ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты и анализ состояния внутреннего туризма в России
1.1 Основные понятия туризма как сферы деятельности
1.2 Обзор состояния внутреннего туризма в России 14
1.3 Проблемы развития внутреннего туризма в России 17
2 Анализ финансового состояния туристической фирмы ООО «Лагранд» 20
2.1 Общая характеристика турфирмы ООО «Лагранд» 20
2.2 Анализ финансового состояния турфирмы «Лагранд» 22
2.3 Анализ выездного и внутреннего турпотока ООО «Лагранд» 38
3 Совершенствование направлений внутреннего туризма в России на
примере ООО «Лагранд» 4б
3.1 Перспективы развития внутреннего турпотока в России 46
3.2 Резюме 52
3.3 Описание образовательного тура 53
3.4 Исследование потребности школьников в образовательном
турпродукте на основе анкетирования 57
3.5 Маркетинговый план 59
3.6 Ресурсное обеспечение и расчет затрат 63
3.7 Расчет цены услуги 67
3.8 Финансовый план 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
В течение последних лет туризм активно развивается. Именно в этот период времени можно было наблюдать всплеск популярности данного вида деятельности. Сегодня туризм стал неотъемлемой частью любого развитого общества. Данной сфере деятельности, досуга человека отводится важнейшая роль, направленная на совершенствование системы взаимопонимания между народами. Кроме этого, посредством туризма культура и социальное развитие многих стран и регионов пополняются опытом, перенимаются особенности культуры, речи. Важно также подчеркнуть, что, развиваясь, и расширяя свои масштабы, туризм способствует увеличению валового мирового продукта, и позволяет обеспечить занятость населения [16].
Сегодня, как и раньше, в развитие туризма вкладываются весьма значительные инвестиции, и на долю этой сферы деятельности (досуга) человека приходится почти десятая часть мировых экономических показателей, указанных выше.
Рынок туристических услуг является структурной частью национального и мирового рынка. И сегодня, эта сфера деятельности получает стремительное развитие [17].
Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом все больше россиян выбирают родные курорты. Значение внутреннего туризма для экономики нашей страны связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего, это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - это рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.
Таким образом, эффективное развитие внутреннего туризма позволяет значительно увеличить поток иностранных туристов в нашу страну и, соответственно, приток валютных поступлений, обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет, развитие смежных отраслей экономики и существенное повышение занятости населения.
Г лавной целью государственной политики в области туризма в нашей стране в соответствии с Концепцией развития туризма в Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. В России - стране, где туристская индустрия интенсивно развивается лишь в последние десять лет, достижение этой цели требует формирования современной экономической стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем рынке.
Что касается текущего положения отечественного туризма на мировом рынке услуг, то можно отметить, что оно не является лидирующим. Во многом тому виной нынешняя экономическая ситуация в сфере российского туризма, которая затрудняет процесс конкурентной борьбы на мировом туристском рынке. Являясь полностью открытым перед мировыми державами, отечественный рынок туристических услуг пока не занял достойное место в мировой торговой площадке [17].
Говоря о проблемах туристического бизнеса в нашей стране, следует подчеркнуть, что, несмотря на свою богатую многонациональную культуру, обширную территорию, климатическое разнообразие (а эти признаки являются предпосылками для становления страны мировой туристической державой) - российский туризм значительно уступает по развитию этой отрасли другим экономически развитым государствам [22].
Объектом настоящего исследованиявнутренний туризм в России на примере ООО «Лагранд».
Предметом работы является исследование основных проблем и путей развития внутреннего туризма России.
Целью написания работы является исследование основных особенностей и путей развития Российского туристического бизнеса.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:
1) дать определение теоретическим аспектам внутреннего туризма и в России;
2) провести анализ состояния внутреннего туризма в России;
3) определить проблемы развития внутреннего туризма в России;
4) провести анализ финансового состояния туристической фирмы ООО «Лагранд»;
5) провести анализ внутреннего/ выездного турпотока ООО «Лагранд»;
6) определить перспективы развития внутреннего турпотока в России;
7) предложить мероприятия по совершенствованию направлений внутреннего туризма в России.
При написании работы были использованы такие методы научного познания, как: метод анализа, метод сравнения, метод сопоставления и другие методы.
Теоретической базой работы послужили труды таких авторов, как:Е.А. Зализняк, Е.Г. Леонидова, Н.А. Патутина, А.Э. Саак, Л.С. Сладких,и др.
Работа состоит из введения, трех глав: основной части, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе описываются теоретические аспекты внутреннего туризма в России и его внутренний поток. Во второй производится анализ финансового состояния туристической фирмы «Лагранд».В третьей главе разрабатывается образовательный тур для совершенствования и развития внутреннего туризма на примере школьников Набережных Челнов.
В настоящее время туризм приобрел статус одной из самой прибыльной и быстро развивающейся отрасли бизнеса в сфере международной торговли услугами. Классификация туризма зависит от признаков, которые характеризуют тот или иной вид туризма. Так, к таким характеристикам относятся национальная принадлежность туризма; основная потребность, удовлетворение которой обуславливает
туристическое путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены турпродукта и т.д.
Среди множества факторов, влияющих на развитие туризма, одними из мощных факторов воздействия являются платежеспособность населения, условия среды, объем свободного времени населения. В течение последних 20 лет российский туризм характеризовался, как выездной, но уже с 2012 года политика государства стала меняться. Сегодня, одной из приоритетных задач России является развитие внутреннего туризма.
Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Российской Федерации на рынке туристических услуг и, как результат препятствующими реализации ее потенциала, являются:
1) слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристических объектов;
2) низкий уровень туристической инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения, неудовлетворительное состояние многих туристических объектов, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);
3) невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
4) недостаточное продвижение туристического продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристических рынках.
В выпускной квалификационной работе изучается туристическая деятельность ООО «Лагранд». Туристская фирма ООО «Лагранд» находится в г. Набережные Челны по адресу пр. Мира 32/01, ост. Электротехников, тел.(8552) 34-42-07; 366-052, E-mail: larkon32@mail.ru. Турфирма
зарегистрирована с 1998 года, мэрией г. Набережные Челны, Республики Татарстан.Руководителем является Козлова Лариса Александровна.
По организационно-правовой форме ООО "Лагранд" является обществом с ограниченной ответственностью, которая входит в группу компаний под общим названием центр красоты и туризма «Ларкон.» и, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
В структуре туристических услуг данного турагентства различают основные и дополнительные, к основным относят:
- услуги по организации перевозки;
- размещение;
- питание туристов.
К дополнительным относят:
- услуги по организации экскурсий
- услуги по страхованию туристов
- услуги гидов, гидов-переводчиков
- услуги перевозки туриста от места его пребывания в страну (место его временного пребывания) до места размещения и обратно (трансферт), а также любой другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания).
Финансовая деятельность турфирмы является успешной, и у предприятия есть потенциал для дальнейшего развития. Анализ турдеятельности фирмы показал, что баланс организации можно считать благополучным по критериям: валюта баланса увеличивается, отсутствует статья «Непокрытые убытки», доля собственного капитала хоть и не доминирует в структуре баланса, но темпы его роста обгоняют темпы роста привлеченного капитала. Анализ ликвидности баланса показал, что баланс не ликвиден. Анализ комплексной ликвидности позволяет сделать вывод об отличном уровне, так как нормативное значение коэффициента совокупной ликвидности 1, а уровень коэффициента общей ликвидности больше 0,85 считается отличным.
Недостаточное развитие внутреннего туризма во многом зависит от:
1) Политическая обстановка, санкции отношениянашего государства с Украиной, трудности, связанные с путешествиями в Турцию и Египет, ограничения, введенные США в части предоставления не иммиграционных виз, совместные санкционные списки Европейского союза и США- все это оказало существенное влияние на снижение туристического потока России;
2) Транспортная инфраструктура;
3) Слабый уровень структур в области туристической логистики;
4) Нестабильность курса валют;
5) Слабое развитие специализированных видов туризма;
6) Бюрокритизация визового процесса;
7) Необоснованное завышение цен, на фоне снижающихся доходов населения;
8) Феодальная раздробленность .
Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг.На территории России сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально
привлекательных туристических объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов.
В работе предлагается разработать специальную проект/программу школьного образовательного туризма от туристической фирмы «Лагранд». Цель проекта - организация образовательного туризма в г. Набережные Челны с целью развития внутреннего туризма. Специализация - предоставление услуг по проведению образовательных туров, для учеников городских школ, по России и в частности по Республике Татарстан. Основной целью данных образовательных программ является получение новой информации и обмен опытом, в частности, на рынке образовательного туризма в нашей стране.
Проект будет включать в себя поездки по культурно-историческим местам России, но при этом осуществляться туры будут в учебное время и в соответствии со школьной программой. Например, изучают дети творчество Л.Н.Толстого - едут в Ясную Поляну или Казань, проходят Курскую битву - собираются в Курск и т.д. Непременным условием программы должна стать регулярность этих поездок (не реже чем раз в четверть).
Основание для реализации проекта - увеличение роста популярности внутреннего туризма в России на фоне снижения общего благосостояния граждан и блокирование популярных международных туристических маршрутов.
Внедрение планируется в масштабном количестве, т.е. охвачены будут все школы Набережных Челнов, безусловно будет уклон на внедрение образовательного тура в школьную программу на постоянной основе. Программа будет рассчитана относительно на школьников, в возрасте от 15 - 18 лет, т.е. с 8-11 классы.
Образовательные программы будут проводится с учащимися в количестве от 10-15 человек, один раз в четверть обязательно, остальные по желанию, конечно же зависимости от их учебной программы. Несомненно, существует деление на группы, для каждой категории школьников разработаны определенные программы, с помощью которых обучающиеся смогут поднять свой уровень знаний.
Для реализации проекта планируется приобретение автобуса Mercedes- BenzSprinterClassic 411 CDI. Необходимый объем инвестиций 850 тыс. рублей. Инвестиции будут осуществлены за счет собственных средств. Годовой эффект от проекта - дополнительная чистая прибыль компании в размере 408,430 тыс. рублей в год (1335 тыс. рублей за весь период реализации проекта). ЧДД составляет 523,7 тыс. рублей. Срок окупаемости проекта составляет 2 года 3 месяца. Так как ВНД= 41%, что является больше нормы дисконта -17%, проект является эффективным.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28.12.2016) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5491.
2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (с изм. и доп. от 11.06.2016) // Собрание законодательства РФ, 22.08.2011, № 34, ст. 4966.
3. Александрова А.Ю. Культурно-познавательный туризм:
просветительский аспект // Эволюция государственно-правовых систем: сборник материалов Научно-практической конференции. - Абакан, 2013. - С. 190-192.
4. Бугаева А.М. Фактор сезонных колебаний в развитии туристскорекреационной сферы // Вестник ТвГУ. Серия «География и геоэкология». - 2013. - № 8. - С. 99-110.
5. Беляков О.И. Туризм как форма досуговой деятельности //Известия Пензенского государственного педагогического университета им.
В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 690-693.
6. Бородина Н.Н. Методические подходы к формированию реестра туристско-рекреационного потенциала региона и организации его мониторинга // Вестник Национальной академии туризма. - 2012. - № 4. - С. 30-32.
7. Гварлиани Т.Е. Внутренний туризм как вид туризма // TerraEconomicus. - 2011. - № 4. - С. 61-65.
8. Гуляев В.Г. Мультипликативный эффект в туризме // Вестник РМАТ. - 2011. - № 3. - С. 58-69.
9. Джамалудинова Н.М. Правовое обеспечение туристской деятельности в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. - 2013. -№ 7. - С. 52-55.
10. Емельянова Н.А. История развития туризма в России // Мордовский заповедник. - 2013. - № 5. - С. 27.
11. ЗабороваЕ.Н. Туризм как социальное пространство // Социологические исследования. - 2013. - № 2. - С. 97-101.
12. Зализняк Е.А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития // Вестник Волгоградского государственного университета.
Серия 3: Экономика. Экология. - 2011. - № 2. - С. 70-76.
13.Захарова Е.П. Туристская деятельность в Российской Федерации:
источники правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 6 (95). - С. 87-91.
14.Зиганшин И.И. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1 (33). - С. 17-25.
15. Каменская М.А. Внутренний туризм как вид перспективногонаправления // Inetemum. - 2013. - № 1. - С. 57-58.
16. Королев Д.С. Культурология туризма // Аналитика культурологии. - 2012. - № 23. - С. 13-19.
17. Королева Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 1. - С. 1-7.
18. Кугушева А.Н. Теоретические аспекты активного туризма // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 8. - С. 1-10.
19. Леонидова Е.Г. Образовательный туризм как новое направление
российского туристического рынка // Universum: экономика и
юриспруденция. -2015. - № 7. - С. 24-33.
20. Орлова В.С. Перспективы развития туризма в регионе // Проблемы развития территории. -2014. - № 4. - С. 34-47.
21. Патутина Н.А. Региональные инновации в сфере туризма // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 1. - С. 1-9.
22. Романова М.М. Факторы, влияющие на развитие индустрии туризма // Концепт. - 2014. - № 2. - С. 1-7.
23. Романова М.М. Характеристика особенностей индустрии гостеприимства как объекта управления // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2012. - № 5. - С. 88-90.
24. Саак А.Э. Современные направления формирования туристской политики муниципального образования // Туризм: право и экономика. - 2011. -№ 1. - С. 24-32.
25. Сирик Н. Актуальные проблемы законодательства о туристской деятельности // Хозяйство и право. - 2012. - № 5. - С. 105-112.
26. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4. - С. 368-371.
27. Тузова Н.Г. Туристский паспорт как форма продвижения туристских ресурсов муниципального образования // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-2. - С. 156.
28. Цацулина И.А. Развитие внутреннего туризма в России // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 1. - С. 71-74.
29. Шавырева М.Ж. Туризм как развивающийся сектор экономики Приморского края // Экономико-правовые аспекты развития современного общества: научно-практическая конференция. - 2013. - С. 160-163.
30. Шайданова А.И. Инновации в туризме [Электронный ресурс] //
Интернет-журнал Науковедение.- 2015.- № 2 (7). - URL:
http: //cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-turizme-1 (Дата обращения:
16.05.2018)
31. Сайт Всемирной туристской организации [Электронный ресурс] // URL: unwto.org (Дата обращения: 16.05.2018)
32. Туристический бизнес образца 2017 года: PayPal как тренд растущего рынка [Электронный ресурс] // URL: http://www.retail-
loyalty.org/news/turisticheskiy-biznes-obraztsa-2017-goda-devyat- trendovrastushchego-rynka/ (Дата обращения: 20.05.2018)
33. Что ждет российский туризм в 2017 году? [Электронный ресурс] // URL: http://www.pitert.ru/news/chto-zhdet-rossiiskii-tur (Дата обращения:
20.05.18)
34. Что ждёт турбизнес в 2017 году: 10 трендов [Электронный ресурс] // URL: http://www.trn-news.ru/analytics/50248 (Дата обращения:
20.05.18)
35 .Статистика внутреннего турпотока по России в 2015-2017 годах [Электронный ресурс] // URL: http://www.atorus.ru (27.05.18)