Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОТЕКЦИОНИЗМ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Работа №43783

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы протекционизма в международной торговле 5
1.1. Сущность протекционизма в экономике 5
1.2. Тарифные методы защиты экономики страны 15
1.3. Нетарифные методы защиты экономики страны 23
2. Анализ реализации политики протекционизма в мировой торговле 35
2.1. Анализ применения политики протекционизма в развитых странах 35
2.2 Характеристика российского протекционизма 43
2.3 Влияние политики протекционизма на внешнюю торговлю РФ 50
3 Развитие протекционизма в перспективе 56
3.1 Перспективы развития политики протекционизма в развитых странах 56
3.2 Перспективы развития политики протекционизма в РФ 64
Заключение 73
Список использованных источников 75



Американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года, Гэри Беккер утверждал, что экономический подход интегрирует множество разнообразных форм человеческого поведения. Да и экономика страны, по своей сути, чем-то схожа на организм человека: промышленная основа государства - это скелет, министерства, представители власти - это мозг, банки - система кровообращения. И как любому живому организму, экономике свойственен инстинкт самосохранения и защиты. Этот инстинкт представлен доктриной протекционизма.
Внешнеторговая политика любого государства состоит из различных мероприятий, стимулирующих рост национального производства и нацеленных на увеличение объемов внешней торговли и приумножения национального богатства. Внешняя торговля никогда не развивалась без вмешательства институтов государства. И история протекционизма сегодня - это история эволюции форм, методов, способов и мер защитной функции государства.
Еще несколько лет назад протекционизм казался историзмом, как исчезнувшее явление объективной действительности. Но, как показывает практика, у современного протекционизма явно заметна тенденция к росту. И как ни странно эту тенденцию сегодня задают не развивающиеся страны, как было заложено исторически, а, наоборот, развитые страны, которые имеют лучшие показатели и по ВВП и по темпам роста экономики. Что движет ими и заставляет поступать так нелогично? Страна имеет потенциал к росту, пытаясь защитить промышленность, применяет протекционистские меры, при достижении поставленных целей и становлении развитой, страна впоследствии старается сделать национальную экономику максимально открытой. Именно по такому сценарию развивались крупнейшие экономики мира.
Несмотря на все преимущества, которые получает экономика государства, используя систему фритредерства, многие страны предпочитают не применять доктрину свободной торговли в «чистом» виде. Так или иначе, на сегодняшний день, по оценкам западных экспертов, примерно половина объема мировой торговли прямо или косвенно защищена протекционистскими мерами.
Данная тема является актуальной и требует дальнейшего исследования. Ее актуальность заключается в том, что сегодня растет тенденция появления все более новых и завуалированных защитных механизмов, которые идут вразрез с целями ВТО, но применяются развитыми странами. И хотя многие протекционистские меры являются политическими мерами, они оказывают огромное влияние на мировую экономику в целом, мешая ее здоровому развитию.
Ввиду роста протекционизма среди развитых экономик, которые являются основой мировой экономики, развивающимся и зависящим от развитых стран экономикам предстоит выбрать путь развития внешнеторговой политики. Но из-за быстроменяющихся условий развития очень сложно расставить приоритеты, и развивающимся экономикам стоит быть еще более осторожными и осмотрительными при выборе своего пути развития.
Сегодня следует понять, чем обусловлен современный протекционизм, и к чему приведет его применение развитыми странами и как он повлияет на развитие мировой экономики. Что повлечет за собой повсеместное использование защитных механизмов, окажется ли это началом нового мирового кризиса или наоборот даст стимулы к развитию? Для современных экономистов поставлена непростая задача, проанализировать сегодняшнее положение экономики и понять, что отличает протекционизм сегодня от протекционизма сто лет назад, извлечь выгоды и понять, нужна ли мировой экономике система протекционизма.
Важную роль в формировании теоретической базы сыграли работы А. Смита, Д. Рикардо, Ф. Листа, К. Маркса, Ф. Энгельса, Дж. Генри, М. Портера, А. Ругмана, Д.И.Менделеева. Общие и специфические аспекты использования протекционизма исследовались в работах ученых СНГ: М. Абалкина, О. Белоруса, В. Будкина, М. Дудченко, И. Дюмулена, А. Кредисова, И. Лукинова,
Д. Лукьяненко, Ю. Макогона, В. Новицкого, Е. Обминского, Ю. Пахомова, Ю. Преснякова, В. Соколова, А. Филипенко.
Целью данной работы является исследование перспектив развития политики протекционизма в мировой торговле и оценка возможных явлений, вызванных применением протекционизма в развитых странах.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- анализ теоретических основ протекционизма в мировой экономике, его возникновении и сущности;
- анализ тарифных и нетарифных методов защиты экономики страны;
- изучение вопросов реализации политики протекционизма на примере внешнеторговой политики РФ и развитых стран.
Объектом исследования в данном случае выступает протекционизм в мировой экономике, а предметом - влияние доктрины протекционизма на внешнеторговую политику развитых и развивающихся стран.
Методом исследования выступает анализ ряда зарубежных и российских монографий и широкий круг работ и статей, посвященных данной или смежной тематике, а также анализ и обработка статистических данных, необходимых для исследования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Каждая страна обладает своей уникальной экономикой в силу демографического или природного богатства. Государства находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, и каждая страна старается извлечь из этого взаимодействия выгоду. Но экономические ресурсы распределены между странами неравномерно и исторически так сложилось, что страны стремятся экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке, и небольших затрат дефицитных для них факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. И, безусловно, развитие мировой торговли дает выигрыш всем странам. Но в долгосрочном периоде свободная внешняя торговля приводит к увеличению доходов владельцев того фактора производства, который интенсивно используется в экспортных отраслях, а также к падению доходов фактора производства, который интенсивно используется в отраслях, конкурирующих с импортом. Это можно заметить на примере сырьевой однонаправленности экономики России.
Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика является одной из составляющих частей внешней политики государства, и (это становится тенденцией) многие экономические проблемы решаются политическими способами, а для решения экономических проблем сегодня у государств имеется целый арсенал политических инструментов, что не может не влиять на здоровое развитие экономических систем государств.
Для решения проблем, возникающих во внешней торговле, страны прибегают к методам протекционизма. Сегодня развитыми странами созданы институты, например Всемирная Торговая Организация, которые контролируют поведение стран, участвующих в мировой торговле с целью недопущения применения защитных механизмов, которые способны негативно повлиять на торговлю стран. Но, тем не менее, именно сегодня все больше растет риск развития протекционизма и, особенно, в развитых странах.
Аргументы в пользу протекционизма (стимулирование производства и обеспечение занятости, защита молодых отраслей, увеличение доходов государственного бюджета, обеспечение экономической безопасности страны) являются небесспорными и нуждаются в тщательной проверке. Во многих случаях можно найти средства достижения тех же целей, но с меньшими потерями для общественного благосостояния.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены импортные квоты, раньше они служили основным методом протекционизма. Но введение таможенного тарифа на импорт приводит к повышению внутренних цен и перераспределению доходов о потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих странах. Причем совокупный выигрыш производителей и государства оказывается меньше, чем проигрыш потребителей. Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества. Сегодня протекционизм модернизировался, данная политика имеет разнообразные формы и обладает широким арсеналом способов воздействия на внешнюю торговлю любой страны.
Во второй главе была рассмотрена проводимая сегодня первой экономикой мира США масштабная политика протекционизма, которая хорошо влияет на экономические показатели страны, но будет работать только в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе реформы будут влиять на всю мировую экономику и возможно станут началом еще одного экономического кризиса. Торговые войны, затеянные Вашингтоном, могут оказать негативное влияние на фондовые рынки, курсы валют, внешнеторговые операции многих стран.
Контрсанкции России и Евросоюза также остаются одной из важнейшей проблем мировой экономики, которая наносит многомиллиардный ущерб всей системе взаимодействия экономик. Но, несмотря на санкции, ЕС остается важнейшим торговым контрагентом для РФ с сохранением в основном исторически сложившейся структуры товарооборота. Санкции - это одна из главных проблем российской внешнеторговой политики. Они лишают Россию равноправного участия в мировой торговле, и Москве приходится противодействовать дискриминационным мерам, предпринимаемым в отношении отечественных товаров и услуг и отечественного бизнеса со стороны отдельных государств и их союзов, а также некоторых международных организаций. Еще одной важной проблемой внешней торговли России является обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств потребительских и инвестиционных товаров. С другой стороны, стоит задача развития экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и оборонно-промышленном комплексах и других наукоемких отраслях.
По итогам анализа применения и перспективы протекционизма в третьей главе был сделан вывод, что минусов у доктрины протекционизма гораздо больше чем плюсов. Тарифные и нетарифные методы защиты экономики страны должны быть сведены к минимуму, особенно у развитых стран. Государственное регулирование внешнеторговой политики развивающихся стран возможно, но только для молодых перспективных отраслей, нуждающихся в государственной поддержке. Также важно понимать различие между экономическими и политическими мерами защиты, так как политическая война между двумя странами оказывает непосредственное влияние лишь на участников конфликта, а торговая война двух стран оказывает негативное влияние на всех участников мирового сообщества в целом.



1. Решение Совета ЕС и Регламент Совета ЕС «О проведении ограничительных мер в отношении действий, угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины» от 17 марта 2014 года.
2. «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее
партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» от 24 июня 1994 года, ратифицировано Федеральным законом РФ от 25 ноября 1996 года N 135-ФЗ.
3. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ.
4. Федеральный закон Российской Федерации "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.
5. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184- ФЗ.
Монографии, учебники
6. Бастиа Ф. Кобден и Лига. Движение за свободу торговли в Англии / Ф.Бастиа. Пер. с франц. Ю. А. Школенко. - Челябинск: Социум, 2015. - 732 с.
7. Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие / Е.Г.Бровкова , И.П.Продиус. - М.: Сирин, 2014. 245 с.
8. Вайн Саймон Глобальный финансовый кризис. Механизмы развития и стратегии выживания / Саймон Вайн. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 304 с.
9. Воронин, В.П. Мировая экономика: Конспект лекций / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 184 с.
10. Гладков И.С. Мировая экономика. Международные экономические отношения / И.С.Гладков. - М.: КноРус, 2016. 360 с.
11. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и техника внешнеторговых операций: Учеб. пособие / Ю.Н.Грачев. - М.: Интел-Синтез, 2010. - 364 с.
12. Кудров В.М.. Россия и мир. Экономика России в мировом контексте / В.М. Кудров. - СПб.: Алетейя, ГУ ВШЭ, 2016. - 576 с.
13. Кушлин В. И. Г осударственное регулирование экономики. Учебник / В.И.Кушлин. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 315 с.
14. Лобачева Е.Н Экономическая теория / Е.Н.Лобачева. - М.: «Юрайт», 2012. - 472 с.
15. Менделеев Д.И. Толковый тариф. Два письма Николаю II / Д.И.Менделеев. - М.: Директ - Медиа, 2014. - 216 с.
16. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В пяти томах. Том 3. Эпоха социальных переломов. - М.: Мысль, 2016. - 896 с.
17. Мир после кризиса. 2025 год. Доклад Национального разведывательного совета США. - М.: Европа, 2016. - 188 с
18. Покровский В. И. Свободная торговля / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - М.: СПб, 2011. - 472 с.
19. Савельев Н.Н. Река времени: История глобализации мирового развития / Н.Н.Савельев. - М.: Пересвет, 2011. - 260 с.
20. Сутырин С.Ф. История экономических учений / С. Ф. Сутырин, М. В. Шишкин, Г. В. Борисов. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
21. Холопов А.В. История экономических учений / А.В.Холопов. - М.: Эксмо, 2013. - 464 с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках
22. Г алочкин В.Т. Перспективы развития экономик стран БРИКС, ЕАС и стран G7 / В.Т.Галочкин // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - № 5. - С.395- 399.
23. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2001-2013 годы: тренды в группе лидеров / И.С.Гладков // Власть. - 2014. - №5. С. 15-18.
24. Г орбатенко Е.Ю. Внешняя торговля Евросоюза и РФ в период санкций / Е.Ю. Горбатенко // Власть. - 2017. - № 9. - С.44-45.
25. Добрынин А.И. Глобальные проблемы экономики (итоги работы XIV Петербургского международного экономического форума) / А.И.Добрынин, С.А.Белозеров // Экономика и управление: Российский научный журнал. - 2010. - № 6. - С. 7-10.
26. Дудник А.В. Методологические аспекты формирования протекционизма в аграрной сфере / А.В.Дудник // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2010. -№ 2. - С.447-451.
27. Кадочников П. К вопросу о наличии деглобализации в мировой торговле / П.Кадочников, Т.Алиев // Экономическая политика. - 2014. № 5. - С. 127-150.
28. Клинова М. Россия - Евросоюз: продолжение санкционного противостояния / М.Клинова, Е.Сидорова // Вопросы экономики. - 2017. - № 6. - С.114-117.
29. Колташов В.Г. Резерв политики Трампа: «пузырь» на фондовом рынке и вытекающие возможности / В.Г. Колташов // Власть. - 2017. - № 2. - С. 84-88.
30. Кузнецов А. Эволюция политики протекционизма в Великобритании и США / А.Кузнецов // Международная жизнь. - 2010. - № 12. - С.69-83.
31. Куприков А.П. Россия в новых геополитических условиях: серьезные вызовы и новые перспективы / А.П. Куприков // Банковское дело. - 2014. - № 11. - С. 22-26.
32. Михневич С. О понятии «протекционизм» и о проблемах регулирования торговли сельскохозяйственными товарами на основе требований ГАТТ/ВТО / С.Михневич // Общество и экономика. - 2006. - № 7/8. - С.191-201.
33. Оболенский В.П. Антикризисные меры: регулирование импорта / В.П.Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 33-42.
34. Панкова Л.А. Перспективная модель международной производственной специализации России / Л.А.Панкова // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 4. - С.396-372.
35. Портанский А.П. Кризис и проблема глобального управления / А.П.Портанский // США-Канада. Экономика, политика, культура. - 2010. - № 4. - С.19-36.
36. Розинский И. О смене акцентов в анализе и регулировании деятельности иностранных предприятий: потенциал философии «нового протекционизма» / И.Розинский // Российский экономический журнал. - 2007. - № 5/6. - С. 42-53.
37. Ряховский Д.И. Г осударственный протекционизм в условиях мирового экономического кризиса / Д.И. Ряховский // проблемы современной экономики. Евразийский экономический журнал. - 2009. - № 4. - С. 19-20.
38. Саргсян А.М. Европейские санкции: от национальных до коллективных / А.М.Саргсян // Современная Европа. - 2014. - № 3. С. 28-31.
39. Сафаров Р.С. Финансовое будущее мира / Р.С.Сафаров, В.М.Юровицкий // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2014. - № 12. - С. 60-64.
40. Френкель А. Стагнация не преодолена. Российская экономика 2014-2015 годах / А. Френкель, Я.Сергеенко, А.Лобзова // Экономическая политика. - 2014. - № 4. - С.116-145.
41. Хейфец Б.А. Энергодиалог Россия-ЕС: корпоративный срез / Б.А.Хейфец // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 8. - С. 12-21.
42. Шлевкова Т.В. Таможенная политика в трудах И.Х. Озерова / Т.В.Шлевкова // Эко. - 2009. - № 3. - С. 162-170.
Электронные ресурсы
43. Быркова Е. Грабительские таможенные тарифы - с какими странами экспортерам лучше не связываться / Е.Быркова // провэд.рф. - 09.02.2017. - Режим доступа: http://xn--b 1 ae2adf4f.xn--p 1 ai/article/40309-gpabitelyskie- tamozhennye-tapify-s-kakimi-stpanami-ekspoptepam-luchshe-ne-svyazyvatysya.html
44. В ЦБ оценили перспективы новой торговой политики США // РИА. Российское новостное информационное агентство. - 23.03.2018. - Режим доступа: https: //ria. ru/economy/20180323/1517136296. html
45. Данные по инфляции США разошлись с прогнозами // rosbalt.ru: Российское новостное информационное агентство. - 14.02.2018. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/business/2018/02/14/1682352.html
46. Джонс К. Протекционизм Трампа начал сказываться на зарубежном рынке / К.Джонс // Ведомости: Российское новостное информационное агентство. - 01.02.2017. - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/01/675802-protektsionizm-
trampa-skazivatsya-zarubezhnom
47. Духовницкая О.И. , Зундэ В.В. Протекционизм как основа современной внешнеторговой политики субъектов Российской Федерации / VII Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». - 28.09.2017. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/article/464333/discussion_platform
48. Калюков Е. В ООН оценили потери России и «противников» от санкций в три ВВП Эфиопии / Е.Калюков // РБК. - 28.04.2017. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/28/04/2017/590332b69a7947ae385244b0
49. Кашин В. Трамп против Китая / В.Кашин // Ведомости: Российское новостное информационное агентство. - 19.12.2016. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/12/20/670335-tramp-kitaya
50. Коллинсон С. Политика Трампа ведет к изоляции США / С.Коллинсон // inosmi.ru: Российское новостное информационное агентство. - 10.07.2017. - Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20170710/239760205.html
51. Ломская Т. Россия еще больше отстанет от США по уровню жизни / Т.Ломская // Ведомости: Российское новостное информационное агентство. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/03/07/752952
52. Мануков С. Трамп передумал и возвращается в ТРР / С.Мануков // Эксперт: Российское новостное информационное агентство. - 21.04.2018. -
Режим доступа: http://expert.ru/2018/04/13/soedinennyie-shtatyi-mogut-vernutsya- v- transtihookeanskoe-partnerstvo/
53. Прямые инвестиции в РФ ушли в минус // Коммерсант. Российское новостное
информационное агентство. - 1801.2018. - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3522522
54. Россия увеличила зависимость от товаров из США // Лента. Российское
новостное информационное агентство. - 13.04.2018. - Режим доступа:
https://lenta.ru/news/2018/04/13/us_russia.
55. США введут антидемпинговые пошлины на импорт стали из России // РИА
Новости. - 22.11.2017. - Режим доступа:
https: //ria. ru/economy/20171122/1509292486. html
56. Трамп пригрозил Мексике разрывом соглашения NAFTA из-за наркотрафика /
РБК: Российское новостное информационное агентство. - 02.04.2018. - Режим
доступа:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ac 150db9a7947975c8b20da?from=materials_on_su bject
57. Фомченков Т. Удар по сланцу / Т.Фомченков // Российская газета. - 06.04.2017.
- Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/06/saudovskaia-araviia-nachala- cenovoj-
demping-protiv-slancevoj-neft-ssha.html
58. Экономика США начала расти быстрее прогнозов // 1 Прайм: Российское
новостное информационное агентство. - 24.03.2018. - Режим доступа:
https://1prime.ru/articles/20180328/828654254.html
59. Эксперт оценил влияние санкций США на российскую экономику // РИА. Российское новостное информационное агентство. - 07.04.2018. - Режим доступа: https: //ria. ru/economy/20180407/1518118462. html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ