
том, что занятие спортом способствует развитию у подростков уверенности в себе, причем у старших подростков, занимающихся спортом, уверенность в себе выше, чем у средних и младших подростков. Методы исследования:
- теоретические методы научного поиска: анализ, осмысление и
обобщение философской, психолого-педагогической и научно
методической литературы по указанной проблеме;
- методы психодиагностического исследования: методика
самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс) [29, с. 9496]; методика исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (в модификации П.В. Яньшина) [47, с. 221-239].
- методы математической статистики: корреляционный анализ (по А. Пирсону); t-критерий Стьюдента.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, каждая из которых содержит по два параграфа и выводы, заключение, список литературы и приложения.
На основании исследования уверенности в себе у подростков, занимающихся спортом можно сделать следующие выводы.
К пониманию уверенности существуют разные подходы, рассматривающие уверенность как чувство, состояние, качество, свойство личности и т.д.
Уверенность как чувство подразумевает переживание, чувствование и осознание личностью своих возможностей в предстоящих действиях.
Ряд ученых считают уверенность волевым качеством, с чем не согласен Е.П. Ильин, который считает, что уверенность не является волевым состоянием. Оно характеризуют процесс оценки ситуации, прогноз успеха или неудачи, т.е. связано с информационной стороной психической активности человека, с его интеллектуальной деятельностью.
Под уверенностью в себе зарубежные авторы понимают способность индивидуума, предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровню притязаний.
В соответствии с привычным целостным восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами.
На социально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. При этом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функцию саморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную (познавательную) функцию.
Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе.
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я- концепцией и составляет ядро личности.
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную - соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения,
деятельности, переживаний.
Проведенное в работе эмпирическое исследование подростков в количестве 150 человек позволило сделать вывод о том, что регулярное занятие спортом способствует развитию уверенности подростков в себе. Их самооценка так же увеличивается.
Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о том, что занятие спортом способствует развитию у подростков уверенности в себе, причем у старших подростков, занимающихся спортом, уверенность в себе выше, чем у средних и младших подростков.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2010. - 379 с.
2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Знание, 2013. -
63 с.
3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 2012. - С. 56-65.
4. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Прогресс, 2012. - 420 с.
5. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 18-22.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Академия, 2013. - 352 с.
7. Боцманова М.Л. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте / М.Л. Боцманова, А.В. Захарова // Новые исследования в психологии. - 2008. - № 2. - С. 27-30.
8. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. - М.: Инфра-М,
2014. - 360 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер Ком, 2016. - 528 с.
10. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, А.В. Петровский: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
11. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1985. - 48 с.
12. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение
понятия // Психологический журнал. - 2013. - № 4. - С. 132-139.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер,
2015. - 554 с.
14. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 2010. - № 4. - С. 14-23.
15. Загайнов Р.И. Как осознанный долг. Дневник психолога. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 335 с.
16. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск: Новое знание, 2015. - 100 с.
17. Зобков В.А. Мотивация и самооценка подростков как факторы готовности к соревновательной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1982. - 20с.
18. Иванников В.А. Структура волевых качеств по данным самооценки / В.А. Иванников, Е.В. Эйдман // Психологический журнал. -
2011. - № 3. - С. 39-49.
19. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2014. - 288 с.
20. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. - М.: Академия, 2011. - 198 с.
21. Корниенко А.Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. - Казань: КГПУ, 2013. - 160 с.
22. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев, 2012. - 160 с.
23. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - СПб.: СПбГУ,
2016. - 168 с.
24. Кулачина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Знание, 2011. -
132 с.
25. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - СПб.: Нева, 2012. - 20 с.
26. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Академия, 2014. - 343 с.
27. Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Проспект, 2015. - 288 с.
28. Ляшенко В.Н. Феномен уверенности в себе в психологической теории личности // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2015. - № 2. - С. 87-94.
29. Методика самооценки эмоциональных состояний (А. Уэссман и Д. Рикс) // Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2014. - С. 94-96.
30. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. - Елабуга: ЕГПУ, 2011. - 112 с.
31. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 2015. - 488 с.
32. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 2012. - 255 с.
33. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 34-38.
34. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. - СПб.: Питер, 2017. - 48 с.
35. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
36. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 2014. - 320 с.
37. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья А.А. Петровской. - М.: Прогресс, 2012. - 368 с.
38. Рудик П.А. Психология: Учебник для учащихся техникумов физ. культуры. - 7-е изд. перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 239 с.
39. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. - 2012. - № 4. - С.15-27.
40. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань: Наука, 2014. - 150 с.
41. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика: Пособие для студентов и учителей. - Н. Новгород: НГПУ, 2015. - 118 с.
42. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В.А. Лабунской. - М.: Знание, 2009. - 400 с.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2013. - 576 с.
44. Хорни К. Самосознание. - М.: Смысл, 2016. - 375 с.
45. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 110 с.
46. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 116-130.
47. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2011. - 512 с.
48. Щербаков Е.П. Уверенность как состояние, свойство и качество // Психология личности и деятельности спортсмена. - М.: Наука, 2011. -
С. 51-60.