Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Креативность дошкольников и ее учет в педагогической деятельности учителя

Работа №43719

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
350
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогический анализ понятия «креативность» 6
1.2 Диагностика развития креативности у младших
школьников 10
1.3 Психолого-педагогические условия развития креативности в
педагогической деятельности учителя 13
Выводы 23
Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 30
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


Актуальность исследования. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Современная концепция образования предполагает, что в стенах школы будет формироваться человек, отвечающий запросам времени, т. е. человек, способный на инициативное, самостоятельное и ответственное поведение, обладающий потребностью и готовностью к реализации своих возможностей, способный к творческому самоосуществлению.
Особую роль в развитии креативности учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление и развитие потенциальных способностей и талантов каждого ученика. Мы уже свыклись с тем, что в шесть лет все дети гении, а в восемь большинство из них неудачники с репутацией отпетых троечников. А ведь истинно педагогическая среда невозможна без обнаружения и стимулирования креативности детей.
Проблема развития креативности нашла отражение во многих работах отечественных и зарубежных исследователей. В настоящее время креативность признается многомерным явлением и рассматривается в единстве когнитивных и личностных переменных. Подчеркивается важность личностных, эмоциональных, особенно мотивационных факторов креативности. К исследованиям направления, которое можно назвать интегративным, относятся работы В.Н. Дружинина, В.Н. Козленко, А.М. Матюшкина, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, К. Хеллер, Е.Л. Яковлевой и др.
В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются разнообразные психолого-педагогические методики развития творческого потенциала детей и креативных свойств личности. Формированию креативности посвящены труды ряда авторов: Д.Б.
Богоявленской, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, A.M. Лука, К. Роджерса, Е.П. Торренса, Н.Ю. Хрящевой и др., - в которых рассмотрены педагогические технологии, основанные только на развитии логического мышления в условиях жесткой регламентации образовательного процесса, не способствующих в полной мере формированию творческой личности ребенка.
Вместе с тем, можно отметить недостаточное количество педагогических исследований и методик по развитию креативности детей начальной школы различными средствами (в том числе и с помощью компьютера) в процессе обучения. Развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Креативность школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя».
Объект исследования: креативность личности младшего
школьника.
Предмет исследования: развитие креативности младших
школьников в образовательной деятельности.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия развития креативности учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя;
2. Выявить уровень креативности у младших школьников;
3. Разработать и экспериментально проверить коррекционно-развивающую программу для развития креативности учащихся начальной
школы.
Гипотеза исследования: развитие креативности младших
школьников в процессе обучения будет эффективным, если: использовать коррекционно-развивающую программу направленную на развитие креативности учащихся начальной школы в образовательной деятельности.
Методы исследования: тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления, тест - опросник Г. Девиса, методика для исследования креативности «Тест идей».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике учителей начальных классов.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании рассмотренных в данной работе вопросов можно сделать следующие выводы:
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Творчество - это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность - это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков. Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений,
направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Однако, анализ учебников начальной общеобразовательной школы показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточноговремени на обеспечение должного уровня развития
творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изучены возможности использования развивающих заданий в формировании творческого мышления младших школьников.
Во второй части выпускной квалификационной работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью определения психолого-педагогических условий развития креативности учащихся начальной школы.
Анализ результатов исследования показал, что уровень креативности детей вырос. Это позволило нам сделать вывод о том, что коррекционноразвивающая программа, применяемая во внеурочной деятельности с целью развития креативности младших школьников, достаточно эффективна.
Таким образом, цель исследования - определение психологопедагогических условий развития креативности учащихся начальной школы.
Г ипотеза - развитие креативности младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если: использовать коррекционно
развивающую программу направленную на развитие креативности учащихся начальной школы в образовательной деятельности - подтверждена.



1. Ваулина Т.А. Развитие креативности в условиях современного европейского образования // Психология обучения. 2013. - № 5.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: 1956
3. Белова С.С., Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Харлашина Г.А., Холодная М.А. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований : Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. Москва: Институт психологии РАН, 2015. - 243 с.
4. Бернотасян С.Г. Воровство и обман в науке. - СПб.: 1998
5. Благодер В.Г. Развитие креативных способностей младших школьников. учебно- методическое пособие. Краснодар: ОАО «Кубанское полиграфическое объединение», 2014 - 48 с.
6. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. - №1
7. Вишнякова, Н.В. Креативная психопедагогика: Монография -
Ч.1. - Минск, 1995. - 126 с.
8. Воронин, А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. - М., 1994. - 214 с.
9. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества. М.: 1990. - С. 149-158
10. Галкина, Т.В. Диагностика и развитие креативности. - М.: 1991. - 140 с.
11. Гафитулин, М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.
12. Данилова Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии - 2-е издание, стереотип - М.: Академия, 2009
13. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. - №2. -
С.54-56.
14. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. М.: 1990. - С. 117-130
15. Карлова О.А. На каких языках говорит поколение креаторов? // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. - № 2 (24).
16. Кожуховская А.С. Разработка опросника измерения установок на креативность у учителей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. - № 4 (22).
17. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. - М.: 1990. - С. 131-148
18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.
пособие для вузов. - М.: Академия, 2000.
19. Львова И.В. Психологические факторы развития креативности личности: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Кемерово, 2005.
20. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь.
- М.: Прайм-Еврознак, 2003.- 672 с.
21. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
22. Москвич Ю.Н. Ключевая роль университетов в развитии регионов и новых отраслей // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. - № 1 (23).
23. Мякишева Н.М. Личностные особенности развития ителлектуально одаренных младших школьников. - М.: Прометей, 2011. - 160 с.
24. Развитие психологии в системе комплексного человекознания. -Институт психологии РАН, 2012. - Ч. 2. - 828 с.
25. Ратанова Т.А. Когнитивная дифференцированность, интеллект и креативность у детей старшего дошкольного возраста // Психология обучения. 2013. - № 8.
26. Розов Н.С. Основания и перспективы инновационного образования в эпоху глобальной турбулентности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013.
- № 1 (23).
27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: 1940
28. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 223 с.
29. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 1229 с.
30. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших
школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу «Уроки творчества» для учителей нач. кл. - Челябинск: Издво Челяб. гос. унта, 2002. - 201 с.
31. Терещенко Р.Н. Эмоциональная креативность как способность // Психология обучения. 2013. - № 5.
32. Трофимов П.Ю. Креативность и мотив достижения в структуре личности. - М.: Лаборатория книги, 2010. - 76 с.
33. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников. - СПб. : Речь, 2005. - 104 с.
34. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса. - СПб., 2003.
35. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. СПб: Иматон, 1998. - 48 с.
36. Утемов В. В. , Зиновкина М. М. , Горев П. М. Педагогика креативности : прикладной курс научного творчества: учебное пособие. Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
37. Ушаков В. Д. Языки психологии творчества: Я.А.Пономарев и его научная школа. // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 624с.
38. Хознев В.Б. Практикум по психологии. Формирование продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2002
39. Хрипковский А. Г., Мир детства. Младший школьник. М.: Педагогика, 1982
40. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Воронеж, 1997.
41. Шумакова Н.Б., Щебалнова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 2015. - №1. С. 27-32.
42. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников проблемы, методы, результаты исследований и практики. Рос. акад. образования, Моск. психолог.-соц. ин-т. - М.; Воронеж МПСИ : МОДЭК, 2004. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ