Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДИАКРИТИКА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ЖУРНАЛИСТИКИ (10.01.10)

Работа №4352

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

журналистика

Объем работы40стр.
Год сдачи2003
Стоимость170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1032
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы диссертации. Огромное значение средств массовой информации в жизни современного российского общества парадоксальным образом сочетается с относительной неразвитостью отечественной критики печатной и электронной прессы. В то время как литературная, музыкальная, театральная критика и кинокритика давно и прочно утвердились в качестве общепризнанных областей журналистского творчества, российская критика средств массовой информации, рассматриваемая как явление журналистики, как область творческой критико-журналистской деятельности, по сей день находится в стадии самоопределения и становления.
В работах ведущих российских теоретиков журналистики настоятельно подчёркивается необходимость развития критики средств массовой информации – явления, “стоящего на рубеже между наукой и практикой СМИ” . Признавая важность критики, нацеленной на совершенствование журналистского компо-нента медийного содержания и журналистики как рода творческо-профессиональной деятельности, необходимо вместе с тем учитывать, что современные средства массовой информации предлагают аудитории не только медиатексты, подготовленные журналистами. Понятие “средства массовой информации” не может отождествляться с понятием “журналистика”, поскольку содержательный комплекс СМИ, стержнем которого являются журналистские произведения, включает в себя разнообразные нежурналистские компоненты, нередко превалирующие в медийном содержании. На потребителей массовой информации оказывают мощнейшее воздействие художественный, документальный, рекламно-справочный и иллюстративный компоненты содержания СМИ, также заслуживающие пристального внимания и оценки. Поэтому критика средств массовой информации (медиакритика) не может ограничиваться – и не ограничивается на практике – одной лишь журналистской сферой, несмотря на чрезвычайную важность последней. Современная медиакритика охватывает не только аспекты функционирования печатной и электронной прессы, связанные с журналистикой, с деятельностью журналистских коллективов и редакционной политикой, но вторгается в широкий круг проблем, постановка которых предполагает изучение и оценку медийного контента, взаимоотношений средств массовой информации и их аудитории, СМИ и общества в целом.
Понятие и термин “медиакритика”, которые широко используются в зарубежной научной литературе и журналистике, новы для отечественной журналистской науки. В англоязычной литературе термин “media criticism” (медиакритика) применяется для обозначения различных, хотя и смежных, понятий и взаимосвязанных явлений. Во-первых, он относится к научному анализу деятельности средств массовой информации в исследовательских работах. В этом случае речь идёт о научной критике, составляющей неотъемлемый компонент науки о журналистике и массовых коммуникациях (наряду с теорией и историей). Во-вторых, термин используется применительно к области журналистского творчества, осуществляющей критико-оценочное познание медийного содержания и актуальных проблем функционирования СМИ в обществе – то есть, к журналистской критике средств массовой информации. Именно это значение придаётся ему и в данной работе .
Сегодня насущно необходимым является теоретическое исследование журналистской медиакритики, изучение её развития в постсоветской России и роли в новых общественно-политических и экономических условиях. Ликвидация советской командно-административной системы, провозглашение демократии и создание новых государственных и правовых институтов, отмена цензуры и введение юридических гарантий свободы прессы, переход средств массовой информации к условиям рыночного функционирования создали принципиальную возможность для формирования в России независимых, плюралистичных СМИ. Вместе с тем под влиянием некоторых политических и экономических процессов значительная часть российских средств массовой информации оказалась зависимой от политических и экономических спонсоров в значительно большей степени, чем от аудитории. Средства массовой информации утрачивают характеристики общественного форума, отказываясь от представления всего разнообразия бытующих в обществе взглядов, идей и позиций, от поощрения более активного участия граждан в социальном управлении. Недовольство значительной части россиян изменившейся общественной ролью СМИ проявляется как в падении доверия к печатной и электронной прессе, которая в начале 1990-х гг. была одним из высших моральных авторитетов в российском обществе, так и в растущей поддержке идеи восстановления цензуры.
Ситуация усугубляется определёнными характеристиками экономической среды, в которой действует печатная и электронная пресса постсоветской России: “нецивилизованный” характер рыночного хозяйствования сокращает возможности свободной рыночной конкуренции СМИ в массово-информационном обслуживании аудитории. Печатная и электронная пресса действует в контексте искажённого информационного рынка, для которого характерны такие явления, как неравные условия конкуренции; широко распространённая зависимость медийных организаций от госдотаций, зачастую являющихся основным источником их финансирования; ослабленная зависимость от “индивидуальных спонсоров” – потребителей медийной информации, образующих аудиторию печатной и электронной прессы . Давление рыночных факторов в сочетании с несовершенством правового и экономического регулирования порождает в медийном секторе явления концентрации собственности и монополизма, чрезмерной коммерциализации массово-информационной сферы, приводит к дисбалансу экономических и общественных ориентиров в деятельности печатной и электронной прессы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ