Коммуникативные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с детским церебральным параличом 7
1.2 Определение понятий «прогностическая компетентность»,
«прогнозирование», «антиципация», «антиципационная состоятельность» 13
Выводы по I главе 19
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных характеристик прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
2.1 Организация исследования коммуникативных характеристик
прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 21
2.2 Выявление особенностей коммуникативных характеристик
прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 24
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных характеристик прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 35
Выводы по II главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
Глава I. Теоретические аспекты изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с детским церебральным параличом 7
1.2 Определение понятий «прогностическая компетентность»,
«прогнозирование», «антиципация», «антиципационная состоятельность» 13
Выводы по I главе 19
Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных характеристик прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
2.1 Организация исследования коммуникативных характеристик
прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 21
2.2 Выявление особенностей коммуникативных характеристик
прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 24
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных характеристик прогностической деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 35
Выводы по II главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
В настоящее время проблема нарушений психического и физического развития ребенка, имеющая многочисленные причины, занимает очень весомое место в научных трудах различных специалистов. Наиболее распространенной и тяжелой формой нарушения опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП). По данным всемирной организации здравоохранения в России количество рожденных с диагнозом ДЦП составляет 6-8 случаев на 1000 человек. Проблема ДЦП рассмотрена в работах: Бадалян Л.О. [7], Журбы Л.Т., Тимониной О.В., Даниловой Л.А. [13], Мастюковой Е.М. [24], Шипициной Л.М. [44], Мамайчук Л.М. [14] и др.
В работах Б.Ф. Ломова [23], Е.Н. Суркова, В.Д. Менделевича [26], Е.А. Сергиенко, Г.Е. Журавлева [9], В. Вундта, И.А. Зимней [16], Дж.Миллера, Е.Н. Соколова, О.К. Тихомирова, И.М. Фейгенберга [40] отмечается, что одним из факторов психологически здоровой, умеющей преодолевать жизненные трудности личности является сформированная способность к прогностической деятельности.
Сущность прогностической компетенции сводится к тому, что с ее помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в головном мозге человека не только фиксируется и средствами речи оформляется состояние окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматривается их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем.
Прогнозирование, являясь неотъемлемой составной частью любой, в том числе и речевой деятельности человека, в последнее десятилетие привлекает к себе пристальное внимание специалистов в разных областях знаний. Разработка теоретических и практических аспектов данной проблемы является чрезвычайно значимой не только для исследования сенсорных процессов, изучения мышления, анализа нейрофизиологических механизмов психики, но и для изучения структуры речевого дефекта и коррекционного обучения детей с детским церебральным параличом. В этой связи становится понятным, насколько важно изучение прогнозирования на речемыслительном уровне, так как формирование прогностических операций может рассматриваться как возможность совершенствования общения и коммуникации.
Знания об особенностях коммуникативной сферы позволят нам сделать обширную, глубокую характеристику особенностям процесса прогнозирования, позволят установить их обусловленность, выявить пути решения проблем антиципационных способностей.
Коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют для нас особый интерес, так как данная категория детей является наименее изученной в этой области.
Цель исследования: выявить специфику коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются нарушения коммуникативной функции прогностической компетентности. связи с первичным нарушением у них возможно недоразвитие речевой функции, недостаточное понимание относительности оценок и подходов к выбору речевых действий, не умение аргументировать свои действия, трудности при построении диалога, недостаточное умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников с ДЦП.
Предмет исследования: особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2) провести диагностическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с ДЦП;
3) подготовить методические рекомендации по развитию коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с ДЦП.
Методологические основы исследования: теория Н.П. Ничипоренко о феномене антиципационных способностей [30], положение Л.А. Регуш о психологии прогнозирования [36], концепция А.И. Ахметзяновой о развитии антиципирующей функции психического отражения [3,4,5,6], положение И.А. Нигматуллиной о прогностической компетентности младших школьников [29], концепция Л.М. Шипицыной о развитии детей с детским церебральным параличом [44], взгляды Е.М. Мастюковой о речевом развитии младших школьников с ДЦП [24], концепция Е.Л. Черкасовой о речевой коммуникации прогностической компетентности [42].
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы,
2) педагогический эксперимент,
3) наблюдение,
4) беседа,
5) метод статической обработки данных.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы учителями-логопедами, учителями, родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 1 рисунком.
В работах Б.Ф. Ломова [23], Е.Н. Суркова, В.Д. Менделевича [26], Е.А. Сергиенко, Г.Е. Журавлева [9], В. Вундта, И.А. Зимней [16], Дж.Миллера, Е.Н. Соколова, О.К. Тихомирова, И.М. Фейгенберга [40] отмечается, что одним из факторов психологически здоровой, умеющей преодолевать жизненные трудности личности является сформированная способность к прогностической деятельности.
Сущность прогностической компетенции сводится к тому, что с ее помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в головном мозге человека не только фиксируется и средствами речи оформляется состояние окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматривается их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем.
Прогнозирование, являясь неотъемлемой составной частью любой, в том числе и речевой деятельности человека, в последнее десятилетие привлекает к себе пристальное внимание специалистов в разных областях знаний. Разработка теоретических и практических аспектов данной проблемы является чрезвычайно значимой не только для исследования сенсорных процессов, изучения мышления, анализа нейрофизиологических механизмов психики, но и для изучения структуры речевого дефекта и коррекционного обучения детей с детским церебральным параличом. В этой связи становится понятным, насколько важно изучение прогнозирования на речемыслительном уровне, так как формирование прогностических операций может рассматриваться как возможность совершенствования общения и коммуникации.
Знания об особенностях коммуникативной сферы позволят нам сделать обширную, глубокую характеристику особенностям процесса прогнозирования, позволят установить их обусловленность, выявить пути решения проблем антиципационных способностей.
Коммуникативные характеристики прогностической компетентности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют для нас особый интерес, так как данная категория детей является наименее изученной в этой области.
Цель исследования: выявить специфику коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются нарушения коммуникативной функции прогностической компетентности. связи с первичным нарушением у них возможно недоразвитие речевой функции, недостаточное понимание относительности оценок и подходов к выбору речевых действий, не умение аргументировать свои действия, трудности при построении диалога, недостаточное умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Объект исследования: прогностическая компетентность младших школьников с ДЦП.
Предмет исследования: особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2) провести диагностическое исследование коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с ДЦП;
3) подготовить методические рекомендации по развитию коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с ДЦП.
Методологические основы исследования: теория Н.П. Ничипоренко о феномене антиципационных способностей [30], положение Л.А. Регуш о психологии прогнозирования [36], концепция А.И. Ахметзяновой о развитии антиципирующей функции психического отражения [3,4,5,6], положение И.А. Нигматуллиной о прогностической компетентности младших школьников [29], концепция Л.М. Шипицыной о развитии детей с детским церебральным параличом [44], взгляды Е.М. Мастюковой о речевом развитии младших школьников с ДЦП [24], концепция Е.Л. Черкасовой о речевой коммуникации прогностической компетентности [42].
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы,
2) педагогический эксперимент,
3) наблюдение,
4) беседа,
5) метод статической обработки данных.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы учителями-логопедами, учителями, родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 1 рисунком.
Анализ психологической и педагогической литературы позволил выявить способности личности, из которых складывается коммуникативная функция прогностической компетентности:
- способность прогнозировать социально-психологические ситуации, которые могут возникнуть в предстоящем общении;
- способность программировать общение в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации;
- способность управлять процессом общения в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации
Младший школьный возраст является сензитивным периодом в формировании прогностической компетентности, в частности ее коммуникативной функции. Так как анализ литературы показал, что у младших школьников с ДЦП отмечается нарушение поведения и социальной адаптации в следствии физического дефекта и психологических особенностей, то возникает необходимость более глубокого изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности.
С целью определения коммуникативных характеристик прогностической компетентности учащихся с ДЦП нами было проведено специальное исследование, в ходе которого мы пришли к выводу о том, что у учащихся с ДЦП наблюдаются разные уровни сформированности прогностической деятельности, которые практически не отличаются от уровней учащихся без нарушений опорно-двигательного аппарата. Однако уровни развития коммуникативной функции прогностической компетенции имеют отличия.
У большинства детей с ДЦП отмечается базовый или средний уровень развития, который характеризует недостаточность коммуникативной функции прогностической компетентности. Учащиеся умеют высказывать свою позицию, но не аргументируют ее, либо допускают грамматические и речевые ошибки. Эти дети недостаточно владеют пониманием относительности оценок и подходов к выбору речевых действий. У них отмечаются трудности при построении диалога, недостаточное умение координировать свою работу с работой товарища: они затрудняются приходить к общему решению самостоятельно.
Также у детей с ДЦП был зафиксирован низкий уровень развития, который свидетельствует о несформированности коммуникативной функции прогностической компетентности. Учащиеся выбирают только одну позицию в общении, не умеют аргументировать свои ответы, строить диалог, самостоятельно задавать вопросы. Очень часто эти дети не дослушивают собеседника до конца, перебивают, не пытаются договориться, прийти к общему решению. При оформлении высказывания допускают ошибки.
Мы выяснили, что при планировании высказывания, учащиеся с ДЦП используют те же стратегии, что и учащиеся без нарушений опорно- двигательного аппарата: похвальную стратегию, эмоционально настраивающую, этикетную, стратегию подчинения, самопрезентации и др. Учащиеся используют разнообразные тактики при планировании высказывания: тактика похвалы, упрека, навязывания инициативы,
подчинения.
Итак, мы отметили, что нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников влияет на уровень сформированности коммуникативной функции прогностической компетенции, однако не влияет на прогностическую деятельность в целом.
Таким образом, недостаточно высокие показатели коммуникативных характеристик прогностической компетентности могут привести к нарушению процесса социализации учащихся, поэтому нами были составлены методические рекомендации по развитию коммуникативной функции прогностической компетентности.
- способность прогнозировать социально-психологические ситуации, которые могут возникнуть в предстоящем общении;
- способность программировать общение в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации;
- способность управлять процессом общения в социально-психологическом аспекте, опираясь на особенность коммуникативной ситуации
Младший школьный возраст является сензитивным периодом в формировании прогностической компетентности, в частности ее коммуникативной функции. Так как анализ литературы показал, что у младших школьников с ДЦП отмечается нарушение поведения и социальной адаптации в следствии физического дефекта и психологических особенностей, то возникает необходимость более глубокого изучения коммуникативных характеристик прогностической компетентности.
С целью определения коммуникативных характеристик прогностической компетентности учащихся с ДЦП нами было проведено специальное исследование, в ходе которого мы пришли к выводу о том, что у учащихся с ДЦП наблюдаются разные уровни сформированности прогностической деятельности, которые практически не отличаются от уровней учащихся без нарушений опорно-двигательного аппарата. Однако уровни развития коммуникативной функции прогностической компетенции имеют отличия.
У большинства детей с ДЦП отмечается базовый или средний уровень развития, который характеризует недостаточность коммуникативной функции прогностической компетентности. Учащиеся умеют высказывать свою позицию, но не аргументируют ее, либо допускают грамматические и речевые ошибки. Эти дети недостаточно владеют пониманием относительности оценок и подходов к выбору речевых действий. У них отмечаются трудности при построении диалога, недостаточное умение координировать свою работу с работой товарища: они затрудняются приходить к общему решению самостоятельно.
Также у детей с ДЦП был зафиксирован низкий уровень развития, который свидетельствует о несформированности коммуникативной функции прогностической компетентности. Учащиеся выбирают только одну позицию в общении, не умеют аргументировать свои ответы, строить диалог, самостоятельно задавать вопросы. Очень часто эти дети не дослушивают собеседника до конца, перебивают, не пытаются договориться, прийти к общему решению. При оформлении высказывания допускают ошибки.
Мы выяснили, что при планировании высказывания, учащиеся с ДЦП используют те же стратегии, что и учащиеся без нарушений опорно- двигательного аппарата: похвальную стратегию, эмоционально настраивающую, этикетную, стратегию подчинения, самопрезентации и др. Учащиеся используют разнообразные тактики при планировании высказывания: тактика похвалы, упрека, навязывания инициативы,
подчинения.
Итак, мы отметили, что нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников влияет на уровень сформированности коммуникативной функции прогностической компетенции, однако не влияет на прогностическую деятельность в целом.
Таким образом, недостаточно высокие показатели коммуникативных характеристик прогностической компетентности могут привести к нарушению процесса социализации учащихся, поэтому нами были составлены методические рекомендации по развитию коммуникативной функции прогностической компетентности.
Подобные работы
- РЕЧЕ- КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Регулярные характеристики прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарат
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Регулятивная функция прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В
УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



