Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная поддержка малого предпринимательства: социологический анализ (на материалах Республики Татарстан)

Работа №43790

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
353
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические подходы к изучению предпринимательства 10
Раздел II. Современное состояние и особенности развития малого предпринимательства в России 26
Раздел III. Формы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан 45
Раздел IV. Тенденции и институциональные проблемы развития малого предпринимательства в Казани: опыт эмпирического исследования 61
Заключение 76
Список использованных источников и литературы 79
Приложение 1. Методология эмпирического исследования 86
Приложение 2. Инструментарий для проведения анкетного опроса с предпринимателями г. Казани 92
Приложение 3. Инструментарий для проведения стандартизированного интервью (гайд) 99
Приложение 4. Расчет квотного распределения предпринимателей для анкетного опроса 100
Приложение 5. Транскрибированный текст интервью 101

Актуальность темы исследования. Малое предпринимательство практически во всех высокоразвитых странах играет решающую роль в экономической и социальной жизни людей по ряду причин: создание рабочих мест, гибкость предприятий - в отличие от средних или крупных, малые предприятия являются более гибкими, быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям среды. Стоит сказать о том, что именно в области малого предпринимательства происходит кругооборот основной массы национальных ресурсов, что в конечном счете, является «питательной» средой для среднего и крупного бизнеса.
Как отмечает В.И. Власков , развитие сектора малого предпринимательства также способствует стабильности политического климата в стране. Стоит отметить, что малые предприятия во многих странах создают более 50-60% валового внутреннего продукта . К примеру, в Германии в сфере малого предпринимательства занято 2/3 всего экономически активного населения (для справки, вместе со средними по своей величине организациями, в стране насчитывается около 2 млн. предприятий (что составляет более 99% всех предприятий страны)).
Развитие сферы малого предпринимательства в современном российском обществе является одной из приоритетных задач, поставленных перед правительством страны. Так, согласно последнему майскому указу Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 7 мая 2018 года) перед правительством страны стоит задача поддержки предпринимательской инициативы граждан и развития малого предпринимательства в целом. Также согласно последним указам, в сфере предпринимательства ставятся такие задачи, как обеспечение темпов экономического роста (выше мировых) при сохранении макроэкономической стабильности; вхождение экономики России в пять крупнейших экономик мира в течение 6 лет и другие задачи. Перед правительством страны стоит задача поддержки малого предпринимательства в целом, а также поощрение предпринимательской инициативы граждан.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в современной России произошло признание значимости роли малого предпринимательства в установлении рыночных отношений и стабилизации общественного развития, однако при всей очевидности необходимости увеличения доли малых предприятий по стране, на деле на практике вклад современного российского малого предпринимательства в валовой внутренний продукт (ВВП), степень инновационной активности по стране и отраслевое устройство свидетельствуют о том, что ресурс малого предпринимательства используется неэффективно. Несмотря на то, что в последние годы относительно малого предпринимательства в России было принято множество указов, законов и постановлений, реальный сектор малого предпринимательства в стране на сегодняшний день по относительным величинам уступает в 5-10 раз в сравнении с развитыми странами.
Как мы можем видеть, в России по вопросу развития малого предпринимательства остается множество нерешенных ситуаций, требующих разрешения. Таким образом, актуальность исследования связана с необходимостью изучения проблем современного малого предпринимательства.
Проблемная ситуация заключается в наличии противоречия между различными субъектами, заинтересованными в развитии малого предпринимательства: с одной стороны, на уровне власти декларируется необходимость развития данного сектора, в связи с чем на протяжении длительного времени издаются указы, а на деле мы можем наблюдать низкий уровень развития малого предпринимательства по стране в целом.
Степень научной разработанности изучаемой темы. Сфера малого предпринимательства нашло свое отражение в работах множества ученых и выступает предметом изучения различных научных дисциплин.
Первые попытки осмысления малого предпринимательства были предприняты в рамках философии. К примеру древнегреческий философ Платон утверждал, что те, кто занимается торговлей, обменом денег на товар и наоборот - не могу могут управлять государством. Помимо Платона среди известных философов свой вклад в изучение малого предпринимательства внесли также такие ученые, как Аристотель, Ф. Бэкон и Т. Г оббс и др.
Впервые малое предпринимательство и значение данной сферы для общества начали исследовать ученые из экономической науки. Само понятие «предпринимательство» впервые в научный оборот ввел английский экономист Р. Кантильон, определяя его, прежде всего, как несение риска. Раскрывая социально-экономическую сущность данного явления, классики экономической науки Ф. Кенэ, А. Смит, Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо, А. Смит связывали его с владением капиталом, ориентацией на извлечение прибыли, использованием рыночных возможностей, определяя предпринимателя как функционирующего капиталиста.
Что касается социологической науки, то впервые основные проблемы предпринимательства были затронуты в трудах таких социологов, как: Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Й. Шумпетер, Э. Гидденс и др.
Из российских ученых к изучению феномена предпринимательства обращались следующие социологи: М. И. Туган-Барановский, П. А. Кропоткин, П. Сорокин и др.
Среди отечественных исследований последних десятилетий, посвященных анализу предпринимательства стоит выделить работы В. В. Радаева, Т. И. Заславской, Р. В. Рывкиной, О. И. Шкаратана, А. Ю. Чепуренко, О. П. Г орбань.
Объектом исследования в настоящей работе выступает особенности малого предпринимательства в современном российском обществе.
Предмет исследования - государственная поддержка малого предпринимательства в современном российском обществе.
Цель магистерской работы заключается в изучении и анализе особенностей развития и государственной поддержки малого предпринимательства в современном российском обществе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к изучению предпринимательства в различных научных дисциплинах - философии, экономике, социологии.
• Проанализировать особенности развития малого предпринимательства в современном российском обществе.
• Изучить современное состояние и основные формы государственной поддержки малого предпринимательства в г. Казани.
• Провести авторское эмпирическое исследование по проблеме развития малого предпринимательства в г. Казани.
Теоретико-методологической базой исследования послужили идеи и труды представителей социологической науки, касающихся социально - экономических аспектов развития малого предпринимательства. В рамках магистерской работы были использованы подходы следующих социологов: теория структурации Э. Гидденса, теория П. Сорокина, подход В. В. Радаева и идеи А. Ю. Чепуренко.
Эмпирическую базу исследования составил анализ нормативно-правовых документов (законы и законодательные акты в сфере предпринимательства); вторичных анализ данных социологических исследований (ФОМ, ВЦИОМ и др.), официальной статистики (данные федеральной службы государственной статистики) и международных рейтингов посвященных изучению малого предпринимательства; конкретный кейс был изучен с помощью неформализованных интервью с предпринимателями (n=15, апрель-май, 2018) и авторского социологического опроса «Тенденции и институциональные проблемы развития малого предпринимательства в городе Казани» (n=382, апрель-май, 2018).
Теоретическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования опосредована актуальностью развития малого предпринимательства в современном российском обществе.
Выделены основные показатели и современные меры государственной поддержки малого предпринимательства в зарубежной и российской практике, что позволяет более глубоко изучать проблемы и барьеры на пути к развитию малого предпринимательства.
Сформулированные в работе положения и выводы могут быть положены в основу дальнейших разработок и научных трудов в сфере малого предпринимательства.
Практическая значимость работы. Основные выводы и положения магистерской работы могут быть использованы:
• При формировании политики в области развития малого предпринимательства, соответствующей реальным потребностям данной сферы.
• При построении учебных курсов в области социологии.
• Властями при подготовке управленческих решений, направленных на развитие малого предпринимательства.
Апробация результатов исследования. Основные вопросы, рассматриваемые в магистерской работе, освещены в ряде публикаций.
• По теме магистерской работы опубликована 1 статья в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы: «К вопросу о необходимости развития малого предпринимательства в Республике Татарстан» (Казань, 2018).
• Отдельные научно-практические положения магистерской работы докладывались автором на межвузовской научной конференции «Коммерциализация пространства как способ повышения инвестиционной привлекательности городских территорий» (Казань, 2016), а также нашли свое отражение в научной статье «Проблемы реализации территориального маркетинга в условиях современного российского общества» (2016).
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, четырех основных разделов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Первый раздел включает в себя обзор теоретико-методологических подходов к изучению феномена предпринимательства в рамках философии, экономики и социологии.
Во втором разделе магистерской работы рассматривается специфика развития и текущее состояние сферы малого предпринимательства в российском обществе.
В третьем разделе представлены результаты авторского вторичного анализа современного состояния и основных форм государственной поддержки малого предпринимательства в г. Казани на основе вторичного анализа.
В заключительном четвертом разделе магистерской работы представлены результаты авторского исследования проблем развития и оценке государственной поддержки малого предпринимательства с точки зрения предпринимателей в г. Казани.
Заключение содержит основные выводы по работе в целом, сделанные на основе четырех ранее представленных разделов.
В списке использованной литературы отражены основные источники, которые использовались при написании магистерской работы.
Приложения включают в себя методологию авторского исследования, инструментарий для проведения анкетного опроса с предпринимателями г. Казани, гайд неформализированного интервью с предпринимателями, а также таблицы, транскрипт интервью, техническую информацию, не включенную в основной текст магистерской работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в рамках выпускной магистерской работы, мы обратились к актуальной для современного российского общества и Республики Татарстан теме изучения государственной поддержки малого предпринимательства.
Изучением предпринимательства занимались и занимаются ученые из разных научных областей: философии, менеджмента, социологии и экономики, где изучению предпринимательства посвящено самое большое количество научных трудов.
Было выяснено, что согласно официальной статистике на сегодняшний день наблюдается рост количества субъектов малого предпринимательства по стране в целом, однако в общем виде сфера малого предпринимательства находится только на начальном пути становления.
Мы также пришли к выводу, что сфере малого предпринимательства на пути становления и развития необходима всесторонняя государственная поддержка. Несмотря на тот факт, что каждая страна является самобытной и имеет особенный путь своего развития, при анализе опыта мер государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах присутствуют общие черты, характерные для всех стран и более успешные из них, на наш взгляд, необходимо применять в современной практике развития сферы малого предпринимательства.
На сегодняшний день в России остаются трудности, препятствующие развитию малого предпринимательства, среди которых можно выделить следующие: неэффективная налоговая политика, высокие проценты по кредитам, недостаточное финансирование, недоступность госзаказов и др.
В качестве исследовательского кейса был выбран город Казань. Было выяснено, что на сегодняшний день властями предпринимаются активные попытки по совершенствованию и развитию сферы малого предпринимательства: создаются и функционируют технопарки, реализуется множество программ, причем согласно отчетам, эти программы являются высокоэффективными. Мы выяснили, что в городе в целом имеется заинтересованность в росте доли малого предпринимательства со стороны властей; реализуется множество мер, направленных на развитие сектора малого предпринимательства.
За последние годы в Казани наблюдается удельный рост численности малых предприятий, но в целом по основным показателям мы не можем сказать, что в городе малое предпринимательство играет значительную роль.
Также в городском пространстве имеются и фундаментальные проблемы, с которыми сталкиваются сами предприниматели, среди которых основными являются:
• Высокий уровень бюрократических препонов, как в вопросах регистрации, так и в вопрос самого ведения бизнеса.
• Отсутствие равенства при получении госзаказов на обслуживание населения.
• Высокие арендные ставки.
• Количество плановых и внеплановых проверок и расследований и другие.
Также имеется ряд причин, по которым предприниматели бросают свое дело.
Для сбора первичной социологической информации в магистерской работе было использовано два основных метода:
Анкетный опрос анкетный опрос предпринимателей и интервью с предпринимателями г. Казани для более углубленного исследования изучаемой темы.
Гендерная структура выборки показала преобладание мужчин в числе собственников бизнеса и его руководителей: в среднем 76,7 % респондентов. Было выяснено, что большинство респондентов (41,3%) в осуществлении своей деятельности не обращались за государственной поддержкой.
Большинство предпринимателей г. Казани в целом достаточно позитивно оценивают условия, созданные для ведения бизнеса в Казани.
В целом все предприниматели оценивают состояние своего бизнеса как «удовлетворительное». Многие респонденты отмечали, что заниматься своим делом в Казани становится сложнее, так как увеличивается количество различных проверок, усиляется конкуренция, а также иногда имеется тенденция к нехватке денежных средств.
Таким образом, мы пришли к выводу, что для малого предпринимательства характерно множество различных проблем, мешающих дальнейшему развитию данной сферы, причем без активного вмешательства государства дальнейшее активное развитие этой области будет крайне затруднительно.



1. Аберкромби Н. Социологический словарь / Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер; пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
2. Андреева Е. С. Эффективность проектов государственночастного партнерства (на примере Республики Татарстан) / Е.С. Андреева,
А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова // Вестн. Казан. технологич. ун-та. - 2012. - №16. - С. 256-259.
3. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: экономико
социологический анализ. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004. - 448 с.
4. Бельский К. С. Персональная ответственность в советском государственном управлении (моральные, экономические, политические аспекты) / К. С. Бельский. - М.: ВЮЗИ, 1989. - 96 с.
5. Блинов А. О. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра Текст.: / А.О. Блинов, Н.М. Голденко. Краснодар, 1996. - 321 с.
6. Боуви К. Современный бизнес Текст.: / К. Боуви, М. Мескон. М.: Республика, 1996. - 186 с.
7. Босчаева З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н. Босчаева. - М.: Экономика, 2012. - 254 с.
8. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения / Пер. с фр.
О.И.Кирчик // Западная экономическая социология: Хрестоматия
современной классики / Сост. и науч. ред. В.В.Радаев; Пер. М.С.Добряковой и др. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 680 с.
9. Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.
10. Бусыгин А. В. Предпринимательство / А. В. Бусыгин. - М.: Дело, 2001. - 640 с.
11. Вдовенко А. А. Политэкономическое значение малого бизнеса / А. А. Вдовенко // Экономические науки. - 2011. - № 9. - С. 35 - 40.
12. Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер М.: Прогресс, 1990. - 498 с.
13. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. - М. : Прогресс, 1990. - 347 с.
14. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
15. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. - 528 с.
16. Глебова И.С. Государственное регулирование малого и среднего
предпринимательства: Учебное пособие. - Казань: Казанский
государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. - 326 с.
17. Горбань О. П. Проблемы развития малого предпринимательства в современной России // О. П. Г орбань. - Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга, экономики и права. - 200. - №3. - С. 14-18.
18. Гришаев С.В., Немировский В.Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социологические исследования. 1999. №5. С. 40-43.
19. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113-120.
20. Дамдинов Д. Д. Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России как условие модернизации экономики России // Вестн. ЧитГУ. — 2012. — № 3. — С. 103-108.
21. Дорофеева Л. В. Стимулирование развития малого и среднего
бизнеса как фактор регулирования рынка труда / Л. В. Дорофеева // Вестник приднестровского университета. Серия: физико-математические и
технические науки. Экономика и управление. - 2012. - №3(42). - С. 97-100.
22. Друкер П. Ф. Энциклопедия менеджмента. - М.: Издательский дом Вильямс, 2004. - 432 с.
23. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э.Дюркгейм. М.: Канон, 1995. - 230 с.
24. Занин В. П. Как реально помочь малому предпринимательству? /
В. П. Занин // Деловая слава России. - 2014. - №2. - С. 12-13.
25. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. - 400 с.
26. Казиханов А. М. Человеческий капитал в предпринимательстве / А. М. Казиханов // Вестник дагестанского государственного университета. Серия 2: общественные науки. - 2014. - №5. - С. 137-141.
27. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И.Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
28. Комарова А. В. Теоретические основы формирования института государственной поддержки малого предпринимательства и оценка его эффективности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 00.01 / Комарова Оксана Викторовна. - Челябинск: ГОУ ВПО ЧелГУ., 2005. - 27 с.
29. Кондраков Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 446 с.
30. Крыштановская О.В. Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России. - 2002. - №4. - С. 3 - 60.
31. Кузнецова, М. В. Формы взаимодействия малого и крупного бизнеса / М. В. Кузнецова, А. Е. Лукина // Материалы международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки в эпоху глобализации». - Уфа. : Изд-во ООО «Аэтерна», 2017. - С. 107-109.
32. Куранова К.В. Анализ основных направлений развития и
поддержки малого предпринимательства в городе Казань // Научное сообщество студентов XXI столетия. эк. н.: сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(23). URL:
http: //sibac.info/archive/economy/8(23).pdf (дата обращения: 13.06.2018).
33. Курбакова Ю. О. Малое предпринимательство в современной России: теоретические аспекты и практика / Ю. О. Курбакова // Вестник таганрогского института управления и экономики. - 2015. - №1. - С. 57-64.
34. Левина Е.И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах // Социальноэкономические явления и процессы. 2009. №2. - С. 79-89.
35. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. /2-е изд. — Т. 42. — С. 41-174.
36. Мертон, Р. К. Социальная структура и аномия. Социология преступности / Р. К. Мертон. - М., 1966. - 326 с.
37. Минайчев А. Б. Тенденции развития малого бизнеса в России / А. Б. Минайчев , Т. В. Бушинская // Вестник Тульского филиала Финуниверсета. 2014. № 1. - С. 404-405.
38. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Закон Российской Федерации. - М. : Известия, 1995. - 30 с.
39. Овчинникова, А.В. Малые предприятия промышленности в современной экономике России: монография / А.В. Овчинникова. - Ижевск: Удмуртский университет, 2013. - 212с.
40. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень ССА. Серия: переводы и рефераты. - 1968.- Вып.1. - №6. - С. 61-78.
41. Радаев В.В. Легализация российского бизнеса как институциональная проблема. // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Т.Н. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002. -
С. 95 - 108.
42. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Том 3. № 4. - С. 20-33.
43. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 328 с.
44. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 368 с.
45. Рикардо Д. Сочинения / Д. Рикардо. — М. : Госполитиздат, 1955 -
1961. Т. 5 : Письма к экономистам. - 1961. - 271 с.
46. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. - М.: КНОРУС,2009. - 224 с.
47. Скибин Я. В. Особенности развития малого бизнеса в Российской Федерации / Я. В. Скибин // Экономика. Управление. Право. - 2015. - №3(60). - С. 39 43.
48. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М. : Соцэкгиз, 1962. - 333 с.
49. Смит А. Теория нравственных чувств / А. Смит. - М. : Республика, 1997 . - 351 с.
50. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество / П.А. Сорокин. М., 1992. - 387 с.
51. Сэй Ж-Б. Трактат по политической экономии. - М.: Дело, 2000. - 282 с.
52. Тихоненко К. П. Малое предпринимательство и его роль в экономическом развитии страны в современных условиях / К. П. Тихоненко // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. №34. - С. 253.
53. Тихонов А.А. Социология управления. Теоретические основы. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. - 472 с.
54. Тихонова Н.Е. Новые «капиталисты»: кто они? // Общественные науки и современность. 2005. № 2. - С. 29-39.
55. Фурсова В.В. Социальные источники пополнения группы предпринимателей // Рубеж (Альманах социальных исследований). 1996. № 8- 9. С. 22-48.
56. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 с.
57. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. 2001. Т. 10. № 4. - С. 130-161.
58. Шавров А.В. Социокультурные особенности малого предпринимательства в России // Изв. Саратовского ун-та. Новая сер. Серия : Социология. Политология. - 2014. - Т. 14, № 3. - С. 60 - 62.
59. Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся / Под ред. Л.М. Дробижевой. - М.: Academia, 2002. - С.349 - 363.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ