Актуальность проблемы исследования. В современной России с падением тоталитарной идеологии на фоне возрождения духовности и традиционной православной религиозности на свет появляются и другие религиозные, философские, психологические оздоровительные учения, в том числе и языческой направленности. В поисках жизненных ориентиров многие люди обращаются к вере обычаям, преданиям предков, изменяя, игнорируя, либо не признавая христианство и другие авраамистические религии Появившись в начале XX в в творческих кругах интеллигенции как символ чистоты и идеальности народного духа, неоязычество с новою силой проявилось в конце 1980-х годов в связи с ростом национального самосознания В отечественном религиоведении до сих пор не поднимался вопрос о комплексном изучении такого сравнительно молодого явления для новой России как неоязычество Научное исследование языческих, генотеистических и синкретических религиозных представлений до сих пор остается не осуществленным, несмотря на то. что к 1990-м годам в России появилось множество общественных организаций, политических партий и фольклорных движений, идеологическую и вероисповедальную основу которых составляют языческие и неоязыческие представления На январь 1998 г в Российской Федерации было зарегистрировано 10 языческих объединений Реальная же их численность достигает сотни Изучение несущих особую субкультуру представителей неоязычества является весьма важной проблемой современного российского религиоведения так как языческое мировоззрение формирует особые нравственные историко-культурные и политические представления. Необходимость изучения данного явления заключается и в популярности языческой идеологии в политических и националистических кругах России. Неправильное ее истолкование может привести к росту межэтнической напряженности с одной стороны, и ущемлению демократических прав определенных групп русского населения нашей страны, исповедующих дохристианские культы, с другой.
Состояние научной разработанности проблемы. В отечественном религиоведении данная тема не рассматривалась комплексно. В некоторых публикациях, посвященных новым религиозным движениям, язычники упоминались лишь поверхностно. Фактический материал довольно богат, но фрагментарен, разрознен и требует философского, религиоведческого и социологического обобщения, формулирования научных и практических выводов.
Из обобщающих работ по неоязычеству можно отметить статьи С. Антоненко. Были защищены и научные работы по этой теме, но в них славянское неоязычество рассматривалось либо слишком узко, в пределах одной группы, либо слишком широко, включая также и язычество разных народов России. О.В.Асеевым в кандидатской диссертации «Язычество в современной России: социальный и этнополити-ческий аспекты» (М.: РАГС, 1999) была осуществлена систематизация терминов «язычество», «неоязычество» и «генотеизм», определены некоторые функции и истоки язычества в современном российском обществе, дана характеристика неоязыческих движений в их связи с актуальными этнополитическими проблемами современного Российского общества. Однако в диссертации не было уделено внимание ни структурным особенностям неоязыческих групп (общин), ни их религиозным практикам. Анализ проводился в основном на примере нескольких самых известных групп Москвы, Поволжья и Омска, что не отражает весь спектр проявлений неоязычества, тем более сла-вянского.
Философский аспект неоязычества и национализма на основе богатых полевых записей рассматривался петербургским философом В.Ю.Сухачевым. Однако, эти исследования посвящены только петербургским «Союзу венедов» и «волкам» («Схорон еж словен»), представляющим лишь два политизированных неоязыческих направления среди множества существующих.