НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
1. Теоретические аспекты налогообложения процессов и результатов
инновационной деятельности 7
1.1. Понятие, сущность и необходимость инновационной деятельности и оценка
тенденций ее развития в России 8
1.2. Характеристика участников инновационного процесса как объектов
налоговых отношений 14
1.3. Сравнительный опыт зарубежных стран по поддержке инновационного
развития экономики посредством налогового регулирования 22
2. Анализ современной системы налогообложения процессов и результатов
инновационной деятельности в России 35
2.1. Инструменты налогового стимулирования процессов и результатов
инновационной деятельности 35
2.2. Анализ практики применения налоговых льгот инновационными
компаниями 49
2.3. Оценка эффективности налогообложения процессов и результатов
инновационной деятельности 59
3. Развитие налоговых инструментов регулирования инновационных
деятельности 70
3.1. Совершенствование налоговых инструментов, направленных на развитие
инновационного процесса 70
3.2. Совершенствование инструментов налогового стимулирования
результатов инновационной деятельности 79
Заключение 87
Список использованных источников 93
Приложения
1. Теоретические аспекты налогообложения процессов и результатов
инновационной деятельности 7
1.1. Понятие, сущность и необходимость инновационной деятельности и оценка
тенденций ее развития в России 8
1.2. Характеристика участников инновационного процесса как объектов
налоговых отношений 14
1.3. Сравнительный опыт зарубежных стран по поддержке инновационного
развития экономики посредством налогового регулирования 22
2. Анализ современной системы налогообложения процессов и результатов
инновационной деятельности в России 35
2.1. Инструменты налогового стимулирования процессов и результатов
инновационной деятельности 35
2.2. Анализ практики применения налоговых льгот инновационными
компаниями 49
2.3. Оценка эффективности налогообложения процессов и результатов
инновационной деятельности 59
3. Развитие налоговых инструментов регулирования инновационных
деятельности 70
3.1. Совершенствование налоговых инструментов, направленных на развитие
инновационного процесса 70
3.2. Совершенствование инструментов налогового стимулирования
результатов инновационной деятельности 79
Заключение 87
Список использованных источников 93
Приложения
Развитие России в настоящее время зависит от ее экономического потенциала, который в настоящее время сформирован за счет лидирующих позиций страны в качестве экспортера природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа. Последние годы, характеризующиеся кризисными явлениями в экономике, возникшими по ряду внешних и внутренних причин, вновь заставляют говорить о необходимости перехода страны на инновационный путь развития, сопровождающийся переходом экономики от сырьевой ориентации к высокотехнологичным производствам. Переход к инновационной экономике требует повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Любое государство, будучи заинтересованным в экономическом росте и повышении благосостояния его граждан, создает соответствующие условия для развития путем использования прямых и косвенных форм поддержки хозяйствующих субъектов. Прямая поддержка в первую очередь включает бюджетное финансирование тех или иных отраслей, находящихся в приоритете для страны на определенном этапе развития. Косвенная поддержка осуществляется путем применения инструментов налогового стимулирования. Следовательно, переходя на пути инновационного развития, органы власти и управления в реализации налоговой политики особое внимание уделяют хозяйствующим субъектам, реализующим инновационные проекты и осуществляющим инновационную деятельность. Налоговое стимулирование предполагает предоставление участникам инновационной деятельности налоговых льгот и преференций, повышающих их заинтересованность в активизации инновационных процессов. Однако, отсутствие России даже в первой двадцатке инновационно развитых стран свидетельствует о том, что применяемые государством формы поддержки до настоящего времени не оказали должного эффекта и не стали побудительным мотивом в развитии инноваций.
Таким образом, актуальность темы исследования состоит в том, что
инновационное развитие страны невозможно без развитой инновационной инфраструктуры, в которой особую роль играю государственные институты, а наиболее актуальной формой государственной поддержки следует считать налоговое стимулирование участников инновационной деятельности. Налоговые льготы на этапе поддержки инновационной деятельности лишают бюджет определенной части поступлений, однако в будущем в результате роста финансовых результатов деятельности инновационных предприятий в результате эффекта масштаба налоговые поступления в бюджет увеличатся, будут созданы дополнительные рабочие места и достигнуты ряд других экономических и социальных эффектов. Поэтому необходимо рассмотреть вопросы налогообложения инновационных процессов, направленных на стимулирование инновационного развития России.
Среди современных авторов, исследующих налоги, налоговое регулирование и налоговое стимулирование, отметим Д.А. Боголепова, А.И. Горского, В.Г. Панскова, В.Е. Сактоева, М.Н. Соболева, Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева и др. Несмотря на это, в настоящее время существует целый ряд проблем и задач, которые требуют дальнейшего рассмотрения, как с точки зрения теории, так с практики.
Цель работы - исследование теоретических аспектов и анализ механизма налогообложения процессов и результатов инновационной деятельности в России и разработка мероприятии по его совершенствованию.
Задачи работы:
1. Исследовать сущность и необходимость инновационной деятельности и оценить тенденции ее развития в России;
2. Дать характеристику участников инновационного процесса как объектов налоговых отношений;
3. Изучить и сравнить опыт зарубежных стран по поддержке инновационного развития экономики посредством налогового регулирования;
4. Охарактеризовать инструменты налогового стимулирования процессов и результатов инновационной деятельности;
5. Провести анализ налоговых преференций субъектов инновационной деятельности;
6. Оценить эффективность налогообложения процессов и результатов инновационной деятельности;
7. Предложить направления развития и совершенствования методов
налогового регулирования процессов и результатов инновационной
деятельности;
8. Разработать направления совершенствования методов оценки эффективности налогообложения процессов и результатов инновационной деятельности.
Работа состоит из трех глав. В первой главе исследованы теоретические аспекты налогообложения процессов и результатов инновационной
деятельности (сущность инновационной деятельности, дана характеристика участников инновационного процесса, опыт зарубежных стран по поддержке инновационного развития). Во второй главе проведен анализ современной системы налогообложения процессов и результатов инновационной
деятельности в России: охарактеризованы и инструменты налогового
стимулирования процессов и результатов инновационной деятельности, проведен анализ налоговых преференций субъектов инновационной деятельности и оценка их эффективности. В третьей главе разработаны мероприятия, способствующие развитию налоговых инструментов
регулирования инновационной деятельности.
Предметом исследования совокупность теоретических и практических положений налогового стимулирования инновационной деятельности
предприятий.
Объектом исследования являются экономические отношения,
возникающие в ходе принятия мер налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий.
Теоретической и методологической основой явились положения трудов ученых в области теории налогов, налогового менеджмента, инновационного
развития.
Исследование проводилось с использованием приемов и методов логического, системного, структурно-аналитического, сравнительного и статистического анализа.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие налогообложение; материалы Росстата; Федеральной налоговой службы; монографии, публикации в периодической печати; собственные расчеты автора.
Научная новизна исследования состоит в разработке направлений развития механизма налогового стимулирования процессов и результатов инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы органами власти всех уровней в целях совершенствования налогообложения компаний инновационного сектора.
Основные результаты исследования отражены в периодической печати в статье: Салахова Г.Р. Применение налоговых льгот по НДС для инновационных предприятий / Г.Р. Салахова// Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия: Материалы XVIII международной научной конференции 25-26 июля 2018 г.- North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 2018. С. 74
Любое государство, будучи заинтересованным в экономическом росте и повышении благосостояния его граждан, создает соответствующие условия для развития путем использования прямых и косвенных форм поддержки хозяйствующих субъектов. Прямая поддержка в первую очередь включает бюджетное финансирование тех или иных отраслей, находящихся в приоритете для страны на определенном этапе развития. Косвенная поддержка осуществляется путем применения инструментов налогового стимулирования. Следовательно, переходя на пути инновационного развития, органы власти и управления в реализации налоговой политики особое внимание уделяют хозяйствующим субъектам, реализующим инновационные проекты и осуществляющим инновационную деятельность. Налоговое стимулирование предполагает предоставление участникам инновационной деятельности налоговых льгот и преференций, повышающих их заинтересованность в активизации инновационных процессов. Однако, отсутствие России даже в первой двадцатке инновационно развитых стран свидетельствует о том, что применяемые государством формы поддержки до настоящего времени не оказали должного эффекта и не стали побудительным мотивом в развитии инноваций.
Таким образом, актуальность темы исследования состоит в том, что
инновационное развитие страны невозможно без развитой инновационной инфраструктуры, в которой особую роль играю государственные институты, а наиболее актуальной формой государственной поддержки следует считать налоговое стимулирование участников инновационной деятельности. Налоговые льготы на этапе поддержки инновационной деятельности лишают бюджет определенной части поступлений, однако в будущем в результате роста финансовых результатов деятельности инновационных предприятий в результате эффекта масштаба налоговые поступления в бюджет увеличатся, будут созданы дополнительные рабочие места и достигнуты ряд других экономических и социальных эффектов. Поэтому необходимо рассмотреть вопросы налогообложения инновационных процессов, направленных на стимулирование инновационного развития России.
Среди современных авторов, исследующих налоги, налоговое регулирование и налоговое стимулирование, отметим Д.А. Боголепова, А.И. Горского, В.Г. Панскова, В.Е. Сактоева, М.Н. Соболева, Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева и др. Несмотря на это, в настоящее время существует целый ряд проблем и задач, которые требуют дальнейшего рассмотрения, как с точки зрения теории, так с практики.
Цель работы - исследование теоретических аспектов и анализ механизма налогообложения процессов и результатов инновационной деятельности в России и разработка мероприятии по его совершенствованию.
Задачи работы:
1. Исследовать сущность и необходимость инновационной деятельности и оценить тенденции ее развития в России;
2. Дать характеристику участников инновационного процесса как объектов налоговых отношений;
3. Изучить и сравнить опыт зарубежных стран по поддержке инновационного развития экономики посредством налогового регулирования;
4. Охарактеризовать инструменты налогового стимулирования процессов и результатов инновационной деятельности;
5. Провести анализ налоговых преференций субъектов инновационной деятельности;
6. Оценить эффективность налогообложения процессов и результатов инновационной деятельности;
7. Предложить направления развития и совершенствования методов
налогового регулирования процессов и результатов инновационной
деятельности;
8. Разработать направления совершенствования методов оценки эффективности налогообложения процессов и результатов инновационной деятельности.
Работа состоит из трех глав. В первой главе исследованы теоретические аспекты налогообложения процессов и результатов инновационной
деятельности (сущность инновационной деятельности, дана характеристика участников инновационного процесса, опыт зарубежных стран по поддержке инновационного развития). Во второй главе проведен анализ современной системы налогообложения процессов и результатов инновационной
деятельности в России: охарактеризованы и инструменты налогового
стимулирования процессов и результатов инновационной деятельности, проведен анализ налоговых преференций субъектов инновационной деятельности и оценка их эффективности. В третьей главе разработаны мероприятия, способствующие развитию налоговых инструментов
регулирования инновационной деятельности.
Предметом исследования совокупность теоретических и практических положений налогового стимулирования инновационной деятельности
предприятий.
Объектом исследования являются экономические отношения,
возникающие в ходе принятия мер налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий.
Теоретической и методологической основой явились положения трудов ученых в области теории налогов, налогового менеджмента, инновационного
развития.
Исследование проводилось с использованием приемов и методов логического, системного, структурно-аналитического, сравнительного и статистического анализа.
Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие налогообложение; материалы Росстата; Федеральной налоговой службы; монографии, публикации в периодической печати; собственные расчеты автора.
Научная новизна исследования состоит в разработке направлений развития механизма налогового стимулирования процессов и результатов инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы органами власти всех уровней в целях совершенствования налогообложения компаний инновационного сектора.
Основные результаты исследования отражены в периодической печати в статье: Салахова Г.Р. Применение налоговых льгот по НДС для инновационных предприятий / Г.Р. Салахова// Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия: Материалы XVIII международной научной конференции 25-26 июля 2018 г.- North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 2018. С. 74
Инновационная деятельность является необходимым компонентом политики государства и отдельных предприятий как основы повышения эффективности производства. Она способствует развитию экономики, повышению конкурентоспособности производителей, переходу на новый тип развития социально-экономической системы в целом. Мы под инновационной деятельностью будем понимать объективно обусловленный, носящий системный характер целенаправленный комплекс мероприятий, сосредоточенных на организации и использовании научных разработок, внедрении инноваций с целью получения экономического и социального эффекта. Иными словами, суть и цель инновационной деятельности состоит в реализации научных достижений в коммерческое и производственное русло.
Инновационная деятельность предполагает осуществление инновационного процесса, который связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Нами в целях налогового регулирования инновационной деятельности разделены этапы инновационного цикла на инновационный процесс (включает стадии инновационного цикла от зарождения идеи до внедрения результатов НИОКР в производство) и инновационный результат (включает этап коммерциализации инноваций). Общепринятым является включение инновационных результатов в
инновационный процесс. Предложенное деление позволило систематизировать налоговые льготы, предоставляемые для повышении заинтересованности субъектов инновационной деятельности в реализации инновационных процессов и налоговые льготы, стимулирующие результативность
инновационных разработок, выражающуюся в их коммерциализации.
На основе обобщения зарубежного опыта применения инструментов стимулирования инновационной инструменты разделены на применяемые в инновационном процессе и применяемые в инновационном результате. В отличие от опыта развитых стран, Россия инструменты стимулирования
Исследование инструментов налогового стимулирования процессов и результатов инновационной деятельности позволило выявить, что:
- налоговые льготы предоставляются всем участникам инновационного процесса, однако они ориентированы на организации, осуществляющие деятельность на территориях с особым режимом налогообложения Прочие инновационные предприятия в основном ограничиваются льготами регионального законодательства.
- в привязке «налоговая льгота-этап инновационного цикла» нами выявлено, что основная масса льгот направления на стимулирование интереса к проведению НИОКР, но не стимулированию спроса на инновационную продукцию, которая, как известно, отличается дороговизной из-за значительного объема инвестиций в инновации.
Перечисленные проблемы налогового законодательства должны быть решены посредством пересмотра состава налоговых льгот и инвентаризации льгот в зависимости от субъекта их получения и этапа инновационного цикла.
Проведенный анализ практики применения налоговых стимулов показал:
- льготами по НДС в виде освобождения затрат на НИОКР в основной своей массе (в среднем 75,1% за анализируемый период) воспользовались организации, финансировавшие НИОКР за счет бюджетных средств. Основная масса льгот по НДС предоставлена на этапе финансирования НИОКР (79,83%), и не более 20% льготами воспользовались предприятия, реализующие инновационную продукцию.
- по налогу на прибыль основная часть налоговых льгот, которыми воспользовались инновационные компании - это амортизационная премия в 30%, сэкономившая сумму налога на прибыль налогоплательщикам в размере 220 млрд. руб. Учитывая столь существенный объем предоставленной льготы в виде амортизационной премии в размере 10 и 30%, законодатель должен особенное внимание уделять эффективности ее предоставления.
Выявлены законодательные недоработки в каждом из рассмотренных
налоговых стимулов и преференций
Оценка эффективности налогообложения процессов и результатов инновационной деятельности показала: в 2015г. сумма налоговых льгот в среднем на одно предприятие, осуществляющее НИОКР составила 60 237,6 тыс. руб., тогда как сумма затрат, направленных на НИОКР составила 35 421,9 тыс. руб. в 2016 и 2017гг. ситуация не изменилась: сумма льгот по-прежнему превышает суммы, которые налогоплательщики направляют на
финансирование НИОКР. Единственной причиной сложившейся ситуации видится то, что законодательством не установлено обязательное направление средств, высвободившихся от экономии по налогу на прибыль после применения льготы в виде ускоренной амортизации или амортизационной премии на дальнейшее техническое перевооружение производства. Потери бюджета, возникающие в виде недопоступлений налогов от предоставления налоговых стимулов участникам инновационной деятельности, превышают объем вложений в НИОКР (в 2015г. это превышение составило 1,7 раза, в 2016г. 1,87 раза, в 2017г. 1,39 раза). Можно сделать вывод о том, что по первому критерию, определяющемуся соотношением стимулов к
инновационной активности, налоговая политика неэффективна. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг не имеет положительной динамики сколь-либо значимого роста, на конец 2017г. данный показатель даже ниже уровня 2012г. При этом темп прироста налоговых льгот, предоставленных инновационным предприятиям, растет намного более быстрыми темпами.
В России на 1 рубль предоставленных налоговых льгот производилось инновационных товаров, работ и услуг в 2012г. на 3,1 руб., но к концу 2017г. данный показатель снизился до 2,9 руб., что означает снижение эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство, проводя налоговое стимулирование инновационной активности, не получает отдачи от предприятий в виде роста одного из основных показателей, характеризующих
Выдвинута гипотеза о том, что налоговые льготы являются инструментом, способным оказать действенное влияние на степени инновационной активности предприятий, выражающееся в показателя объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг. Построенная экономикоматематическая модель показала взаимосвязь налоговых льгот и объема отгруженных инновационных товаров, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу. Однако, регрессионная модель позволила сделать вывод о необходимости совершенствования мер налогового стимулирования, поскольку управления налоговым льготами в 2012-2014 и 2016гг. было неэффективным.
В целях совершенствования налогового регулирования инновационных предприятий нами рекомендованы
1) законодательное закрепление понятия «инновационное предприятие» и определение критериев отнесения к данной категории налогоплательщиков (такими критериями могут быть доля затрат на НИОКР для создания новых продуктов (услуг); доля инвестиций в НИОКР в общем объеме затрат на НИОКР; доля научных и инженерно-технических работников в общей численности персонала; доля научного, лабораторного и испытательного оборудования в основных фондах). В этом случае налоговые льготы будут направлены на весь инновационный сектор, а не только на резидентов ОЭЗ, ТВОЭЗ и участников проекта «Сколково».
2) совершенствование отдельных элементов налогов в отношении инновационных предприятий (налог на добавленную стоимость, механизмы ускоренной амортизации и амортизационной премии), которые позволят направлять высвободившиеся средства на инновационные разработки. В частности:
- для совершенствования налогообложения НДС участников инновационных процессов предлагается: снять ограничение на размер прибыли для участников инновационного проекта в «Сколково», заинтересовав их тем самым к повышению результатов их деятельности и длительной эффективной
работе; отменить требование о необходимости пересчета НДС и уплаты пени в случае потери права на применение налоговой льготы с начала налогового периода, ввести требование об исчислении НДС в общем порядке с 1 января года, следующего за годом, в котором утеряно право на применение льготы по НДС.
- совершенствования требует и механизм ускоренной амортизации: целесообразно вернуться к ранее действовавшему требованию о том, что инновационное предприятие, применяющее механизмы ускоренной амортизации, высвободившиеся средства должно направлять на обновление основных средств. Мероприятие должно сопровождаться введением обязательного контроля за целевым использованием амортизационных отчислений;
- сближение бухгалтерского и налогового учета части начисления амортизационной премии сделало бы удобнее ее в использовании для налогоплательщиков;
Стимулирование результатов инновационной деятельности предложено по опыту зарубежных стран проводить с применением инструмента «патентного окна», включающего определение типов инновационных разработок для предоставления льготы, расчета пониженных ставок налога, временных границ применения льготы . Патентное окно предлагается к тем результатам инновационной деятельности представлены секретными формулами или технологическими процессами, правами на программное обеспечение, которые: запатентованы в России; созданы или усовершенствован силами компании, не приобретен у дочерней компании; Так же нами предложено компенсировать затраты налогоплательщика - инновационной компании расходов на выплату страховых взносов по тем результатам НИОКР, которые были коммерциализированы.
Льгота по НДС должна быть не в форме освобождения от налогообложения, а форме нулевой налоговой ставки. Данное новшество обусловлено тем, что в настоящее время, при применении освобождения от налогообложения НДС при реализации результатов интеллектуальной деятельности покупатель не может принять к вычету «входной» НДС по таким объектам, что дестимулирует его к покупке и увеличивает в итоге стоимость покупки. Налогообложение же по ставке 0% позволит применить «входящий» НЛДС к вычету покупателем инновационной продукции.
Основной принцип дальнейшего предоставлении налоговых льгот состоит в том, что они должны предоставляться на условиях целевого использования высвобожденных средств налогоплательщика. Так же необходимо отметить, что для осуществления технологического прорыва в приоритетных видах экономической деятельности меры налогового стимулирования должны сочетаться с другими видами государственного стимулирования развития высокотехнологичных видов экономической деятельности.
Инновационная деятельность предполагает осуществление инновационного процесса, который связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Нами в целях налогового регулирования инновационной деятельности разделены этапы инновационного цикла на инновационный процесс (включает стадии инновационного цикла от зарождения идеи до внедрения результатов НИОКР в производство) и инновационный результат (включает этап коммерциализации инноваций). Общепринятым является включение инновационных результатов в
инновационный процесс. Предложенное деление позволило систематизировать налоговые льготы, предоставляемые для повышении заинтересованности субъектов инновационной деятельности в реализации инновационных процессов и налоговые льготы, стимулирующие результативность
инновационных разработок, выражающуюся в их коммерциализации.
На основе обобщения зарубежного опыта применения инструментов стимулирования инновационной инструменты разделены на применяемые в инновационном процессе и применяемые в инновационном результате. В отличие от опыта развитых стран, Россия инструменты стимулирования
Исследование инструментов налогового стимулирования процессов и результатов инновационной деятельности позволило выявить, что:
- налоговые льготы предоставляются всем участникам инновационного процесса, однако они ориентированы на организации, осуществляющие деятельность на территориях с особым режимом налогообложения Прочие инновационные предприятия в основном ограничиваются льготами регионального законодательства.
- в привязке «налоговая льгота-этап инновационного цикла» нами выявлено, что основная масса льгот направления на стимулирование интереса к проведению НИОКР, но не стимулированию спроса на инновационную продукцию, которая, как известно, отличается дороговизной из-за значительного объема инвестиций в инновации.
Перечисленные проблемы налогового законодательства должны быть решены посредством пересмотра состава налоговых льгот и инвентаризации льгот в зависимости от субъекта их получения и этапа инновационного цикла.
Проведенный анализ практики применения налоговых стимулов показал:
- льготами по НДС в виде освобождения затрат на НИОКР в основной своей массе (в среднем 75,1% за анализируемый период) воспользовались организации, финансировавшие НИОКР за счет бюджетных средств. Основная масса льгот по НДС предоставлена на этапе финансирования НИОКР (79,83%), и не более 20% льготами воспользовались предприятия, реализующие инновационную продукцию.
- по налогу на прибыль основная часть налоговых льгот, которыми воспользовались инновационные компании - это амортизационная премия в 30%, сэкономившая сумму налога на прибыль налогоплательщикам в размере 220 млрд. руб. Учитывая столь существенный объем предоставленной льготы в виде амортизационной премии в размере 10 и 30%, законодатель должен особенное внимание уделять эффективности ее предоставления.
Выявлены законодательные недоработки в каждом из рассмотренных
налоговых стимулов и преференций
Оценка эффективности налогообложения процессов и результатов инновационной деятельности показала: в 2015г. сумма налоговых льгот в среднем на одно предприятие, осуществляющее НИОКР составила 60 237,6 тыс. руб., тогда как сумма затрат, направленных на НИОКР составила 35 421,9 тыс. руб. в 2016 и 2017гг. ситуация не изменилась: сумма льгот по-прежнему превышает суммы, которые налогоплательщики направляют на
финансирование НИОКР. Единственной причиной сложившейся ситуации видится то, что законодательством не установлено обязательное направление средств, высвободившихся от экономии по налогу на прибыль после применения льготы в виде ускоренной амортизации или амортизационной премии на дальнейшее техническое перевооружение производства. Потери бюджета, возникающие в виде недопоступлений налогов от предоставления налоговых стимулов участникам инновационной деятельности, превышают объем вложений в НИОКР (в 2015г. это превышение составило 1,7 раза, в 2016г. 1,87 раза, в 2017г. 1,39 раза). Можно сделать вывод о том, что по первому критерию, определяющемуся соотношением стимулов к
инновационной активности, налоговая политика неэффективна. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг не имеет положительной динамики сколь-либо значимого роста, на конец 2017г. данный показатель даже ниже уровня 2012г. При этом темп прироста налоговых льгот, предоставленных инновационным предприятиям, растет намного более быстрыми темпами.
В России на 1 рубль предоставленных налоговых льгот производилось инновационных товаров, работ и услуг в 2012г. на 3,1 руб., но к концу 2017г. данный показатель снизился до 2,9 руб., что означает снижение эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство, проводя налоговое стимулирование инновационной активности, не получает отдачи от предприятий в виде роста одного из основных показателей, характеризующих
Выдвинута гипотеза о том, что налоговые льготы являются инструментом, способным оказать действенное влияние на степени инновационной активности предприятий, выражающееся в показателя объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг. Построенная экономикоматематическая модель показала взаимосвязь налоговых льгот и объема отгруженных инновационных товаров, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу. Однако, регрессионная модель позволила сделать вывод о необходимости совершенствования мер налогового стимулирования, поскольку управления налоговым льготами в 2012-2014 и 2016гг. было неэффективным.
В целях совершенствования налогового регулирования инновационных предприятий нами рекомендованы
1) законодательное закрепление понятия «инновационное предприятие» и определение критериев отнесения к данной категории налогоплательщиков (такими критериями могут быть доля затрат на НИОКР для создания новых продуктов (услуг); доля инвестиций в НИОКР в общем объеме затрат на НИОКР; доля научных и инженерно-технических работников в общей численности персонала; доля научного, лабораторного и испытательного оборудования в основных фондах). В этом случае налоговые льготы будут направлены на весь инновационный сектор, а не только на резидентов ОЭЗ, ТВОЭЗ и участников проекта «Сколково».
2) совершенствование отдельных элементов налогов в отношении инновационных предприятий (налог на добавленную стоимость, механизмы ускоренной амортизации и амортизационной премии), которые позволят направлять высвободившиеся средства на инновационные разработки. В частности:
- для совершенствования налогообложения НДС участников инновационных процессов предлагается: снять ограничение на размер прибыли для участников инновационного проекта в «Сколково», заинтересовав их тем самым к повышению результатов их деятельности и длительной эффективной
работе; отменить требование о необходимости пересчета НДС и уплаты пени в случае потери права на применение налоговой льготы с начала налогового периода, ввести требование об исчислении НДС в общем порядке с 1 января года, следующего за годом, в котором утеряно право на применение льготы по НДС.
- совершенствования требует и механизм ускоренной амортизации: целесообразно вернуться к ранее действовавшему требованию о том, что инновационное предприятие, применяющее механизмы ускоренной амортизации, высвободившиеся средства должно направлять на обновление основных средств. Мероприятие должно сопровождаться введением обязательного контроля за целевым использованием амортизационных отчислений;
- сближение бухгалтерского и налогового учета части начисления амортизационной премии сделало бы удобнее ее в использовании для налогоплательщиков;
Стимулирование результатов инновационной деятельности предложено по опыту зарубежных стран проводить с применением инструмента «патентного окна», включающего определение типов инновационных разработок для предоставления льготы, расчета пониженных ставок налога, временных границ применения льготы . Патентное окно предлагается к тем результатам инновационной деятельности представлены секретными формулами или технологическими процессами, правами на программное обеспечение, которые: запатентованы в России; созданы или усовершенствован силами компании, не приобретен у дочерней компании; Так же нами предложено компенсировать затраты налогоплательщика - инновационной компании расходов на выплату страховых взносов по тем результатам НИОКР, которые были коммерциализированы.
Льгота по НДС должна быть не в форме освобождения от налогообложения, а форме нулевой налоговой ставки. Данное новшество обусловлено тем, что в настоящее время, при применении освобождения от налогообложения НДС при реализации результатов интеллектуальной деятельности покупатель не может принять к вычету «входной» НДС по таким объектам, что дестимулирует его к покупке и увеличивает в итоге стоимость покупки. Налогообложение же по ставке 0% позволит применить «входящий» НЛДС к вычету покупателем инновационной продукции.
Основной принцип дальнейшего предоставлении налоговых льгот состоит в том, что они должны предоставляться на условиях целевого использования высвобожденных средств налогоплательщика. Так же необходимо отметить, что для осуществления технологического прорыва в приоритетных видах экономической деятельности меры налогового стимулирования должны сочетаться с другими видами государственного стимулирования развития высокотехнологичных видов экономической деятельности.
Подобные работы
- Налоговые аспекты стимулирования инновационной деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые аспекты стимулирования инновационной деятельности
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2016 - РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Совершенствование инновационной деятельности вузов
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Введение в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности в инновационной экономике
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование инновационной деятельности в регионе на основе
международного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005



