РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕГО ХОРА ДШИ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕГО ХОРА ДМШ СРЕДСТВАМИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДОВ
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«здоровьесберегающие методы» как компонента здоровьесберегающих технологий
1.2. Особенности развития вокально-хоровых навыков у детей 15
Выводы по Главе 1 27
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕГО ХОРА ДШИ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДОВ
2.1. Анализ здоровьесберегающих методик по развитию голоса 20
2.2. Разработка здоровьесберегающей методики «Звукотерапия и
ритмотерапия» для младшего хора ДШИ и ее апробация 35
Выводы по главе II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕГО ХОРА ДМШ СРЕДСТВАМИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДОВ
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия
«здоровьесберегающие методы» как компонента здоровьесберегающих технологий
1.2. Особенности развития вокально-хоровых навыков у детей 15
Выводы по Главе 1 27
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШЕГО ХОРА ДШИ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДОВ
2.1. Анализ здоровьесберегающих методик по развитию голоса 20
2.2. Разработка здоровьесберегающей методики «Звукотерапия и
ритмотерапия» для младшего хора ДШИ и ее апробация 35
Выводы по главе II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность исследования. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов. Реализуя политику здоровьесбережения населения, правительственными органами принимаются законы, создаются и реализуются программы, направленные на укрепление здоровья граждан: Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и др. [28; 29; 30; 31].
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она также регламентируется и обеспечивается вышеперечисленными нормативно-правовыми документами, включая закон «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [32].
Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов улучшения детского здоровья, в том числе в дошкольных и школьных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования детей. Сформировать у учащихся грамотное отношение к своему здоровью, помочь им преодолеть инерцию вредных привычек - одна из важнейших задач школы. От того, какими вырастут сегодняшние школьники, зависит будущее, в том числе и судьба страны. Только творческая, духовно богатая и здоровая личность сможет решить как ежедневные производственные, так и масштабные задачи, которые обеспечат прогресс нации. Современные дети понимают эту истину только подсознательно. Только с годами мы начинаем ценить здоровье и беречь каждое мгновение жизни.
Поэтому одной из главных задач современной школы является пропаганда здорового образа жизни, воспитание энергичной, образованной, высоконравственной, гармонично развитой здоровой личности, способной к самореализации. Первой и очень важной задачей учителя должно быть не только формирование знаний и умений учащихся, но и сохранение и укрепление их здоровья.
Созданию условий для сохранения здоровья учащихся и учителей способствует применение здоровьесберегающих технологий и методов в образовательном процессе. В этой связи представляются уникальными возможности хора как средства реализации данных методов системе дополнительного образования детей.
Научная разработанность проблемы. Различные аспекты решения проблемы здоровьесбережения освещаются учеными Канады (П. Кларке), Великобритании (К. Купер), Швеции (У. Ларсон), Японии (А. Шибата), которые акцентировали внимание на проблеме гиподинамиии (Д. Варо, М. Мартинез-Г онсалез), на важности физической активности (А. Вулемин, Т. Рьютез) и ее взаимосвязи с качеством жизни (Д. Броун, Т. Моримото, Е. Грунди и др.).
В отечественных педагогических исследованиях особое внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам ценностного отношения к здоровью (А. Фурманов, М. Юспа), здоровому образу жизни (В. Бобрицкая, С. Закопайло), оптимальной организации жизнедеятельности (В. Приходько), разным аспектам формирования культуры здоровья (Н.Башавец, О. Г ладощук и др.), формированию здоровьесберегающей образовательной среды (О.Антонова, Б. Базарный, В. Эфимова и др.).
Особый интерес представляет возможность использования здоровьесберегающих методов на уроках хора в ДМШ, что породило проблему исследования: какие конкретно методы могут использоваться в процессе вокально-хоровой работы в качестве здоровьесберегающих?
Цель исследования - проанализировать проблему здоровьесбережения на хоровых занятиях, разработать здоровьесберегающую методику для занятий младшего хора ДШИ и апробировать ее в процессе экспериментальной работы.
Объект исследования - здоровьесберегающие методы.
Предмет исследования - использование здоровьесберегающих методов на уроках хора в ДШИ.
Гипотеза исследования содержится в предположении, что развитие вокально-хоровых навыков учащихся младших классов ДШИ будет более эффективным, если:
- изучить терапевтическое влияние пения на организм человека;
- использовать в работе над развитием вокально-хоровых навыков здоровьесберегающие методы.
Задачи исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику
здоровьесберегающим методам и определить их роль в структуре здоровьесберегающих технологий;
2. Рассмотреть особенности развития вокально-хоровых навыков у детей;
3. Проанализировать здоровьесберегающие методики по развитию голоса.
4. Разработать здоровьесберегающую методику «Звукотерапия и рифмотерапия» для младшего хора ДШИ и апробировать ее на занятиях.
Методологической базой исследования явились:
Общенаучные труды В. Бехтерева, И. Павлова, А. Ухтомского, С. Шацкого, В. Беспалько, И. Лернер, В. Паламарчук, Г. Селевко, Д. Викторов, С. Гримблат, В. Зайцев, С. Крамской, Н. Колесникова, А. Василенко, А. Сервук, А. Москвиченко, В.М. Бехтерев, И.М. Павлов, А.. Стрельникова.
Частно-научные труды В.В. Емельянова, Г.Л. Апасенко, М.М. Безруких.
Методы исследования. Теоретические методы: методы научного познания - анализ литературы по проблеме исследования, синтез, комапаративный метод, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Экспериментальной базой исследования послужила МБУ ДО «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района РТ.
Научная новизна работы заключается в разработке здоровьесберегающей методики «Звукотерапия и рифмотерапия» для хоровых занятий в ДШИ.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки кадров системы дополнительного образования, педагогами детской музыкальной школы на уроках хора и вокала.
Исследование было апробировано в процессе выступления на методическом объединений преподавателей Детской школы искусств музыкального отделения г. Нижнекамска (2016 г.) и на Республиканском круглом столе «Актуальные вопросы истории, теории и педагогики вокального искусства» в Казанском федеральном университете (2018 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она также регламентируется и обеспечивается вышеперечисленными нормативно-правовыми документами, включая закон «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [32].
Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов улучшения детского здоровья, в том числе в дошкольных и школьных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования детей. Сформировать у учащихся грамотное отношение к своему здоровью, помочь им преодолеть инерцию вредных привычек - одна из важнейших задач школы. От того, какими вырастут сегодняшние школьники, зависит будущее, в том числе и судьба страны. Только творческая, духовно богатая и здоровая личность сможет решить как ежедневные производственные, так и масштабные задачи, которые обеспечат прогресс нации. Современные дети понимают эту истину только подсознательно. Только с годами мы начинаем ценить здоровье и беречь каждое мгновение жизни.
Поэтому одной из главных задач современной школы является пропаганда здорового образа жизни, воспитание энергичной, образованной, высоконравственной, гармонично развитой здоровой личности, способной к самореализации. Первой и очень важной задачей учителя должно быть не только формирование знаний и умений учащихся, но и сохранение и укрепление их здоровья.
Созданию условий для сохранения здоровья учащихся и учителей способствует применение здоровьесберегающих технологий и методов в образовательном процессе. В этой связи представляются уникальными возможности хора как средства реализации данных методов системе дополнительного образования детей.
Научная разработанность проблемы. Различные аспекты решения проблемы здоровьесбережения освещаются учеными Канады (П. Кларке), Великобритании (К. Купер), Швеции (У. Ларсон), Японии (А. Шибата), которые акцентировали внимание на проблеме гиподинамиии (Д. Варо, М. Мартинез-Г онсалез), на важности физической активности (А. Вулемин, Т. Рьютез) и ее взаимосвязи с качеством жизни (Д. Броун, Т. Моримото, Е. Грунди и др.).
В отечественных педагогических исследованиях особое внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам ценностного отношения к здоровью (А. Фурманов, М. Юспа), здоровому образу жизни (В. Бобрицкая, С. Закопайло), оптимальной организации жизнедеятельности (В. Приходько), разным аспектам формирования культуры здоровья (Н.Башавец, О. Г ладощук и др.), формированию здоровьесберегающей образовательной среды (О.Антонова, Б. Базарный, В. Эфимова и др.).
Особый интерес представляет возможность использования здоровьесберегающих методов на уроках хора в ДМШ, что породило проблему исследования: какие конкретно методы могут использоваться в процессе вокально-хоровой работы в качестве здоровьесберегающих?
Цель исследования - проанализировать проблему здоровьесбережения на хоровых занятиях, разработать здоровьесберегающую методику для занятий младшего хора ДШИ и апробировать ее в процессе экспериментальной работы.
Объект исследования - здоровьесберегающие методы.
Предмет исследования - использование здоровьесберегающих методов на уроках хора в ДШИ.
Гипотеза исследования содержится в предположении, что развитие вокально-хоровых навыков учащихся младших классов ДШИ будет более эффективным, если:
- изучить терапевтическое влияние пения на организм человека;
- использовать в работе над развитием вокально-хоровых навыков здоровьесберегающие методы.
Задачи исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику
здоровьесберегающим методам и определить их роль в структуре здоровьесберегающих технологий;
2. Рассмотреть особенности развития вокально-хоровых навыков у детей;
3. Проанализировать здоровьесберегающие методики по развитию голоса.
4. Разработать здоровьесберегающую методику «Звукотерапия и рифмотерапия» для младшего хора ДШИ и апробировать ее на занятиях.
Методологической базой исследования явились:
Общенаучные труды В. Бехтерева, И. Павлова, А. Ухтомского, С. Шацкого, В. Беспалько, И. Лернер, В. Паламарчук, Г. Селевко, Д. Викторов, С. Гримблат, В. Зайцев, С. Крамской, Н. Колесникова, А. Василенко, А. Сервук, А. Москвиченко, В.М. Бехтерев, И.М. Павлов, А.. Стрельникова.
Частно-научные труды В.В. Емельянова, Г.Л. Апасенко, М.М. Безруких.
Методы исследования. Теоретические методы: методы научного познания - анализ литературы по проблеме исследования, синтез, комапаративный метод, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Экспериментальной базой исследования послужила МБУ ДО «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района РТ.
Научная новизна работы заключается в разработке здоровьесберегающей методики «Звукотерапия и рифмотерапия» для хоровых занятий в ДШИ.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки кадров системы дополнительного образования, педагогами детской музыкальной школы на уроках хора и вокала.
Исследование было апробировано в процессе выступления на методическом объединений преподавателей Детской школы искусств музыкального отделения г. Нижнекамска (2016 г.) и на Республиканском круглом столе «Актуальные вопросы истории, теории и педагогики вокального искусства» в Казанском федеральном университете (2018 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Данное исследование было посвящено анализу проблемы здоровьесбережения на вокально-хоровых занятиях. Гипотеза исследования подтверждалась путём апробации разработанной здоровьесберегающией методики в процессе занятий с младшим хором ДШИ. В процессе работы над данным исследованием разрешался ряд задач, поставленных перед его началом.
В ходе решения первой задачи мы пришли к выводу, что здоровьесберегающие методы являются одним из компонентов в структуре здоровьесберегающих технологий и в совокупности с научными знаниями способствуют решению задач педагогики оздоровления. К таким методам относятся общепедагогические, специфические (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие и информационно-обучающие) методы. Действуя комплексно, общепедагогические и специфические методы совместно решают проблему здоровьесбережения в процессе осуществления педагогического процесса.
В процессе решения второй задачи мы рассмотрели вопрос особенности развития вокально-хоровых навыков у детей. Изучив особенности вокально-хоровой работы с детьми в зависимости от их возраста, мы раскрыли базовые принципы воспитания у детей вокальных навыков (певческая установка, певческое дыхание, атака звука, дикция) и хоровых навыков (строй и ансамбль), а также обозначили значимую роль упражнений и репертуара в процессе вокально-хоровых занятий.
Третья задача исследования заключалась в раскрытии здоровьесберегающего потенциала процесса вокализирования. Изучив литературные источники по воздействию музыки на здоровье человека, мы выявили особую роль певческой деятельности в здоровьесбережении. Использование различных здоровьесберегающих методов, применяемых в развитии голоса, позитивно влияет на общее и вокальное здоровье личности, одновременно способствуя совершенствованию певческих навыков.
Четвертая задача исследования состояла в разработке здоровьесберегающей методики «Звукотерапия и рифмотерапия» для занятий с младшим хором ДШИ и ее апробации. Педагогический эксперимент показал, что использование специальной подборки упражнений и музыкальных произведений с целью воздействия на эмоционально-чувственную сферу ребенка обеспечило улучшение эмоционального фона занятий, позволило дозированно распределять вокальную нагрузку, что в свою очередь способствовало более эффективному усвоению ЗУН.
В ходе решения первой задачи мы пришли к выводу, что здоровьесберегающие методы являются одним из компонентов в структуре здоровьесберегающих технологий и в совокупности с научными знаниями способствуют решению задач педагогики оздоровления. К таким методам относятся общепедагогические, специфические (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие и информационно-обучающие) методы. Действуя комплексно, общепедагогические и специфические методы совместно решают проблему здоровьесбережения в процессе осуществления педагогического процесса.
В процессе решения второй задачи мы рассмотрели вопрос особенности развития вокально-хоровых навыков у детей. Изучив особенности вокально-хоровой работы с детьми в зависимости от их возраста, мы раскрыли базовые принципы воспитания у детей вокальных навыков (певческая установка, певческое дыхание, атака звука, дикция) и хоровых навыков (строй и ансамбль), а также обозначили значимую роль упражнений и репертуара в процессе вокально-хоровых занятий.
Третья задача исследования заключалась в раскрытии здоровьесберегающего потенциала процесса вокализирования. Изучив литературные источники по воздействию музыки на здоровье человека, мы выявили особую роль певческой деятельности в здоровьесбережении. Использование различных здоровьесберегающих методов, применяемых в развитии голоса, позитивно влияет на общее и вокальное здоровье личности, одновременно способствуя совершенствованию певческих навыков.
Четвертая задача исследования состояла в разработке здоровьесберегающей методики «Звукотерапия и рифмотерапия» для занятий с младшим хором ДШИ и ее апробации. Педагогический эксперимент показал, что использование специальной подборки упражнений и музыкальных произведений с целью воздействия на эмоционально-чувственную сферу ребенка обеспечило улучшение эмоционального фона занятий, позволило дозированно распределять вокальную нагрузку, что в свою очередь способствовало более эффективному усвоению ЗУН.



