Введение 3
1. Теоретические основы работы над изложением в начальной школе 6
1.1. Общая характеристика изложения как системы работы с учащимися 6
1.2. Воспитательная роль изложения в процессе обучения учащихся 12
1.3. Методика проведения изложения 15
Выводы по I главе 22
2. Экспериментальное исследование эффективности работы над изложением в начальной школе на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №10» Авиастроительного района г. Казани 24
2.1. Определение уровня сформированности оценочных умений учащихся в процессе работы над изложением 24
2.2 Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию
у младших школьников умения оценивать изложения 31
2.3. Результаты экспериментального исследования 41
Выводы по II главе 45
Заключение 48
Библиографический список 51
Приложения 55
Одна из основных задач современного образования заключается в формировании у учащихся познавательного интереса к различным знаниям и способам действий в соответствии с воспитательно-педагогическими установками.
В сложившихся условиях, когда объемы необходимых знаний, которые потребуются человеку при жизни в современном мире, существенно увеличились, не следует ограничиваться только усвоением определенной суммы знаний, необходимо сформировать у учащихся потребность и способность к постоянному пополнению знаний и умений, которые потребуются ему для успешного ориентирования в стремительном информационном потоке. Одно из решающих условий такого подхода заключается в хорошо развитой речи каждого человека.
Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются ее основы и весь дальнейший успех обучения детей зависит от того, как они овладели речью. Недаром в программах по русскому языку большое место отводится задаче развития речи учащихся.
Изложение является одним из видов письменных творческих работ, цель которых заключается в развитии связной речи учащихся. В основе изложения находится воспроизведение содержания некоего текста, создание собственного рассказа на основании оригинала.
Актуальность исследования заключается том, что изложения позволяют ознакомить школьников с особенностями описания, повествования, рассуждения, дают образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Следует особо подчеркнуть, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка.
Из актуальности темы вытекает проблема исследования: как
осуществляется работа над изложением в начальной школе?
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования «Особенности работы над изложением в начальной школе».
Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка
эффективности работы над изложением в начальной школе в рамках формирования оценочных умений у младших школьников.
Объект исследования: обучение учащихся начальных классов в процессе работы над изложением.
Предмет исследования: процесс формирования оценочных умений учащихся начальных классов в процессе работы над изложением.
Гипотеза исследования предполагает, что формирование оценочных умений учащихся начальных классов в процессе работы над изложением будет осуществляться эффективно, если:
1) предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки изложения, включающие достоинства и недостатки;
2) используются различные виды занятий (работа в группах над текстом изложения, определение достоинств и недостатков текста с грамматическими ошибками, самостоятельная работа по оценке текста с грамматическими ошибками, индивидуальная работа с учащимися над текстом изложения и так далее);
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать общую характеристику изложения как системы работы с учащимися;
2) рассмотреть воспитательную роль изложения в процессе обучения учащихся;
3) изучить методику проведения изложения;
4) определить уровень сформированности оценочных умений учащихся в процессе работы над изложением;
5) организовать опытно-экспериментальную работу по формированию у младших школьников умения оценивать изложения;
6) сформировать и оценить результаты экспериментального исследования.
Методическая база исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» (420036, Республики Татарстан, г. Казань , Авиастроительный район , ул. Копылова, д.11).
Методы исследования: анализ теоретических источников, анализ продуктов учебной деятельности учащихся; эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.
Теоретическая значимость исследования: на основе теоретического анализа литературы определены особенности работы над изложением в начальной школе.
Практическая значимость проведенного исследования: материалы и результаты исследования могут быть применены в практике школ в начальных классах, а также служить основной для дальнейшего исследования по данной проблеме.
В результате проведенного исследования можно сделать соответствующие выводы.
1. Одним из принципов обучения является принцип практической его направленности, то есть связи с жизнью. В школе необходимо давать те знания, умения и навыки, которые необходимы в жизни. Учащийся должен понимать, зачем ему это нужно. Это одно из условий мотивации к учению. Владение речью является необходимым навыком, без которого человек не может существовать в мире. Речь появилась и существует по сей день для общения, для обмена информацией. Речь является важнейшей формой коммуникации. Объем информации возрастает день ото дня, с ним увеличивается потребность в речи.
2. Школьная программа уделяет достаточно внимания и времени развитию связной речи. Особое внимание развитию речи уделяется на уроках литературного чтения и русского языка, в частности при написании изложений, где дети учатся строить свои тексты на основе авторских. Традиционная методика работы над изложением нацеливает учеников на запоминание образцовых текстов, предполагая, что именно так они научатся порождать свои. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Готовя класс к изложению, учитель выбирает те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи: вступительная беседа, разбор текста, беседа по содержанию текста, анализ структуры текста, составление плана, проверка и оценка работ и так далее.
3. В рамках выпускной квалификационной работы проводилось экспериментальное исследование эффективности работы над изложением в начальной школе на примере учеников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №10» Авиастроительного района г. Казани.
4. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в
экспериментальном классе 95,5% учащихся находятся на низком и нулевом уровне развития умения находить в предложенном тексте положительные стороны, 1 человек в классе находится на среднем уровне развития данного умения. Было выявлено, что 63,6% учащихся в экспериментальном классе находятся на низком уровне и 36,4% на среднем уровне развития умения находить в тексте ошибки и их определять. В ходе эксперимента было выявлено, что младшие школьники, оценивая достоинства и недостатки предложенного изложения, умеют находить в тексте отдельные ошибки, но затрудняются в их определении. Определяя достоинства текста, чаще всего отмечают последовательность изложения и полноту раскрытия темы. Результаты обследования самооценки учащихся показали, что в большинстве случаев (68,2%) оценка учащимися своего умения находить в творческой работе достоинства и недостатки является необъективной и завышенной.
5. В ходе формирующего эксперимента была определена этапность обучения младших школьников оценочной деятельности:
1 этап - Подготовительный. Ознакомление учащихся с критериями оценки творческих работ, включающие достоинства и недостатки.
2 этап - Основной. Обучение учащихся оценочной деятельности.
По итогам занятий на подготовительном этапе экспериментального обучения было выявлено, что у многих учащихся отсутствует мотивация к выполнению работы по определению достоинств и недостатков изложения, так как оценку творческой работы они привыкли соотносить только с отметкой. Работа на подготовительном этапе подтвердила необходимость проведения отдельных занятий по оценке творческих работ. Учащиеся не могут сразу оценить все достоинства и недостатки проверяемых текстов. Задания, связанные с оценкой собственных изложений будут способствовать повышению мотивации к выполнению данного вида деятельности.
В экспериментальном обучении наиболее эффективными оказались следующие виды работ:
- определение достоинств и недостатков творческих работ в ходе
открытого обсуждения и с использованием групповой формы работы с целью постепенного вовлечения в оценочную деятельность всех учащихся;
- чередование занятий по ознакомлению с разными видами ошибок, допускаемыми в изложениях, с самостоятельной работой учащихся по их выявлению;
- проведение занятия по формированию оценочных умений младших школьников с использованием индивидуальной формы работы с учащимися, которая позволяет увидеть продвижение в оценочной деятельности каждого учащегося;
- оценивание собственных изложений с целью определения путей совершенствования творческой работы.
6. Контрольный эксперимент показал, что у учащихся экспериментальной группы произошли изменения в уровне владения умением оценивать достоинства и недостатки изложений. Нулевой уровень с 27,3% понизился до 0%, низкий уровень незначительно возрос, а средний уровень вырос с 4,2% до 27,3%. Показатели владения умением оценивать недостатки творческой работы изменились следующим образом: низкий уровень понизился с 63,6% до 54,6%, средний уровень вырос на 4,5%. Один ученик в классе показал высокий уровень владения умением определять недостатки творческой работы.
7 В ходе контрольного эксперимента было проведено повторное обследование самооценки учащихся умения определять в изложении достоинства и недостатки, которое показало, что 10 учащихся (45,45%) повысили собственную самооценку, 11 учеников (50%) оставили ее на прежнем уровне и 1 ученик (4,54%) понизил собственную самооценку. Объективно оценили свое умение находить в творческих работах достоинства и недостатки 11 учащихся (50%).
1. Айвазян О.О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов / О.О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 3. - С. 85-89.
2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 35-39.
3. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 6-10.
4. Байбородова Л.В. Технологии педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 303 с.
5. Бондаренко С. Изложения с продолжением, или сказки с досказками / С. Бондаренко // Искусство в школе. - 2011. - № 1. - С. 27-29.
6. Васильева В.В. Приемы работы над изложением на уроках русского языка / В.В. Васильева // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 101-104.
7. Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова. - М.: Дрофа, 2013. - 128 с.
8. Губернская Т.В. Учимся писать изложения и сочинения. 3 класс / Т.В. Губернская. - М.: Эксмо, 2011. - 48 с.
9. Есенина С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. 3 класс / С.А. Есенина. - М.: Грамотей, 2013. - 48 с.
10.Зорина М.Е. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход / М.Е. Зорина, А.В. Соколова // Филологический класс. - 2014. - № 1. - С. 105-110.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
12. Котельникова С.А. Изложения с перегруппировкой материала / С.А. Котельникова // Русский язык в школе. - 2011. - № 3. - С. 20-29.
13. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
14. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
15. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум / Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2011.
16. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. - 502 с.
17. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт, 2011.
18. Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый. - М.: Юрайт,
2012. - 574 с.
19. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения / Под ред. О.А. Дюжевой. - Волгоград: Учитель, 2014.
20. Соколов Т.Н. Учимся писать изложение и сочинение. 3 класс. Часть 1 / Т.Н. Соколов. - М.: РОСТ, 2013. - 56 с.
21. Страхова Л.Л. Изложения для младших школьников / Л.Л. Страхова. - М.: Литера, 2012. - 64 с.
22. Тивикова С.К. Творческое изложение на основе метода прогнозирования / С.К. Тивикова // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 61-69.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013.
24. Хаустова Д.А. Еще раз об изложении / Д.А. Хаустов // Русский язык в школе. - 2011. - № 3. - С. 38-43.
25. Юртаев С.В. Принципы и методы развития речи / С.В. Юртаев // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 37-42.
26. Янова Т.В. Учимся писать сочинения и изложения. Для начальной школы / Т.В. Янова. - М.: Изд-во АСТ, 2015. - 46 с.
27. Адамбаева Л.А. Работа над изложением в начальной школе
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4348.
28. Крушинская С.М. Обучение изложению и сочинению в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/02/01/obuchenie- izlozheniyu-i-sochineniyu-v-nachalnoy-shkole.
29. Ланцова И.В. Роль изложения как средства речевого и литературно - творческого развития учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii- yazyk/2015/11/24/rol-izlozheniya-kak-sredstva-rechevogo-i-literatumo.
30. Мишина Л.И. Деятельностный подход при работе над изложением и сочинением [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/07/05/nauchnaya- statya-deyatelnostnyy-podkhod-pri-rabote-nad.
31. Мишина Л.И. Методические аспекты обучения изложения и сочинения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/chtenie/2014/12/21/nauchnaya-statyametodicheskie-aspekty- obucheniya-izlozheniya-i.
32.Объедкова С.В. Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-
detskii-sad-nachalnaya-shkola/2014/12/08/metodicheskie.
33. Палагутина М.В. Обучение изложению и сочинению в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/11/03/obuchenie- izlozheniyu-i-sochineniyu-v-nachalnoy-shkole.
34. Подгорная А.В. Виды изложений и сочинений [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-
yazyk/2015/06/02/vidy-izlozheniy-i-sochineniy-tablitsa.
Чернова И.А. Изложение в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/627134.