Актуальность темы диссертации. Огромное значение средств массовой информации в жизни современного российского общества парадоксальным образом сочетается с относительной неразвитостью отечественной критики печатной и электронной прессы. В то время как литературная, музыкальная, театральная критика и кинокритика давно и прочно утвердились в качестве общепризнанных областей журналистского творчества, российская критика средств массовой информации, рассматриваемая как явление журналистики, как область творческой критико-журналистской деятельности, по сей день находится в стадии самоопределения и становления.
В работах ведущих российских теоретиков журналистики настоятельно подчёркивается необходимость развития критики средств массовой информации – явления, “стоящего на рубеже между наукой и практикой СМИ” . Признавая важность критики, нацеленной на совершенствование журналистского компо-нента медийного содержания и журналистики как рода творческо-профессиональной деятельности, необходимо вместе с тем учитывать, что современные средства массовой информации предлагают аудитории не только медиатексты, подготовленные журналистами. Понятие “средства массовой информации” не может отождествляться с понятием “журналистика”, поскольку содержательный комплекс СМИ, стержнем которого являются журналистские произведения, включает в себя разнообразные нежурналистские компоненты, нередко превалирующие в медийном содержании. На потребителей массовой информации оказывают мощнейшее воздействие художественный, документальный, рекламно-справочный и иллюстративный компоненты содержания СМИ, также заслуживающие пристального внимания и оценки. Поэтому критика средств массовой информации (медиакритика) не может ограничиваться – и не ограничивается на практике – одной лишь журналистской сферой, несмотря на чрезвычайную важность последней. Современная медиакритика охватывает не только аспекты функционирования печатной и электронной прессы, связанные с журналистикой, с деятельностью журналистских коллективов и редакционной политикой, но вторгается в широкий круг проблем, постановка которых предполагает изучение и оценку медийного контента, взаимоотношений средств массовой информации и их аудитории, СМИ и общества в целом.
Понятие и термин “медиакритика”, которые широко используются в зарубежной научной литературе и журналистике, новы для отечественной журналистской науки. В англоязычной литературе термин “media criticism” (медиакритика) применяется для обозначения различных, хотя и смежных, понятий и взаимосвязанных явлений. Во-первых, он относится к научному анализу деятельности средств массовой информации в исследовательских работах. В этом случае речь идёт о научной критике, составляющей неотъемлемый компонент науки о журналистике и массовых коммуникациях (наряду с теорией и историей). Во-вторых, термин используется применительно к области журналистского творчества, осуществляющей критико-оценочное познание медийного содержания и актуальных проблем функционирования СМИ в обществе – то есть, к журналистской критике средств массовой информации. Именно это значение придаётся ему и в данной работе .
Сегодня насущно необходимым является теоретическое исследование журналистской медиакритики, изучение её развития в постсоветской России и роли в новых общественно-политических и экономических условиях. Ликвидация советской командно-административной системы, провозглашение демократии и создание новых государственных и правовых институтов, отмена цензуры и введение юридических гарантий свободы прессы, переход средств массовой информации к условиям рыночного функционирования создали принципиальную возможность для формирования в России независимых, плюралистичных СМИ. Вместе с тем под влиянием некоторых политических и экономических процессов значительная часть российских средств массовой информации оказалась зависимой от политических и экономических спонсоров в значительно большей степени, чем от аудитории. Средства массовой информации утрачивают характеристики общественного форума, отказываясь от представления всего разнообразия бытующих в обществе взглядов, идей и позиций, от поощрения более активного участия граждан в социальном управлении. Недовольство значительной части россиян изменившейся общественной ролью СМИ проявляется как в падении доверия к печатной и электронной прессе, которая в начале 1990-х гг. была одним из высших моральных авторитетов в российском обществе, так и в растущей поддержке идеи восстановления цензуры.
Ситуация усугубляется определёнными характеристиками экономической среды, в которой действует печатная и электронная пресса постсоветской России: “нецивилизованный” характер рыночного хозяйствования сокращает возможности свободной рыночной конкуренции СМИ в массово-информационном обслуживании аудитории. Печатная и электронная пресса действует в контексте искажённого информационного рынка, для которого характерны такие явления, как неравные условия конкуренции; широко распространённая зависимость медийных организаций от госдотаций, зачастую являющихся основным источником их финансирования; ослабленная зависимость от “индивидуальных спонсоров” – потребителей медийной информации, образующих аудиторию печатной и электронной прессы . Давление рыночных факторов в сочетании с несовершенством правового и экономического регулирования порождает в медийном секторе явления концентрации собственности и монополизма, чрезмерной коммерциализации массово-информационной сферы, приводит к дисбалансу экономических и общественных ориентиров в деятельности печатной и электронной прессы.