Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжетно-ролевые игры как средство закрепления представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование)

Работа №43580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
486
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


В работе есть много приложений.
Введение 4
1. Теоретические аспекты использования сюжетно-ролевой игры как средства закрепления представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Особенности организации сюжетно-ролевых игр в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Педагогические условия формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Методы и приемы закрепления представлений о труде взрослых в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста 21
2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению влияния сюжетно-ролевых игр на закрепление представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 25
2.1 Анализ содержания образовательных программ в области трудового воспитания и развития представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Диагностика уровня формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Анализ эффективности подборки сюжетно-ролевых игр по закреплению представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 44
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложения 81


Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых и его структуре, о различных профессиях и их роли в обществе и жизни каждого человека обоснована действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Мир профессий – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система, следовательно, ознакомление дошкольников с миром профессий является важнейшим этапом в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей с накоплением представлений о мире профессий, что позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Такие представления формируют интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяют гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Если еще 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В последнее время появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате, педагоги отмечают у них недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Более того, очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых.
В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить их с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своем деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
В дошкольном детстве достижение этого результата невозможно без активного использования в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.
Объектом настоящего исследования является игровой подход в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – сюжетно-ролевые игры как средство закрепления представлений о профессиях у старших дошкольников.
Цель исследования заключается в оценке роли сюжетно-ролевых игр как средства закрепления представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические основы использования сюжетно-ролевой игры как средства закрепления представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста;
 осуществить анализ содержания образовательных программ в области трудового воспитания и развития представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
 провести диагностику уровня формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста;
 разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по закреплению представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой процесс закрепления представлений о труде взрослых у старших дошкольников будет протекать более успешно при использовании в образовательном процессе сюжетно-ролевых играх.
Теоретическую базу исследования образуют Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также труды таких авторов, как Е.А. Алябьева, А.Д. Андреева, Л.И. Божович, И.Е. Буршит, Л.Н. Вахрушева, Н.А. Виноградова и Н.В. Микляева, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, М.В. Крулехт, М.А. Милицина, В.С. Мухина, Т.С. Кириллова, С.А. Козлова и Т.А. Куликова, Г.Н. Лазарева и Т.В. Лопатина, В.И. Логинова и Л.А. Мишарина, Г.А. Урунтаева, Д.И. Фельдштейн, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др.
В исследовании применялись следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: тестирование, беседа;
- математическо-статистические: методы обработки экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для совершенствования процесса закрепления представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении обозначены актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, его практическая значимость.
В первой главе раскрывается суть сюжетно-ролевой игры как необходимого средства закрепления представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена анализу содержания образовательных программ в области трудового воспитания старших дошкольников, оценке уровня сформированности у детей представлений о профессиях и разработке рекомендаций по активизации педагогической работы в этом направлении с помощью дидактических игр.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
С целью создания условий для формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.
Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволяет заключить, что в целом у детей старшего дошкольного возраста сформированы знания о профессиях, труде взрослых, но имеются существенные проблемы: средний уровень сформированности представлений о профессиях – 10 дошкольников – 50%, низкий – 4 дошкольников – 20%; средний уровень сформированности осознания значимости труда людей разных профессий – 12 дошкольников – 60%, низкий – 4 дошкольников – 20%; средний уровень знаний направленности и структуры конкретных трудовых процессов – 10 дошкольников – 50%, низкий – 6 дошкольников – 30%. Исходя, из полученных данных констатирующего эксперимента был разработан формирующий этап опытно-экспериментальной работы, цель которого: спроектировать содержание работы по формированию представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр.
Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:
- изучение научной и методической литературы по вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- изучение методической литературы по вопросам методики организации, руководства и проведения сюжетно-ролевых игр;
- разработка перспективно-тематического плана проведения сюжетно-ролевых игр на год;
- разработка конспектов сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста;
- систематизация сюжетно-ролевых игр;
- изготовление игрового материала для сюжетно-ролевых игр.
Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы позволяет заключить, что в целом у детей старшего дошкольного возраста сформированы знания о профессиях, труде взрослых: высокий уровень – 11 дошкольников (55%): положительная динамика составила – +25% (5 дошкольников); высокий уровень сформированности осознания значимости труда людей разных профессий – 10 дошкольников (50%): положительная динамика составила – +30% (6 дошкольников); высокий уровень знаний направленности и структуры конкретных трудовых процессов – 9 дошкольников (45%): положительная динамика составила – +25% (5 дошкольников).
Исходя, из полученных данных можно заключить, что сюжетно-ролевые игры – это эффективное средство формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в процессе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 05.02.2018).
2. Алпатова, Н.С. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Н.С. Алпатова, А.Ю. Прокопенко, Е.П. Фуреева, Э.Т. Марченко // Development of the creative potential of a person and society: materials of the VI international scientific conference on January 17-18. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosfé- ra-CZ», 2018. – С. 10-17.
3. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. Книга 1 / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
4. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2014. – №2. – С. 5-20.
5. Баранова, Э.А. Введение в детскую психологию: учебное пособие / Э.А. Баранова. – СПб. : Питер, 2013. – 176 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2014. – 446 с.
7. Буршит, И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №1. – С. 139-141.
8. Вахрушева, Л.Н. Развитие познавательного интереса к профессиям взрослых у детей старшего дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева // Вестник гуманитарного образования. – 2015. – №2. – С. 5-10.
9. Виноградова, Н.А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Перспектива, 2013. – 197 с.
10. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. Сост. Р.С. Буре; под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 2003. – 207 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития. СПб, Питер, 2001. – С. 56-79.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2014. – 480 с.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебоне пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
14. Гребенникова, О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О.В. Гребенникова // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 9-16.
15. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 2013. – 572 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
17. Дронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьев. – М.: Инфра-М, 2015. – 212 с.
18. Евдокишина, О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. – 2014. – №10. – С.155-159.
19. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2015. – 431 с.
20. Измайлова, А.Т. Игровая деятельность как фактор активизации деятельности детей / А.Т. Измайлова // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования. – М.: Центр научной мысли, 2014. – 221 с.
21. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
22. Кайгородцева, Н.Н. Организация сюжетно – ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методические рекомендации / Н.Н. Кайгородцева // Справочник педагога-психолога. – 2013. – №7. – С. 24-44.
23. Каплунович, И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 2013. – №5. – С. 47-56
24. Кириллова, Т.С. Игровые технологии в образовании / Т.С. Кириллова // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. – Часть IV. – М.: «АР-Консалт», 2015. – С. 71-73.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
26. Кондрашов, В.П. Мир профессий. Программа для дошкольных образовательных организаций / В.П. Кондрашов. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 196 с.
27. Королева, М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий / М.В. Королева // Молодой ученый. 2015. – №7. – С. 788-791.
28. Крайнова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду / Л.В. Крайнова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №4. – С. 35-39.
29. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 258 с.
30. Красношлык, З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З.П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 32-34.
31. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М.В. Крулехт. – СПб., 2013. – 150 с.
32. Крупская, Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф.С. Озерская. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
33. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.В. Куцакова. – М.: Издательство «Совершенство», 2013. – 135 с.
34. Лазарева, Г.Н. Формирование представлений дошкольников о мире профессий [Электронный ресурс] / Г.Н. Лазарева, Т.В. Лопатина // Инновационный центр развития образования и науки. – Режим доступа: http://izron.ru/articles/razvitie-obrazovaniya-pedagogiki-i-psikhologii-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam/sektsiya-2-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-spetsialnost-13-00-02/formirovanie-predstavleniy-doshkolnikov-o-mire-professiy/ (дата обращения: 05.02.2018).
35. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 584 с.
36. Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И. Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 1978. – №10. – С. 56-63.
37. Материалы семинара-практикума для воспитателей ДОУ по теме «Моделирование игрового опыта дошкольников в рамках допрофессионального самоопределения с учетом региональной специфики». – Липецк, 2017. – 11 с.
38. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – М.: Инфра-М, 2013. – 448 с.
39. Минькова, М.Е. Проблема развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.Е. Минькова // Сборник статей Международной студенческой электронной научной конференции. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1666/21528 (дата обращения: 05.02.2018).
40. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
41. Неверович, Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста / Я.З. Неверович // Открытая школа. – 2013. – №4. – С. 28-33.
42. Николаева, С.Н. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2013. – 128 с.
43. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова / С.Л. Новоселова. – М.: Айресс-Пресс, 2015. – 119 с.
44. «От рождения до школы»: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
45. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие / А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2014. – 368с.
46. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А.М. Леушиной. – М.: Выш. шк., 2015. – 206 с.
47. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, 2016. – 268 с.
48. Прушицкая, Р.И. Политехническое воспитание в дошкольном возрасте / Р.И. Прушицкая // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 9–14.
49. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
50. Уртакова, О.Р. Дошкольная педагогика / О.Р. Уртакова. – М.: Академия. 2014. – 502 с.
51. Успех: Примерная образовательная программа дошкольного образования / А.Г. Асмолов и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 202 с.
52. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2014. – 672 с.
53. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. М.; Воро¬неж: НПО «МОДЭК», 2015. – Т. 1. – 568 с.
54. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2014. – 349 с.
55. Шатова, А.Д. Дошкольник и…экономика. Для детей 5-7 лет. Программа / А.Д. Шатова. – М.: Вента-Графф, 2015. – 149 с.
56. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения / С.Т. Шацкий. – М.: Академия, 2014. – 326 с.
57. Шорыгина, Т.А. Профессии: Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2016. – 96 с.
58. Эльконин, Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической у психологии. – М., 1981. – С. 62.
59. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.
60. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М., 2013. – 365 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ