Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолингвистический портрет лидера государства (США, Россия) и его использование при формировании лексического навыка в СОШ

Работа №43804

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 7
1.1. Основные положения психолингвистики как науки 7
1.2. Психолингвистический анализ речи как один из методов
психолингвистики 17
Выводы по I главе: 26
ГЛАВА 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ 28
2.1. Психолингвистический анализ речи президента США 28
2.2. Психолингвистический анализ речи президента РФ 36
2.3. Построение психолингвистического портрета президента США и
президента РФ 49
2.4. Разработка комплекса упражнений для практического применения
психолингвистического портрета на уроках английского языка 66
Выводы по II главе: 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Уже на протяжении нескольких веков исследователи уделяют особое внимание взаимосвязи личности человека и его речи, используя различные методы для выявления данной взаимосвязи и установления ее характерных особенностей.
Современная наука рассматривает проблему данной взаимосвязи через психолингвистический портрет с точки зрения междисциплинарных исследований, в основу которых входит интеграция основных парадигм лингвистической и психологической науки с использованием методов и подходов других наук социально-гуманитарного цикла. Феномен психолингвистического портретирования представляет собой предмет исследования представителей различных направлений и не имеет единственного четкого определения. Представители разных научных направлений рассматривают данный феномен с различных сторон, в результате чего портретирование на основе психолингвистического анализа вызывает научный интерес у представителей не только психологии и лингвистики, но также социологии, так как данный метод позволяет определить, какие компоненты выступления являются залогом успешного выполнения коммуникативной задачи. Например, большое внимание следует уделить выбору лексики и языковых средств при составлении выступления, чтобы оказать влияние на аудиторию и добиться поставленных целей.
Также данная тема вызывает интерес и у представителей педагогики, так как в нашем исследовании мы докажем возможность использования данного метода на уроках английского языка в школах.
Данное исследование не вызывает сомнений с точки зрения актуальности, так как описывает междисциплинарные связи через соприкосновение лингвистики и психологии. Дополнительную актуальность работе придает выделение психолингвистического анализа как одного из методов психолингвистики.
Целью данного исследования является изучение основных аспектов психолингвистического анализа, использование данного метода для построения портретов современных политических деятелей и разработка различных вариантов использования данного метода на уроках английского языка.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретическую базу психолингвистики, ее терминологический аппарат, этапы ее развития и современные тенденции;
2. Изучить основные методы психолингвистики и особенности психолингвистического анализа как одного из этих методов;
3. Проанализировать выступления современных политических лидеров с последующим построением их психолингвистических портретов;
4. Создать собственную базу упражнений, основанную на использовании психолингвистического портрета при обучении английскому языку.
Объектом исследования является речевой потрет лидера современного государства с точки зрения психолингвистики.
Предметом исследования является реализация языкового портрета личности лидера государства в английском и русском языках (на примере политических лидеров России и США).
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
Общенаучные: анализ научной литературы, монографий и статей по основным аспектам психолингвистики; синтез материала; дедукция поиска; индукция выводов.
Частные лингвистические:
• описательно-аналитический метод использовался для исследования лингвистических и психологических явлений, для представления результатов, полученных в ходе исследования, и для их качественного описания;
метод психолингвистического анализа заключался в исследовании лингвистических особенностей выступающего с целью выявления психологических особенностей личности.
• лексико-статистический метод использовался для количественного выражения языковых данных лексического и синтаксического разнообразия речи.
Языковым материалом исследования послужили речь Д.Трампа в Конгрессе США 30.01.2018 и Послание В.В.Путина к Федеральному собранию 01.03.2018, целью которых является предоставление информации о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Научная новизна исследования заключается в исследовании и сравнении реализации психолингвистического портрета в разных языках, использовании приема речевого портретирования для исследования и описания особенностей личности.
Практическую ценность исследования определяют результаты анализа, которые могут быть использованы в курсах лекций и спецкурсах, связанных с проблемами коммуникации, кроме того выводы и заключения могут быть использованы при разработке теоретического материала учебно - методической литературы в курсе лексикологии и стилистики английского языка, а разработанная база упражнений может быть использована педагогами при подготовке и совершенствовании учебно-методических материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятия «психолингвистический анализ», понятийная база которого на настоящий момент является слабло развитой, использовании данного метода для построения психолингвистического портрета и разработке шкал оценивания личностных особенностей политических лидеров на основе анализа их речи.
Основные положения и выводы данного исследования прошли апробацию в ходе итоговой научно-практической конференции студентов КФУ 2018, а также в рамках Конкурса на лучшую научную работу студентов КФУ 2018, где данная работа заняла 3 место.
Выпускная квалификационная работа состоит из:
• введения, раскрывающего актуальность и определяющего цель, задачи, методы исследования;
• первой главы, раскрывающей основные теоретические аспекты психолингвистики;
• второй главы, раскрывающей особенности
психолингвистического анализа речи в языковом пространстве русского и английского языков;
• заключения, подводящего основные итоги данной работы и излагающего основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был рассмотрен феномен портретирования на основе психолингвистического анализа не только с психологической стороны, но прежде всего с лингвистической. Посредством описательно-аналитического анализа теоретического и практического материала удалось установить, что современная лингвистика не предоставляет точного определения для феномена «психолингвистический анализ», а тем более для феномена «психолингвистичсекий портрет», так как мнения многих исследователей и лингвистов значительно различаются. Таким образом, нами предлагается следующее определение данного метода: психолингвистический анализ речи - это метод исследования продукта речевой деятельности человека для определения его психологических особенностей.
Более того, было установлено, что современные исследователи не выделяют психолингвистический анализ в качестве отдельного метода психолингвистики и редко используют данный метод для построения психолингвистического портрета. Однако проведенное нами исследование демонстрирует, что данный метод дает возможность не только установить различные языковые и психологические характеристики речи исследуемого, но и определить, какие компоненты являются гарантом успешного выполнения коммуникативной задачи говорящего.
В ходе данного исследования был собран литературный материал, касающийся изучаемой проблемы, а также выполнены все поставленные задачи:
• исследована теоретическая база психолингвистики, ее терминологический аппарат, этапы ее развития и современные тенденции;
• изучены основные методы психолингвистики и особенности психолингвистического анализа как одного из этих методов;
• проанализированы выступления современных политических лидеров с последующим построением их психолингвистических портретов;
• создана собственная база упражнений, основанная на использовании психолингвистического портрета при обучении английскому языку.
Разработанная система упражнений позволила установить, что психолингвистическое портретирование на основе анализа речи политических лидеров может быть использовано для развития определенных навыков и умений в образовательном процессе. Для этого необходимо учитывать особенности не только определенного учебного предмета, но и специфику самого метода. Тогда процесс обучения английскому языку будет более эффективным и результативным. В данной работе были предложены возможные варианты использования психолингвистичсекого портретирования на уроках английского языка. Работа может быть использована студентами и преподавателями в практической деятельности.
Таким образом, психолингвистический анализ речи политических деятелей, на основе которого производится дальнейшее построение их портретов, является методом, который способен раскрыть, каким образом осуществляется речевое воздействие на общественное сознание, какие речевые стратегии и тактики использует политик для достижения собственных целей, каким образом происходит манипуляция сознанием людей. В то время как людям, планирующим свое выступление, результаты подобных анализов позволяют понять на какие именно аспекты стоит обратить особое внимание для решения поставленной коммуникативной задачи.



1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алышева Ю. С. Речевой портрет современного политического лидера: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2012. - С. 54-55.
3. Арпентьева, М.Р. Контент-анализ: психолингвистический анализ
текстов / М.Р. Арпентьева // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2015. - С.13-26.
4. Арпентьева, М.Р. Контент-анализ как метод анализа результатов
экспериментального исследования / М.Р. Арпентьева // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - С. 13-26.
5. Бабушкина, Е.А. Речевой портрет личности: фонетические
характеристики / Е.А.Бабушкина // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. - 2012. - №11. - С. 7-11.
6. Бубнова, И.А. (Нео)психолингвистика и (психо) лингвокультурология / И.А.Бубнова, И.В.Зыкова, Н.В.Уфимцева. - М.: Гнозис, 2016. - 390 с.
7. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина. - М.: Альянс, 2017. - 304 с.
8. Валиулина, В. Р. Анализ психологического аспекта речевой деятельности испытуемых с разными типами характера / В.Р. Валиулина // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - №3. - С. 85-90.
9. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 535 с.
10. Вержбицкая, Т.Н. Психолингвистика: Учебное пособие /
Т.Н.Вержбицкая, Л.И. Алексина. - Мн.: БГПУ, 2009. - 188 с.
11. Г ловинская, М.Я. Современный русский язык: активные процессы на рубеже XX-XXI веков / М.Я. Гловинская, Е.И. Галанова. - М.: Языки славянских культур, 2008. - 712 с.
12. Глухов, В.П. Психолингвистика. Учебник для педагогических и гуманитарных вузов / В.П.Глухов. - М.: Секачев В.Ю., 2014. - 344 с.
13. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П.Глухов, В.А.Ковшикова. - М.: АСТ Астрель, 2007. - 320 с.
14. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие / И.Н.Горелов, К.Ф.Седов. - М.: Лабиринт, 2010 - 320 с.
15. Грачев, М.А. Культура речи современного города / М.А. Грачев,
Т.В.Романова. - Н.Новгород: Нижегородский государственный
лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2008. - 255 с.
16. Давыдов, Л.Г. Психолингвистический анализ научного дискурса / Л.Г.Давыдов, В.В. Логинов // Инновации в образовании. - 2013. - № 12. - С. 97-111.
17. Дейк, Тён ван. Дискурс и власть / Тён ван Дейк. - М.: Либроком, 2013. - 344 с.
18. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы
анализа речевой коммуникации: Учеб. Пособие / В.Н.Денисенко,
Е.Ю.Чеботарева. - М.: РУДН, 2008. - 258 с.
19. Диброва, Е.В. Установление личностных (психологических) особенностей автора письменного текста методом психолингвистического анализа / Е.В.Диброва // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №5-2. - С. 16-20.
20. Жданова, Е.В. Взаимодействие речевых стратегий и психолингвистического типажа коммуникантов / Е.В.Жданова // Вестник ставропольского государственного университета. - 2007. - №6. - С. 136-140.
21. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику /А.А.Залевская. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 566 с.
22. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А.Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432с.
23. Кавинкина, И.Н. Психолингвистика: пособие / И.Н. Кавинкина. - Гродно: ГрГУ, 2010. - 284 с.
24. Кададинская, А.А. Психолингвистический портрет учащихся 9 класса / А.А. Кададинская // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. - 2017. - №11(59). - С. 26-27.
25. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 389 с.
26. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
27. Кортунова, Е.В. Психолингвистический анализ восприятия имени собственного в публицистическом тексте с использованием метода «Встречного текста» / Е.В.Кортунова // Вестник ЧелГУ. - 2013. - №10 (301). - С. 41-45.
28. Крупнов, А.И. Психолингвистический анализ речевых действий / А.И.Крупнов, Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н. - М.: РУДН, 1998. - 72 с.
29. Крупнов, А.И. Системная диагностика и коррекция общительности / А.И.Крупнов. - М.: РУДН, 2007. - 125 с.
30. Крылова, О.А. Лингвистическая стилистика. Книга 2. Практикум / О.А. Крылова. - М.: Высш. Школа, 2008. - 120 с.
31. Крылова, О.А. Современные проблемы филологии / О.А Крылова, Е.Н. Ремчукова, О.С. Иссерс. - М.: РУДН, 2008. - 243 с.
32. Лейко, И.М. Параметры описания речевого портрета языковой личности / И.М.Лейко, В.А.Маслова // Язык и социальная динамика. - 2012. - №12-1. - С. 414-420.
33. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 288 с.
34. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
35. Леорда, С. В. Речевой портрет современного студента: дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2006. - 161 с.
36. Минаева, В.В. Особенности и сферы функционирования профессионального жаргона (на материале английского языка) / В.В.Минаева // Вестник МГУКИ. - 2014. - №6 (62). - С.251-254.
37. Митина, О.В. Методы анализа текста: методологические
основания и программная реализация / О.В. Митина, А.С. Евдокименко // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - №40. - С. 29-38.
38. Надеждина, О.Е. Применение информационных технологий для идентификации личности на основе психолингвистического анализа устной и письменной речи / О.Е. Надеждина // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - №2. - С. 383-392.
39. Образцов, В.А. Криминалистическая психология / В.А.Образцов, С.Н.Богомолова. - М.: Проспект, 2017. - 368 с.
40. Пищальникова, В.А. Исследование вербальных ассоциативных отношений в современной психолингвистике / В.А.Пищальникова // Фердинанд де Соссюр и современное гуманитарное знание. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - С. 159-171.
41. Пятова, Е.А. Урок с использованием психолингвистических методик анализа текста "употребление сложноподчиненных предложений в тексте" / Е.А.Пятова // Филологический класс. - 2015. - №2. - С. 30-34.
42. Радбиль, Т.Г. Основы изучения языкового менталитета: учеб. пособие / Т.Б. Радбиль. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 328 с.
43. Семёнова, А.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт
применения / А.В.Семенова, М.В.Корсунская. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - 324с.
44. Слобин, Дэн. Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Дж. Грин. - М.: Либроком, 2009. - 352 с.
45. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2010. - 592 с.
46. Таршис, Е.Я. Контент-анализ: Принципы методологии /
Е.Я.Таршис. - М.: Либроком, 2013. - 176 с.
47. Терентий, Л.М. Психолингвистический анализ
интернациональной структуры успешных переговоров / Л.М. Терентий // Вопросы психолингвистики. - 2011. - № 13. - С. 84-97.
48. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н.Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2007. - 1248 с.
49. Ушакова, Т.Н. Психолингвистика: Учебник / Т.Н.Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 416 с.
50. Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия / В.Е. Чернявская. - М.: Флинта, 2012. - 128 с.
51. Щибря, О.Ю. Художественный текст как предмет психолингвистического анализа / О.Ю.Щибря // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2011. - С. 112-114.
52. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России, 2018. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56957, свободный (13.02.2018)
53. President Donald J. Trump’s State of the Union Address. White House,
January, 2018. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-
statements/president-donald-j-trumps-state-union-address/ (Accessed February 9, 2018)
54. Struyk Ryan CNN Instant poll: Trump gets least positive reaction in at least 20 years. CNN politics, January, 2018. Available at: https://edition.cnn.com/2018/01/31/politics/state-of-the-union-reaction-poll/index. html (Accessed March 3, 2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ