Введение 6
1 Теоретические основы повышения эффективности деятельности
предприятий 9
1.1 Сущность и особенности эффективности деятельности предприятия 9
1.2 Показатели и способы повышения эффективности производственной
деятельности предприятия 15
1.3 Методы оценки эффективности деятельности предприятий сферы
информационных технологий 22
2 Анализ эффективности деятельности ООО «Центр обслуживания бизнеса» 27
2.1 Характеристика деятельности ООО «Центр обслуживания бизнеса» 27
2.2 Анализ имущества и источников формирования имущества ООО «Центр
обслуживания бизнеса» 33
2.3 Анализ финансовой устойчивости ООО «Центр обслуживания бизнеса».37
2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Центр обслуживания бизнеса» 40
2.5 Анализ деловой активности предприятия 43
2.6 Анализ эффективности деятельности ООО«Центр обслуживания бизнеса» 45
3 Разработка рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «Центр обслуживания бизнеса» 55
3.1 Основные направления повышения эффективности деятельности
организации 55
3.2 Оценка результативности мероприятий по повышению эффективности
деятельности ООО «Центр обслуживания бизнеса» 60
Заключение 72
Список использованных источников 75
При всем многообразии экономических преобразований, происходящих в стране, можно выделить два возможных направления экономического роста, подтвержденных практикой развития рыночных отношений. Первое направление предполагает экстенсивное развитие экономики за счет дополнительных инвестиций, второе - обеспечение экономического роста путем использования внутренних возможностей и повышения эффективности производства.
Современная экономическая ситуация диктует необходимость поиска новых направлений повышения эффективности деятельности предприятий, анализа причин и факторов, сдерживающих их развитие.
Сложность исследуемой проблемы, важность роли повышения эффективности производства, наличие неизученных вопросов, необходимость дальнейших научно-теоретических, методических и практических разработок, обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
В современных условиях производственные предприятия ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Показатели деятельности производственного предприятия, осуществляемой та коммерческой основе, подразделяются на две группы, оценивающие две категории: экономическую эффективность и экономический эффект.
Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным производственным, материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Вопросы эффективности коммерческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям приобрели исключительно важное значение. В настоящее время коммерческие отношения присутствуют во многих отраслях хозяйствования. В широком смысле слова коммерцию можно рассматривать как предпринимательство, направленное та получение
прибыли. Однако более глубокий смысл имеет коммерция в сфере производственного предпринимательства.
Цель работы - анализ финансового состояния предприятия и разработка рекомендаций по повышению экономической эффективности деятельности предприятия.
Поставленная цель предопределила основные задачи исследования:
- теоретически исследовать категорию «эффективность производства», отражающую результативность производства, его объективных связей и процессов;
- провести анализ финансового состояния предприятия;
- предложить практические рекомендации, направленные на повышение экономической эффективности деятельности исследуемого предприятия.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления эффективностью деятельности предприятия, и пути ее повышения.
Объектом исследования является производственно-хозяйственная деятельность ООО «Центр обслуживания бизнеса».
Информационной базой финансового анализа являлась бухгалтерская отчетность предприятия за 2015-2017 годы, а именно: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и др. В теоретической части работы при изучении вопросов эффективности деятельности компании сферы информационных технологий, были использованы различные учебные пособия, статьи периодических изданий, законодательные акты.
В процессе исследования использовались методы системного и логического анализа, экономико-статистические методы, методы теории управления (средние величины, графики, метод цепных подстановок, табличный метод, факторный индексный анализ).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические и методические положения, позволяют повысить надежность экономики предприятия и могут быть использованы при управлении предприятием и принятии управленческих воздействий через решение и методическое описание следующих аспектов: разработку адекватного современным методам управления механизма диагностики экономического состояния предприятия и выработку предложений по реализации рекомендуемых мероприятий направленных на урегулирование экономического положения предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы состоит го введения, трех глав, заключение, списка использованной литературы.
В первой главе приводятся теоретические и методические основы эффективности деятельности предприятия сферы информационных технологий.
Во второй главе проводится анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Центр обслуживания бизнеса».
В третьей главе разработаны мероприятия по повышению эффективности компании ООО «Центр обслуживания бизнеса».
Современная экономическая ситуация диктует необходимость поиска новых направлений повышения эффективности деятельности предприятий, анализа причин и факторов, сдерживающих их развитие.
Сложность исследуемой проблемы, важность роли повышения эффективности производства, наличие неизученных вопросов, необходимость дальнейших научно-теоретических, методических и практических разработок, обусловили актуальность темы дипломной работы.
В современных условиях производственные предприятия ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Показатели деятельности производственного предприятия, осуществляемой та коммерческой основе, подразделяются на две группы, оценивающие две категории: экономическую эффективность и экономический эффект.
Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным производственным, материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Вопросы эффективности коммерческой деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям приобрели исключительно важное значение. В настоящее время коммерческие отношения присутствуют во многих отраслях хозяйствования. В широком смысле слова коммерцию можно рассматривать как предпринимательство, направленное та получение прибыли. Однако более глубокий смысл имеет коммерция в сфере производственного предпринимательства. Именно в этой сфере коммерция наиболее тесно взаимосвязана с маркетингом. Известно, что современная концепция маркетинга ориентирована в основном на развитие производства и реализацию товаров и услуг в соответствии с требованиями рынка, так как более всего коммерческих операций совершается именно в сфере реализации товаров и услуг.
В процессе работы дана оценка финансового состояния предприятия. Анализ был проведен на энергетическом предприятии ООО «Центр обслуживания бизнеса».
Оценка финансового состояния ООО «Центр обслуживания бизнеса» проводилась на базе финансовой отчетности предприятия за три года: 2015, 2016, 2017 гг.
Положительными показателями финансового состояния и результатов деятельности ООО «Центр обслуживания бизнеса» является увеличение рентабельности продаж; абсолютная финансовая устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств; за 2017 год получена прибыль от продаж (5 448 тыс. руб.), отмечена положительная динамика по сравнению с предшествующим годом, коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности. - соответствует нормальному значению, практически соответствует норме значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами.
Среди неудовлетворительных показателей финансового положения ООО «Центр обслуживания бизнеса» были выделены такие как: низкая величина собственного капитала относительно общей величины активов; коэффициент текущей (общей) ликвидности ниже нормального значение; коэффициент абсолютной ликвидности ниже нормативного значения;
В ходе анализа также было выявлено, что коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы; убыток от финансово-хозяйственной деятельности за последний год составил -2 144 тыс. руб.;
Для повышения эффективности деятельности предприятия необходима организация нового направления деятельности - организация учебного центра. Новое направление в деятельности ООО «Центр обслуживания бизнеса» - является достаточно обоснованным решением. Это объясняется тем, что в процессе своей деятельности ООО «Центр обслуживания бизнеса» постоянно сталкивается с недостаточным объемом данного вида услуг та рынке города, особенно что касается учебных курсов по информационным технологиям.
Для описания, анализа, планирования и оптимизации проекта использованы табличные формы, графики. Диаграмма Ганта была использована для более наглядного представления одновременно и последовательно происходящих работ по реализации проекта по открытию нового направления в обучении ООО «Центр обслуживания бизнеса».
Контроль стоимости и результативности проекта проводился на основе составления финансового плана. Качество внедрения проекта оценено путем расчета показателей эффективности. Так рассчитанные показатели эффективности проекта составили: NPV=4719 тыс .руб., внутренняя норма доходности 1,01 руб/год/руб. Срок окупаемости проекта - 1,19 лет. Проведенный маржинальный анализ показал что достигнув объема 9076 тыс. руб. ООО «Центр обслуживания бизнеса» выйдет из зоны убытков и станет получать прибыль.
Клиенты ООО «Центр обслуживания бизнеса» будут имеют возможность получить всю необходимую информацию и глубокие систематизированные знания, занимаясь в удобное для них время с высококвалифицированными преподавателями в специально оборудованных помещениях.
Результаты, полученные в ходе подведения итогов деятельности по проекту, позволяют расширить базу данных по проекту, а также выявите все ошибки и недостатки, которые необходимо учитывать при реализации аналогичных проектов. Положительным итогом деятельности по осуществлению проекта можно считать достижение поставленных целей с наименьшими затратами ресурсов и времени.
1. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" Система Г АРАНТ
1. Артеменко В.Г. Финансовый анализ: учебное пособие. - М.: ДИС НГАЭиУ, 2015. - 128 с.
2. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Ось - 89, 2016. - 80 с.
3. Бажутин А. С. Методы диагностики кризисных ситуаций // Менеджмент: теория и практика. - 2015. - №3-4. - С.34-42.
2. Баркан, Д.И. Управление сбытом / Д.И. Баркан. - СПб: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2014. - 344 с.
3. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие / О.В. Баскакова - издание 2. - М.: «Дашков и К», 2016.-272 с.
4. Волчков С. А. Оценка финансового состояния предприятия // Методы менеджмента качества. - 2015. - №3. - с.11 - 15.
5. Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Инфра-М, 2015. - 208 с.
6. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А, Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб.: Питер, 2015. - 256с.
7. Завадский В.В., Сотников М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Набережные Челны: КамПИ, 2013. - 93 с.
8. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 318 с.
9. Коптяева, О.Н. Сбытовая деятельность перерабатывающих
предприятий продовольственного сектора экономики: оценка и
регулирование: автореф. дис. канд. экон. наук / О.Н. Коптяева. - Санкт - Петербург, 2015. - 23 с.
10. Михеева, Е. Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2016. - 532 с.
11. Новосельский В. Перспективы высокотехнологичного развития // Экономист. - 2012. - № 6. - С.3-10.
12. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление производством: Учебник / Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: Финстатиформ, 2014. - 878 с.
13. Основы производственного менеджмента / Под ред. П.П. Табурчака. СПб.: Химия, 2014. - 260 с.
14. Практикум по экономике организации (предприятия) : учеб. пособие /Под ред. П.В. Тальмининой, Е.В. Черенецовой. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 480 с.
15. Раицкий К.А. Экономика (организации) предприятия: Учебник /К.А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2013
16. Тамарова, Р.И. Управление сбытовым потенциалом промышленного предприятия: автореф. дис. канд. экон. наук / Р.И. Тамрова. - Казань, 2014. - 25 с.
17. Управление предприятием и анализ его деятельности / Под ред. В.Н. Титаева. М.: Финансы и статистика, 2016. - 420 с.
18. Фролов И.Э. Потенциал развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора российской промышленности // Пробл. прогнозирования. - 2015. - № 1. - С.79-100.
19. Чернявская Н. Сущность маркетинговых исследований // Консультант директора. - 2016. - №4. - С.15-20
20. Щиборщ К.В. Делегирование полномочий производственным подразделениям: основные варианты и критерии выбора [Текст] / К.В. Щиборщ // Менеджмент в Росси и за рубежом. - 2015. - №1. -55 - 60 с.
21. Аганбегян, А. Кризис: беда и шанс для России, [Электронный
ресурс] / А. Аганбегян. - Режим доступа: http://www.i-
u.ru/biblio/archive/aganbegan_kak/03 .aspx
22. Грибов, B. Экономика предприятия [Электронный ресурс] / B. Грибов, B. Грузинов - Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/predpr/
23. Сальников, О.В. Эффективное управление дистрибуцией (каналами сбыта) [Электронный ресурс] / О.В. Сальников. - Режим доступа: http: //nbene.narod.ru/comm/fcomm3 0 .htm
24. Федеральная служба Российской Статистики [Электронный ресурс] / Росстат. - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный.
25. Камские узоры: публикации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.td-kama.com/media.aspx?topnew=115
26. Экономика предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //ekonomika.eltreit.ru/index_p_29.html
27. Экономика и рынок. Основные закономерности рынка, маркетинговые стратегии и продвижение нового товара. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://best-on-trade.ru/sbyt-i-raspredelenie/sbytovaya- politika-v-sisteme-marketinga
28. Экономическая библиотека koefficienta.ru, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.koefficienta.ru/enduratexter-material27modered-497- index.html]
29. Экспансия продолжается: публикации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.td-kama.com/media.aspx?topnew=144
30. http://articles.excelion.ru/science/em/44182025.html - Анализ себестоимости продукции и путей ее снижения;
31. http://www.cfin.ru/management/finance/cost/ - Управление издержками предприятия и анализ безубыточности;
32. http://www.cfin.ru/management/finance/cost/cost_value-01.shtml - Анализ себестоимости продукции (работ, услуг);