Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка образовательных услуг
1.1 Образование как вид экономической деятельности 7
1.2 Рынок образовательных услуг, его структура и особенности развития 13
1.3 Методы регулирования рынка образовательных услуг в России 21
2. Характеристика мирового рынка образовательных услуг
2.1 Состояние мирового рынка образовательных услуг 29
2.2 Особенности высшего образования в разных странах 38
2.3 Анализ российского рынка образовательных услуг 48
3. Перспективы развития мирового рынка образовательных услуг
3.1 Основные тенденции в развитии мирового рынка образовательных услуг 57
3.2 Проблемы и направления развития рынка образовательных услуг в России 65
Заключение 75
Список использованных источников
В современных условиях производство, распространение и использование знаний становится одним из важнейших факторов экономического роста в развитых странах. Они занимают все более важное место в процессах увеличения богатства, превышающего физический капитал, низкоквалифицированную рабочую силу, природные ресурсы и даже финансовый капитал. Между темпами экономического роста и объемами инвестиций в систему знаний (образование, наука, НИОКР, повышение квалификации, информационные сети, программные продукты) прослеживается тесная корреляция. Появляется новая экономика, основанная на знаниях, которая проявляется как информация, сетевое взаимодействие и инновации. Информация - поскольку знания накапливаются, хранятся, передаются и используются в качестве информации; сеть - потому что экономика все чаще переводится в Интернет; инновационная - поскольку любая компания, которая представила первое нововведение в конкурентной среде, может стать монополистом только на определенный период и получать дополнительную прибыль, которую она вынуждает направлять на дальнейшее инновационное развитие.
Расширение смысла образования обусловлено ролью знания как фактора производства. За последние 30-40 лет все ведущие страны мира стремятся максимально развивать и модернизировать систему образования, которая формирует интеллектуальную основу экономики знаний.
Международный рынок образовательных услуг (МРОУ) представляет собой набор отношений между студентами и университетами разных стран в сфере обмена научными знаниями, навыками, методами и методами их получения. Основным сегментом МРОУ являются программы высшего образования, согласно оценке Организации экономического сотрудничества и развития, на данный момент около 140 миллионов студентов в мире учатся в 36 тыс. университетов. Считается, что через 10 лет число студентов значительно
возрастет из-за увеличения числа студентов в азиатских и европейских странах. Процессы глобализации повлияли на выбор студентов в пользу получения образования за пределами своей страны, из которых их число увеличилось.
Охват деятельности МРОУ, а также значимость отдельных стран на данном рынке, оценивается такими показателями, как:
- численность иностранных обучающихся в мире и отдельных государствах;
- темпы прироста численности иностранных студентов;
- доля страны в мировой численности иностранных студентов;
- доход от обучения иностранных студентов;
- государственные расходы на образование;
- расходы на одного обучающегося;
- доля иностранных обучающихся в составе всех студентов;
- контингент иностранных студентов по странам обучения;
- распределение иностранных студентов по вузам и специальностям и др.
В настоящее время МРОУ является важной отраслью мирового хозяйства, где миллиардные объемы продаж, растущий экспорт услуг, академическая мобильность студентов и преподавателей.
Объем МРОУ составляет более 100 млрд. долл. США в год, из них 50-70 млрд. долл. США приходится на высшую школу. В связи с тем, что высшее образование имеет высокую доходность, страны конкурируют за получение этих денежных потоков. Конкуренция между странами в данной области развивается за счет существования экспорта. И чем дальше, тем больше образование становится ключевым фактором экономического развития.
Существует колоссальная разница между принимающими и отправляющими странами. Страны с англо-саксонской системой высшего образования являются наиболее популярными странами-получателями среди студентов. Традиционно выделяются восемь стран, которые берут более половины совокупного иностранного студенческого набора в мире: США, Англия, Франция, Германия, Австралия, Канада, Россия, Япония. Но в последние годы на рынке образовательных услуг начали развиваться новые страны, такие как Латинская Америка, Карибский бассейн и Азия. Большинство иностранных студентов приезжают из Индии, Китая и Республики Корея.
Актуальность этой темы объясняется рядом аспектов. Во-первых, рынок образовательных услуг является неотъемлемой частью экономики. В современной экономической теории это означает, что невозможно реализовать цели образовательной политики вне рынка образовательных услуг и создать механизмы, обеспечивающие развитие высших учебных заведений.
Во-вторых, экономическая роль рынка образовательных услуг заключается в развитии общества. На сегодняшний день рынок образовательных услуг превратился в крупную национальную экономическую сферу, на ее основе создается часть национального богатства. Кроме того, образовательная деятельность - это инвестиции в «человеческий капитал», в том числе в рамках исследований и разработок. Он изменяет движущие механизмы и мотивы развития, определяет приоритеты для построения динамичной, конкурентоспособной экономики.
В-третьих, актуальность темы работы определяется недостаточной научной и практической разработкой. Во многих отношениях комплекс сложных организационно-экономических условий, которые призваны учитывать разнообразие факторов в развитии современного рынка образовательных услуг, по-прежнему остается неразрешенным.
Проблема осложняется более тесным в настоящее время включением России в международные образовательные институты, расширением деятельности профессиональных образовательных учреждений всех уровней, что вызывает необходимость специального анализа условий и тенденций дальнейшего развития рынка образовательных услуг.
Предметом исследования данной работы являются экономические отношения на международном рынке образовательных услуг.
Объект исследования - мировой рынок образовательных услуг, его сущность, особенности и механизм функционирования.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить и раскрыть особенности образовательной услуги, проанализировать текущее состояние мирового рынка образовательных услуг, а также выявить проблемы и тенденции развития рынка образования. В соответствии с целью, необходимо выделить следующие задачи и раскрыть их:
1. раскрыть роль образования, как вид экономической деятельности
2. рассмотреть рынок образовательных услуг, его структуру и особенности развития
3. определить основы регулирования рынка образовательных услуг в России
4. провести анализ состояния мирового рынка образовательных услуг
5. выявить особенности высшего образования в разных странах
6. проанализировать российский рынок образовательных услуг
7. раскрыть сущность основных тенденций в развитии мирового рынка образовательных услуг
8. рассмотреть основные проблемы и направления развития рынка образовательных услуг в России
Информационной базой для написания данной работы послужили учебники, монографии, статьи из журналов и интернет сайты.
В данной ВКР использовались методы формальной логики, агрегирование, метод научной абстракции, экономико-математическое моделирование и системные подход.
Выпускная квалификационная работа состоит из 83 страниц, содержит в себе введение, основную часть (3 главы, 8 параграфов), заключение, список литературы (52 источника), 6 таблиц и 3 рисунка.
Сегодня, с развивающейся мировой экономикой, в информационном обществе основными средствами производства являются человеческие знания, способность адаптироваться к изменениям в технологическом процессе. Роль образования и образовательного процесса постоянно растет. За последние 30 лет все ведущие страны мира пытаются максимизировать и модернизировать свои системы.
Образование является одной из основных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстрорастущих секторов мировой торговли услугами. Его уровень определяет развитие экономики в стране и ее конкурентоспособность в глобальном масштабе.
Международное образование преследует геополитические и экономические интересы стран, так как будущее страны через несколько лет напрямую зависит от качества образования студентов. Под интересами государств подразумеваются: приток иностранного капитала за счет продажи образовательных услуг, приток услуг, сопутствующий обучению, компенсация неблагоприятных демографических тенденций, проявляющихся в некоторых странах, лоббирование экономических и политических интересов через иностранных выпускников, повышение конкурентоспособности на МРОУ.
Для международного рынка образовательного услуг характерны такие ключевые тенденции как:
- рост масштабов рынка, его массовость;
- диверсификация территориальной структуры рынка и появление новых «игроков»;
- интернационализация высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества;
- универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информационной революции и при существующих мировых универсальных коммуникационных системах в виде Интернета.
Сегодня на мировом рынке международного образования существуют две основные макро-тенденции, которые лежат в основе изменений: растущий спрос и растущая конкуренция. Что касается одной из новых тенденций в развитии международного образования, то эксперты ссылаются на переход от массового набора студентов, характерный в предыдущий период, к более избирательному набору самой талантливой молодежи. Такие студенты приглашаются не только для обучения, но и с целью их дальнейшего трудоустройства.
В рамках этой тенденции квалифицированные мигранты заполняют потребности экономики знаний и заменяют сокращающийся объем образованных кадров демографически стареющих стран Северной Америки, Европы, Австралии и Японии.
Экспорт образовательных услуг также играет важную роль в экономике страны. Качественное образование определяет конкурентоспособность страны на мировом рынке образования. Многие страны после кризиса используют высшее образование, как ресурс для посткризисного восстановления и стабильного экономического роста. Таким образом, важнейшими приоритетами государственной политики развитых стран являются развитие и продвижение экспорта образовательных услуг.
В контексте глобализации высшее образование превращается в одну из крупнейших и наиболее прибыльных отраслей мировой торговли услугами. Платная подготовка иностранных студентов стала стратегическим направлением для университетов по всему миру, и количество поступающих средств от этой деятельности сопоставимо с бюджетами отдельных университетов. В то же время ведущими странами в этом процессе являются развитые страны США и Западной Европы.
Значимость формирования единого планетарного рынка образовательных услуг проявляется в том, что ведет к ликвидации препятствий в получении гражданами разных стран образования, достаточного для их своевременной адаптации к перманентным изменениям, происходящим в глобализирующемся пространстве.
В целом, в результате анализа ситуации на международном рынке образовательных услуг и статистических данных, отражающих текущий процесс, можно отметить, что все ведущие страны разработали национальную стратегию в соответствующем направлении, программы развития образования были введены в области экспорта образовательных услуг с четким набором целей и задач. Существует также адекватная финансовая поддержка таких программ. Кроме того, учитывая высокую мобильность и изменчивость под влиянием ряда факторов, ситуацию на международном рынке высшего образования, необходимо постоянно корректировать свои программы развития в свете происходящих изменений.
На мировом рынке образовательных услуг происходит изменение институциональной структуры высшего образования. С одной стороны, растущий спрос, с другой - растущая конкуренция и ряд других вышеупомянутых явлений указывают на дальнейшую диверсификацию образования. Стремление субъектов мирового рынка образовательных услуг извлекать доход и укреплять на рынке и будет продолжать стимулировать внедрение новых программ, изобретение новых форм и моделей образования и появление новых учебных заведений.
Развитие университетов во всем мире будет определяться изменением технологии, ростом эффективного спроса на образование, созданием альтернативных систем для подтверждения квалификации и других факторов. Можно определить следующие факторы, которые определят развитие высшего образования в ближайшие 25 лет:
1) Качественно изменится роль человеческого капитала в экономике, т.е. творческая деятельность станет массовой. Ещё 50-60 лет назад очень немногие люди во всем мире получали деньги за то, что с утра до вечера создавали новое. Теперь же в развитых странах такие работники составляют до 20% рынка труда, а к 2040 году их доля вырастет до 1/3.
Это будет задавать спрос на деятельность университетов, где не просто дают знания, но учат творчеству, то есть обоснованию нового.
2) Полноценная жизнь человека станет существенно дольше.
С большой вероятностью можно прогнозировать ее увеличение на 15-25 лет. Это приведет к необходимости дальнейшего расширения непрерывного обучения. Сейчас Россия в этом вопросе сильно отстает — у нас учатся лишь 15% людей старше 40 лет, тогда как в Германии это показатель — 42%, в Швеции — 63%.
3) Технологии будут постоянно меняться, а значит, людям постоянно придется улучшать свои знания и приобретать новые, понадобится необходимость постоянной адаптации к рынку труда. Отсюда невозможность узконаправленного обучения.
4) Английский станет глобальным профессиональным и деловым языком.
5) Будет развиваться онлайн-обучение.
Уже сегодня в ведущих университетах не меньше половины студентов изучает столько же онлайн-курсов, сколько обычных, традиционных, даже если университет это не предписывает. Платформы онлайн-образования будут вытеснять традиционные университеты.
6) На рынке труда квалификация будет подтверждаться не только вузовскими дипломами.
Это могут быть свидетельства о соответствии профессиональным стандартам, как например, у финансистов, или корпоративным, как в компании Microsoft. Их признает рынок труда, и они в своих секторах будут вытеснять дипломы о высшем образовании. Это приведет к значительным ограничениям традиционных университетов, вытеснению национальных образовательных стандартов.
Основные стратегические направления деятельности Российской Федерации на международном рынке образовательных услуг связаны в первую очередь с повышением конкурентоспособности российской системы высшего образования посредством ее модернизации, увязывания экономического развития с прикладными знаниями, увеличения объема экспорта образовательных услуг путем совершенствования формы и методы конкуренции, которые проводятся не только по цене и качеству образования, но и с участием в конкурсе международных рейтингов университетов, использованием систем аккредитации программ и университетов, программ мобильности для студентов и различных стипендиальных программ и фондов, довузовская подготовка кандидатов, внеуниверситетские факторы (условия получения визы и жизни в стране, безопасность, занятость на условиях неполного рабочего дня и.т.д.).
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Консультант, 2012.
2) Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы - Министерство образования и науки РФ.
Монографии
3) Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. Монография. - М.: Маркет ДС, 2005, С. 187-209.
Статьи в сборниках
4) Демидович А.А., Демидович И.А. Формирование российского рынка образовательных услуг // Механизмы управления экономическими системами: методы, модели, технологии: сб. науч. тр. / Уфа, 2017. - С. 183-185.
5) Клименок О.С. Международный рынок образовательных услуг // Наука
сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития: сб. науч. тр. /
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса - Владивосток. - 2018. - С. 118-120.
Статьи в периодических изданиях
6) Андросова И. В. Специфика образовательных услуг в системе общественных отношений // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 458-461.
7) Балкизова Х.Ю. Российские вузы на рынке образовательных услуг // Вестник университета. - 2017. - №9. - С. 114-118.
8) Банслова В.Б. Российский рынок образовательных услуг: этапы и факторы его развития // Проблемы современной экономики. - 2016. - С. 201-205.
9) Боровская М.А., Шевченко И.К., Развадовская Ю.В., Бечвая М.Р. Система
стимулирования как инструмент повышения результативности научно-образовательной деятельности: опыт федеральных университетов //
Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 4(86). - С. 79-86.
10) Бурова Н.Н., Кузьминская Т.А. Проблемы повышения качества образования в вузах России // Гуманитарные перспективы. - 2017. - №2. - С. 118-131.
11) Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития // Век глобализации . - 2013. - № 2. - С. 101-111.
12) Калина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы экономики, 2006, №1, с. 5.
13) Кононенко Т.Е., Бондаренко О.В. Особенности рынка образовательных услуг и проблема взаимодействия вузов с работодателями // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-3. - С. 53-55.
14) Косевич А.В., Кожина В.О Конкурентоспособность российского образования в условиях глобализации мировой экономики // Московский экономический журнал. - 2016. - №1.
15) Макеева И.А. Статистический анализ высшего образования в России // Региональное развитие. - 2016. - №6. - С. 2-9.
16) Марченко А.А Методы исследования и регулирования рынка образовательных услуг в условиях государственной политики импортозамещения и развития малого предпринимательства // Экономика и право. - 2015. - № 11. - С. 17-20.
17) Пастухова Д.А., Грудистова Е.Г. Европейская кредитная система образования // Научный результат. - 2015. - №3. - С. 30-36.
18) Ребрикова Н. В., Колесникова О. В. Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 417-420.
19) Сивоплясов Д.В. Место России в международной системе образования // Известия института инженерной физики. - 2018. - № 47. - С. 91-96.
20) Талайбекова А.Т. Структура рынка образовательных услуг // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №52-1. - С. 253-259.
21) Ушакова М.В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 5. - С. 254-265.
22) Черезова А.С. Мировой рынок образовательных услуг и политика государства // Вестник НГУЭУ. - 2016. - №3. - С. 249-258.
23) Чинаева Т. И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг // Статистика и экономика. - 2017. - №1. - С. 60-68. Учебники и учебные пособия
24) Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2008. - 7-19 с.
25) Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. - СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. - 6-10 с.
26) Бертон, Р.К. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. - Москва: ИД. ВШЭ, 2011.
27) Верещагина, Т.А. Экономика образования: Учебное пособие. - Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. - 28-35 с.
28) Гончаров, М. А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования: Учебное пособие - Москва: КноРус, 2016. - 28-30 с.
29) Гордеева, Д.С. Экономика образования: Учебное пособие. - Челябинск: - «Цицеро», 2017. - 6-18 с.
30) Захарова, И. В. Маркетинг образовательных услуг: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 9-16 с.
31) Кузнецова И.В., Сакиев Э.Е. Маркетинговый анализ ситуации на рынке образовательных услуг // Методы и оценки в управлении социальными и экономическими процессами. - Ростов-н/Д, 2003. - С. 79-85.
32) Подопригора М.Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов: Монография. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 216 с.
Электронные ресурсы
33) Анализ рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России [Электронный ресурс] / Сайт Бизнес сайт информационный портал. - URL: http://www.sitebs.ru (дата обращения 20.04.2015).
34) Астратова Г.В. Современные тенденции развития рынка услуг высшего образования // Интернет-журнал Науковедение. - 2016. - № 4. - URL: https://naukovedenie.ru (дата обращения 20.03.2018).
35) Батова Н.С. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] / Сайт Научной электронной библиотеки. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 25.04.2018).
36) Драганчук, Л.С. Государственное регулирование рынка образовательных услуг в современных условиях [Электронный ресурс] / Сайт Научной электронной библиотеки. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения
07.03.2018) .
37) Драганчук, Л.С. Рынок образовательных услуг и его регулирование [Электронный ресурс] / Сайт Научной электронной библиотеки. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения 07.03.2018).
38) Дубагина. Н. Главные тренды в образовании [Электронный ресурс] / Сайт инновационной платформы онлайн-образования. - URL: https://www.eduget.com (дата обращения 25.04.2018)
39) Индикаторы образования: 2017 [Электронный ресурс] / Сайт Высшей школы экономики. - URL: https://www.hse.ru (дата обращения 12.04.2018).
40) Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных
технологий: цифры, факты, инсайты, прогнозы [Электронный ресурс] / Сайт РИФ+КИБ. - URL: http://2017.russianinternetforum.ru (дата обращения 20.04.2015).
41) Куцых Д.Е. Мировой рынок образовательных услуг: современные тенденции развития и политика России [Электронный ресурс] / Сайт Научной электронной библиотеки. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения
15.03.2018) .
42) Россия в цифрах 2017 [Электронный ресурс] / Сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 15.04.2018)
43) Цигулева О.В. Государственное и частное высшее образование в развитых странах: сравнительный контекст [Электронный ресурс] / Сайт Научной электронной библиотеки. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения
19.03.2018) .
44) Число желающих учиться в Великобритании россиян увеличилось вдвое [Электронный ресурс] / Сайт РБК. - URL: https://www.rbc.ru (дата обращения
10.04.2018) .
40) Экономика образования [Электронный ресурс] / Сайт Портала трейдеров. - URL: https://utmagazine.ru (дата обращения 20.02.2018).
45) Countries Hosting The Most Foreign Students / Сайт Интернет-портала Worldatlas - URL: https://www.worldatlas.com (дата обращения 02.04.2018)
46) Das Hochschulsystem in Deutschland [Электронный ресурс] / Сайт HRK. - URL: https://www.hrk.de (дата обращения 08.04.2018).
47) Education system United States [Электронный ресурс] / Сайт Nuffic: the Dutch organisation for internationalisation in education. - URL: https://www.nuffic.nl (дата обращения 09.04.2018).
48) Higher Education System in UK [Электронный ресурс] / Сайт UKeducation. - URL: http://www.ukeducation.info (дата обращения 03.04.2018).
49) Modernisation of Higher Education in Europe: Academic Staff [Электронный ресурс] / Отчет 2017. - URL: http://www.anefore.lu/ (дата обращения 10.04.2015).
50) Top Higher Education Learning Trends to Look For in 2017 [Электронный ресурс] / Сайт Getting Smart. - URL: http://www.gettingsmart.com/ (дата обращения 26.04.2015).
51) World Development Indicators [Электронный ресурс] / Сайт The World Bank. - URL: https://data.worldbank.org (дата обращения 20.02.2018)
52) World University Rankings [Электронный ресурс] / Сайт журнала Times Higher Education. - URL: https://www.timeshighereducation.com (дата обращения
29.03.2018)