Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Работа №43665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с детским церебральным параличом 7
1.2 Определение понятий «прогностическая компетентность»,
«прогнозирование», «антиципация», «антиципационная состоятельность» 13
Выводы по I главе 19
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных характеристик прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
2.1 Организация исследования коммуникативных характеристик
прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 21
2.2 Выявление особенностей коммуникативных характеристик
прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 24
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных характеристик прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 35
Выводы по II главе 41
Заключение 43
Список литературы 45



В настоящее время проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины, занимает очень весомое место в научных трудах различных специалистов. Наиболее распространенной и тяжелой формой нарушения опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП). По данным всемирной организации здравоохранения в России количество рожденных с диагнозом ДЦП составляет 6-8 случаев на 1000 человек. Проблема ДЦП рассмотрена в работах: Бадалян Л.О. [7], Журбы Л.Т., Тимониной О.В., Даниловой Л.А. [13], Мастюковой Е.М. [24], Шипициной Л.М. [44], Мамайчук Л.М. [14] и др.
В работах Б.Ф. Ломова [23], Е.Н. Суркова, В.Д. Менделевича [26], Е.А. Сергиенко, Г.Е. Журавлева [9], В. Вундта, И.А. Зимней [16], Дж.Миллера, Е.Н. Соколова, О.К. Тихомирова, И.М. Фейгенберга [40] отмечается, что одним из факторов психологически здоровой, умеющей преодолевать жизненные трудности личности является сформированная способность к прогностической деятельности.
Сущность прогностической компетенции сводится к тому, что с ее помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в головном мозге человека не только фиксируется и средствами речи оформляется состояние окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматривается их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем.
Прогнозирование, являясь неотъемлемой составной частью любой, в том числе и речевой деятельности человека, в последнее десятилетие привлекает к себе пристальное внимание специалистов в разных областях знаний. Разработка теоретических и практических аспектов данной проблемы является чрезвычайно значимой не только для исследования сенсорных процессов, изучения мышления, анализа нейрофизиологических механизмов психики, но и для изучения структуры речевого дефекта и коррекционного обучения детей с детским церебральным параличом. В этой связи становится понятным, насколько важно изучение прогнозирования на речемыслительном уровне, так как формирование прогностических операций может рассматриваться как возможность совершенствования общения и коммуникации.
Знания об особенностях коммуникативной сферы позволят нам сделать обширную, глубокую характеристику особенностям процесса прогнозирования, позволят установить их обусловленность, выявить пути решения проблем антиципационных способностей.
Коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют для нас особый интерес, так как данная категория детей является наименее изученной в этой области.
Цель исследования: выявить специфику коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются нарушения коммуникативной функции прогностической компетентности. связи с первичным нарушением у них возможно недоразвитие речевой функции, недостаточное понимание относительности оценок и подходов к выбору речевых действий, не умение аргументировать свои действия, трудности при построении диалога, недостаточное умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников с ДЦП.
Предмет исследования: особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2) провести диагностическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с ДЦП;
3) подготовить методические рекомендации по развитию коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с ДЦП.
Методологические основы исследования: теория Н.П. Ничипоренко о феномене антиципационных способностей [30], положение Л.А. Регуш о психологии прогнозирования [36], концепция А.И. Ахметзяновой о развитии антиципирующей функции психического отражения [3,4,5,6], положение И.А. Нигматуллиной о прогностической компетентности младших школьников [29], концепция Л.М. Шипицыной о развитии детей с детским церебральным параличом [44], взгляды Е.М. Мастюковой о речевом развитии младших школьников с ДЦП [24], концепция Е.Л. Черкасовой о речевой коммуникации прогностической компетентности [42].
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы,
2) педагогический эксперимент,
3) наблюдение,
4) беседа,
5) метод статической обработки данных.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы учителями-логопедами, учителями, родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 1 рисунком.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психологической и педагогической литературы позволил выявить способности личности, из которых складывается коммуникативная функция прогностической компетентности:
- способность прогнозировать социально-психологические ситуации, которые могут возникнуть в предстоящем общении;
- способность программировать общение в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации;
- способность управлять процессом общения в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации
Младший школьный возраст является сензитивным периодом в формировании прогностической компетентности, в частности ее коммуникативной функции. Так как анализ литературы показал, что у младших школьников с ДЦП отмечается нарушение поведения и социальной адаптации в следствии физического дефекта и психологических особенностей, то возникает необходимость более глубокого изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности.
С целью определения коммуникативных характеристик прогностической компетентности учащихся с ДЦП нами было проведено специальное исследование, в ходе которого мы пришли к выводу о том, что у учащихся с ДЦП наблюдаются разные уровни сформированности прогностической деятельности, которые практически не отличаются от уровней учащихся без нарушений опорно-двигательного аппарата. Однако уровни развития коммуникативной функции прогностической компетенции имеют отличия.
У большинства детей с ДЦП отмечается базовый или средний уровень развития, который характеризует недостаточность коммуникативной функции прогностической компетентности. Учащиеся умеют высказывать свою позицию, но не аргументируют ее, либо допускают грамматические и речевые ошибки. Эти дети недостаточно владеют пониманием относительности оценок и подходов к выбору речевых действий. У них отмечаются трудности при построении диалога, недостаточное умение координировать свою работу с работой товарища: они затрудняются приходить к общему решению самостоятельно.
Также у детей с ДЦП был зафиксирован низкий уровень развития, который свидетельствует о несформированности коммуникативной функции прогностической компетентности. Учащиеся выбирают только одну позицию в общении, не умеют аргументировать свои ответы, строить диалог, самостоятельно задавать вопросы. Очень часто эти дети не дослушивают собеседника до конца, перебивают, не пытаются договориться, прийти к общему решению. При оформлении высказывания допускают ошибки.
Мы выяснили, что при планировании высказывания, учащиеся с ДЦП используют те же стратегии, что и учащиеся без нарушений опорно- двигательного аппарата: похвальную стратегию, эмоционально настраивающую, этикетную, стратегию подчинения, самопрезентации и др. Учащиеся используют разнообразные тактики при планировании высказывания: тактика похвалы, упрека, навязывания инициативы,
подчинения.
Итак, мы отметили, что нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников влияет на уровень сформированности коммуникативной функции прогностической компетенции, однако не влияет на прогностическую деятельность в целом.
Таким образом, недостаточно высокие показатели коммуникативных характеристик прогностической компетентности могут привести к нарушению процесса социализации учащихся, поэтому нами были составлены методические рекомендации по развитию коммуникативной функции прогностической компетентности.



1. Акопов, А.Ю. Сравнительное изучение прогнозирующей деятельности дошкольников, взрослых и больных шизофренией // Вопросы психологии. 1983. N3. С. 97 - 101.
2. Ахметзянова, А.И. Когнитивные характеристики прогностической компетентности младших школьников на фоне дефицитарного дизонтогенеза / А.И. Ахметзянова // Альманах Казанского федерального университета. - 2017. - С.6-12
3. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004.- 158 с.
4. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. Казань, 2004. - 22 с.
5. Ахметзянова, А.И. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А.И. Ахметзянова, И.А. Нигматуллина //Гуманитарные науки. - 2017. - №2 (38). - С.105-114
6. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения//Гуманитарные и социальные науки, 2015.-№3.- С.233-249.
7. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - М.: Просвещение. - 1989. - 211с.
8. Базылевич, Т. Ф. К проблеме задатков прогностических способностей / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №6. - С. 90-99.
9. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева.- М., 1977. - 392 с.
10. Головина, А.Г. Прогностическая компетентность подростков, страдающих фобическими расстройствами / А.Г. Головина // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2011. - №4. - С.58-61
11. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: Дис. ... канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 с.
12. Громова, Ч.Р. Сравнительное изучение антиципационных способностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей: Дисс.... канд. психол. наук. Казань, 2003. 109 с.
13. Данилова, Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова. - М.: ВЛАДОС. - 2007. - 156с.
14. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика-Плюс. - 2003. - 188с.
15. Закирова, В.Г. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема: международная научно-практическая конференция «Начальная школа сегодня: проблемы социализации» / В.Г. Закирова, Л.А. Камалова. - Казань: КФУ, 2014. - С.4-11.
16. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.; Воронеж, 2001. - 432с.
17. Иванова, А.С. Коммуникативные особенности прогностической компетентности как фактор социализации слабовидящих младших школьников: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых «Научная инициатива в психологии» / А.С. Иванова, И.А. Нигматуллина. - Курск: КГМУ (Курск). - 2017. - С. 138-145
18. Колмогорова, Н. С. «Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности»: автореф. дис. канд. психол. наук / - Барнаул, 2004, 228 с.
19. Кондратьева, И.Н. Планирование своей деятельности младшими школьниками / И.Н. Кондратьева // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 4755.
20. Конопкин, О.А. Структурно-функциональный и содержательнопсихологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - №1. - С.27-42.
21. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 351с.
22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Смысл / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2005. - С. 145-156.
23. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. М.: Наука, 1980. - 279 с.
24. Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: ВЛАДОС. - 2013. - 167с.
25. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: ВЛАДОС. - 2015. - 210с.
26. Менделевич, В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс - информ, 2002.- 596 с.
27. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психологический журнал, 1996.- Т. 17. - № 4. - С. 107-115.
28. Менделевич, В.Д. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) - экспериментально-психологическая методика для оценки готовности к невротическим расстройствам // Соц. и клин. психиатрия. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
29. Нигматуллина, И.А. Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с ОВЗ / И.А. Нигматуллина, Л.Д. Файзрахманова, Ф.Р. Яппарова в сбонике: Альманах Казанского федерального университета / Под ред. А.И. Ахметзяновой. - 2017. - С.195-200
30. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования /Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - № 5. - С. 50-58.
31. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С.123-130.
32. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Рус.яз., 1989. - 276с.
33. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебнометодическое пособие / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
34. Переслени, Л.И. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) /Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2014. - № 3.
35. Переслени, Л.И. Психофизиологические механизмы формирования прогноза / Л.И. Переслини, Л.А, Рожнова // Психологический журнал. - 1991. - Том 12. - №5. - С. 51-59
36. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. - Киев: Сфера. - 1997. - 88 с.
37. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи и познания будущего / Л.А, Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
38. Рощупкина, Н.В. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте / Н.В. Рощупкина // Вестник гуманитарного научного образования. - 2015. - №6(51). - С. 35-37
39. Толстошеина, Н.В. Антиципация как одно из условий прогнозирования, выбора и регуляции будущей деятельности /Н.В. Толстошеина //Гаудеамус. - 2002. -Т.2.- № 2.
40. Фейгенберг, И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека и животных / И.М. Фейгенберг. - М. : Ньюдиа-мед, 2008. - 190 с.
41. Фролова, А.В. Роль прогностической компетентности и образ мира в саморазвитии личности / А.В. Фролова, С.А. Мамедова // Образование и саморазвитие. - 2012. - №33. - Т5. - С.22-27
42. Черкасова, Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика и развитие / Е.Л. Черкасова. - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 192с.
43. Чиркова, Ю.А. Когнитивные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в различных видах деятельности: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых «Научная инициатива в психологии» / Ю.А. Чиркова, А.И. Ахметзянова. - Курск: КГМУ (Курск). - 2017. - С.321-328
44. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Гном и Д. - 2011. - 178с.
45. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М.: ВЛАДОС. - 2014. - 112с.
46. Эльконинова, Л.Н. Возрастная характеристика предвидения в мышлении дошкольников / Л.Н. Эльконинова // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - С. 33-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ