ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ И ДРУГОГО ДЕТЬМИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Особенности представления о себе у школьников 6
1.2. Особенности понимания других в школьном возрасте 13
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ СЕБЯ И ДРУГОГО ДЕТЬМИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1. Организация исследования. Методики исследования 20
2.2. Результаты экспериментального исследования 25
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. Понимание и идентификация личности человека в целом являются неотъемлемым компонентом межличностного взаимодействия, которое способствует или, напротив, препятствует установлению и закреплению контакта. В частности, социальная перцепция подразумевает процесс восприятия друг друга партнерами по коммуникации и установление на этой основе взаимопонимания. Одни участники взаимодействия, вступая в контакты с окружающими, без всяких усилий создают хорошее отношение к себе, другие, в силу своей манеры поведения, вносят напряжение в общение, провоцируют у людей возникновение отрицательных впечатлений. Проблема идентификации личности в целом имеет еще большую актуальность в подростковом возрасте, являющемся сензитивным для формирования навыков и умений социального
взаимодействия.
В данном отношении проблема понимания детьми себя и другого является одной из самых значительных и актуальных. Подростковый возраст - это достаточно трудный и сложный возраст, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Подросток начинает по-новому оценивать себя и других [6, с. 94].
На протяжении всего периода подросткового возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: они начинают более
дифференцированно представлять о своих возможностях, понимать, как относятся к ним окружающие, чем вызывается это отношение, предугадывать личностные характеристики других людей на основе их внешности, поведения [2, с. 103]. Другими словами, понимание себя и другого является важной
основой осознания подростками себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми.
В связи с этим, актуальность и необходимость изучения данной проблематики обусловливается тем, что она является важнейшим компонентом общей проблемы воспитания и полноценного развития граждан современной России на этапе получения ими школьного образования.
Цель исследования: изучить особенности понимания себя и другого детьми в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростки 12- 13 лет.
Предмет исследования: понимание себя и другого.
Гипотеза экспериментального исследования: существует взаимосвязь между представлением школьников о самих себе и представлении о них ровесников.
Задачи исследования:
1. проанализировать особенности представления о себе у школьников;
2. выявить особенности понимания других в подростковом возрасте;
3. провести экспериментальное исследование проблемы понимания себя и другого детьми в школьном возрасте;
4. проанализировать полученные результаты.
Методологическим основанием исследования послужили работы отечественных авторов, посвященные изучению проблемы понимания себя и другого детьми в школьном возрасте. Среди них можно особо выделить таких авторов как С.М. Буянова [9], М.М. Главатских [11], М.А. Егорова [17], А.Б. Закирова [19], Т.Г. Захарова [20; 21], В.В. Знаков [22], О.А. Романко [37], В.А. Сорокоумова [39], В.В. Терещенко [40], Е.С. Шамухаметова [47] и других современных исследователей. Проблема распознавания и идентификации эмоций разработана в работах В.А. Барабанщикова [4], Л.А. Вегнер, Е.И. Изотовой, А.М. Щетининой [49] и других.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ и синтез по проблеме исследования, определение, обобщение), практические (измерение, эксперимент), методы математической и статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней производится попытка систематизации существующих на сегодняшний день взглядов на особенности понимания себя и другого школьниками.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы в организации практической деятельности педагогов, педагогов-психологов, социальных работников и других профессионалов в области основного общего образования.
Структура работы представлена введением, двумя главами (теоретической и практической), заключением, списком использованной литературы и приложением.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования были опубликованы две научные статьи «Взаимосвязь самооценки с социометрическим статусом в группе», «Понимание себя и другого детьми в подростковом возрасте» в журнале "«Вестник науки и образования» ( №6, 2018 год).
Подростковый возраст - это достаточно трудный и сложный возраст, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Проблема идентификации личности в целом очень актуальна в подростковом возрасте, являющемся сензитивным для формирования навыков и умений социального взаимодействия. Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней производится попытка систематизации существующих на сегодняшний день взглядов на особенности понимания себя и другого школьниками.
Целью данного исследования стало изучение особенностей понимания себя и другого детьми в подростковом возрасте.
Опытно- экспериментальной базой для исследования стал МБОУ СОШ № 2 г. Елабуга. Для проведения исследования было важно, чтобы подростки хорошо знали друг друга, поэтому выборкой для нашего исследования стали подростки 12-13 лет, ученики 6 класса.
Для достижения данной цели были решены задачи исследования, первой из которых стал анализ особенностей представления о себе у школьников.
Исследование показало, что понимание подростком самого себя характеризуется особенным вниманием к собственным недостаткам; существованием прочной связи своей личности с определенным внешним обликом; необходимостью приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в организме в этот период.
Второй задачей исследования было выявление особенностей понимания других в подростковом возрасте. Анализ научной литературы показал, что основным способом понимания подростком другого человека является идентификация, а сама система представлений школьников о другом человеке включает в себя обобщения, основанные на предшествующем опыте взаимодействия с окружающими ровесниками и взрослыми, отражающие зависимости между поведением людей и особенностями их внешнего облика и стоящими за ними качествами личности.
Третья задача исследования состояла в том, чтобы провести экспериментальное исследование проблемы понимания себя и другого детьми в подростковом возрасте с помощью следующих методик: социометрия, тест Куна- Макпартленада «Кто я?», методика «Расскажи о себе»( А.М. Щетинина).
Исследование показало, что для подростков характерен достаточно низкий уровень самооценки и самопринятия своего внешнего облика; самооценка своей внешности у большинства детей имеет относительный характер кроме того, школьники имеют достаточно высокий уровень осознания своего физического Я. Большинство подростков довольно высоко оценивают Я - идеальное, причем его построение может опираться на мнение других людей, так и не зависеть от них, а его осознание достаточно размыто. Многие из подростков негативно оценивают деятельностную сторону самих себя, выделяя в данном аспекте восприятия самих себя конкретные свои поступки или действия, имея при этом, высокий уровень осознания Я - деятельностного.
При этом, довольно много подростков воспринимаются другими школьниками как недостаточно красивые или вовсе некрасивые;
в отношении способностей школьники воспринимают своих ровесников довольно однобоко - либо как очень способных (умных), либо как очень неспособных (глупых);
среди школьников преобладает восприятие своих ровесников как определенно плохих, злых людей.
В то же время, для большинства подростков характерен средний уровень дифференцированности суждений о себе, высокий уровень обобщенности оценок и средний же уровень самоотношения. Это говорит о том, что подростки не стараются дать четкое обоснование суждений о себе, относятся к
себе снисходительно, но прислушиваются к оцениванию себя другими людьми.
Исследование подтвердило существование взаимосвязи между уровнем самооценки школьниками собственной внешности и восприятием ее другими, а также между уровнем самооценки школьниками собственной доброты или злобы и восприятием данного качества другими; взаимосвязь между пониманием школьниками своих способностей и восприятием их другими отсутствует. То есть, дети достаточно критично относятся к внешности людей, как своей, так и внешности других, но могут предугадать оценку себя со стороны своих ровесников. В то же время, школьники достаточно хорошо понимают нравственную направленность своих действий, могут оценить, хорошо или плохо они поступают. С другой стороны, восприятие себя и других в отношении нравственности действий может у школьников не совпадать. Это может быть связано с разными представлениями о нравственности у подростков, различиями в воспитании.
Кроме того, исследование подтвердило существование взаимосвязи между уровнем самоотношения учащихся и оценкой их внешности другими;
уровнем обобщенности характеристик, данных учащимися самим себе и восприятием их способностей другими;
уровнем самоотношения учащимися и восприятием их способностей другими ;
уровнем обобщенности характеристик, данных учащимися самим себе и восприятием их доброты или злобы другими - связано с тем, что в данном возрасте восприятие себя во многом зависит именно от оценок, даваемых сверстниками. Это говорит о том, что подросток анализирует свои действия в соответствии с реакцией окружающих, с позиции того, как к нему относятся окружающие, на основе самоанализа подросток учится продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Таким образом, задачи работы были решены, цель достигнута, гипотеза экспериментального исследования подтвердилась.