МЕЖАМЕРИКАНСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕЖАМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 16
1.2. Американская система защиты прав человека 16
2.1 Американская конвенция о правах человека 22
Обязательства Государств- Участников 23
Признанные Права 26
Разрешаемые Ограничения на Осуществление Прав [52] 29
Механизм осуществления 36
Глава 2. МЕЖАМЕРИКАНСКИЙ СУД КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ АМЕРИКАНСКИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 41
2.2 Правовые Основы Деятельности Межамериканского Суда о Правах Человека 41
2.2.1 Организация и юрисдикция суда 41
2.2.2 Процедура рассмотрения дел в МАСПЧ 50
2.2.3 Соотношение компетенции межамериканской комиссии ОАГ
и МАСПЧ 57
2.2.4 Консультативные заключения Межамериканского суда по
правам человека 63
2.2.5 Правовые позиции Межамериканского суда по правам человека
в судебной практике американских государств 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. МЕЖАМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 16
1.2. Американская система защиты прав человека 16
2.1 Американская конвенция о правах человека 22
Обязательства Государств- Участников 23
Признанные Права 26
Разрешаемые Ограничения на Осуществление Прав [52] 29
Механизм осуществления 36
Глава 2. МЕЖАМЕРИКАНСКИЙ СУД КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ АМЕРИКАНСКИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 41
2.2 Правовые Основы Деятельности Межамериканского Суда о Правах Человека 41
2.2.1 Организация и юрисдикция суда 41
2.2.2 Процедура рассмотрения дел в МАСПЧ 50
2.2.3 Соотношение компетенции межамериканской комиссии ОАГ
и МАСПЧ 57
2.2.4 Консультативные заключения Межамериканского суда по
правам человека 63
2.2.5 Правовые позиции Межамериканского суда по правам человека
в судебной практике американских государств 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. С середины ХХ века в международном сообществе начинается озабоченность международного признания прав людей, уважения их достоинства, свободы, Безопасности и равенства между мужчинами и женщинами. До этого прав лиц являлся исключительной компетенции государства. Таким образом, Источник гуманизации международного права, появляется после Второго Мирового Войны. Так, что права человека, как их называют сегодня это конвенция собственного современного международного права.
На американском континенте сегодня существует система защиты прав человека, существующий с 1948 года, в которой впервые в мире принят региональным документом, не имеющим обязательной силы, которая признает права человека, с именем Американской Декларации Прав и Обязанностей Человека. В эти шестьдесят восемь лет Межамериканской системе постепенно развивается, принимая во внимание изменения времени и изменения общества. Этот прорыв стал проводить через принятие актов, которые признают права, гражданских и политических, а также экономических, социальных и культурных правах. В этом развитии органы защиты прав человека сыграла важную роль в Межамериканской системе, то есть Комиссии и Межамериканский суд по правам человека посредством их мнению и решению.
Настоящая работа предполагает, с одной стороны, кратко продемонстрировать прогресс на материально-методическом уровне системы в области защиты человека; роль Межамериканского суда посредством толкования, которое оно делает в отношении Американской конвенции о правах человека и других действующих документов; а с другой -
визуализировать возможные аспекты, которые ослабили систему и какие Меры должны быть приняты для укрепления и обеспечения лучшей защиты человека, находящегося в этом регионе. Мы проведем юридическо- историческое исследование, которое позволит нам иметь полное видение status quo этой Системы. Для этого мы будем ссылаться на основные инструменты межамериканской системы, положениями Суда и Межамериканской комиссии.
Система на основе Устава распространяется на все Государства-члены ОАГ, а Конвенция имеет обязательную юридическую силу только для Государств-Участников таким же. Эти две системы перекрываются и взаимодействуют друг с другом различными способами. Межамериканская Комиссия (штаб-квартира в Вашингтоне) была учреждена в соответствии с Уставом ОАГ (ГлаваXV) для поощрения и защиты прав человека в западном полушарии американского континента. Она состоит из семи независимых членов (Уполномоченных), которые служат в личном качестве. Получает индивидуальные вопросы, отслеживает положение в области прав человека в Государствах-членах и рассматривает вопросы приоритетных тематических. Межамериканская Комиссия создала несколько итоги, специального докладчика по вопросу и зависимости, чтобы контролировать соблюдение государствами международных договоров межамериканский по правам человека.
В итогах существующих находятся: Вопрос о Правах Прав Детей, вопрос о Правах Коренных Народов, Докладчик по Правам Лиц, Лишенных Свободы, к Вопросу о Трудящихся-Мигрантов и членов их Семей, Вопрос о Правах Женщин Докладчика по вопросу о Правах Африканского происхождения и против Расовой Дискриминации, Докладчик о положении Правозащитников и Специальный Докладчик по свободной выражений мнений. Последняя является единственной специального докладчика по вопросу в МКПЧ, что означает, что мандатарий посвящен времени, полного
развития этот заказ (другие мандатов находится в руках членов комиссии). В 2011 году была создана группа по Правам Лесбиянок, Геев, Транссексуалы, Бисексуалов и Интерсексуалов.
Межамериканская комиссия по правам человека (далее - Комиссия или МКПЧ) и Межамериканский суд по правам человека (далее - Суд), действующие в соответствии с Американской конвенцией по правам человека 1969 г. (далее - Американская конвенция), образуют единый контрольный механизм Американской конвенции, который является ключевым элементом Межамериканской системы защиты прав человека (далее - Межамериканская система или МСЗПЧ) наряду с входящими в эту систему другими региональными актами по правам человека.
Межамериканский Суд по Правам Человека была создана в 1969 году как часть Американской Конвенции о Правах Человека (Глава VII, Часть II). Вступила в силу 18 июля 1978 года, поскольку в этот момент встретился число стран создали инструментом как для начала его действия и постановил, первый случай в 1988 году. С этого момента, произошел процесс создания структуры суда, которое имеет как главная цель, сделать эффективными прав человека на континенте. Межамериканский Суд по Правам Человека имеет две основные функции.
Во-первых, знать, о случаях, которые будут представлены Комиссией или Государством-Участником Конвенции и судить о том, совершил или нарушил. Решение является обязательным для сторон и обжалованию не подлежит, но система не предусматривает средств для исполнения его решений.
Во-вторых, Суд дает консультативные заключения, то есть, толкования американской Конвенции или других международных соглашений, касающихся защиты прав человека в Америке. Все Государства- Члены ОАГ, Комиссии и органов ОАГ, в какой-то степени, может подать в Суд за консультативным заключением. Государства-члены Могут также запросить Заключение о совместимости национального законодательства с международными договорами.
Эта работа представлена характеристика и общий анализ Межамериканской комиссии по правам человека (далее МКПЧ или Комиссии), одного из двух надзорных и надзорных органов Межамериканской системы защиты прав человека (другой- Межамериканский суд по правам человека).
Американской Конвенции, также называемый Пакт Сан-Хосе, Коста- Рика-это Международный договор, который предусматривает права и свободы, которые должны соблюдаться Г осударствами-Участниками. Кроме того, Конвенция предусматривает, что Комиссия и Суд, являются компетентными органами для понимания вопросов, связанных с выполнением обязательств, взятых Государствами-участниками Конвенции и регулирует их функционирования.
Другая особенность выражается в формировании контрольного механизма Американской конвенции и заключается в том, что его концептуально-нормативные основы были заложены учредительным договором - Американской конвенцией, а институциональная его основа была определена в учредительном акте Организации Американских Государств [3].
Еще одна особенность выражается в том, что в формировании концептуально-нормативной основы МСЗПЧ немаловажную роль сыграла Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г. (далее - Американская декларация или Декларация 1948 г.) [4].
В этом контексте заслуживает внимания то, что Американская декларация была принята одновременно с Уставом ОАГ в 1948 г., т.е. более чем за 20 лет до принятия Американской конвенции по правам человека 1969 г., и в ней были закреплены все основные категории прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
Американская декларация привлекает особое внимание в связи с тем, что, в отличие от аналогичных актов по правам человека, Например, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., наравне с правами в ней содержатся и обязанности человека перед государством, обществом, родителями и детьми. Аналогичный подход был использован в дальнейшем при подготовке Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.
Специфической чертой МЗПЧ является также и то, что нарушение Американской декларации служит основанием для подачи жалоб в Межамериканскую комиссию. Данная особенность четко определяет обязательную юридическую силу положений Американской декларации.
Правовые позиции контрольного механизма Американской конвенции во многом служат ориентором для подкрепления правовых позиций законодательных и правоприменительных органов государств-членов ОАГ в различных сферах защиты прав человека, прежде всего, по делам о насильственных исчезновениях и защите прав коренных народов . В этих сферах, безусловно, чувствуется влияние регионального правозащитного механизма на национальную правоприменительную практику.
Аналогичная ситуация наблюдается в восприятии правовых позиций контрольного механизма Американской конвенции, а также со стороны других региональных механизмов по защите прав человека, в особенности Европейским судом по правам человека [7] и некоторыми договорными органами по правам человека системы ООН [8].
Межамериканский Суд является одним из трех региональных судов по защите прав человека, совместно с Европейским Судом по Правам Человека и Африканский Суд по Правам Человека и Народов. Это институт судебно автономной, цель которого заключается в применении и толковании Американской Конвенции. Межамериканский Суд осуществляет функции по спорам, внутри которого находится разрешение споров, споры и механизм надзора, судебных решений; консультативные функции и роль, принимать временные меры.
Цель и задачи диссертационного исследования. Настоящего диссертационного исследования состоит в комплексном анализе деятельности Межамериканского суда по правам человека и его компонентов.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих научных задач:
- изучить исторические предпосылки и концептуальные основы становления и развития контрольного механизма Американской конвенции;
- исследовать специальные процедуры Межамериканской комиссии по правам человека и их роль в МСЗПЧ;
Док. ООН CEDAW/C/MEX/CO/7-8. П. 18 (c), 19 (f).
- выявить особенности юрисдикции Межамериканского суда по правам человека по вынесению консультативных заключений;
- рассмотреть особенности института индивидуальной жалобы, предусмотренного Американской конвенцией 1969 г;
- обозначить те категории правовых позиций Межамериканского суда по правам человека, изложенных в его решениях и консультативных заключениях, которые оказывают влияние на национальное законодательство и правоприменительную практику американских государств;
Предметом диссертационного исследования являются международные правовые акты по правам человека, на основе которых был учрежден и функционирует контрольный механизм Американской конвенции по правам человека 1969 г., резолюции Генеральной Ассамблеи ОАГ по правам человека, решения и консультационные заключения Межамериканского суда по правам человека, а также решения, доклады, отчеты и материалы Межамериканской комиссии по правам человека.
Степень научной разработанности темы исследования. Большинство работ международно-правового профиля, затрагивающих различные аспекты функционирования Межамериканской системы защиты прав человека, выполненные преимущественно на испанском и английском языках, были учтены при написании некоторых разделов настоящей диссертации.
Комплексная работа, в которой всесторонне анализируется Межамериканского суда по правам человека и его компонентов, отсутствует как в российской, так и в зарубежной литературе.
В российской науке международного права имеются международно - правовые исследования,которые затрагивают отдельные аспекты темы исследования. Среди них необходимо выделить, прежде всего, кандидатскую диссертацию Г.И. Конь по специальности 12.00.10, в которой всесторонне проанализированы организационная структура и порядок функционирования Межамериканского суда по правам человека.
В диссертационном исследовании Е.Г. Ляхова 9 были проанализированы основные аспекты деятельности Организации Американских Государств в области прав человека. Эти же аспекты были исследованы в диссертации З.В. Лешкашели , однако в данной работе также не могли быть учтены последние достижения прошлого века, включая результаты реформы Межамерианской системы защиты прав человека. Для анализа некоторых аспектов темы диссертационного исследования использовались научные разработки работы Зарубежных специалистов, среди которых особенно следует выделить исследования Фелипе Гомеза Исы и Эрнесто Рей Кантора .
Консультативная юрисдикция Межамериканского суда изучалась потрудам Т.Бургенталя и Дж Паскуалуччи.
Методологическая основа диссертационного исследования. При написании диссертации применялся общенаучный методологический подход, позволяющий научно определить рамки исследования, уточнить основные понятия, выделить концептуальные аспекты темы исследования.
Диссертационное исследование выполнено с использованием общенаучных методов: логического, социологического, системного,
функционального, исторического, статистического и др. Широко использовались методы аналогии, моделирования, анализа, синтеза, сравнения, а также метод толкования права. Исторический и сравнительно- правовой методы позволили рассмотреть Межамериканский суд и Комиссию как единый контрольный механизм с учетом особенностей каждого из этих органов. При рассмотрении юрисдикции Межамериканского суда по правам Человека и функций Межамериканской комиссии, юридической природы и специфики решений, выносимых Межамериканским судом по правам человека, анализе особенностей деятельности Межамериканской комиссии по правам человека преимущественно применялись частно-научные методы, в том числе сравнительно-правовой, а также методы толкования и технико-юридического анализа.
Нормативно-правовая основа диссертационного исследования. Нормативно-правовую основу исследования контрольного механизма Американской конвенции составили основные региональные международные правовые акты: Устав ОАГ 1948 г., Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. и два Протокола к ней.
Были также изучены другие международно-правовые акты, составляющие нормативную основу деятельности Межамериканской системы защиты прав человека, такие как Конвенция о правах иностранцев 1902 г., Конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г., Картахенская декларация о беженцах 1984 г., Межамериканская конвенция по предотвращению и наказанию за пытки 1985 г. и Протоколы к ней, Межамериканская конвенция о насильственных исчезновениях людей 1985 г., Межамериканская конвенция по предотвращению, пресечению насилия против женщин и наказания за него 1994 г., Американская декларация прав коренных народов 1997 г., Межамериканская конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов 1999 г., Межамериканская демократическая хартия 2001 г., Межамериканская конвенция о ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости 2013 г., Межамериканская конвенция о ликвидации расизма, расовой дискриминации и связанной с ней нетерпимостью 2013 г. и др.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что в отечественной доктрине международного права прав человека проведен всеобъемлющий системный анализ организации и деятельности контрольного механизма Американской конвенции 1969 г. с учетом его специфических особенностей и в контексте последних достижений концептуально-прикладного характера Межамериканской системы защиты прав человека, а также его реформы.
Новизна исследования прекращается важность линии логические исследования, разработанные доктрины и судебной практики органов в рамках Межамериканской системы Прав человека, особенно в исследования и уголовного преследования за преступления системы, которые совершаются в рамках правосудия переходного периода. Этот анализ выполняется с точки зрения международных обязательств государств и обязанностей специальных, которые возникают для них в условиях массовых, широко распространенных и систематических нарушений прав человека. Научная новизна заключается в представлении общерегионального механизма защиты прав человека как единого целого, состоящего из двух относительно самостоятельных, но тесно связанных друг с другом структур административного и судебного характера, деятельность которых направлена на достижение общей правозащитной цели в регионе.
Новизна исследования также заключается в комплексном анализе результатов реформы, направленной на укрепление Межамериканской системы защиты прав человека, с целью выявления недостатков и перспектив ее развития. Автором выявлены причины неэффективности деятельности Комиссии по рассмотрению индивидуальных жалоб, имеющие системный характер, что также является новым моментом в доктрине международного права прав человека.
Научная новизна заключается также в выявлении особенностей Visita «in loco», в комплексном анализе специфики их процедуры и в определении их роли в деятельности Комиссии.
Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного диссертационного исследования автором выносит на защиту следующие основные положения:
1. Выявлены основные причины, обусловившие тенденцию снижения эффективности Межамериканской комиссии по правам человека применительно к индивидуальным жалобам. Среди них - несоответствие количества ежегодных сессий Комиссии числу поступающих на рассмотрение жалоб на фоне постоянного роста обращений; длительность рассмотрения дел Комиссией; несоответствие количества специальных процедур уровню финансового и кадрового обеспечения Комиссии; несовершенные правила процедуры Комиссии, касающихся организационной структуры и деятельности Комиссии.
2. Научно обоснована необходимость реформирования Межамериканской комиссии и предложены следующие меры для повышения эффективности ее работы:
а) ограничение права Межамериканской комиссии по правам человека, связанного с рассмотрением индивидуальных жалоб, полномочием осуществлять первичную обработку обращений и решать вопрос относительно их приемлемости с целью сокращения срока рассмотрения индивидуальных жалоб;
б) установление четких критериев и процедуры определения приоритетных (первоочередных) дел с целью отбора из поступающих жалоб тех, которые затрагивают структурные и системные проблемы с правами человека в государствах-членах ОАГ. Предлагается уже признанные приемлемыми жалобы разделить на две категории:
1) жалобы, в которых затрагиваются однотипные вопросы и по которым Комиссия уже высказала свою позицию и неоднократно повторила ее в последующих решениях;
2) жалобы, в которых затрагиваются новые аспекты защиты прав человека, по которым Комиссия еще не высказала свою позицию. Дела второй категории предлагается рассматривать на пленарном заседании Комиссии, а по делам, входящим в первую категорию дел, предлагается упростить процедуру и рассматривать их в составе трех членов Комиссии.
3) . Выявлены организационные и процедурные механизмы, определяющие высокую эффективность специальных процедур Межамериканской комиссии по вопросам мониторинга ситуаций с правами человека, и дана адекватная оценка роли процедуры поездок на места (Visita «in loco»/«on-site») в этом процессе.
4) . Показан незавершенный характер реформы контрольного механизма Американской конвенции 2011-2013 гг., именуемый «Процесс укрепления Межамериканской системы защиты прав человека», который подтверждается, прежде всего, тем, что не произошло комплексной реорганизации работы контрольного механизма Американской конвенции по правам человека 1969 г., а также фрагментарностью мер, предпринятых для повышения эффективности Комиссии. Автором научно обоснована необходимость процесса реформирования Межамериканской комиссии по правам человека с целью достижения всех поставленных прежних целей реформы.
5) Выявлен прогрессивный характер правовых позиций Межамериканского суда по правам человека, сформулированных в его консультативных заключениях и решениях, в особенности по защите прав коренных народов и вопросах амнистии, который предопределил их высокую степень восприятия со стороны национальных судебных органов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в систематизации и дополнении научных знаний в вопросах регионального сотрудничества государств в области прав человека на основе достижений Межамериканской системы защиты прав человека.
Обоснованность и достоверность. Полученные в ходе исследования результаты подтверждаются многообразием используемых методов исследования, всесторонним и глубоким изучением и применением при написании научных трудов, а также широким спектром используемого нормативного и эмпирического материала: доклады и отчеты Межамериканской комиссии по правам человека, решения и консультативные заключения Межамериканского суда по правам человека, нормативно-правовые акты Аргентины, Колумбии, Бразилии, Венесуэлы, Перу, Чили, Уругвая и других государств.
Личный вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования - от постановки задач и их практической.
Структура и содержание диссертации обусловлены кругом исследуемых проблем и отвечают поставленным целям, задачам, объекту и предмету исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, две главы последовательно раскрывающих понятие, правовую природу, сущность и особенности исследуемых проблем, а также заключения и списка использованной литературы.
На американском континенте сегодня существует система защиты прав человека, существующий с 1948 года, в которой впервые в мире принят региональным документом, не имеющим обязательной силы, которая признает права человека, с именем Американской Декларации Прав и Обязанностей Человека. В эти шестьдесят восемь лет Межамериканской системе постепенно развивается, принимая во внимание изменения времени и изменения общества. Этот прорыв стал проводить через принятие актов, которые признают права, гражданских и политических, а также экономических, социальных и культурных правах. В этом развитии органы защиты прав человека сыграла важную роль в Межамериканской системе, то есть Комиссии и Межамериканский суд по правам человека посредством их мнению и решению.
Настоящая работа предполагает, с одной стороны, кратко продемонстрировать прогресс на материально-методическом уровне системы в области защиты человека; роль Межамериканского суда посредством толкования, которое оно делает в отношении Американской конвенции о правах человека и других действующих документов; а с другой -
визуализировать возможные аспекты, которые ослабили систему и какие Меры должны быть приняты для укрепления и обеспечения лучшей защиты человека, находящегося в этом регионе. Мы проведем юридическо- историческое исследование, которое позволит нам иметь полное видение status quo этой Системы. Для этого мы будем ссылаться на основные инструменты межамериканской системы, положениями Суда и Межамериканской комиссии.
Система на основе Устава распространяется на все Государства-члены ОАГ, а Конвенция имеет обязательную юридическую силу только для Государств-Участников таким же. Эти две системы перекрываются и взаимодействуют друг с другом различными способами. Межамериканская Комиссия (штаб-квартира в Вашингтоне) была учреждена в соответствии с Уставом ОАГ (ГлаваXV) для поощрения и защиты прав человека в западном полушарии американского континента. Она состоит из семи независимых членов (Уполномоченных), которые служат в личном качестве. Получает индивидуальные вопросы, отслеживает положение в области прав человека в Государствах-членах и рассматривает вопросы приоритетных тематических. Межамериканская Комиссия создала несколько итоги, специального докладчика по вопросу и зависимости, чтобы контролировать соблюдение государствами международных договоров межамериканский по правам человека.
В итогах существующих находятся: Вопрос о Правах Прав Детей, вопрос о Правах Коренных Народов, Докладчик по Правам Лиц, Лишенных Свободы, к Вопросу о Трудящихся-Мигрантов и членов их Семей, Вопрос о Правах Женщин Докладчика по вопросу о Правах Африканского происхождения и против Расовой Дискриминации, Докладчик о положении Правозащитников и Специальный Докладчик по свободной выражений мнений. Последняя является единственной специального докладчика по вопросу в МКПЧ, что означает, что мандатарий посвящен времени, полного
развития этот заказ (другие мандатов находится в руках членов комиссии). В 2011 году была создана группа по Правам Лесбиянок, Геев, Транссексуалы, Бисексуалов и Интерсексуалов.
Межамериканская комиссия по правам человека (далее - Комиссия или МКПЧ) и Межамериканский суд по правам человека (далее - Суд), действующие в соответствии с Американской конвенцией по правам человека 1969 г. (далее - Американская конвенция), образуют единый контрольный механизм Американской конвенции, который является ключевым элементом Межамериканской системы защиты прав человека (далее - Межамериканская система или МСЗПЧ) наряду с входящими в эту систему другими региональными актами по правам человека.
Межамериканский Суд по Правам Человека была создана в 1969 году как часть Американской Конвенции о Правах Человека (Глава VII, Часть II). Вступила в силу 18 июля 1978 года, поскольку в этот момент встретился число стран создали инструментом как для начала его действия и постановил, первый случай в 1988 году. С этого момента, произошел процесс создания структуры суда, которое имеет как главная цель, сделать эффективными прав человека на континенте. Межамериканский Суд по Правам Человека имеет две основные функции.
Во-первых, знать, о случаях, которые будут представлены Комиссией или Государством-Участником Конвенции и судить о том, совершил или нарушил. Решение является обязательным для сторон и обжалованию не подлежит, но система не предусматривает средств для исполнения его решений.
Во-вторых, Суд дает консультативные заключения, то есть, толкования американской Конвенции или других международных соглашений, касающихся защиты прав человека в Америке. Все Государства- Члены ОАГ, Комиссии и органов ОАГ, в какой-то степени, может подать в Суд за консультативным заключением. Государства-члены Могут также запросить Заключение о совместимости национального законодательства с международными договорами.
Эта работа представлена характеристика и общий анализ Межамериканской комиссии по правам человека (далее МКПЧ или Комиссии), одного из двух надзорных и надзорных органов Межамериканской системы защиты прав человека (другой- Межамериканский суд по правам человека).
Американской Конвенции, также называемый Пакт Сан-Хосе, Коста- Рика-это Международный договор, который предусматривает права и свободы, которые должны соблюдаться Г осударствами-Участниками. Кроме того, Конвенция предусматривает, что Комиссия и Суд, являются компетентными органами для понимания вопросов, связанных с выполнением обязательств, взятых Государствами-участниками Конвенции и регулирует их функционирования.
Другая особенность выражается в формировании контрольного механизма Американской конвенции и заключается в том, что его концептуально-нормативные основы были заложены учредительным договором - Американской конвенцией, а институциональная его основа была определена в учредительном акте Организации Американских Государств [3].
Еще одна особенность выражается в том, что в формировании концептуально-нормативной основы МСЗПЧ немаловажную роль сыграла Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г. (далее - Американская декларация или Декларация 1948 г.) [4].
В этом контексте заслуживает внимания то, что Американская декларация была принята одновременно с Уставом ОАГ в 1948 г., т.е. более чем за 20 лет до принятия Американской конвенции по правам человека 1969 г., и в ней были закреплены все основные категории прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
Американская декларация привлекает особое внимание в связи с тем, что, в отличие от аналогичных актов по правам человека, Например, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., наравне с правами в ней содержатся и обязанности человека перед государством, обществом, родителями и детьми. Аналогичный подход был использован в дальнейшем при подготовке Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.
Специфической чертой МЗПЧ является также и то, что нарушение Американской декларации служит основанием для подачи жалоб в Межамериканскую комиссию. Данная особенность четко определяет обязательную юридическую силу положений Американской декларации.
Правовые позиции контрольного механизма Американской конвенции во многом служат ориентором для подкрепления правовых позиций законодательных и правоприменительных органов государств-членов ОАГ в различных сферах защиты прав человека, прежде всего, по делам о насильственных исчезновениях и защите прав коренных народов . В этих сферах, безусловно, чувствуется влияние регионального правозащитного механизма на национальную правоприменительную практику.
Аналогичная ситуация наблюдается в восприятии правовых позиций контрольного механизма Американской конвенции, а также со стороны других региональных механизмов по защите прав человека, в особенности Европейским судом по правам человека [7] и некоторыми договорными органами по правам человека системы ООН [8].
Межамериканский Суд является одним из трех региональных судов по защите прав человека, совместно с Европейским Судом по Правам Человека и Африканский Суд по Правам Человека и Народов. Это институт судебно автономной, цель которого заключается в применении и толковании Американской Конвенции. Межамериканский Суд осуществляет функции по спорам, внутри которого находится разрешение споров, споры и механизм надзора, судебных решений; консультативные функции и роль, принимать временные меры.
Цель и задачи диссертационного исследования. Настоящего диссертационного исследования состоит в комплексном анализе деятельности Межамериканского суда по правам человека и его компонентов.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих научных задач:
- изучить исторические предпосылки и концептуальные основы становления и развития контрольного механизма Американской конвенции;
- исследовать специальные процедуры Межамериканской комиссии по правам человека и их роль в МСЗПЧ;
Док. ООН CEDAW/C/MEX/CO/7-8. П. 18 (c), 19 (f).
- выявить особенности юрисдикции Межамериканского суда по правам человека по вынесению консультативных заключений;
- рассмотреть особенности института индивидуальной жалобы, предусмотренного Американской конвенцией 1969 г;
- обозначить те категории правовых позиций Межамериканского суда по правам человека, изложенных в его решениях и консультативных заключениях, которые оказывают влияние на национальное законодательство и правоприменительную практику американских государств;
Предметом диссертационного исследования являются международные правовые акты по правам человека, на основе которых был учрежден и функционирует контрольный механизм Американской конвенции по правам человека 1969 г., резолюции Генеральной Ассамблеи ОАГ по правам человека, решения и консультационные заключения Межамериканского суда по правам человека, а также решения, доклады, отчеты и материалы Межамериканской комиссии по правам человека.
Степень научной разработанности темы исследования. Большинство работ международно-правового профиля, затрагивающих различные аспекты функционирования Межамериканской системы защиты прав человека, выполненные преимущественно на испанском и английском языках, были учтены при написании некоторых разделов настоящей диссертации.
Комплексная работа, в которой всесторонне анализируется Межамериканского суда по правам человека и его компонентов, отсутствует как в российской, так и в зарубежной литературе.
В российской науке международного права имеются международно - правовые исследования,которые затрагивают отдельные аспекты темы исследования. Среди них необходимо выделить, прежде всего, кандидатскую диссертацию Г.И. Конь по специальности 12.00.10, в которой всесторонне проанализированы организационная структура и порядок функционирования Межамериканского суда по правам человека.
В диссертационном исследовании Е.Г. Ляхова 9 были проанализированы основные аспекты деятельности Организации Американских Государств в области прав человека. Эти же аспекты были исследованы в диссертации З.В. Лешкашели , однако в данной работе также не могли быть учтены последние достижения прошлого века, включая результаты реформы Межамерианской системы защиты прав человека. Для анализа некоторых аспектов темы диссертационного исследования использовались научные разработки работы Зарубежных специалистов, среди которых особенно следует выделить исследования Фелипе Гомеза Исы и Эрнесто Рей Кантора .
Консультативная юрисдикция Межамериканского суда изучалась потрудам Т.Бургенталя и Дж Паскуалуччи.
Методологическая основа диссертационного исследования. При написании диссертации применялся общенаучный методологический подход, позволяющий научно определить рамки исследования, уточнить основные понятия, выделить концептуальные аспекты темы исследования.
Диссертационное исследование выполнено с использованием общенаучных методов: логического, социологического, системного,
функционального, исторического, статистического и др. Широко использовались методы аналогии, моделирования, анализа, синтеза, сравнения, а также метод толкования права. Исторический и сравнительно- правовой методы позволили рассмотреть Межамериканский суд и Комиссию как единый контрольный механизм с учетом особенностей каждого из этих органов. При рассмотрении юрисдикции Межамериканского суда по правам Человека и функций Межамериканской комиссии, юридической природы и специфики решений, выносимых Межамериканским судом по правам человека, анализе особенностей деятельности Межамериканской комиссии по правам человека преимущественно применялись частно-научные методы, в том числе сравнительно-правовой, а также методы толкования и технико-юридического анализа.
Нормативно-правовая основа диссертационного исследования. Нормативно-правовую основу исследования контрольного механизма Американской конвенции составили основные региональные международные правовые акты: Устав ОАГ 1948 г., Американская декларация прав и обязанностей человека 1948 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. и два Протокола к ней.
Были также изучены другие международно-правовые акты, составляющие нормативную основу деятельности Межамериканской системы защиты прав человека, такие как Конвенция о правах иностранцев 1902 г., Конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г., Картахенская декларация о беженцах 1984 г., Межамериканская конвенция по предотвращению и наказанию за пытки 1985 г. и Протоколы к ней, Межамериканская конвенция о насильственных исчезновениях людей 1985 г., Межамериканская конвенция по предотвращению, пресечению насилия против женщин и наказания за него 1994 г., Американская декларация прав коренных народов 1997 г., Межамериканская конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов 1999 г., Межамериканская демократическая хартия 2001 г., Межамериканская конвенция о ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости 2013 г., Межамериканская конвенция о ликвидации расизма, расовой дискриминации и связанной с ней нетерпимостью 2013 г. и др.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что в отечественной доктрине международного права прав человека проведен всеобъемлющий системный анализ организации и деятельности контрольного механизма Американской конвенции 1969 г. с учетом его специфических особенностей и в контексте последних достижений концептуально-прикладного характера Межамериканской системы защиты прав человека, а также его реформы.
Новизна исследования прекращается важность линии логические исследования, разработанные доктрины и судебной практики органов в рамках Межамериканской системы Прав человека, особенно в исследования и уголовного преследования за преступления системы, которые совершаются в рамках правосудия переходного периода. Этот анализ выполняется с точки зрения международных обязательств государств и обязанностей специальных, которые возникают для них в условиях массовых, широко распространенных и систематических нарушений прав человека. Научная новизна заключается в представлении общерегионального механизма защиты прав человека как единого целого, состоящего из двух относительно самостоятельных, но тесно связанных друг с другом структур административного и судебного характера, деятельность которых направлена на достижение общей правозащитной цели в регионе.
Новизна исследования также заключается в комплексном анализе результатов реформы, направленной на укрепление Межамериканской системы защиты прав человека, с целью выявления недостатков и перспектив ее развития. Автором выявлены причины неэффективности деятельности Комиссии по рассмотрению индивидуальных жалоб, имеющие системный характер, что также является новым моментом в доктрине международного права прав человека.
Научная новизна заключается также в выявлении особенностей Visita «in loco», в комплексном анализе специфики их процедуры и в определении их роли в деятельности Комиссии.
Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного диссертационного исследования автором выносит на защиту следующие основные положения:
1. Выявлены основные причины, обусловившие тенденцию снижения эффективности Межамериканской комиссии по правам человека применительно к индивидуальным жалобам. Среди них - несоответствие количества ежегодных сессий Комиссии числу поступающих на рассмотрение жалоб на фоне постоянного роста обращений; длительность рассмотрения дел Комиссией; несоответствие количества специальных процедур уровню финансового и кадрового обеспечения Комиссии; несовершенные правила процедуры Комиссии, касающихся организационной структуры и деятельности Комиссии.
2. Научно обоснована необходимость реформирования Межамериканской комиссии и предложены следующие меры для повышения эффективности ее работы:
а) ограничение права Межамериканской комиссии по правам человека, связанного с рассмотрением индивидуальных жалоб, полномочием осуществлять первичную обработку обращений и решать вопрос относительно их приемлемости с целью сокращения срока рассмотрения индивидуальных жалоб;
б) установление четких критериев и процедуры определения приоритетных (первоочередных) дел с целью отбора из поступающих жалоб тех, которые затрагивают структурные и системные проблемы с правами человека в государствах-членах ОАГ. Предлагается уже признанные приемлемыми жалобы разделить на две категории:
1) жалобы, в которых затрагиваются однотипные вопросы и по которым Комиссия уже высказала свою позицию и неоднократно повторила ее в последующих решениях;
2) жалобы, в которых затрагиваются новые аспекты защиты прав человека, по которым Комиссия еще не высказала свою позицию. Дела второй категории предлагается рассматривать на пленарном заседании Комиссии, а по делам, входящим в первую категорию дел, предлагается упростить процедуру и рассматривать их в составе трех членов Комиссии.
3) . Выявлены организационные и процедурные механизмы, определяющие высокую эффективность специальных процедур Межамериканской комиссии по вопросам мониторинга ситуаций с правами человека, и дана адекватная оценка роли процедуры поездок на места (Visita «in loco»/«on-site») в этом процессе.
4) . Показан незавершенный характер реформы контрольного механизма Американской конвенции 2011-2013 гг., именуемый «Процесс укрепления Межамериканской системы защиты прав человека», который подтверждается, прежде всего, тем, что не произошло комплексной реорганизации работы контрольного механизма Американской конвенции по правам человека 1969 г., а также фрагментарностью мер, предпринятых для повышения эффективности Комиссии. Автором научно обоснована необходимость процесса реформирования Межамериканской комиссии по правам человека с целью достижения всех поставленных прежних целей реформы.
5) Выявлен прогрессивный характер правовых позиций Межамериканского суда по правам человека, сформулированных в его консультативных заключениях и решениях, в особенности по защите прав коренных народов и вопросах амнистии, который предопределил их высокую степень восприятия со стороны национальных судебных органов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в систематизации и дополнении научных знаний в вопросах регионального сотрудничества государств в области прав человека на основе достижений Межамериканской системы защиты прав человека.
Обоснованность и достоверность. Полученные в ходе исследования результаты подтверждаются многообразием используемых методов исследования, всесторонним и глубоким изучением и применением при написании научных трудов, а также широким спектром используемого нормативного и эмпирического материала: доклады и отчеты Межамериканской комиссии по правам человека, решения и консультативные заключения Межамериканского суда по правам человека, нормативно-правовые акты Аргентины, Колумбии, Бразилии, Венесуэлы, Перу, Чили, Уругвая и других государств.
Личный вклад автора является определяющим и заключается в непосредственном участии на всех этапах исследования - от постановки задач и их практической.
Структура и содержание диссертации обусловлены кругом исследуемых проблем и отвечают поставленным целям, задачам, объекту и предмету исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, две главы последовательно раскрывающих понятие, правовую природу, сущность и особенности исследуемых проблем, а также заключения и списка использованной литературы.
В этом исследовании удалось разработать комплексный анализ международной защиты в области прав человека, от концепции прав человека, которая вначале порождает противоречия в отношении ее истинной концепции и ограничений, проходящих через различные системы защиты; в котором для обеспечения адекватного соблюдения прав человека и важности Межамериканского суда по правам человека мы рассмотрели вопрос о разработке обоих аспектов с общей и конкретной точки зрения, рассматривая ООН как систему глобальной защиты и ОАГ в качестве региональной системы защиты.
Межамериканская комиссия по правам человека играет чрезвычайно важную роль в защите таких прав на Американском континенте. С самого начала, с очень ограниченными средствами, эта организация предприняла значительные усилия в этом направлении. В течение первых трех десятилетий работы почти все инициативы Межамериканской комиссии по правам человека были сосредоточены на нарушениях, совершаемых в массовом и систематическом порядке диктаторскими режимами. Однако в той мере, в которой она эволюционировала в сторону демократических систем правления, Комиссия диверсифицировала свои задачи, а также тип вопросов, на которые она нацелена, задача, которая не была свободна от препятствий, но общий баланс которой положительны.
Контрольный механизм Американской конвенции 1969 г. нуждается в существенной реорганизации, которая позволит решить следующие основные проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается Межамериканская комиссия:
- несоответствие количества ежегодных сессий постоянному росту количества жалоб;
- длительность рассмотрения Комиссией дел;
- несоответствие количества специальных процедур финансовому и кадровому обеспечению Комиссии;
- несовершенные Правила процедуры Комиссии в части организационной структуры Комиссии.
Выявлены основные причины, обусловившие тенденцию снижения эффективности Межамериканской комиссии по правам человека применительно к индивидуальным жалобам.
Процесс укрепления Межамериканской системы защиты прав человека, завершившийся в 2013 г., на наш взгляд, не принесший ожидаемых результатов. Решение проблем эффективности, по нашему мнению, требует принятия особых мер.
В рамках Межамериканской Системы по Правам Человека, наблюдалось устойчивое развитие на протяжении истории, приспосабливаясь к различным условиям, в которых работает. После того, как их основными инструментами были установлены самими органами по правам человека, Комиссия и Межамериканский Суд по Правам Человека - все, кто проводит реформы, через последующие модификации ее правил и практики. Это было в процессах, которые имели место на протяжении более десяти лет, с широким участием Государства и гражданского общества.
Процесс реформ, недавно был отмечен напряженным, и в некоторые моменты казалось, что сами Государства-будут проводить преобразования. Однако этого в итоге не произошло, и была комиссия, на пути реформ, По правилу, институциональной политики, был рассмотрен ряд подходов, важности, сделанных Государствами и гражданским обществом
Важно отметить, хотя принятые реформы включают ряд достижений, которые вряд ли приведут к квантовому скачку в работе Межамериканской Системы по Правам Человека, если не будет выделение адекватных ресурсов. Решение проблем эффективности, по нашему мнению, требует принятия особых мер. Это передать рассмотрение петиций, подаваемых против государств-участников Конвенции, в Межамериканский суд, оставив Комиссии полномочия по контролю над странами, не являющимися сторонами Конвенции.
Таким образом, Комиссия смогла бы сосредоточить еще большее внимание на том, что, по нашему мнению, она делает лучше всего: подготовке «страновых» и тематических докладов, работе с грубыми и систематическими нарушениями прав человека, поездках на места («in loco»/on-site visits) и мероприятиях по продвижению прав человека, в том числе формировании стандартов прав человека в регионе. Такое изменение увеличило бы нагрузку на Межамериканский суд, но сократило бы срок рассмотрения петиций и укрепило бы сильные стороны каждого из органов. В предложенной системе у Комиссии осталось бы право участвовать в делах в Межамериканском суде, Чтобы охарактеризовать текущую ситуацию в стране и давать рекомендации о мерах, которые необходимо принять.
Консервативное предложение, которое позволит повысить эффективность Межамериканской системы, заключается в следующем: Комиссия продолжает осуществлять первичную обработку и выносить решения относительно приемлемости петиций и передавать их в Межамериканский суд для рассмотрения по Существу. Это уменьшило бы время, необходимое для принятия решений по существу, сохраняя при этом
важную роль Комиссии во всех делах и петициях, представленных в Комиссию, гарантируя тем самым, что Комиссия остается в курсе всех нарушений прав человека в Западном полушарии.
На наш взгляд, оба предложения имеют значительный потенциал для сокращения времени на обработку петиций и рассмотрения дел, так как позволит избежать существующего в настоящее время двойного рассмотрения дел по существу сначала Комиссией, а затем Судом.
В последние годы, Межамериканская Комиссия по Правам Человека (далее-МКПЧ или Комиссии), прошел через интенсивный процесс обсуждения ее роли и его основные полномочия [229]. В этой Связи ряд Государств отметили необходимость пересмотра работы органа международной защиты, в свете текущих реалий континента [230]. Кроме дискуссии вокруг идей и принципов использования Инструментов МКПЧ было найдено несколько вопросов о вашей Стратегической повестки для ассоциации [231]. Это был сложный процесс, в силу разнообразия субъектов и интересов, в которых возникли критические законы деятельности МКПЧ, между, предложениями, которые только указывали на ограничение своих полномочий. Процесс, называемый реформы Правил, практики и политики, организации, Комиссии и кульминацией праздника, 44° Внеочередного Общего Собрания, решение которых наконец удалось сохранить без изменений, входящим в компетенцию агентства и избегал случае вероятность распада системы охраны региональном уровне [232]
Однако, учесть недавние дебаты вокруг роли и функции Комиссии исключительно из обсуждения, которые с 2011 года произошли в рамках Организации Американских Государств (ОАГ) было бы только небольшая часть истории.Одной из особенностей последнего процесса реформирования, позволяет отличать его от предыдущих дискуссий относительно работы органов охраны региональном уровне [233], заключается в множество форумов, на которых обсуждалось настоящее и будущее Межамериканская система защиты прав человека (далее-система). В последние годы в региональных институтах появлялись новые компоненты, начиная с импульса и Создание субрегиональных механизмов, которые имеют пробелы политических решений влияние, настоящем или будущем, в области прав человека. Эти экземпляры стали особенно видимыми и актуальными в ходе дискуссий о МКПЧ. Дела, в которых затрагиваются новые аспекты защиты прав человека, по которым Комиссия не высказала свою позицию, должны рассматриваться на пленарном заседании Комиссии, до которого каждому члену Комиссии необходимо предоставить материалы по делу и объяснения сторон. Чтобы эффективно рассматривать дела, Комиссия должна работать на постоянной основе, а не в сессионном режиме. Однако отсутствует политическая воля и консенсус среди членов ОАГ в этом вопросе. По крайней мере для повышения авторитета и эффективности рабочей Комиссии Председатель должен осуществлять свои функции на постоянной основе. В свою очередь, 3 Процесс обсуждения на полномочия, функции и деятельность органов системы, которые он дал в период с начала 2011 года по март 2013 года не был первым. В прошлом произошли различные процессы, обсуждение навыков и методов работы органов системы. В качестве примера, см.: Комиссия по Юридическим и Политическим Вопросам. Результаты процесса осмысления Межамериканская Система содействия и защиты прав человека (2008-2009), OEA/Ser. G, CP/CAJP-2665/08 rev. 8 corr. 3, 18 марта 2009 года.
Исполнительный Секретарь должен выполнять, скорее, административную функцию. Это изменение должно сопровождаться тщательным отбором Председателя Комиссии и требует пересмотра Правил Процедуры в части полномочий Председателя Комиссии.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что специальные процедуры Межамериканской комиссии являются эффективным средством защиты прав человека. Комиссия определила несколько эффективных «инструментов», необходимых для мониторинга и защиты прав человека в западном полушарии, в частности, уникальную практику поездок на места (Visita «in loco»/on-site). Мониторинг ситуации с правами человека на Американском континенте Комиссия осуществляет, получая информацию из разнообразных достоверных источников, в том числе по итогам визита на места (Visita in loco/on-site). Благодаря уникальной практике визитов и расследований на местах комиссия не упускает из виду большинство нарушений прав человека и позволяет учитывать все аспекты как при разрешении конкретного дела, так и в вопросах предотвращения в дальнейшем таких нарушений благодаря «страновым» докладам. Комплексный анализ деятельности Межамериканского суда как в части подготовки консультативных заключений, так и в части рассмотрения петиций позволяет сделать вывод о том, что правовые позиции Межамериканского суда оказывают все более возрастающее влияние на формирование правовых стандартов ОАГ в области прав человека, на национальное законодательство и правоприменительную практику американских государств в особенности по защите прав коренных народов и вопросах амнистии. Консультативные заключения призваны разъяснить содержание основных положений межамериканских договоров и деклараций по правам человека, объем полномочий конт-рольных органов Американской конвенции по правам человека 1969 г.
Важно отметить, что Межамериканский суд полномочен толковать не только Американскую конвенцию 1969 г., на основании которой он был учрежден, но и любые другие документы, где содержатся положения о правах человека, в том числе принятые в рамках других региональных систем защиты прав человека. Подобный подход позволяет Межамериканскому суду максимально эффективно толковать Американскую конвенцию, а также создавать и поддерживать в регионе условия, наиболее благоприятные для обеспечения прав человека.
На основе анализа практики контрольного механизма автором была выявлена косвенная поддержка контрольного механизма Американской конвенции по правам человека, который, основываясь на обстоятельствах, изложенных в конкретной жалобе, выявляет те нарушения прав человека, на которые сам заявитель не ссылается. Такая практика основывается на принципе jura novit curia и, по Мнению автора диссертационного исследования, эту практику следует рассматривать как правомерную в связи с отсутствием каких-либо возражений со стороны государств.
Как описывает бывший председатель Суда А.А. Канкадо Триндаде, Суд вносит свой вклад в строительство нового права народов (jus gentium) XXI в., руководствуясь общими принципами права (в том числе основополагающих принципов равенства и недискриминации), характеризующимися широкими процессуальными гарантиями и гарантиями самом судебной защиты в широком смысле (sensu lato), подкрепленными признанием общепризнанных принципов международного права и обязательств erga omnes, что основано на уважении прав, присущих человеческому существованию [273]. Суд использует множество документов, напрямую не относящихся к Межамериканской системе защиты прав человека, в том числе Международный пакт 1966 г., Европейскую конвенцию, Африканскую хартию и все другие документы, содержащие нормы о защите прав человека [274].
На своем первом консультативном заключении Суд подчеркнул важнейшую связь между региональной системы защиты прав человека в Америке и универсальной системой защиты прав человека, созданных в рамках Организации Объединенных Наций, а также других региональных систем защиты прав человека. Позиция, высказанная Судом, проходит Красной нитью через всю историю развития Межамериканской системы защиты прав человека.
Межамериканская Комиссия по Правам Человека и Межамериканский Суд по Правам Человека является важной частью системы поощрения и защиты прав человека, что у нас в регионе. В последние годы Комиссия была процесс официально называется "укрепление"— что, временами, казалось, "сомнение", и, наконец, пришел в свете реформы. Все указывает на то, что изменения, вносимые в результате этого процесса позволит повысить его эффективность и с учетом текущих потребностей региона. Несмотря на эти и, которые были заслушаны в ходе процесса, все участники подчеркнули важность работы, проделанной Комиссией.
Межамериканская комиссия по правам человека играет чрезвычайно важную роль в защите таких прав на Американском континенте. С самого начала, с очень ограниченными средствами, эта организация предприняла значительные усилия в этом направлении. В течение первых трех десятилетий работы почти все инициативы Межамериканской комиссии по правам человека были сосредоточены на нарушениях, совершаемых в массовом и систематическом порядке диктаторскими режимами. Однако в той мере, в которой она эволюционировала в сторону демократических систем правления, Комиссия диверсифицировала свои задачи, а также тип вопросов, на которые она нацелена, задача, которая не была свободна от препятствий, но общий баланс которой положительны.
Контрольный механизм Американской конвенции 1969 г. нуждается в существенной реорганизации, которая позволит решить следующие основные проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается Межамериканская комиссия:
- несоответствие количества ежегодных сессий постоянному росту количества жалоб;
- длительность рассмотрения Комиссией дел;
- несоответствие количества специальных процедур финансовому и кадровому обеспечению Комиссии;
- несовершенные Правила процедуры Комиссии в части организационной структуры Комиссии.
Выявлены основные причины, обусловившие тенденцию снижения эффективности Межамериканской комиссии по правам человека применительно к индивидуальным жалобам.
Процесс укрепления Межамериканской системы защиты прав человека, завершившийся в 2013 г., на наш взгляд, не принесший ожидаемых результатов. Решение проблем эффективности, по нашему мнению, требует принятия особых мер.
В рамках Межамериканской Системы по Правам Человека, наблюдалось устойчивое развитие на протяжении истории, приспосабливаясь к различным условиям, в которых работает. После того, как их основными инструментами были установлены самими органами по правам человека, Комиссия и Межамериканский Суд по Правам Человека - все, кто проводит реформы, через последующие модификации ее правил и практики. Это было в процессах, которые имели место на протяжении более десяти лет, с широким участием Государства и гражданского общества.
Процесс реформ, недавно был отмечен напряженным, и в некоторые моменты казалось, что сами Государства-будут проводить преобразования. Однако этого в итоге не произошло, и была комиссия, на пути реформ, По правилу, институциональной политики, был рассмотрен ряд подходов, важности, сделанных Государствами и гражданским обществом
Важно отметить, хотя принятые реформы включают ряд достижений, которые вряд ли приведут к квантовому скачку в работе Межамериканской Системы по Правам Человека, если не будет выделение адекватных ресурсов. Решение проблем эффективности, по нашему мнению, требует принятия особых мер. Это передать рассмотрение петиций, подаваемых против государств-участников Конвенции, в Межамериканский суд, оставив Комиссии полномочия по контролю над странами, не являющимися сторонами Конвенции.
Таким образом, Комиссия смогла бы сосредоточить еще большее внимание на том, что, по нашему мнению, она делает лучше всего: подготовке «страновых» и тематических докладов, работе с грубыми и систематическими нарушениями прав человека, поездках на места («in loco»/on-site visits) и мероприятиях по продвижению прав человека, в том числе формировании стандартов прав человека в регионе. Такое изменение увеличило бы нагрузку на Межамериканский суд, но сократило бы срок рассмотрения петиций и укрепило бы сильные стороны каждого из органов. В предложенной системе у Комиссии осталось бы право участвовать в делах в Межамериканском суде, Чтобы охарактеризовать текущую ситуацию в стране и давать рекомендации о мерах, которые необходимо принять.
Консервативное предложение, которое позволит повысить эффективность Межамериканской системы, заключается в следующем: Комиссия продолжает осуществлять первичную обработку и выносить решения относительно приемлемости петиций и передавать их в Межамериканский суд для рассмотрения по Существу. Это уменьшило бы время, необходимое для принятия решений по существу, сохраняя при этом
важную роль Комиссии во всех делах и петициях, представленных в Комиссию, гарантируя тем самым, что Комиссия остается в курсе всех нарушений прав человека в Западном полушарии.
На наш взгляд, оба предложения имеют значительный потенциал для сокращения времени на обработку петиций и рассмотрения дел, так как позволит избежать существующего в настоящее время двойного рассмотрения дел по существу сначала Комиссией, а затем Судом.
В последние годы, Межамериканская Комиссия по Правам Человека (далее-МКПЧ или Комиссии), прошел через интенсивный процесс обсуждения ее роли и его основные полномочия [229]. В этой Связи ряд Государств отметили необходимость пересмотра работы органа международной защиты, в свете текущих реалий континента [230]. Кроме дискуссии вокруг идей и принципов использования Инструментов МКПЧ было найдено несколько вопросов о вашей Стратегической повестки для ассоциации [231]. Это был сложный процесс, в силу разнообразия субъектов и интересов, в которых возникли критические законы деятельности МКПЧ, между, предложениями, которые только указывали на ограничение своих полномочий. Процесс, называемый реформы Правил, практики и политики, организации, Комиссии и кульминацией праздника, 44° Внеочередного Общего Собрания, решение которых наконец удалось сохранить без изменений, входящим в компетенцию агентства и избегал случае вероятность распада системы охраны региональном уровне [232]
Однако, учесть недавние дебаты вокруг роли и функции Комиссии исключительно из обсуждения, которые с 2011 года произошли в рамках Организации Американских Государств (ОАГ) было бы только небольшая часть истории.Одной из особенностей последнего процесса реформирования, позволяет отличать его от предыдущих дискуссий относительно работы органов охраны региональном уровне [233], заключается в множество форумов, на которых обсуждалось настоящее и будущее Межамериканская система защиты прав человека (далее-система). В последние годы в региональных институтах появлялись новые компоненты, начиная с импульса и Создание субрегиональных механизмов, которые имеют пробелы политических решений влияние, настоящем или будущем, в области прав человека. Эти экземпляры стали особенно видимыми и актуальными в ходе дискуссий о МКПЧ. Дела, в которых затрагиваются новые аспекты защиты прав человека, по которым Комиссия не высказала свою позицию, должны рассматриваться на пленарном заседании Комиссии, до которого каждому члену Комиссии необходимо предоставить материалы по делу и объяснения сторон. Чтобы эффективно рассматривать дела, Комиссия должна работать на постоянной основе, а не в сессионном режиме. Однако отсутствует политическая воля и консенсус среди членов ОАГ в этом вопросе. По крайней мере для повышения авторитета и эффективности рабочей Комиссии Председатель должен осуществлять свои функции на постоянной основе. В свою очередь, 3 Процесс обсуждения на полномочия, функции и деятельность органов системы, которые он дал в период с начала 2011 года по март 2013 года не был первым. В прошлом произошли различные процессы, обсуждение навыков и методов работы органов системы. В качестве примера, см.: Комиссия по Юридическим и Политическим Вопросам. Результаты процесса осмысления Межамериканская Система содействия и защиты прав человека (2008-2009), OEA/Ser. G, CP/CAJP-2665/08 rev. 8 corr. 3, 18 марта 2009 года.
Исполнительный Секретарь должен выполнять, скорее, административную функцию. Это изменение должно сопровождаться тщательным отбором Председателя Комиссии и требует пересмотра Правил Процедуры в части полномочий Председателя Комиссии.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что специальные процедуры Межамериканской комиссии являются эффективным средством защиты прав человека. Комиссия определила несколько эффективных «инструментов», необходимых для мониторинга и защиты прав человека в западном полушарии, в частности, уникальную практику поездок на места (Visita «in loco»/on-site). Мониторинг ситуации с правами человека на Американском континенте Комиссия осуществляет, получая информацию из разнообразных достоверных источников, в том числе по итогам визита на места (Visita in loco/on-site). Благодаря уникальной практике визитов и расследований на местах комиссия не упускает из виду большинство нарушений прав человека и позволяет учитывать все аспекты как при разрешении конкретного дела, так и в вопросах предотвращения в дальнейшем таких нарушений благодаря «страновым» докладам. Комплексный анализ деятельности Межамериканского суда как в части подготовки консультативных заключений, так и в части рассмотрения петиций позволяет сделать вывод о том, что правовые позиции Межамериканского суда оказывают все более возрастающее влияние на формирование правовых стандартов ОАГ в области прав человека, на национальное законодательство и правоприменительную практику американских государств в особенности по защите прав коренных народов и вопросах амнистии. Консультативные заключения призваны разъяснить содержание основных положений межамериканских договоров и деклараций по правам человека, объем полномочий конт-рольных органов Американской конвенции по правам человека 1969 г.
Важно отметить, что Межамериканский суд полномочен толковать не только Американскую конвенцию 1969 г., на основании которой он был учрежден, но и любые другие документы, где содержатся положения о правах человека, в том числе принятые в рамках других региональных систем защиты прав человека. Подобный подход позволяет Межамериканскому суду максимально эффективно толковать Американскую конвенцию, а также создавать и поддерживать в регионе условия, наиболее благоприятные для обеспечения прав человека.
На основе анализа практики контрольного механизма автором была выявлена косвенная поддержка контрольного механизма Американской конвенции по правам человека, который, основываясь на обстоятельствах, изложенных в конкретной жалобе, выявляет те нарушения прав человека, на которые сам заявитель не ссылается. Такая практика основывается на принципе jura novit curia и, по Мнению автора диссертационного исследования, эту практику следует рассматривать как правомерную в связи с отсутствием каких-либо возражений со стороны государств.
Как описывает бывший председатель Суда А.А. Канкадо Триндаде, Суд вносит свой вклад в строительство нового права народов (jus gentium) XXI в., руководствуясь общими принципами права (в том числе основополагающих принципов равенства и недискриминации), характеризующимися широкими процессуальными гарантиями и гарантиями самом судебной защиты в широком смысле (sensu lato), подкрепленными признанием общепризнанных принципов международного права и обязательств erga omnes, что основано на уважении прав, присущих человеческому существованию [273]. Суд использует множество документов, напрямую не относящихся к Межамериканской системе защиты прав человека, в том числе Международный пакт 1966 г., Европейскую конвенцию, Африканскую хартию и все другие документы, содержащие нормы о защите прав человека [274].
На своем первом консультативном заключении Суд подчеркнул важнейшую связь между региональной системы защиты прав человека в Америке и универсальной системой защиты прав человека, созданных в рамках Организации Объединенных Наций, а также других региональных систем защиты прав человека. Позиция, высказанная Судом, проходит Красной нитью через всю историю развития Межамериканской системы защиты прав человека.
Межамериканская Комиссия по Правам Человека и Межамериканский Суд по Правам Человека является важной частью системы поощрения и защиты прав человека, что у нас в регионе. В последние годы Комиссия была процесс официально называется "укрепление"— что, временами, казалось, "сомнение", и, наконец, пришел в свете реформы. Все указывает на то, что изменения, вносимые в результате этого процесса позволит повысить его эффективность и с учетом текущих потребностей региона. Несмотря на эти и, которые были заслушаны в ходе процесса, все участники подчеркнули важность работы, проделанной Комиссией.
Подобные работы
- Международно-правовой статус Европейского Суда по правам человека
Магистерская диссертация, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Применение правовых позиций ЕСПЧ в практике арбитражных судов РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Судебные средства правовой защиты в международном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Механизмы защиты прав и свобод человека в РФ и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2021 - Экстерриториальная юрисдикция в практике международных судебных учреждений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Международно-правовая защита экономического права человека на интеллектуальную собственность
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Проблема защиты от диффамации в международном частном праве
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Международные обязательства государств по защите прав трудящихся мигрантов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023



