Актуальность исследования. Современный этап общественного развития вызывает определенные изменения в сфере образования: происходит переосмысление педагогических ценностей, возникает необходимость поиска новых путей развития личности, наиболее полного раскрытия ее творческого потенциала. Решение современных проблем образования невозможно без серьезных изменений в системе подготовки учителя, так как именно он является носителем новых педагогических идей, проводником их непосредственно в жизнь.
Взаимодействие педагога и воспитанников всегда связано с общением, которое проявляется в стиле поведения, выражающемся в манере говорить, выражать свои чувства и настроения, в движениях и жестах. В связи с этим проблема формирования артистизма личности будущего учителя и овладения им актерско-сценическими умениями представляется актуальной. Поставленный голос, хорошо развитая речь, естественные и непринужденные жесты, высокая коммуникативная культура являются составной частью профессиональных умений педагога.
В педагогической деятельности образуется особая структура способностей, воплощающая в себе взаимодействие педагогических, литературных, актерских, режиссерских умений, подчиняющихся педагогической направленности. Их развитие способствует решению множества задач: повышению эффективности педагогического взаимодействия, созданию творческой атмосферы сотрудничества в педагогическом процессе и максимальному раскрытию творческого потенциала всех его участников.
В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности, но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя музыки. О. А. Апраксина подчеркивает, что артистизм учителя музыки - не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество. Поэтому одной из основных задач является поиск новых путей решения данной проблемы. Речь в данном случае идет не об увеличении учебных нагрузок студентов, а скорее о сочетании, взаимосвязи и взаимодействии компонентов системы вузовской подготовки, а так же о формах и методах, способствующих интенсивному формированию артистизма личности.
В отечественной педагогике сложилось целое направление исследования проблем развития личности средствами драматического искусства. Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке учителя не является новой. В педагогической деятельности вопросы формирования артистизма и актерско-сценических умений нашли отражение в работах целого ряда исследователей. В частности, отдельные
4
аспекты проблемы разработаны в трудах А.С. Макаренко, в работах современных педагогов Ю.П. Азарова, И. А. Зязюна, В. А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова. Серьезный вклад в исследование проблемы артистизма внесла Л.С. Майковская, представив в своем исследовании целостное представление о художественно-коммуникативном аспекте деятельности будущего учителя музыки.
В целом, можно сказать, что на сегодняшний день проблема использования достижений театральной педагогики в учебно¬воспитательном процессе признана в педагогической теории достаточно перспективной.
В то же время, обзор состояния исследуемой проблемы и наш собственный практический опыт работы с хоровыми коллективами свидетельствуют о том, что проблема формирования артистизма личности в сфере учебно-воспитательной и музыкально-исполнительской деятельности высшей школы разработана недостаточно. Возможности театральной педагогики используются неэффективно, хотя имеющиеся труды составляют для этого серьезную научную базу. Существующие методы подготовки к профессиональной деятельности не всегда согласуются с требованиями жизни. Вузами неоправданно используются малопродуктивные формы обучения, механически копируется отечественный и зарубежный опыт, недостаточно учитываются особенности региональной социокультурной ситуации.
Особое место в целостном процессе воспитания музыкально-педагогической культуры будущего учителя музыки занимает хоровая исполнительская деятельность. Хоровое пение - это коллективный творческий процесс и, несомненно, особого внимания заслуживает изучение методов театральной педагогики в условиях работы коллектива. Таких исследований нами не выявлено, хотя потребность в этом осознается все больше как в теории, так и на практике.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между современными требованиями к профессиональному уровню педагогов-музыкантов и отсутствием условий, обеспечивающих рост педагогического мастерства специалистов и стратегию воспитания в процессе вузовской подготовки.
Актуальность и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы диссертации:
"Формирование артистизма личности будущего учителя музыки”.
Целью исследования является теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка на практике форм и методов театральной педагогики в процессе формирования артистизма личности педагога-музыканта.