Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние межэтнического фактора на качество образовательного процесса в организациях (на примере Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»)

Работа №44645

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
429
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Генезис категориально-понятийного аппарата межнациональных отношений 8
1.2 Структура межнациональных отношений и формы проявления
этнической толерантности 14
1.3 Влияние межэтнических отношений на учебно-воспитательный процесс и способы воспитания толерантности в организациях высшего образования 22
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СТУДЕНТОВ В «ЕЛАБУЖСКОМ ИНСТИТУТЕ КФУ» 36
2.1 Краткая характеристика Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет» 36
2.2 Анализ состояния межнациональных отношений в студенческой среде «ЕИ КФУ» 39
2.3 Мониторинг исследования межэтнических отношений студентов
разных национальностей в «ЕИ КФУ» 41
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В
ЕИ КФУ 48
3.1 Проблемы возникновения межнациональных конфликтов в ЕИ КФУ.. ..48
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы взаимоотношений
студентов разных национальностей в ЕИ КФУ 52
3.3 Мероприятия для улучшения состояния межэтнических отношений в вузе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ

Общественно-политическая ситуация в Российской Федерации, да и во всем мире, вызывает у людей чувство опасности, тревоги, подавленности, и именно в этой ситуации люди ищут то, что помогло бы им выжить, на что можно опереться, вокруг которого можно консолидироваться. Этим объединяющим, стабильным ядром для большинства людей оказалась нация, народ. В связи с этим, решение проблем, связанных с межнациональными отношениями в обществе, требует нового подхода, к осуществлению которого необходимо привлечь более широкий круг специалистов и, в первую очередь, специалистов из системы образования, так как именно система образования охватывает наиболее широкие слои населения по сравнению с другими общественными и социальными институтами. Как показала жизненная практика, молодежь, не получившая образование, сравнительно легко идет на противоправные действия, даже если они и вызваны социальными причинами.
Роль системы образования в гармонизации межнациональных отношений подрастающего поколения явно недооценивается современной наукой, несмотря на то, что развитие межнациональных отношений в российском обществе характеризуется драматическими, экстремистскими событиями, которые воспринимаются молодежью неоднозначно и часто трактуются ими как средство достижения личных целей. Педагогическая наука в области решения проблем, связанных с межнациональными отношениями, находится в поиске новых форм и методов гармонизации межнациональных отношений подрастающего поколения, теоретически обосновывает и обогащает накопленный опыт педагогов - практиков, что способствует в целом модернизации педагогического процесса.
Педагогические исследования, непосредственно связанные с решением проблем национального образования, ведутся в двух направлениях. Первое направление ориентировано на решение проблем национального образования средствами традиций одного народа и подготовку учителей для работы в национальной школе (Беджанов М.Б.[16], Валиуллин В.Р.[19], Перкова Д.В.[42]); второе - ориентировано на решение проблем поликультурного (многокультурного) образования и подготовку учителей для работы в условиях многонациональной среды учащихся (Басаргин В.Ф. [2], Гусаева К.Г. [22], Кусарбаев Р.И. [30], Лысенко И.С. [33]). Первое направление не исключает второго, наоборот, многонациональное образование основывается на ценностях национального образования. Такая стабильность и фундаментальность в исследованиях важнейших проблем как национальной, так и многонациональной школы, позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях и национальная и многонациональная школа сбалансированно сосуществуют, однако еще остается много нерешенных проблем в развитии этих типов школ.
В целом на гармонизацию межнациональных отношений подрастающего поколения направлены исследования по этнопедагогизации образования и учебно-воспитательного процесса школы (Магомедов М.А.[34], Маркова Н.Г. [35], Палкин А.Д. [40]). Однако ценности, сформировавшиеся столетия назад, не всегда привлекательны для молодежи сегодня. Отметим, что для построения позитивных межличностных отношений им необходимо знать не только традиционные, но и современные модели взаимодействия, основанные на уважении прав и достоинств личности в соответствии с общечеловеческими ценностями, с нормами морали, принятыми в современном постиндустриальном и мультикультурном сообществе. Нередко научные взгляды, считавшиеся общепризнанными и доказанными, приходят в противоречие с развивающимся знанием.
Актуализация проблем в развитии межнациональных отношений студенческой молодежи в системе высшего образования обусловлена также рядом как традиционных, так и новых противоречий между:
- общественной потребностью в гармонизации межнациональных отношений студенческой молодежи и реальной практикой состояния образовательного процесса в многонациональном вузе;
- декларациями о бесконфликтности межнациональных отношений, как в обществе, так и в системе образования, и латентным, стихийным характером существования межнациональных проблем в молодежной среде;
- уровнем обеспечения национально-культурных и социально¬экономических потребностей студентов, представителей различных национальных групп и направленностью содержания образовательного процесса вуза на удовлетворение потребностей доминирующих национальных групп;
- необходимостью систематического мониторинга развития межнациональных отношений студентов и узким спектром диагностических методик, определяющих состояние межнациональных отношений в молодежной среде;
- бурным развитием различных типов образовательных учреждений с этно-культурным компонентом в Республике Татарстан и острой потребностью этих учреждений в высококвалифицированных педагогических кадрах.
Объект исследования: ФГАОУ ВО «Елабужский Институт КФУ».
Предмет исследования: влияние межнациональных отношений на качество образовательного процесса в ЕИ КФУ.
Цель исследования - анализ межнациональных отношений среди студенческой молодежи и рекомендации по их дальнейшему совершенствованию, направленные на повышение качества образовательного процесса в ФГАОУ ВО «ЕИ КФУ».
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы межэтнических отношений и выявить их влияние на образовательный процесс.
2. Провести анализ современного состояния межнациональных отношений студенческой молодежи в ФГАОУ ВО «Елабужский Институт КФУ», выявить проблемы развития межнациональных отношений среди студенческой молодежи.
3. Разработать рекомендации в организации межэтнических отношений, направленных на повышение качества образовательного процесса в ФГАОУ ВО «ЕИ КФУ».
Гипотеза исследования заключается в том, что гармоничное развитие межнациональных отношений студенческой молодежи может быть обеспечено при условии выявления основных тенденций в развитии межнациональных отношений студенческой молодежи в системе высшего образования с целью их регулирования и прогнозирования в условиях динамичного мультикультурного образовательного пространства.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию методик исследований межэтнических отношений.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, беседа с преподавателями и обучающимися, диагностирование, анкетирование.
3. Статистические: математическая обработка данных эксперимента,
графические и табличные интерпретации данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации рекомендаций по улучшению межэтнических отношений в ФГАОУ ВО «Елабужский Институт КФУ». Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания в организациях высшего образования, в методической подготовке студентов педагогических вузов и колледжей, а также в системе переподготовки и повышения квалификации преподавателей в организациях высшего образования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим основам межэтнических отношений и их влиянию на качество образовательного процесса в организациях высшего образования. Во второй главе проводится педагогический эксперимент по исследованию состояния межнациональных отношений в студенческой среде, и приводятся результаты исследования. В третьей главе выделяются проблемы, возникшие в результате исследования, и даются рекомендации по совершенствованию методик исследований межнациональных отношений среди студенческой молодежи в ФГАОУ ВО «Елабужский Институт КФУ». В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Основные положения работы докладывались на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы»,
Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ с присуждением диплома 1 степени, на IX Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность». Статья «Современные тренды развития образовательной системы: образование 3.0» принята в печать в журнал «Мир науки», №1034 из списка ВАК.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев термин межэтнических отношений, разобрав их цели и задачи в системе высшего образования, можно сделать вывод о том, что вопрос о гармонизации межнациональных отношений и подготовки специалистов с высоким уровнем знаний является актуальным.
Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов.
Этнические ориентации нынешних студентов - это ориентации взрослых людей начала XXI века и последующих за ними поколений. В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучен теоретический материал о межэтнических отношениях и выявлены способы их влияния на образовательный процесс;
2. Проведен анализ современного состояния межнациональных отношений студентов в ФГАОУ ВО «Елабужский Институт КФУ»;
3. Проведено анкетирование студентов ЕИ КФУ и выявлены проблемы, возникающие между студентами разных национальностей;
4. Разработаны рекомендации в организации межэтнических отношений, направленных на повышение качества образовательного процесса в вузе и предложен ряд мероприятий по улучшению настоящего состояния межэтнических отношений в вузе.
Таким образом, гипотеза исследования, заключавшаяся в том, что гармоничное развитие межнациональных отношений студенческой молодежи может быть обеспечено при условии выявления основных тенденций в развитии межнациональных отношений студенческой молодежи в системе высшего образования с целью их регулирования и прогнозирования в условиях динамичного мультикультурного образовательного пространства подтвердилась.



1. Актуальные проблемы межнациональных отношений и национальной политики в Российской Федерации : материалы круглого стола, 17 мая 2011 г. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, социол. фак., Центр нац. политики ; [под общ. ред. Г. В. Мирзояна]. - М. : Университет. кн., 2011. - 111 с.
2. Басаргин, В. Ф. О мерах по гармонизации межнациональных отношений и созданию условий для этнокультурного развития народов России / В. Ф. Басаргин // Вопросы местного самоуправления. - 2011. - № 4. - С. 90-93
3. Журавский, А. В. С национальным акцентом / А. В. Журавский // Вопросы местного самоуправления. - 2011. - N 2. - С. 19-25.
4. О главном - по существу // Наша власть: дела и лица. - 2012. - № 5/6. - С . 38-41.
5. Путин, В. В. [Из выступления на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям] / В. В. Путин // Государственная служба. - 2012. - № 3. - С. 5-6.
6. Путин, В. В. Россия: национальный вопрос / В. Путин // Россия и мусульманский мир. - 2012. - № 4. - С. 5-17.
7. Рекомендации III Всероссийского совещания по вопросам реализации государственной национальной политики и этнокультурного развития регионов России // Вопросы местного самоуправления. - 2011. - N 2. - С. 26¬27.
8. Российская Федерация. Президент. Об обеспечении межнационального согласия: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г., N 602 / Российская Федерация. Президент // Вопросы местного самоуправления. - 2012. - № 3 (43). - С. 214¬215.
9. Российская Федерация. Президент. Об обеспечении межнационального согласия: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г., N 602 / Российская Федерация.
Президент // Вопросы местного самоуправления. - 2012. - № 3 (43). - С. 214¬215.
2. Научная и учебная литература:
10. Агаджанов Ю.Г. Культура межнационального общения: сущность, структура, функции. // Юридический вестник. 2015. № 1. С.37-42.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
12. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 2014. - 271 с.
13. Алфимцев, В. Н. Организационно-правовые основы противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям в России: монография / В. Н. Алфимцев. - Калуга, 2011. - 71 с.
14. Ахмедов, У. Н. Доказывание мотива национальной и расовой ненависти или вражды по делам о преступлениях против жизни и здоровья: монография / У. Н. Ахмедов; под ред. В. В. Трухачева. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 183 с. - (Библиотека криминалиста).
15. Ахтариева Р.Ф.; Миннуллина Р.Ф.; Ибрагимова Э.Р.; Тарасова А.Н. Формирование культуры межнационального общения у будущих учителей- инофонов в полиэтнической образовательной среде // Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию: Часть 1. - Елабуга: 2017.
16. Беджанов, М. Б. Этнические образования и межнациональные отношения / М. Б. Беджанов // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - Вып. 1. - С. 115-119.
17. Бондаренко, Н. Перспективы политики в области межнациональных отношений: от навязанных стереотипов к сотворчеству народов / Н. Бондаренко // Человек и закон. - N 3. - С. 71-73.
18. Боков, Х. Патриотизм и интернационализм в истории и современности России / Х. Боков // Жизнь национальностей. - 2011. - N 1. - С. 2-10
19. Валиуллин, В. Р. Национальные и межнациональные проблемы как результат внутренней этнической стратификации / В. Р. Валиуллин // Вестн.
Адыг. гос. ун-та. Сер. Регионоведение: философы, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. -2011. - Вып. 1. - С. 101-106.
20. Валяровский, Ф. И. Актуальные проблемы правового регулирования межнациональных отношений в Российской Федерации / Ф. И. Валяровский, Н. Л. Диденко, Л. А. Сугрей ; Пятигор. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск, 2011. - 113 с.
21. Галлямов, А. "В России все коренные народы - свои / А. Галлямов // Наша власть: дела и лица. - 2011. - N 5/6. - С. 11-13.
22. Гусаева, К. Г. Межнациональные отношения как форма социального взаимодействия / К. Г. Гусаева // Политика и общество. - 2012. - № 1. - С. 44¬57.
23. Диденко, Н. Л. Проблемные аспекты правового регулирования межнациональных отношений / Н. Л. Диденко // Науч. проблемы гуманитар. исслед. - 2012. - № 2. - С. 178-184.
24. Дробижева, Л. М. Ресурс межнационального согласия и баланс нетерпимости в современном российском обществе / Л. М. Дробижева // Мир России. - 2012. - № 4. - С. 91-110.
25. Дробижева Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения. // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 2015. С.46-68.
26. Дугин, А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология: Учебное пособие для вузов / А.Г. Дугин. - М.: Академический проект, 2013. - 348 с
27. Иванов, В. Н. Детерминанты межнациональных (межэтнических) конфликтов в регионах Российской Федерации / В. Н. Иванов // Вестн. Рос. ун¬та дружбы народов. Серия: Социология. - 2012. - № 3. - С. 38-47.
28. Зязиков, М. М. Как построить межнациональные отношения в России. Поиски ответа / М. М. Зязиков // Этносоциум и межнац. культура. - 2011. - Т. 34. - № 2. - С. 10-26.
29. Крысько, В.Г. К вопросу об общественной опасности преступлений, совершаемых на почве межнациональных конфликтов/ Е. В. Кунц // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. - 2012. - № 1. - С. 71-74.
30. Кусарбаев, Р. И. Межнациональное согласие и гармонизация межнациональных отношений в образовательной политике Российской Федерации / Р. И. Кусарбаев // Alma mater: Вестн. высш. шк. - 2012. - № 8. - С. 92-96.
31. Лазурский А.Ф., Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж: Институт практической психологии, МОДЭК, 1995. - 356 с.
32. Лихачев Б.Г. Педагогика / Б.Г. Лихачёв - М, 2011.
33. Лысенко, И. С. Управление межэтническими и межнациональными отношениями. Социально-философский анализ / И. С. Лысенко // Перспективы науки. - 2011. - № 21. - С. 88-91.
34. Магомедов, М. А. К вопросу об изучении межнациональных отношений в России / М. А. Магомедов // Россия и современный мир. - 2011. - № 4. - С. 217-223.
35. Маркова Н. Г. Формирование культуры межнациональных отношений молодежи - основа обеспечения безопасности страны / Н. Г. Маркова //Совр. исслед. соц. проблем. - 2011. - № 2. - С. 75-77.
36. Методологические аспекты разработки и реализации социальных технологий укрепления межнационального согласия / Р. М. Ахмадинуров [и др .] // Социальная политика и социология. - 2011. - № 8. - С. 37-48.
37. Олифиренко, Е. П. Молодежный экстремизм и возможные пути его преодоления / Е. П. Олифиренко // Правовая политика и правовая жизнь. - 2011. - № 4. - С. 128-134.
38. Олифиренко, Е. П. Причины и формы проявления молодежного экстремизма на национальной почве / Е. П. Олифиренко // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - Вып. 3. - С. 338-346.
39. Паин, Э. Мирное сосуществование XXI века : закат вульгарного мультикультурализма как возрождение культуры модерна / Э. Паин // Россия в глобальной политике. - 2011. - N 2. - С. 8-23.
40. Палкин, А. Д. Межкультурная коммуникация как столкновение культур / А. Д. Палкин // Свободная мысль. - 2011. - N 3. - С. 177-186.
41. Перегудов, С. П. Этноконфессиональные отношения в России как фактор политического риска / С. П. Перегудов // Полития. - 2011. - № 4. - С. 19-34
42. Перкова, Д. В. Политико-правовые основы этноязыковых и межнациональных отношений в Российской / Д. В. Перкова // Вопр. нац. и федератив. отношений. - 2011. - № 1. - С. 143-152.
43. Полежаев, В. М. О создании единого конституционного пространства России / В. М. Полежаев // Вестн. Чит. гос. ун-та. - 2011. - № 1. - С. 91-95.
44. Русский вопрос в современной России : стабильные межнациональные отношения - основа народного единства : круглый стол : (Москва, 4 нояб. 2011 г.) // Москва. - 2012. - № 2. - С. 130-145.
45. Савинов, Л. В. Управление национальными отношениями в России : учеб . пособие / Л. В. Савинов ; Сиб. акад. гос. службы. - 2-е изд., доп. и перераб. - Новосибирск, 2011. - 185 с.
46. Стегний, В. Н. Анализ национального самосознания студентов : (на примере г. Перми) / В. Стегний, Л. Курбатова // Власть. - 2012. - № 9. - С. 106-109.
47. Тавадов, Г.Т. Урегулирование межнациональных отношений как фактор ресоциализации / М.-З. Тинкуев // Государственная служба. - 2011. - N 1. - С. 107-109.
48. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / [Ю. П. Зинченко [и др.]]. - М. : ФИРО, 2011. - 608 с.
49. Тресков, В. И. Другой Родины у нас нет / В. И. Тресков // Стратегия России. - 2011. - N 11. - С. 69-78
50. Харючи, С. Все мы - граждане одной страны! / С. Харючи // Рос. Федерация сегодня. - 2012. - № 16. - С. 41-43.
51. Чернышова, Л. Д. Этнонациональные вызовы в современном российском обществе / Л. Д. Чернышова // Социология власти. - 2011. - № 8. - С. 113-122.
52. Чупрова Л. В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 167-170.
53. Этнология: учебник для бакалавров / [П. Л. Белков и др.] ; под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина . — Москва : Юрайт, 2014 . — 580 с.
54. Этнопсихология: учебное пособие / Е. Б. Баринова. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2012 . - 164 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=128732&sr=1, свободный (дата обращения: 31.08.2016).
3. Электронные ресурсы:
55. КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : сайт : некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс. - Москва, 1997 — . - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home&rnd =228224.2630728871&&ts=00787 6295577418393 свободный (дата обращения: 08.05.2018).
56. Проект «Этническая идентичность. Социологический опрос» // Алые паруса URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/06/03/etnicheskaya- identichnost-sotsiologicheskiy-opros(дата обращения: 22.04.2018).
57. Толерантность в мультикультурном обществе. Региональный аспект [Электронный ресурс] : монография / Е. Л. Кудрина [и др.] ; Е. Л. Кудрина. - Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013. - 384 с. - ISBN 978-5-8154-0261-4. - 6 Режим доступа: http://www .iprbookshop.ru/22114. - По паролю. - ЭБС IPRbooks..
58. Public.Ru[Электронный ресурс] : сайт : Интернет-библиотека СМИ. - Москва, 2000 - . - Режим доступа: http://www.public.ruсвободный (дата обращения: 08.08.2016).
59. Издательство Лань [Электронный ресурс] : электронно-библиотечная система (ЭБС). - Санкт-Петербург, 2010 - . - Доступ к полным текстам с любого компьютера, после регистрации из сети ЧелГУ. - URL: http://e.lanbook .com/ (дата обращения: 08.08.2016).
60. Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс] : электронно-библиотечная система (ЭБС) / ООО Директмедиа Паблишинг. - Москва : 2001 - . - Доступ к полным текстам с любого компьютера, после регистрации из сети ЧелГУ - URL: http://biblioclub.ru/(дата обращения: 08.08.2016).
61. eLIBRARY.RU[Электронный ресурс] : электронная библиотека / Науч. электрон. б-ка. — Москва, 1999 - . - Доступ к полным текстам после регистрации из сети ЧелГУ. - URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp(дата обращения: 08.08.2016). - Яз. рус., англ. (156 назв. по подписке и более 3000 в свободном доступе)
62. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс] : официальный сайт / Рос. гос. б-ка. - Москва : Рос. гос. б-ка, 2003 - . - Доступ к полным текстам из сети ЧелГУ: http://diss.rsl.ru/(дата обращения: 08.08.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ