Актуальность работы. Феномен русского эмигрантского Ренессанса - один из самых удивительных культурных феноменов XX в. Всестороннее изучение этой эпохи, без которого наше представление о динамике русской культуры XX века является неполным, - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед отечественной гуманитарной наукой. Уровень обобщения здесь, как и в любой другой науке, достижим лишь после прохождения необходимого «эмпирического» этапа, содержанием которого является анализ творчества не только видных культурных деятелей русской эмиграции, но и фигур второго и третьего ряда, составляющих своего рода культурный фон, без учёта которого невозможно, однако, понимание самого феномена русского эмигрантского Ренессанса. До окончания этого этапа любые обобщения будут иметь поверхностный характер, не учитывающий всей палитры сложнейших информационных процессов, происходивших в культурном пространстве русской эмиграции. Сейчас наука находится в самом на¬чале этого «накопительного» этапа: многие имена первостепенных пи¬сателей и поэтов эмиграции (укажем, например, на творчество Ю. Фельзена, Ю. Мандельштама, А. Штейгера, JI. Червинской) почти не привлекали внимания учёных, а о систематическом научном рассмотрении литературной периферии эмиграции речь не шла в принципе. Рассмотрение творчества одного из виднейших писателей эмиграции, таким образом, актуально как часть более общей задачи - попытки понять эмиграционный культурный феномен в целом.
Предметом исследования стали три уровня поэтики: в художественных произведениях - мотив и интертекст, в документальных произведениях - авторские методы воплощения внетекстовой реальности в эстетическую реальность документального произведения.
3
Материал исследования. В работе рассматриваются произведения Г. Газданова, законченные или созданные в период 1940-х гг. («Ночные дороги» (1941), «Шрам» (1943), «На французской земле» (1945), «Призрак Александра Вольфа» (1947), «Возвращение Будды» (1949)).
Цели исследования. В рамках общей цели - исследования поэтики прозы Г. Газданова 1940-х гг. - выделяются более частные: 1) рассмотрение мотивной специфики художественных произведений Г. Газданова 1940-х гг.; 2) исследование интертекстуального уровня произведений писателя данного периода; 3) определение методов трансформации вне¬текстовой реальности, которыми пользуется писатель в документальных произведениях 1940-х гг.
Задачами исследования являются: 1) мотивный анализ художественных произведений Г. Газданова 1940-х гг.; 2) интертекстуальный анализ произведений данного периода; 3) анализ методов, использованных Г. Газдановым в документальных произведениях 1940-х гг.
Научная новизна работы обусловлена как самим объектом исследования, так и аспектом рассмотрения этого объекта. Творчество Г. Газданова, «введённое» в научный обиход работой JI. Диенеша, лишь в последнее время привлекло пристальное внимание отечественных исследователей (работы Ю. В. Бабичевой, С. М. Кабалоти, Ким Се Унга, Т. Н. Красавченко, Ю. В. Матвеевой, А. Мзокова, Ю. Д. Нечипоренко, Ст. С. Никоненко, Т. О. Семёновой, JI. В. Сыроватко, Р. Тотрова, С. Р. Федя- кина и др.). Поэтика прозы Г. Газданова 1940-х гг., рассмотренная как целостная система с точки зрения мотива, интертекста и метода, ещё не была предметом анализа.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методология постмодернистской научной парадигмы предопределила методический эклектизм исследования. Тремя основными методами, использованными в работе, стали (а) метод мотивного анализа (работы Б. М. Гаспарова), (б) метод интертекстуального анализа (работы Р. Барта, X. 4