Введение 3
1. Теоретические и организационно-правовые основы государственных коммуникаций в системе развития межнациональных отношений 7
1.1 Понятие и правовое регулирование межнациональных отношений в РФ на
федеральном и региональном уровне 7
1.2 Организационные механизмы государственно-гражданских
коммуникаций в системе межнациональных отношений 14
2. Исследование коммуникативной эффективности органов государственной власти в области межнациональных отношений (на примере Республики Татарстан и Республики Башкортостан) 28
2.1 Анализ информационно-медийной деятельности государственной власти в сфере укрепления межнационального согласия на региональном уровне .. 28
2.2 Межнациональные отношения в республиках Татарстан и Башкортостан:
анализ ситуации и мнение населения 40
3. Совершенствование государственных коммуникаций в системе развития
межнациональных отношений 51
3.1. Рекомендации по информационно-коммуникативной корректировке
актуальных проблем в сфере межнациональных отношений 51
3.2 Разработка проекта социальной рекламы по формированию культуры
межнациональных отношений 59
Заключение 66
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Проблема межнациональных отношений в нашей стране всегда была актуальной и в последнее время приобрела особую остроту, что обусловлено не только исторически сложившимся тесным территориальным соседством различных этносов, но и новыми процессами и явлениями. Усиление миграционных потоков на фоне глобальной трансформации экономических, социальных и политических связей привело к многократному усложнению диспозиции различных этнических групп и отношений между ними. С одной стороны, дробление национально-культурного пространства, диффузия этнической идентичности, усложнение национальной принадлежности, с другой - усиление этнического фактора в поликультурной среде. Притом что социальные и политические эффекты данных процессов заметны прежде всего в глобальном масштабе или, как минимум, в масштабе страны, наибольшая их острота проявляется на локальном уровне, в процессе повседневной жизнедеятельности, в ходе межличностных отношений. В связи с этим субъектом регулирования межнациональных отношений является не только государство, но и общество, главным образом региональное и местное сообщество.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в качестве приоритетного направления определяет совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, усиление взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества. Эффективность проведения государственной национальной политики обусловливается во многом отлаженностью и продуктивностью взаимодействия региональных и муниципальных органов публичной власти. В новых исторических условиях необходима более тесная координация усилий государственных и региональных органов в проведении согласованной государственной национальной политики, привлечение к этой работе широких слоев населения.
Цель работы заключается в исследовании эффективности государственных коммуникаций в системе развития межнациональных отношений и разработке рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения настоящей цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и основы правового регулирования межнациональных отношений в РФ на федеральном и региональном уровне;
- изучить организационные механизмы государственно-гражданских коммуникаций в системе межнациональных отношений;
- провести анализ информационно-коммуникативной деятельности государственной власти в сфере укрепления межнационального согласия на региональном уровне;
- дать характеристику состоянию межнациональных отношений в республиках Татарстан и Башкортостан на основе анализе ситуации и мнения населения;
- предложить рекомендации по информационно-коммуникативной корректировке актуальных проблем в сфере межнациональных отношений;
- разработать проект социальной рекламы по формированию культуры межнациональных отношений.
Объект исследования - система межнациональных отношений.
Предмет исследования - государственное информационно-коммуникативное регулирование системы межнациональных отношений.
Влияние информационно-коммуникативных структур на межнациональные отношения в Российской Федерации, роль средств массовой информации в реализации национальной политики исследуются в научных трудах Р.Г. Абдулатипова, И.М. Дзялошинского, О.И. Лепилкиной, Н.П. Усовой, В.А. Тишкова и других.
Вопросы формирования информационного пространства, проблемы и перспективы информационного общества множатся в поле развития нового миропорядка: уже с конца XX в. по настоящее время этому посвящен ряд исследований как зарубежных (М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Г. Шиллер), так и отечественных (В.А. Писачкин, И.Е. Поверинов, И.Н. Панарин, И.С. Мелюхин) специалистов.
В научных трудах зарубежных ученых - Д. Белла, Ю. Хабермаса, С. Хантигтона, Э. Тоффлера анализируется влияние процесса развития информационного общества на состояние массового сознания, этнические и религиозные отношения.
Нормативно-правовую основу исследования составили, прежде всего, Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 г. (утверждена Указом Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666), целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы) (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718).
В процессе исследования применялись различные научные методы: теоретический анализ научных источников и фактического материала, сравнительный анализ информационно-медийной деятельности государственной власти в сфере укрепления межнационального согласия на региональном уровне, синтез и обобщение с целью формулирования выводов, анализ документов, контент - анализ, социологический опрос.
Работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень изученности темы, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и организационно-правовые основы государственных коммуникаций в системе развития межнациональных отношений. Во второй главе проведено исследование коммуникативной эффективности органов государственной власти в области межнациональных отношений на примере Республики Татарстан и Республики Башкортостан. В третьей главе предложены направления совершенствования государственных коммуникаций в системе развития межнациональных отношений.
В заключении приведены основные выводы, сформулированные на основе обобщения результатов исследования.
В настоящее время в России проблема межнациональных отношений приобрела особую остроту, что обусловлено не только исторически сложившимся тесным территориальным соседством различных этносов, но и новыми процессами и явлениями.
В результате проведенного исследования выявлено следующее.
В ходе определения понятия и основ правового регулирования межнациональных отношений в РФ, было выявлено, что межнациональные отношения пронизывают все сферы жизни российского общества, и именно на уровне межнациональных отношений наиболее тесно соприкасаются интересы гражданского общества и личности, личности и государства.
Основные вопросы государственной национальной политики устанавливает Стратегия государственной национальной политики
Российской Федерации до 2025 года. Основополагающим инструментом реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г. выступают федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. На сегодняшний день основной понятийный аппарат, механизм разграничения полномочий между федеральной, региональными и местными властями, система мониторинга этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, политика государства в отношении малых и коренных народов, принципы этнологической экспертизы законопроектов представлены в Проекте федерального закона «Об основах государственной национальной политики».
Среди наиболее эффективных форм и методов осуществления этнополитики выделяется информационное сопровождение государственной национальной политики, под которым подразумевается широкая система комплексных действий, включающая публикации в СМИ, PR-акции, акции и мероприятия институтов гражданского общества (советов, национально - культурных организаций и автономий, религиозных организаций, домов и центров национальных культур и дружбы), а также проведение целевых лагерей, конгрессов, форумов, флеш-мобов, диалоговых теле-мостов и др.
Совершенствование политико-правового опыта в стране и субъектах РФ находит отражение в принятии новых документов, регламентирующих национальную и информационную политику государства: «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий»; «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Доктрина информационной безопасности РФ», «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.». Существующая в регионах РФ нормативно-правовая база также включает федеральные и региональные законодательные акты и другие нормативные документы.
Целевой структурой, функционал которой сосредоточен на информационном сопровождении национальной политики РФ, является Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Комиссия имеет новостной информационный порт, страницы в социальных сетях, Дискуссионный клуб Комиссии, Медиа-центр. Также в структуре органов исполнительной власти регионов созданы соответствующие подразделения, которые занимаются вопросами национальной политики. Действуют консультативные и совещательные органы по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Были образованы рабочие группы по гармонизации межнациональных отношений, в их состав вошли представители власти, общественных и религиозных объединений.
Республики Татарстан и Башкортостан являются уникальными в плане объединения различных культур, традиций, конфессий. Регионы обладают многовековым опытом сотрудничества, дружбы, сохранения и укрепления единого государства.
Оценка роли СМИ в отражении национальных процессов в Татарстане и Башкортостане неоднозначна. Структура информационного пространства состоит из конкурирующих разнонаправленных потоков, реализующих как государственную, так и негосударственную информационную редакционную политику. В национальных республиках СМИ в основном принадлежат представителям власти, которая занимается непосредственно реализацией национальной политики. Региональные СМИ фокусируют внимание на функционировании центров национальной культуры, религиозной деятельности общин, пропагандируют толерантное отношение к иным культурам и традициям, тем самым формируют национальное самосознание, с одной стороны, и создают благоприятный фон для межкультурного диалога - с другой.
На веб-сайтах республик размещается официальная информация, касающаяся проводимых мероприятий и программ в рамках национальной политики. Деятельность президентов республик Татарстан и Башкортостан также широко представлена в сети Интернет.
Результаты проведенного контент - анализа СМИ РТ и РБ показали, что степень интенсивности информационно-медийной деятельности государственной власти в сфере укрепления межнационального согласия в Республике Татарстан значительно выше, чем в Башкортостане. Направленность освещения данной тематики в СМИ Республики Татарстан - преимущественно нейтральная в официальных СМИ, в относительно независимых - отрицательная, а в СМИ Республики Башкортостан - положительная. Особенно это касается ситуации, сложившейся вокруг изучения татарского языка в школах Татарстана. Проводя параллель между СМИ Татарстана и Башкортостана при отражении особенностей информационно-медийной деятельности государственной власти в сфере укрепления межнационального согласия, то выделяется важная особенность: в СМИ Татарстана освещаются вопросы национальной идентичности, языка, а в СМИ Башкортостана главенствующее положение занимает освещение национальных праздников, (в основном мусульманских), обычаев и традиций мусульман. Это говорит о том, что религиозный компонент составляет главную часть культуры населения Башкортостана.
Анализ ситуации в сфере межнациональных отношений в республиках Татарстан и Башкортостан был проведен посредством изучения мнения населения, представленных в различных опросах, в том числе и авторском.
Исследование выявило, что среди национальных проблем в Республике Татарстан наиболее остро стоит вопрос отношений к мигрантам, а также обучение татарскому языку и его использование в повседневной жизни.
В Республике Башкортостан процент населения, позитивно оценивающих состояние межнациональных отношений, выше, чем в Татарстане. В целом, в рейтинге проблем, беспокоящих жителей Башкортостана, проблемы межнациональных отношений значительно уступают проблемам социально-экономического характера и проблемам личной безопасности. Жителей Башкортостана также, как жителей Татарстана, беспокоит вопрос мигрантов, можно сделать вывод о доминировании в республиках негативной оценки влияния трудовой миграции на межнациональные и межконфессиональные отношения.
Проведенное исследование выявило, что в целом межэтническая ситуация в республиках Татарстан и Башкортостан характеризуется как спокойная, но в то же время существует две основные проблемы в сфере межнациональных отношений - отношение коренного населения к мигрантам, а также «языковой конфликт».
Проблему негативного отношения к мигрантам можно улучшить путем создания программ на российском телевидении и радио, в которых освещались бы не только проблемы, с которыми сталкиваются в нашей стране трудовые мигранты. В них также говорилось бы о вкладе эмигрантов в экономическое развитие России, например, в качестве примера, показывались бы здания и другие сооружения, которые были построены с помощью труда мигрантов. Эта программа стала бы создавать положительный имидж трудовой миграции для коренного населения.
В качестве мер решения языкового конфликта нами рекомендовано: проведение разъяснительных работ через СМИ о реальном содержании и причинах языкового конфликта; необходимо не переводить проблему в плоскость межнационального противостояния; разработать систему мер по поддержке и популяризации татарского языка: грантовая программа
негосударственным проектам, продвижение татарского языка на телевидении и в интернете, поднятие престижа государственной премии имени Тукая и татарский «Голос», создание индустрии татарских переводов, поддержка национальных молодежных субкультур.
Решению языкового конфликта в Республике Татарстан, вовлечению российских татар в общение на родном языке и популяризации языка, сможет проект социальной рекламы «Минем белэн татарча сойлэшегез эле», разработанный нами. Реализация данного проекта будет способствовать повышению культуры межнациональных отношений.
1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2018).
2. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от
03.07.2016) «О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу
с 15.07.2016)» // Справочно-правовая система Консультант Плюс:
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2017) .
3. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.». http:// президент.рф/news/17165.
4. Положение о Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. - Режим доступа: http://sovetnational.ru/about-comission.html.
Книги, монографии
5. Абдулатипов, Р.Г. Российская нация и гражданская идентичность россиян в современных условиях / Р.Г. Абдулатипов. - М.: Норма, 2005. - 120 с.
6. Авксентьев, А.В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения / А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев - Ставрополь, 1993. -184 с.
7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Гардарика, 1999. - 510 с.
8. Дзялошинский, И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества / И.М. Дзялошинский. - М.: Право, 2001.
- 220 с.
9. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика. Общество, культура / М. Кастельс. - М.: Гардарика, 2000. - 406 с.
10. Мелюхин, И.С. Информационное общество / И.С. Мелюхин. - М.: Изд-вл Моск.Уни-та, 1999. - 308 с.
11. Орлова, В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке / В.В. Орлова,. - М.: РИП-холдинг, 2013. - 168 с.
12. Панарин, И.Н. Технология информационной войны / И.Н. Панарин.
- М.: Поколение, 2003. - 280 с.
13. Писачкин, В.А. Информационное пространство социума: структура, трансформация и региональная специфика / В.А. Писачкин, И.Е. Поверинов - Саранск, 2005. - 306 с.
14. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.
15. Состояние межэтнических отношений и религиозная ситуация в субъектах РФ СКФО. Второе полугодие 2015 г. (экспертный доклад): коллективная монография / под ред. В. Тишкова. Москва - Пятигорск - Ставрополь: Распределенный центр межнациональных и межрелигиозных проблем Министерства образования и науки РФ.- Пятигорск: ПГЛУ, 2015. - С.24-26.
16. Тишков, В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. - М.: Норма, 2002. - 348 с.
17. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. - М.: Гардарика, 2001. - 143 с.
18. Угроза ИГИЛ: пути противодействия национально-религиозному экстремизму. Сборник информационно-аналитических материалов; сост. А. Брод. - М.: Московское бюро по правам человека, 2016. - 220 с.
19. Уэбстер, Ф. Теория информационного общества / Ф. Уэбстер. - М.: Аспект - Пресс, 2004. - 400 с.
20. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - М.: Мысль, 1980. - 380 с.
21. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб.: Питер, 2000. - 310 с.
22. Шварценберг, Р.-Ж. Политическая социология. Ч.1. / Р.-Ж.
Шварценберг - М.: Мысль, 1992. - 417 с.
23. Ярочкин, В.И. Информационная безопасность / В.И. Ярочкин. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. - 258 с.
Авторефераты диссертаций
24. Усова, Н.П. Средства массовой информации как механизм регулирования межнациональных отношений : автореф. дис. ... канд. полит. Наук / Усова Н.П. - М., 2004. - 30 с.
Печатная периодика
25. Аствацатурова, М.А. Этноконфликтология и этнополитология: новые реакции на старые и новые запросы северокавказского регионального ландшафта / М.А. Аствацатурова // Этнические проблемы современности. Вып. 20; науч. ред. В.А. Авксентьев. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - С. 40-52.
26. Басаргин, В. Ф. О мерах по гармонизации межнациональных отношений и созданию условий для этнокультурного развития народов России / В. Ф. Басаргин // Вопросы местного самоуправления. - 2011. - № 4. - С. 90-93.
27. Валиуллин, В. Р. Национальные и межнациональные проблемы как результат внутренней этнической стратификации / В. Р. Валиуллин // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. Регионоведение: философи, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -2011. - Вып. 1. - С. 101-106.
28. Вартанова, Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ / Е.Л. Вартанова // Информационное общество. - 2008. - № 5-6. - С. 37-39.
29. Г аллямов, А. В России все коренные народы - свои / А. Г аллямов // Наша власть: дела и лица. - 2011. - №5/6. - С. 11-13.
30. Гусаева, К. Г. Межнациональные отношения как форма социального взаимодействия / К. Г. Гусаева // Политика и общество. - 2012.- № 1. - С. 44-57.
31. Дробижева, Л. М. Ресурс межнационального согласия и баланс нетерпимости в современном российском обществе / Л. М. Дробижева // Мир России. - 2012. - № 4. - С. 91-110.
32. Дробижева, Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет / Л. М. Дробижева. - М.: Новый хронограф, 2013. - 336 с.
33. Зорин В.Ю. Стратегия государственной национальной политики
Российской Федерации: формирование общероссийской гражданской
идентичности и укрепление духовной общности российской нации / В.Ю. Зорин, М.А. Аствацатурова // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М.: ИЭА РАН, 2014. - Вып. 236. - С. 17-24.
34. Кисляков, П.А. Формирование толерантности и профилактика идеологии экстремизма в молодежной среде / П.А. Кисляков // СИСП. - 2011.
- № 3. - С. 26-32.
35. Лепилкина, О.И. Проблема адекватного отражения в прессе СКФО этнического многообразия общества / О.И. Лепилкина // Роль региональных политиков в становлении современной российской государственности. Региональная научно-практическая конференция. Махачкала, 2012. - С. 137140.
36. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. «Самоопределение русского народа - это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» / В.В. Путин // Независимая газета. - 2012. - 23 января.
37. Тепляков, Д.О. Федеральная и региональная политика по
сохранению межнационального согласия / Д. О. Тепляков, Е. Н. Савина // Евразийский Юридический Журнал. - М.: Евразийский научно
исследовательский институт проблем права, 2016. - Вып. 6. - С. 216-217.
38. Тишков, В.А. Федеральная власть и законодательный ресурс этнокультурного развития / В.А. Тишков // Вестник Российской нации. Избранные публикации 2008-2014 гг. - С. 628-637.
Электронные ресурсы
39. Большинство жителей Татарстана считают себя прежде всего россиянами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kazanfirst.ru/articles/454286 (дата обращения 02.04.2018).
40. Все о социальных сетях. Влияние на человека [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://z-filez.info/story/vse-o-socialnyh-setyah-
vliyanie-na-cheloveka (дата обращения 26.04.2018).
41. Доклад о состоянии гражданского общества в Республике Башкортостан в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bashkortostan.ru/presscenter/news/535863/ (дата обращения
02.04.2018) .
42. Журналист «Эха Москвы»: «В Уфе со свободой слова лучше, чем в стране» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://proufu.ru/news/society/zhurnalist_ekha_moskvy_v_ufe_so_svobodoy_slov a_luchshe_chem_v_strane/?sphrase_id=3091986(дата обращения 02.04.2018).
43. Медиалогия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/4797/ (дата обращения 02.04.2018).
44. Каряпкина Ю.Д. СМИ как механизм регулирования межнациональных отношений - проблемы освещения: возможности и ограничения / Ю.Д. Каряпкина // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 15.05.2018) .
45. Кому принадлежат СМИ Татарстана? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediart.ru/blog/gid-po-godam/21 -1-komuprinadlezhat-smi- tatarstana.html/ (дата обращения 02.02.2018).
46. Национальный состав населения Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. perepis-
2010.ru/results_of_the_census/tab7.xls (дата обращения 12.03.2018).
47. Николаев С. Татарстан: В элитах началось брожение, СМИ ведут
информационные войны / С. Николаев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2017/11/04/tatarstan-v-elitah-nachalos-
brozhenie-smi-vedut-informacionnye-voyny (дата обращения 25.04.2018).
48. «Общество не готово». Что не так с законом о российской нации // Национальная служба новостей от 07.03.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http://nsn.fm/society/brod-zakon-o-edinstve-natsii-dolzhen-sygrat-rol-v- razvitii-pravovogo-gosudarstva.php.
49. Республиканские программы [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www. bashkortostan.ru/potential/republican_programs// (дата
обращения 03.02.2018); Ассамблея народов Татарстана // http://www.an-tat.ru// (дата обращения 03.02.2018).
50. Совбез усилит правовое регулирование деятельности соцсетей, мессенджеров и СМИ // Газета. Ру от 14.12.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/tech/news/2016/12/14/n_9452027.shtml (дата обращения 03.02.2018)..