Основы избирательного права в РФ (Избирательное право, Кемеровский Государственный Университет)
|
Введение 3
1. Общие положения об избирательном праве России 6
1.1. Понятие и содержание избирательного права граждан России 6
1.2. Структура избирательного права 9
2. Особенности избирательной системы Российской Федерации 13
2.1. Вид избирательной системы, применяемый в Российской Федерации 13
2.2. Проблемы функционирования избирательной системы в Российской Федерации 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
1. Общие положения об избирательном праве России 6
1.1. Понятие и содержание избирательного права граждан России 6
1.2. Структура избирательного права 9
2. Особенности избирательной системы Российской Федерации 13
2.1. Вид избирательной системы, применяемый в Российской Федерации 13
2.2. Проблемы функционирования избирательной системы в Российской Федерации 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
Актуальность исследования обусловлена следующим.
Обеспечение справедливого представительства избирателей в законодательных (представительных) органах публичной власти, установление непосредственной объективной зависимости между числом голосов, полученных партией, участвующей в выборах, и числом распределяемых депутатских мандатов, а также минимизация эффекта «потерянных голосов» при сохранении устойчивой связи между избирателями и избранными депутатами - традиционный перечень задач, которые решаются во всех демократических государствах при установлении основных институциональных характеристик избирательной системы.
Поиск новых эффективных механизмов участия граждан в управлении делами государства и связанная с этим реструктуризация видов избирательных систем, применяемых на выборах депутатов законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, вызвали к жизни ряд изменений федерального и регионального избирательного законодательства, регулирующего порядок формирования партийных списков, выдвигаемых на выборах депутатов по пропорциональной системе.
Реализация новых подходов к порядку формирования представительных органов публичной власти традиционно вызывает научные дискуссии по вопросам оптимизации деятельности представительного органа в целом и входящих в его состав депутатов, равенства статуса депутатов, избранных в составе партийного списка и по мажоритарным округам, взаимодействия депутатов и партийных фракций, конституционно-правового содержания депутатского мандата, а также по проблемам реализации отзыва депутата и др.
Конституция РФ, провозглашая выборы наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет два важнейших конституционных права граждан РФ: право избирать и право быть избранным, посредством реализации которых как раз и осуществляется это высшее непосредственное выражение власти народа. Государство, признавая и гарантируя данные конституционные права (часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 32 Конституции), законодательно закрепляет необходимую для их реализации взаимосвязанную совокупность действий, именуемую избирательным процессом, в рамках которого возникают различные правоотношения между его участниками, обладающими определенными, избирательными по своей сущности, субъективными правами.
Целью представленной работы является анализ избирательного права и избирательной системы РФ, выявление и обобщение их характерных особенностей.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть общие положения об избирательном праве России;
- раскрыть понятие и содержание избирательных прав, структуру избирательного права граждан;
- выявить особенности избирательной системы Российской Федерации;
- определить вид избирательной системы, применяемый в Российской Федерации;
- выявить проблемы функционирования избирательной системы в Российской Федерации.
Объект исследования – общественные отношения в сфере функционирования избирательной системы в России.
Предмет исследования - избирательное право и избирательная система Российской Федерации.
Нормативная основа исследования включает Конституцию РФ, Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как С.А. Авакьян, А.Р. Акчурин, П.П. Баранов, А.В. Бесштанько, Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян, Ю.А. Веденеев, В.В. Вискулова, И.В. Выдрин, В.И. Ерыгина, С.Е. Заславский, Е.И. Козлова, О.В. Кузнецова, О.Е. Кутафин, Е.И. Колюшин,, В. Панкратов, М.В. Сербин, Е.Е. Скосаренко, И.Ф. Фасеев, В.А. Черепанов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского избирательного законодательства.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Обеспечение справедливого представительства избирателей в законодательных (представительных) органах публичной власти, установление непосредственной объективной зависимости между числом голосов, полученных партией, участвующей в выборах, и числом распределяемых депутатских мандатов, а также минимизация эффекта «потерянных голосов» при сохранении устойчивой связи между избирателями и избранными депутатами - традиционный перечень задач, которые решаются во всех демократических государствах при установлении основных институциональных характеристик избирательной системы.
Поиск новых эффективных механизмов участия граждан в управлении делами государства и связанная с этим реструктуризация видов избирательных систем, применяемых на выборах депутатов законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, вызвали к жизни ряд изменений федерального и регионального избирательного законодательства, регулирующего порядок формирования партийных списков, выдвигаемых на выборах депутатов по пропорциональной системе.
Реализация новых подходов к порядку формирования представительных органов публичной власти традиционно вызывает научные дискуссии по вопросам оптимизации деятельности представительного органа в целом и входящих в его состав депутатов, равенства статуса депутатов, избранных в составе партийного списка и по мажоритарным округам, взаимодействия депутатов и партийных фракций, конституционно-правового содержания депутатского мандата, а также по проблемам реализации отзыва депутата и др.
Конституция РФ, провозглашая выборы наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет два важнейших конституционных права граждан РФ: право избирать и право быть избранным, посредством реализации которых как раз и осуществляется это высшее непосредственное выражение власти народа. Государство, признавая и гарантируя данные конституционные права (часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 32 Конституции), законодательно закрепляет необходимую для их реализации взаимосвязанную совокупность действий, именуемую избирательным процессом, в рамках которого возникают различные правоотношения между его участниками, обладающими определенными, избирательными по своей сущности, субъективными правами.
Целью представленной работы является анализ избирательного права и избирательной системы РФ, выявление и обобщение их характерных особенностей.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть общие положения об избирательном праве России;
- раскрыть понятие и содержание избирательных прав, структуру избирательного права граждан;
- выявить особенности избирательной системы Российской Федерации;
- определить вид избирательной системы, применяемый в Российской Федерации;
- выявить проблемы функционирования избирательной системы в Российской Федерации.
Объект исследования – общественные отношения в сфере функционирования избирательной системы в России.
Предмет исследования - избирательное право и избирательная система Российской Федерации.
Нормативная основа исследования включает Конституцию РФ, Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Теоретическую основу исследования составляют работы таких авторов, как С.А. Авакьян, А.Р. Акчурин, П.П. Баранов, А.В. Бесштанько, Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян, Ю.А. Веденеев, В.В. Вискулова, И.В. Выдрин, В.И. Ерыгина, С.Е. Заславский, Е.И. Козлова, О.В. Кузнецова, О.Е. Кутафин, Е.И. Колюшин,, В. Панкратов, М.В. Сербин, Е.Е. Скосаренко, И.Ф. Фасеев, В.А. Черепанов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучные методы: формально-юридический.
Нормативно-правовая основа исследования – нормы современного российского избирательного законодательства.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Проведенный анализ показывает, что законодательное регулирование гарантий реализации конституционных избирательных прав граждан (Федеральный закон № 67-ФЗ) привело к чрезмерному их ограничению, позволяющему полагать, что в российской избирательной модели наметилось отчуждение российского народа от участия в выдвижении кандидатов в народные представители. По сути дела при мажоритарной избирательной системе избиратели голосуют в основном за кандидатов, определенных политическими партиями, причем чаще всего не рядовыми членами партии, а партийной элитой (за исключением случаев «самовыдвиженцев»), а при пропорциональной избирательной системе лишь ратифицируют спущенный этой же партийной элитой список кандидатов.
Избирательное право в условиях трансформации политической системы подвергается постоянным изменениям, чрезмерно сложно и нестабильно. Наблюдаются двойные стандарты его применения, снижается доверие избирателей.
Конституционная модель демократии, в основе которой находится российский народ, носитель суверенитета и единственный источник власти, как конституционный идеал, как «должное», преломившись через призму федерального законодательства, превратилась в не сопоставимое с должным «сущее» - российскую избирательную модель, вызывающую негативную оценку в массовом сознании, научном и экспертном сообществе.
Основным вектором преодоления сложившейся ситуации, на наш взгляд, должно быть преодоление возникшего отчуждения народа от принятия публично значимых решений по выдвижению народных представителей на все выборные должности публичной власти.
В этой связи в качестве возможных направлений дальнейших преобразований российской избирательной модели на федеральном законодательном уровне можно обозначить следующие:
- закрепление самовыдвижения как способа выдвижения кандидатов на всех уровнях выборов;
- признание инициативных групп граждан основным субъектом права выдвижения кандидатов на всех уровнях выборов;
- признание инициативных групп граждан и общественных организаций (наряду с политическими партиями) избирательными объединениями на выборах всех уровней с предоставлением им права выдвигать списки кандидатов, поддержанные определенным количеством подписей избирателей.
Однако если государство имеет реальные намерения реализовывать конституционные принципы, то оно должно преодолеть собственные барьеры и на деле начать способствовать развитию институтов гражданского общества. Первым и самым сложным шагом для этого было бы прекращение усложнения избирательного законодательства. Избирательное законодательство является основным инструментом коммуникации человека и государства по поводу власти, и избирательные отношения являются важнейшими из всех общественных отношений, которые вообще подлежат регулированию. И для того, чтобы осуществилось действительно свободное и осознанное волеизъявление граждан, избирательное право, и, соответственно, содержание конституционного права избирать и быть избранным должно быть реализовано осознанно, должно быть доступным для понимания каждым гражданином.
Целесообразно дополнение Конституции РФ главой «Избирательная система», закрепление в ней принципов избирательного права, уточнение в ней избирательной системы и ограничений, связанных с избранием Президента РФ, а также точное определение круга ограничений избирательных прав граждан.
Избирательное право в условиях трансформации политической системы подвергается постоянным изменениям, чрезмерно сложно и нестабильно. Наблюдаются двойные стандарты его применения, снижается доверие избирателей.
Конституционная модель демократии, в основе которой находится российский народ, носитель суверенитета и единственный источник власти, как конституционный идеал, как «должное», преломившись через призму федерального законодательства, превратилась в не сопоставимое с должным «сущее» - российскую избирательную модель, вызывающую негативную оценку в массовом сознании, научном и экспертном сообществе.
Основным вектором преодоления сложившейся ситуации, на наш взгляд, должно быть преодоление возникшего отчуждения народа от принятия публично значимых решений по выдвижению народных представителей на все выборные должности публичной власти.
В этой связи в качестве возможных направлений дальнейших преобразований российской избирательной модели на федеральном законодательном уровне можно обозначить следующие:
- закрепление самовыдвижения как способа выдвижения кандидатов на всех уровнях выборов;
- признание инициативных групп граждан основным субъектом права выдвижения кандидатов на всех уровнях выборов;
- признание инициативных групп граждан и общественных организаций (наряду с политическими партиями) избирательными объединениями на выборах всех уровней с предоставлением им права выдвигать списки кандидатов, поддержанные определенным количеством подписей избирателей.
Однако если государство имеет реальные намерения реализовывать конституционные принципы, то оно должно преодолеть собственные барьеры и на деле начать способствовать развитию институтов гражданского общества. Первым и самым сложным шагом для этого было бы прекращение усложнения избирательного законодательства. Избирательное законодательство является основным инструментом коммуникации человека и государства по поводу власти, и избирательные отношения являются важнейшими из всех общественных отношений, которые вообще подлежат регулированию. И для того, чтобы осуществилось действительно свободное и осознанное волеизъявление граждан, избирательное право, и, соответственно, содержание конституционного права избирать и быть избранным должно быть реализовано осознанно, должно быть доступным для понимания каждым гражданином.
Целесообразно дополнение Конституции РФ главой «Избирательная система», закрепление в ней принципов избирательного права, уточнение в ней избирательной системы и ограничений, связанных с избранием Президента РФ, а также точное определение круга ограничений избирательных прав граждан.
Подобные работы
- Избирательный процесс в системе местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Выборы как политический институт (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина (Кемеровский государственный университет)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Избирательные споры в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Роль молодежных отделений Российских политических партий в региональном политическом процессе (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, политология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ: ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - Повышение эффективности управления муниципальным имуществом в контексте реформирования муниципальных финансов (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - ДИНАМИКА ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ В РЕГИОНАХ РФ (ПО ИТОГАМ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ 2018 Г.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



