ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные проблемы изучения динамики пополнения словарного состава языка 6
1.1. Способы пополнения словарного состава языка 6
1.2. Основные понятия словообразования 10
1.3. Особенности немецкой аффиксации 16
ГЛАВА 2. Аффиксальное словообразование частей речи немецкого языка .. 23
1.1. Аффиксы существительных 23
1.2. Аффиксы прилагательных 34
1.3. Аффиксы глаголов 41
1.4. Аффиксация в текстах газетно-публицистического стиля 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современной лингвистике словообразование выделяется как самостоятельная научная дисциплина, хотя и тесно связанная с лексикой и грамматикой, но изучающая особенные явления. Объектом словообразования являются производные слова в их взаимосвязи друг с другом и производящими основами, от которых они были образованы, а также те словообразовательные элементы, которые участвуют в словообразовательных процессах.
Проблемам немецкого словообразования посвящено множество работ, в которых применяются различные методы и приемы исследования. Авторы уделяют значительное внимание описанию словообразовательных моделей, типов, способов и средств словообразования, вопросам синонимии, полисемии и омонимии в словообразовании, определении словообразовательных значений, взаимодействию различных способов пополнения словарного состава языка и т.д.
Наиболее полно особенности словообразовательной системы немецкого языка освещены в работах таких авторов как М.Д. Степанова, В.Фляйшер, К.А. Левковская, И.И. Чернышева, И.Г.Ольшанский и А.Е.Гусева. Привлекает внимание тот факт, что монографии, посвященные вопросам, словообразования написаны многие десятилетия назад. Вместе с тем лингвистическая наука не стоит на месте, и возникают новые технологии работы с информацией, в частности, разрабатываемые в рамках корпусной лингвистики. Данные, полученные на основе корпусов, используются учеными для пересмотра отдельных аспектов словообразования, однако чувствуется необходимость в работах обещающего характера, подводящих итоги многочисленным разрозненным исследованиям. Отсутствие таких работ обуславливает актуальность данного исследования.
немецкого языка. Предмет исследования составляют морфологические и семантические функции аффиксов.
Цель исследования - характеристика особенностей аффиксальных словообразовательных моделей таких немецких частей речи как существительное, прилагательное и глагол, а также описание семантического значения самых распространенных аффиксов. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
• проанализировать и обобщить теоретический материал,
связанный с вопросами немецко го словообразования;
• описать особенности аффиксальных словообразовательных
моделей на материале, полученном из корпуса немецких текстов;
• оценить значение аффиксации в немецкой речи посредством анализа аффиксальных образований в текстах газетно-публицистического стиля;
• раскрыть семантическое значение самых распространенных аффиксов;
Теоретической основой нашего исследования послужила монография М.Д. Степановой «Словообразование современного немецкого языка». При анализе и классификации лексических единиц мы пользовались данными «Словаря словообразовательных элементов немецкого языка»
В ходе работы были использованы следующие методы:
• метод синхронного изучения лексики, позволяющий установить взаимосвязь языковых явлений в определенный момент времени;
• метод сплошной выборки, заключающийся в том, что среди аффиксальных образований, полученных из корпуса, мы рассматривали только те, которые попадали в первые десятки слов;
• описательный метод;
• морфологический метод;
• метод анализа по непосредственным составляющим, суть которого заключается в том, что в слове выделяются максимальные части, так называемые «непосредственные составляющие», которые потом подвергаются последующему делению.
Настоящее исследование представляет собой попытку использования корпусных технологий в целях изучения словообразовательной системы немецкого языка, и в этом заключается его теоретическая значимость. Использованные в работе методы могут послужить для дальнейшего изучения особенностей словообразования на основе корпусных данных. Практическая значимость исследования проявляется в возможности использования его результатов при изучении немецкого языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Настоящее исследование представляет собой попытку детального описания способов аффиксального словообразования немецкого языка. В процессе проведения исследования нами был изучен и обобщен обширный материал, посвященный вопросам словообразовательной сферы.
Словообразование является одним из важнейших путей пополнения словарного состава языка и вместе с тем представляет собой сложную систему, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном движении. Аффиксальные способы словообразования, как часть этой системы, обладают рядом специфических черт.
Аффиксация предполагает присоединение к основе морфемы, которая не функционирует в языке как самостоятельное слово. В связи с этим многие словообразовательные форманты являются многозначными, что ведет к их синонимии и омонимии. Анализ аффиксальных образований, полученных из корпуса немецких текстов, позволяет выявить еще одну характерную особенность аффиксации, а именно ее способность кардинальным образом изменять значение производного слова по сравнению с производящей основой. Примеры такого семантического разрыва встречаются почти в каждом словообразовательном типе.
Для того чтобы выявить роль аффиксации в речевых произведениях, мы проанализировали тексты газетно-публицистического стиля и пришли к выводу, что аффиксация наиболее продуктивна в глагольной сфере. Значительная часть рассмотренных нами глаголов была образована именно данным способом. Для пополнения состава существительных более важную роль, по-видимому, играет словосложение. Что касается прилагательных, большая их часть относится к корневым словам, однако суффиксация имеет важное значения для развития этого лексико-грамматического класса слов. текстов. Корпусные технологии позволяют не только повысить эффективность и скорость обработки языковых данных, но и их достоверность. Мы полагаем, что в скором времени появятся работы обобщающего характера посвященные словообразовательной системе языка, основанные на фактически данных, полученных при помощи корпусных технологий. Такие работы позволят проверить достоверность данных о самых распространенных словообразовательных моделях и внести, при необходимости, коррективы в существующие теории. Информация о реальной частотности той или иной словообразовательной модели имеет не только важное теоретическое значение, но и практические выгоды для составителей учебных пособий и изучающих немецкий язык.
1. Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная типология немецкого и русского языков: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Б.А. Абрамов; под ред. Н.Н. Семенюк и др. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 286 с.
2. Аваков С.А. Звукоподражательные слова русского языка в сравнении с английскими и немецкими: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2007. 20 с.
3. Алексеева И.С. Введение в переводоведение: Учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений / И.С. Алексеева. - М.: Академия, 2004. - 352 с.
4. Антропова Н.А. Словообразование немецкой разговорной лексики (на материале имени существительного): дисс.докт. филолог. наук / Н.А. Антропова. - М., 2006. - 480 с.
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М:. 2004. - 571 с.
6. Большой немецко-русский словарь: 3 т. / под ред. Москальской, О.И. - М., 2001.
7. Борисенкова Л.М. Когнитивные основания системы словообразования / Л.М. Борисенкова // Вестник МЛГУ. - 2011. - №18. - С. 41 - 49.
8. Виноградов В.Н. Избранные труды. Лексикология и лексикография. / В.Н. Виноградов. - М., 2011. - 230 с.
9. Горина О.Г. Использование технологий корпусной лингвистики для развития лексических навыков студентов-регионоведов в профессионально-ориентированном общении на английском языке: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / О.Г. Горина - СПб, 2014. - 308 с.
10. Жилюк А.С. Использование заимствований в системе немецкого словообразования: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А.С. Жилюк - СПб, 2015. - 231 с.
11. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: учебник для студентов гуманитарных вузов / В.П. Захаров, С.Ю. Богданова. - Иркутск: ИГЛУ, 2011.- 161 с.
12. Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа: На материале германских языков / Е.С. Кубрякова. - М.: URSS, 2012. - 328 с.
13. Кубрякова Е.С. Словообразование / Е.С. Кубрякова // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 467-469.
14. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика
производного слова / Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1981. - 200 с.
15. Левковская К.А. Лексикология современного немецкого языка / К.А. Левковская. - М.: Высшая школа, 1968. - 248 с.
16. Левковская К.А. Немецкий язык. Фонетика, грамматика, лексика: Учебник / К.А. Левковская. - 2-е изд. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
17. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., дополненное - М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
18. Матасова О.В. Звукоподражательные междометия немецкого языка: автореф. дисс. . канд. филол. наук. / О.В. Матасова. - Саратов, 2006.- 21 с.
19. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке: учебное пособие / А.И. Моисеев.
- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. - 207 с.
20. Немченко В.Н. Введение в языкознание: учебник для вузов / В.Н. Немченко. - М.: Дрофа, 2008. - 703 с.
21. Немченко В.Н. Основные понятия словообразования в терминах: Краткий словарь-справочник / В.Н. Немченко. - Н. Новгород: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. - 204 с.
22. Ольшанский И.Г. Лексикология: Современный немецкий язык / И.Г. Ольшанский, Е.А. Гусева. - М.: Академия, 2005. - 416 с.
23. Пащенко М.В. Способы пополнения глагольного лексикона в современном немецком языке: Дис... канд.филол. наук / М.В. Пащенко. - Самара, 2010. - 191 с.
24. Реформаторский А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформаторский. - М, 1967
25. Розен Е.В. Немецкая лексика: история и современность: учеб. пособие / Е.В. Розен. - М.: Высш. шк., 1991. - 96 с.
26. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка / А.Н. Зуев, И.Д. Молчанова, Р.З. Мурясов и др.; под рук. М.Д. Степановой. - М.: Рус. яз., 2000. - 536 с.
27. Степанова М.Д. Лексикология современного немецкого языка / М.Д. Степанова, И.И. Чернышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
28. Степанова М.Д. Методы синхронного анализа лексики (на
материале современного немецкого языка) / М. Д. Степанова. - М.:
Едиториал УРСС, 2004. - 208 с.
29. Степанова М.Д. Словообразование современного немецкого языка / М.Д. Степанова. - М.: КомКнига, 2007. - 376 с.
30. Тагиль И.П. Грамматика немецкого языка / И.П. Тагиль. - СПб.: КАРО, 2014. - 480 с.
31. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. - М.:Ленанд, 2016. - 336 с.
32. Шляхова С.С. Звукоизобразительная природа немецкой терминологии / С.С. Шляхова, О.В. Шестакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 8. - С. 208-211.
33. Das Wortauskunftssystem zur deutschen Sprache in Geschichte und Gegenwart [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.dwds.de/, дата обращения 20.05.2018.
34. Donalies E. Die Wordbildung des Deutschen: Ein Uberblick / E. Donalies. - Tubingen, 2005. - 192 S.
35. Duden Online Worterbuch [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.duden.de/, дата обращения 25.05.2018.
36. Fleischer W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache / W. Fleischer. - Leipzig: VEB bibliographisches Institut, 1969. - 393 S.
37. Speigel Online [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.spiegel.de, дата обращения 30.05.2018.