Креативность дошкольников и ее учет в педагогической деятельности учителя
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогический анализ понятия «креативность» 6
1.2 Диагностика развития креативности у младших
школьников 10
1.3 Психолого-педагогические условия развития креативности в
педагогической деятельности учителя 13
Выводы 23
Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 30
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогический анализ понятия «креативность» 6
1.2 Диагностика развития креативности у младших
школьников 10
1.3 Психолого-педагогические условия развития креативности в
педагогической деятельности учителя 13
Выводы 23
Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЕ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Выбор методик и организация исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 30
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность исследования. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Современная концепция образования предполагает, что в стенах школы будет формироваться человек, отвечающий запросам времени, т. е. человек, способный на инициативное, самостоятельное и ответственное поведение, обладающий потребностью и готовностью к реализации своих возможностей, способный к творческому самоосуществлению.
Особую роль в развитии креативности учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление и развитие потенциальных способностей и талантов каждого ученика. Мы уже свыклись с тем, что в шесть лет все дети гении, а в восемь большинство из них неудачники с репутацией отпетых троечников. А ведь истинно педагогическая среда невозможна без обнаружения и стимулирования креативности детей.
Проблема развития креативности нашла отражение во многих работах отечественных и зарубежных исследователей. В настоящее время креативность признается многомерным явлением и рассматривается в единстве когнитивных и личностных переменных. Подчеркивается важность личностных, эмоциональных, особенно мотивационных факторов креативности. К исследованиям направления, которое можно назвать интегративным, относятся работы В.Н. Дружинина, В.Н. Козленко, А.М. Матюшкина, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, К. Хеллер, Е.Л. Яковлевой и др.
В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются разнообразные психолого-педагогические методики развития творческого потенциала детей и креативных свойств личности. Формированию креативности посвящены труды ряда авторов: Д.Б.
Богоявленской, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, A.M. Лука, К. Роджерса, Е.П. Торренса, Н.Ю. Хрящевой и др., - в которых рассмотрены педагогические технологии, основанные только на развитии логического мышления в условиях жесткой регламентации образовательного процесса, не способствующих в полной мере формированию творческой личности ребенка.
Вместе с тем, можно отметить недостаточное количество педагогических исследований и методик по развитию креативности детей начальной школы различными средствами (в том числе и с помощью компьютера) в процессе обучения. Развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Креативность школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя».
Объект исследования: креативность личности младшего
школьника.
Предмет исследования: развитие креативности младших
школьников в образовательной деятельности.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия развития креативности учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя;
2. Выявить уровень креативности у младших школьников;
3. Разработать и экспериментально проверить коррекционно-развивающую программу для развития креативности учащихся начальной
школы.
Гипотеза исследования: развитие креативности младших
школьников в процессе обучения будет эффективным, если: использовать коррекционно-развивающую программу направленную на развитие креативности учащихся начальной школы в образовательной деятельности.
Методы исследования: тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления, тест - опросник Г. Девиса, методика для исследования креативности «Тест идей».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике учителей начальных классов.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
Особую роль в развитии креативности учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление и развитие потенциальных способностей и талантов каждого ученика. Мы уже свыклись с тем, что в шесть лет все дети гении, а в восемь большинство из них неудачники с репутацией отпетых троечников. А ведь истинно педагогическая среда невозможна без обнаружения и стимулирования креативности детей.
Проблема развития креативности нашла отражение во многих работах отечественных и зарубежных исследователей. В настоящее время креативность признается многомерным явлением и рассматривается в единстве когнитивных и личностных переменных. Подчеркивается важность личностных, эмоциональных, особенно мотивационных факторов креативности. К исследованиям направления, которое можно назвать интегративным, относятся работы В.Н. Дружинина, В.Н. Козленко, А.М. Матюшкина, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, К. Хеллер, Е.Л. Яковлевой и др.
В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются разнообразные психолого-педагогические методики развития творческого потенциала детей и креативных свойств личности. Формированию креативности посвящены труды ряда авторов: Д.Б.
Богоявленской, Дж. Гилфорда, В.Н. Дружинина, A.M. Лука, К. Роджерса, Е.П. Торренса, Н.Ю. Хрящевой и др., - в которых рассмотрены педагогические технологии, основанные только на развитии логического мышления в условиях жесткой регламентации образовательного процесса, не способствующих в полной мере формированию творческой личности ребенка.
Вместе с тем, можно отметить недостаточное количество педагогических исследований и методик по развитию креативности детей начальной школы различными средствами (в том числе и с помощью компьютера) в процессе обучения. Развитие креативности должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности позволило нам определить тему выпускной квалификационной работы: «Креативность школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя».
Объект исследования: креативность личности младшего
школьника.
Предмет исследования: развитие креативности младших
школьников в образовательной деятельности.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия развития креативности учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя;
2. Выявить уровень креативности у младших школьников;
3. Разработать и экспериментально проверить коррекционно-развивающую программу для развития креативности учащихся начальной
школы.
Гипотеза исследования: развитие креативности младших
школьников в процессе обучения будет эффективным, если: использовать коррекционно-развивающую программу направленную на развитие креативности учащихся начальной школы в образовательной деятельности.
Методы исследования: тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления, тест - опросник Г. Девиса, методика для исследования креативности «Тест идей».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике учителей начальных классов.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/
С точки зрения структуры, данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической части и эмпирического исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, а также приложений. Принцип структурирования работы определяется необходимостью решения обозначенных выше задач исследования.
На основании рассмотренных в данной работе вопросов можно сделать следующие выводы:
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Творчество - это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность - это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков. Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений,
направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Однако, анализ учебников начальной общеобразовательной школы показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточноговремени на обеспечение должного уровня развития
творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изучены возможности использования развивающих заданий в формировании творческого мышления младших школьников.
Во второй части выпускной квалификационной работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью определения психолого-педагогических условий развития креативности учащихся начальной школы.
Анализ результатов исследования показал, что уровень креативности детей вырос. Это позволило нам сделать вывод о том, что коррекционноразвивающая программа, применяемая во внеурочной деятельности с целью развития креативности младших школьников, достаточно эффективна.
Таким образом, цель исследования - определение психологопедагогических условий развития креативности учащихся начальной школы.
Г ипотеза - развитие креативности младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если: использовать коррекционно
развивающую программу направленную на развитие креативности учащихся начальной школы в образовательной деятельности - подтверждена.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Творчество - это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность - это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков. Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений,
направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Однако, анализ учебников начальной общеобразовательной школы показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточноговремени на обеспечение должного уровня развития
творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий. Вместе с тем до настоящего времени недостаточно изучены возможности использования развивающих заданий в формировании творческого мышления младших школьников.
Во второй части выпускной квалификационной работы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью определения психолого-педагогических условий развития креативности учащихся начальной школы.
Анализ результатов исследования показал, что уровень креативности детей вырос. Это позволило нам сделать вывод о том, что коррекционноразвивающая программа, применяемая во внеурочной деятельности с целью развития креативности младших школьников, достаточно эффективна.
Таким образом, цель исследования - определение психологопедагогических условий развития креативности учащихся начальной школы.
Г ипотеза - развитие креативности младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если: использовать коррекционно
развивающую программу направленную на развитие креативности учащихся начальной школы в образовательной деятельности - подтверждена.
Подобные работы
- КРЕАТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКА И ЕЕ УЧЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Адаптация дошкольников к ДОУ средствами изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1990 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Взаимодействие логопеда и семьи в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018



