Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учебно-познавательной деятельности 5
1.1. Понятие учебно-познавательной деятельности в современной системе
образования 5
1.2. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности на уроках
математики 10
1.3. Приёмы и методики активизации учебно-познавательной деятельности
на уроках математики 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Практические способы активизации учебно-познавательной деятельности на уроках математики при изучении темы свойства функции. 25
2.1. Изучение функций в курсе математики 7-9 классов 25
2.2. Разработка уроков по теме «Свойства функции» 30
Выводы по главе 2 58
Заключение 59
Список использованной литературы 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 79
ПРИЛОЖЕНИЕ З 80
В современной системе образования работа учителя претерпевает сильнейшие изменения. Основной акцент в деятельности педагога сместился на осуществление контролирующей и направляющей функций. Учитель стал наставником, который направляет стремления и деятельность учащихся в творческое русло, помогает им проявить себя с лучшей стороны, раскрыть свой интеллектуальный потенциал и получить собственный опыт. Знания и умения, приобретаемые учеником на уроках математики, являются не только важной составляющей математической подготовки, но и прочным подспорьем для формирования полноценной личности. Это порождает вопрос способов активизации учебно-познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает роль активной учебно-познавательной деятельности учащихся как одного из важнейших видов деятельности, необходимых для повышения качества образования. Учитель больше не может просто давать готовые знания в лекционной форме, он должен организовывать учебный процесс так, чтобы учащиеся сами получали знания и умения, умели пользоваться источниками информации, анализировать и систематизировать её.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что нынешняя действительность не только диктует нам новые цели обучения, которые направлены не только на передачу знаний и умений, но и заставляет искать новые возможности для творческого и интеллектуального развития учащихся.
В настоящее время учитель должен не только уметь преподнести новые знания в понятной форме, не только знать и в полной мере владеть информационными технологиями для обучения, но и оперировать приёмами и методами мотивации школьников, развивать их интерес к изучаемому предмету, учить их учиться.
Целью данной работы является изучение педагогических условий и возможностей реализации методов, приёмов и средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Выявить и систематизировать методы и приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
3. Разработать серию уроков по теме «Функции и их свойства» с помощью методик, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Активная учебно-познавательная деятельность учащихся является ключевым рычагом влияния на качество математического образования. Её грамотная организация гарантирует, что не только учитель будет заинтересован в передаче знаний, умений и навыков, но и ученик будет заинтересован в их получении.
Учителя стремятся к тому, чтобы их ученики получали образование наивысшего качества, обладали умениями и навыками, которые помогут им во всех жизненных ситуациях. Задача педагога, прежде всего, воспитание активно мыслящей личности.
Задачи, поставленные в исследовании, решены.
1. В результате изучена методическая и психолого-педагогическая литература по теории учебно-познавательной деятельности. Выявлены и систематизированы различные методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. К ним относятся:
- вербальные методы (метод дискуссии, метод устного изложения, метод проблемного изложения);
- практические методы (метод самостоятельной работы, частично-поисковый метод, игровые методы);
- наглядные методы (метод наблюдения, метод визуальной наглядности).
2. Изучены практические приёмы активизации учебно-познавательной деятельности и условия их внедрения в учебный процесс, такие как приём новизны, эвристический приём, опора на жизненный опыт учащихся, постановка проблемной ситуации.
3. Данные методы и приёмы апробированы во время педагогических практик при проведении уроков на темы «Теория вероятностей», «Угол между прямой и плоскостью», «Двугранный угол», «Площадь шара» и др.
4. Разработана серия уроков по теме «Функции и их свойства» с применением изученных методик, направленных активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Тема функция и её свойства является одной из основных в школьном курсе математики. Она имеет не только широкую сеть метапредметных связей, но и касается многих других тем алгебры и геометрии. Качество усвоения этой темы напрямую влияет на дальнейшее изучение математики, и на успешную реализацию интеллектуального потенциала учащихся. Поэтому во время изучения этого раздела, необходимо повышение качества приобретаемых знаний, умений и навыков, которому способствует активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, что подтверждено многими психолого-педагогическими и методическими исследованиями и наблюдениями во время педагогических практик.
Важнейшим выводом данной работы является то, что активизация учебно-познавательной деятельности учащихся - это инвестиция в долгосрочную перспективу повышения качества математического образования.
1. Атанасян, С.Л. Современные подходы в математическом образовании и подготовке учителей [Текст] / С.Л. Атанасян, И.С. Сафуанов. - М.: Прометей, 2017. - 202с.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика. Учебник для ВУЗов [Текст] / Н.В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2016 - 624с.
3. Даутова, О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС [Текст] / Под ред. М.О. Вайполиной. - СПб.: Каро, 2016. - 184с.
4. Локалова, Н.П. Познавательное и личностное развитие учащихся в системе современного школьного образования [Текст] / Н.П. Локалова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 144с.
5. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / Под ред. Н.В. Шульпиной - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 560с.
6. Макарычев, Ю.Н Алгебра. 7 класс Учебник [Текст] /
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова, К.И. Нешков. - М.: Просвещение, 2018 - 256с.
7. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс. Учебник [Текст] /
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова, К.И. Нешков. - М.: Просвещение, 2018. - 287с.
8. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс. Учебник [Текст] /
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова, К.И. Нешков. - М.: Просвещение, 2018. - 287с.
9. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
10. Ненахова, Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Текст] / Наука и школа. - 2014. - №2.
11. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для бакалавров [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 511с.
12. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
13. Соколова, И.Ю. Учебно-познавательная деятельность, условия ее активизации, эффективность оптимального функционирования подструктур [Текст] / Под ред. Н.К. Грицкевич. - Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3.
14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г.) [Текст] // Минобрнауки 17.12.2010.: № 1897