Международно-правовая и внутригосударственная защита прав коренных народов
|
Введение
Глава 1. Правовая природа коренных народов
1.1. Понятие коренного народа
1.2. История развития прав коренных народов
1.3. Правовой статус коренных народов
Глава 2. Особенности международно-правовой и внутригосударственной защиты прав коренных народов
2.1. Международно-правовое регулирование защиты прав коренных народов
2.2. Внутригосударственная защита прав коренных народов в зарубежных странах
2.3. Национальное законодательство Российской Федерации по защите прав коренных малочисленных народов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития защиты прав коренных народов
Заключение
Список использованных источников
Глава 1. Правовая природа коренных народов
1.1. Понятие коренного народа
1.2. История развития прав коренных народов
1.3. Правовой статус коренных народов
Глава 2. Особенности международно-правовой и внутригосударственной защиты прав коренных народов
2.1. Международно-правовое регулирование защиты прав коренных народов
2.2. Внутригосударственная защита прав коренных народов в зарубежных странах
2.3. Национальное законодательство Российской Федерации по защите прав коренных малочисленных народов
Глава 3. Проблемы и перспективы развития защиты прав коренных народов
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования. Практически все государства сталкиваются с необходимостью решения межнациональных проблем. Наиболее остро они стоят в Бельгии, Индии, Испании, Израиле, Канаде, Пакистане, США, Швейцарии, Франции, ФРГ, в других многонациональных и многоконфессиональных государствах, круг которых в условиях глобализации и мощных миграционных потоков постоянно растет.
В последние десятилетия было принято множество программных документов и законодательных актов, направленных на регулирование межнациональных отношений. В их основе лежат международные стандарты, установленные такими международными универсальными и региональными документами, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 27), Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Рамочная конвенция Совета Европы «О защите национальных меньшинств» (1995 г.), Европейская хартия региональных языках или языков меньшинств (1992 г.), Конвенция № 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.),
Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007 г.) и т.д.
Каждое из государств ищет свой путь межнациональной политики. Поэтому подходы к правовому решению существующих в этой сфере проблем различаются.
Помимо этого, некоторое сходство можно найти в положении, занимаемом коренными народами, живущими в разных странах. Ассимиляция и колонизация осуществлялась по отношению к ним в той либо другой степени в разные периоды истории. Всем этим народам необходима территория, большая по размеру, чем та, на которой они живут сегодня. Это обусловлено их традиционным жизненным укладом и имеет цель сохранить свое культурное наследие, язык и идентичность. Для них возврат земли - это акт, совершение которого позволит преодолеть историческую несправедливость.
Необходимо сказать и о различиях законодательной регламентации статуса коренных народов, существующей в разных странах. В частности, общие для государств с англосаксонской системой прецеденты вкупе со значительной массой нормативных актов имеют значение и при регулировании рассматриваемого нами вопроса. В северных европейских государствах, в частности, в Финляндии, Норвегии, Швеции статус коренных народов, как правило, урегулирован тем же законодательством, которое применимо ко всем гражданам вообще, а нормативные акты и решения судов, затрагивающие данный народы в более узком отношении, довольно редки.
Что касается нашей страны, то в ней действует статутное право. Вопросы о малочисленных коренных народах регламентируются законодательством регионального и федерального уровней.
Таким образом, настоящая работа весьма актуальна, поскольку проведенное исследование посвящено отечественному опыту законодательной регламентации статуса и защиты прав коренных народов, который был подвергнут сравнительно-правовому анализу, цель которого - способствовать приведению внутригосударственного законодательства в области жизни коренных народов в соответствие общепризнанным международно-правовым принципам и нормам.
Помимо этого актуальность выбранной нами темы связана и с другими аспектами, важнейшим из которых, безусловно, является очевидно недостаточный уровень жизни коренных народов, что действительно может привести к тому, что их самобытность будет утрачена.
Кризис в первую очередь обусловлен тем, что возникновение новых городов, объектов промышленности, значительный приток пришлого населения на территории проживания коренных народов, нарушает интересы последних.
Настоящая работа позволяет увидеть общую картину развития нормативно-правовой базы регламентации отношений, которые появляются в отношении защиты прав коренных народов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, а также степень соответствия данной базы международным и мировым стандартам. Посредством указанного анализа можно ликвидировать пробелы в законодательстве, предотвратить коллизии норм права, решить другие вопросы законодательной регламентации разной степени остроты. Итогами настоящей работы являются, во-первых, полное и целостное исследование актуальных сегодня вопросов защиты прав коренных народов, во-вторых, тщательный анализ законодательства РФ и США в интересующей нас области, в-третьих, разработка общей концепции развития в будущем, согласно требования международных стандартов.
Степень разработанности темы исследования. Нужно сказать, что и в прошлом известные иностранные и отечественные правоведы и мыслители в своих исследованиях часто поднимали вопросы защиты законных интересов и прав национальных меньшинств и малочисленных коренных народов. В частности, можно назвать такие небезызвестные имена, как О. Бауэр, Л. Гумилев, В. Даль, А. Капплер, К. Каутский, В. Ленин, Т. Массарик, К. Реннер, Дж. Тойнби, С. Хартингтон и пр. В современное время защита законных интересов и прав национальных меньшинств и малочисленных коренных народов рассматривается в работах таких ученых, как Р.Г. Абдулатипов, P.A. Агеев, Ф.Р. Ананидзе, К.Д. Аракчаа, С.Н. Бабурин, A.4. Берченко, И.П. Блищенко, В.В. Богданов, Д.В. Власов, Г.Д. Гачев, С.А. Глотов, М.С. Джунусов, Б.Б. Задарновский, П.Х. Зайдфудин, Б.А. Зибаров, В.Б. Исаков, К.В. Калинина, О.Г. Каратаев, Л.М. Карапетян, Ю.А. Кирилов, Б.С. Крылов,В.А. Кряжков, A.M. Кумыков, H.A. Михалева, А.Н. и пр.
Анализ литературы по теме исследования показал, что существует достаточный объем материалов по рассматриваемой теме. Однако, в большей мере в работах рассматриваются исторические и теоретические подходы к защите законных интересов прав и малочисленных коренных народов.
Сегодня же сложились условия, в которых необходимо переводить изыскания из области теории в практические правовые конструкции законодательства. В указанном направлении некоторые теоретические и практические аспекты получают довольно противоречивое рассмотрение или не получают совсем никакого.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе защиты прав коренных народов
Предметом исследования выступать отечественное, зарубежное и международное законодательство, регулирующее защиту прав коренных народов.
Целью исследования является анализ действующего законодательства, регулирующего международно-правовую и внутригосударственную защиту прав коренных народов.
Для реализации указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследование понятия коренного народа
- исследование истории развития прав коренных народов
- исследование правового статуса коренных народов
- анализ особенностей международно-правовой защиты прав коренных народов
- анализ особенностей внутригосударственной защиты прав коренных народов в зарубежных странах
- анализ особенностей внутригосударственной защиты прав коренных народов в России
- анализ проблем и перспектив развития защиты прав коренных народов.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании на монографическом уровне осуществлен комплексный анализ вопросов международно-правовой и внутригосударственной защиты прав коренных народов. Сформулированы выводы и предложения по совершенствованию как некоторых вопросов теории права, так и соответствующих правовых норм.
Сформулированные в результате исследования выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования законодательства. Рекомендации и предложения, изложенные в работе, позволят повысить эффективность правоприменительной деятельности по защите охраняемых интересов граждан, общества и государства.
Некоторые разделы исследования могут быть использованы в учебном процессе по курсу «Конституционное право», «Международное право» и дальнейшей научно-исследовательской работе.
Методологической основой исследования являются общенаучные, методы познания, применявшиеся автором, настоящей работы на всех стадиях исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция и другие; и специальные научные методы: формально-логический, сравнительно-правовой;
структурно-системный, комплексный анализ и другие методы, применяемые при проведении научных исследований по правовой тематике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие "коренной народ" представляется чересчур пространным, и существует реальная потребность дифференциации и других понятий относительно коренных народов. Употребляемая Международной организацией труда формулировка "коренное население", по нашему мнению, не просто не соответствует принципам международного права современности, но и является дискриминационным, по этой причине мы не будем рассматривать его с точки зрения определения вышеуказанного понятия.
2. Анализ правового положения коренных народов позволяет сделать вывод о том, что в международном праве в целом, и в российском законодательстве в частности, не сложилось достаточно четкого представления о правовом статусе коренных малочисленных народов, а рекомендации международных органов выполняются не всеми странами с необходимой добросовестностью.
3. Защита и помощь в сохранении культурного многообразия этносов, традиций малочисленных коренных народов в нашей стране, к сожалению, не имеет системного характера. Несмотря на то, что существует множество всевозможных нормативно-паровых актов, способы защиты самобытности коренных малочисленных народов, как правило, представляют программы, не исполняемые в своем большинстве, или принятие законов какого-либо узкого направления данной защиты.
4. Исходя из проведенного анализа и учитывая накопленный опыт зарубежных стран в решении вопросов, связанных с компенсациями коренным малочисленным народам, целесообразно ориентироваться на канадскую модель правовой защиты прав коренных малочисленных народов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В последние десятилетия было принято множество программных документов и законодательных актов, направленных на регулирование межнациональных отношений. В их основе лежат международные стандарты, установленные такими международными универсальными и региональными документами, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 27), Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Рамочная конвенция Совета Европы «О защите национальных меньшинств» (1995 г.), Европейская хартия региональных языках или языков меньшинств (1992 г.), Конвенция № 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.),
Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007 г.) и т.д.
Каждое из государств ищет свой путь межнациональной политики. Поэтому подходы к правовому решению существующих в этой сфере проблем различаются.
Помимо этого, некоторое сходство можно найти в положении, занимаемом коренными народами, живущими в разных странах. Ассимиляция и колонизация осуществлялась по отношению к ним в той либо другой степени в разные периоды истории. Всем этим народам необходима территория, большая по размеру, чем та, на которой они живут сегодня. Это обусловлено их традиционным жизненным укладом и имеет цель сохранить свое культурное наследие, язык и идентичность. Для них возврат земли - это акт, совершение которого позволит преодолеть историческую несправедливость.
Необходимо сказать и о различиях законодательной регламентации статуса коренных народов, существующей в разных странах. В частности, общие для государств с англосаксонской системой прецеденты вкупе со значительной массой нормативных актов имеют значение и при регулировании рассматриваемого нами вопроса. В северных европейских государствах, в частности, в Финляндии, Норвегии, Швеции статус коренных народов, как правило, урегулирован тем же законодательством, которое применимо ко всем гражданам вообще, а нормативные акты и решения судов, затрагивающие данный народы в более узком отношении, довольно редки.
Что касается нашей страны, то в ней действует статутное право. Вопросы о малочисленных коренных народах регламентируются законодательством регионального и федерального уровней.
Таким образом, настоящая работа весьма актуальна, поскольку проведенное исследование посвящено отечественному опыту законодательной регламентации статуса и защиты прав коренных народов, который был подвергнут сравнительно-правовому анализу, цель которого - способствовать приведению внутригосударственного законодательства в области жизни коренных народов в соответствие общепризнанным международно-правовым принципам и нормам.
Помимо этого актуальность выбранной нами темы связана и с другими аспектами, важнейшим из которых, безусловно, является очевидно недостаточный уровень жизни коренных народов, что действительно может привести к тому, что их самобытность будет утрачена.
Кризис в первую очередь обусловлен тем, что возникновение новых городов, объектов промышленности, значительный приток пришлого населения на территории проживания коренных народов, нарушает интересы последних.
Настоящая работа позволяет увидеть общую картину развития нормативно-правовой базы регламентации отношений, которые появляются в отношении защиты прав коренных народов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, а также степень соответствия данной базы международным и мировым стандартам. Посредством указанного анализа можно ликвидировать пробелы в законодательстве, предотвратить коллизии норм права, решить другие вопросы законодательной регламентации разной степени остроты. Итогами настоящей работы являются, во-первых, полное и целостное исследование актуальных сегодня вопросов защиты прав коренных народов, во-вторых, тщательный анализ законодательства РФ и США в интересующей нас области, в-третьих, разработка общей концепции развития в будущем, согласно требования международных стандартов.
Степень разработанности темы исследования. Нужно сказать, что и в прошлом известные иностранные и отечественные правоведы и мыслители в своих исследованиях часто поднимали вопросы защиты законных интересов и прав национальных меньшинств и малочисленных коренных народов. В частности, можно назвать такие небезызвестные имена, как О. Бауэр, Л. Гумилев, В. Даль, А. Капплер, К. Каутский, В. Ленин, Т. Массарик, К. Реннер, Дж. Тойнби, С. Хартингтон и пр. В современное время защита законных интересов и прав национальных меньшинств и малочисленных коренных народов рассматривается в работах таких ученых, как Р.Г. Абдулатипов, P.A. Агеев, Ф.Р. Ананидзе, К.Д. Аракчаа, С.Н. Бабурин, A.4. Берченко, И.П. Блищенко, В.В. Богданов, Д.В. Власов, Г.Д. Гачев, С.А. Глотов, М.С. Джунусов, Б.Б. Задарновский, П.Х. Зайдфудин, Б.А. Зибаров, В.Б. Исаков, К.В. Калинина, О.Г. Каратаев, Л.М. Карапетян, Ю.А. Кирилов, Б.С. Крылов,В.А. Кряжков, A.M. Кумыков, H.A. Михалева, А.Н. и пр.
Анализ литературы по теме исследования показал, что существует достаточный объем материалов по рассматриваемой теме. Однако, в большей мере в работах рассматриваются исторические и теоретические подходы к защите законных интересов прав и малочисленных коренных народов.
Сегодня же сложились условия, в которых необходимо переводить изыскания из области теории в практические правовые конструкции законодательства. В указанном направлении некоторые теоретические и практические аспекты получают довольно противоречивое рассмотрение или не получают совсем никакого.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе защиты прав коренных народов
Предметом исследования выступать отечественное, зарубежное и международное законодательство, регулирующее защиту прав коренных народов.
Целью исследования является анализ действующего законодательства, регулирующего международно-правовую и внутригосударственную защиту прав коренных народов.
Для реализации указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследование понятия коренного народа
- исследование истории развития прав коренных народов
- исследование правового статуса коренных народов
- анализ особенностей международно-правовой защиты прав коренных народов
- анализ особенностей внутригосударственной защиты прав коренных народов в зарубежных странах
- анализ особенностей внутригосударственной защиты прав коренных народов в России
- анализ проблем и перспектив развития защиты прав коренных народов.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании на монографическом уровне осуществлен комплексный анализ вопросов международно-правовой и внутригосударственной защиты прав коренных народов. Сформулированы выводы и предложения по совершенствованию как некоторых вопросов теории права, так и соответствующих правовых норм.
Сформулированные в результате исследования выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования законодательства. Рекомендации и предложения, изложенные в работе, позволят повысить эффективность правоприменительной деятельности по защите охраняемых интересов граждан, общества и государства.
Некоторые разделы исследования могут быть использованы в учебном процессе по курсу «Конституционное право», «Международное право» и дальнейшей научно-исследовательской работе.
Методологической основой исследования являются общенаучные, методы познания, применявшиеся автором, настоящей работы на всех стадиях исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция и другие; и специальные научные методы: формально-логический, сравнительно-правовой;
структурно-системный, комплексный анализ и другие методы, применяемые при проведении научных исследований по правовой тематике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие "коренной народ" представляется чересчур пространным, и существует реальная потребность дифференциации и других понятий относительно коренных народов. Употребляемая Международной организацией труда формулировка "коренное население", по нашему мнению, не просто не соответствует принципам международного права современности, но и является дискриминационным, по этой причине мы не будем рассматривать его с точки зрения определения вышеуказанного понятия.
2. Анализ правового положения коренных народов позволяет сделать вывод о том, что в международном праве в целом, и в российском законодательстве в частности, не сложилось достаточно четкого представления о правовом статусе коренных малочисленных народов, а рекомендации международных органов выполняются не всеми странами с необходимой добросовестностью.
3. Защита и помощь в сохранении культурного многообразия этносов, традиций малочисленных коренных народов в нашей стране, к сожалению, не имеет системного характера. Несмотря на то, что существует множество всевозможных нормативно-паровых актов, способы защиты самобытности коренных малочисленных народов, как правило, представляют программы, не исполняемые в своем большинстве, или принятие законов какого-либо узкого направления данной защиты.
4. Исходя из проведенного анализа и учитывая накопленный опыт зарубежных стран в решении вопросов, связанных с компенсациями коренным малочисленным народам, целесообразно ориентироваться на канадскую модель правовой защиты прав коренных малочисленных народов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Понятие "коренной народ" является слишком широким, и назрела необходимость вычленить из него несколько разновидностей коренных народов . Что касается определения "коренного населения", используемого Международной организацией труда, оно, на наш взгляд, не отвечает характеру современного международного права, так как носит дискриминационный характер и, соответственно , не должно приниматься во внимание при попытке дать определение понятию "коренной народ ". Во внутреннем же законодательстве различных государств , при определении коренных народов, акцент, как правило, делается на национальной принадлежности индивидов к определенным народам или племенам, признанным правительством того или иного государства.
Сегодня мы являемся свидетелями наиболее прогрессивного этапа в истории развития прав коренных народов : идет эволюция их прав как в международном, так и в национальном праве . Защита прав коренных народов становится приоритетной политикой государств и неотъемлемой сферой международного сотрудничества. И мы видим все необходимые тенденции их дальнейшего развития и упрочения . Внимание мировой общественности к нуждам аборигенов и их собственная активность, которая имеет сегодня небывалый размах , послужили основой для широкой популяризации вопросов , связанных с правами коренных народов.
Анализ правового положения коренных народов позволяет сделать вывод о том , что в международном праве в целом , и в российском законодательстве в частности , не сложилось достаточно четкого представления о правовом статусе коренных малочисленных народов, а рекомендации международных органов выполняются не всеми странами с необходимой добросовестностью.
сопровождаться серьезными региональными конфликтами на современном этапе развития международных отношений. Идея создания благоприятных политико-правовых условий для их осуществления в ближайшем времени кажется утопичной , хотя не исключено , что эти вопросы когда-нибудь перестанут волновать мировое сообщество , поскольку исчезнет необходимость их решения. Человечество часто сталкивается с ситуацией, когда важен не результат, важно постоянное движение общественной мысли, общественного сознания . Международные отношения богаче по содержанию любых деклараций. Невозможно разрешить все проявления проблемы , тем более такой сложной, как защита прав коренных народов , по одному шаблону . Здесь нужен конкретно -исторический подход.
Поверхностное внимание к особенностям правовой природы общин не позволило адаптировать их к российской системе юридических лиц , и свидетельствует о необходимости более детальной регламентации статуса этих некоммерческих организаций на уровне ГК РФ . Сложившаяся ситуация, при которой однородные по содержанию, гражданско-правовые по природе и не имеющие существенной специфики отношения ( возникающие при вступлении в организацию и при выходе из нее, связанные с реализацией членами своих прав и обязанностей и др.) в общинах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока регулируются специальным федеральным законом и законами субъектов РФ, а в иных общинах - нормами ГК РФ, рассчитанными на любые корпорации независимо от целей их создания, является недопустимой. В ГК РФ следует закрепить развернутые положения, отражающие особенности общин малочисленных народов как корпоративных юридических лиц, которые должны учитывать направленность и принципы их общественно полезной деятельности . Такой подход будет способствовать повышению стабильности гражданского оборота и результативности деятельности общин коренных малочисленных народов РФ по защите исконной среды обитания , сохранению и развитию традиционного образа жизни , хозяйствования, промыслов и культуры.
Культурные права включают в себя не только право на сохранение и реализацию традиционных способов жизнедеятельности и промыслов , но и определенные инновации и знания , которые необходимы для совершенствования навыков ведения традиционного природопользования. Однако на международно-правовом уровне универсального документа , дающего определения этим понятиям, до сих пор не принято .
Можно утверждать, что в Российской Федерации система сохранения и поддержки этнокультурного многообразия , а также защиты традиционных знаний коренных малочисленных народов не только не сформирована , но и находится в зачаточном состоянии .
При наличии большого количества разнообразных законодательных актов механизмы защиты самобытности коренных малочисленных народов сводятся либо к принятию соответствующих программ, большая часть которых не выполняется , либо к изданию узконаправленных законов.
Российское законодательство по вопросам национальной политики, направленное на поддержку этнокультурного многообразия, наталкивается на серьезную проблему определения субъекта права. Это вызывается отсутствием строгих определений понятий, лингвистическими проблемами, расплывчатыми границами реально существующих общностей .
Поддержкой традиционной культуры коренных малочисленных народов занимаются в основном регионы. Степень такой поддержки зависит от объемов федерального и регионального финансирования.
До сих пор нормативно не урегулирован вопрос , связанный с поддержкой традиционной медицины как проявления этнических и культурных прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Следует констатировать , что несмотря на имеющиеся положительные тенденции в сфере защиты экологических прав коренных малочисленных народов рассчитывать на проведение реформ , носящих кардинальный характер , в данной области общественных отношений не представляется возможным.
Исходя из проведенного анализа и учитывая накопленный опыт зарубежных стран в решении вопросов , связанных с компенсациями коренным малочисленным народам , целесообразно ориентироваться на канадскую модель правовой защиты экологических прав коренных малочисленных народов , при этом необходимо учитывать экономические, социальные , природные, географические, ландшафтные и иные особенности , предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Сегодня мы являемся свидетелями наиболее прогрессивного этапа в истории развития прав коренных народов : идет эволюция их прав как в международном, так и в национальном праве . Защита прав коренных народов становится приоритетной политикой государств и неотъемлемой сферой международного сотрудничества. И мы видим все необходимые тенденции их дальнейшего развития и упрочения . Внимание мировой общественности к нуждам аборигенов и их собственная активность, которая имеет сегодня небывалый размах , послужили основой для широкой популяризации вопросов , связанных с правами коренных народов.
Анализ правового положения коренных народов позволяет сделать вывод о том , что в международном праве в целом , и в российском законодательстве в частности , не сложилось достаточно четкого представления о правовом статусе коренных малочисленных народов, а рекомендации международных органов выполняются не всеми странами с необходимой добросовестностью.
сопровождаться серьезными региональными конфликтами на современном этапе развития международных отношений. Идея создания благоприятных политико-правовых условий для их осуществления в ближайшем времени кажется утопичной , хотя не исключено , что эти вопросы когда-нибудь перестанут волновать мировое сообщество , поскольку исчезнет необходимость их решения. Человечество часто сталкивается с ситуацией, когда важен не результат, важно постоянное движение общественной мысли, общественного сознания . Международные отношения богаче по содержанию любых деклараций. Невозможно разрешить все проявления проблемы , тем более такой сложной, как защита прав коренных народов , по одному шаблону . Здесь нужен конкретно -исторический подход.
Поверхностное внимание к особенностям правовой природы общин не позволило адаптировать их к российской системе юридических лиц , и свидетельствует о необходимости более детальной регламентации статуса этих некоммерческих организаций на уровне ГК РФ . Сложившаяся ситуация, при которой однородные по содержанию, гражданско-правовые по природе и не имеющие существенной специфики отношения ( возникающие при вступлении в организацию и при выходе из нее, связанные с реализацией членами своих прав и обязанностей и др.) в общинах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока регулируются специальным федеральным законом и законами субъектов РФ, а в иных общинах - нормами ГК РФ, рассчитанными на любые корпорации независимо от целей их создания, является недопустимой. В ГК РФ следует закрепить развернутые положения, отражающие особенности общин малочисленных народов как корпоративных юридических лиц, которые должны учитывать направленность и принципы их общественно полезной деятельности . Такой подход будет способствовать повышению стабильности гражданского оборота и результативности деятельности общин коренных малочисленных народов РФ по защите исконной среды обитания , сохранению и развитию традиционного образа жизни , хозяйствования, промыслов и культуры.
Культурные права включают в себя не только право на сохранение и реализацию традиционных способов жизнедеятельности и промыслов , но и определенные инновации и знания , которые необходимы для совершенствования навыков ведения традиционного природопользования. Однако на международно-правовом уровне универсального документа , дающего определения этим понятиям, до сих пор не принято .
Можно утверждать, что в Российской Федерации система сохранения и поддержки этнокультурного многообразия , а также защиты традиционных знаний коренных малочисленных народов не только не сформирована , но и находится в зачаточном состоянии .
При наличии большого количества разнообразных законодательных актов механизмы защиты самобытности коренных малочисленных народов сводятся либо к принятию соответствующих программ, большая часть которых не выполняется , либо к изданию узконаправленных законов.
Российское законодательство по вопросам национальной политики, направленное на поддержку этнокультурного многообразия, наталкивается на серьезную проблему определения субъекта права. Это вызывается отсутствием строгих определений понятий, лингвистическими проблемами, расплывчатыми границами реально существующих общностей .
Поддержкой традиционной культуры коренных малочисленных народов занимаются в основном регионы. Степень такой поддержки зависит от объемов федерального и регионального финансирования.
До сих пор нормативно не урегулирован вопрос , связанный с поддержкой традиционной медицины как проявления этнических и культурных прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Следует констатировать , что несмотря на имеющиеся положительные тенденции в сфере защиты экологических прав коренных малочисленных народов рассчитывать на проведение реформ , носящих кардинальный характер , в данной области общественных отношений не представляется возможным.
Исходя из проведенного анализа и учитывая накопленный опыт зарубежных стран в решении вопросов , связанных с компенсациями коренным малочисленным народам , целесообразно ориентироваться на канадскую модель правовой защиты экологических прав коренных малочисленных народов , при этом необходимо учитывать экономические, социальные , природные, географические, ландшафтные и иные особенности , предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Подобные работы
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА БАРЕНЦЕВА/ЕВРОАРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА И АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В ИНТЕРЕСАХ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ И ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Роль общественных объединений коренных народов Арктики в деятельности международных организаций в Арктике (на примере Совета саамов)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2023 - Международная деятельность коренных народов севера Канады
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - Международно-правовая защита экономического права человека на интеллектуальную собственность
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - ЗАЩИТА ПРАВ (ДЕТЕЙ) РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖАМЕРИКАНСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовые стандарты в области регулирования защиты прав человека в сфере международного бизнеса
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав пациентов на получение медицинских услуг
в трансграничном контексте в рамках Содружества
Независимых Государств
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Внутригосударственные механизмы
защиты прав и свобод личности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



