Формирование экологической культуры на традициях Азербайджанского народа
|
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической
культуры в педагогической науке 5
1.1 Экологическая культура как результат экологического
образования 5
1.2 Понятие и содержание экологической культуры 11
1.3 Роль традиций в формировании экологической культуры
в школах Азербайджана 14
ГЛАВА 2. Формирование экологической культуры на уроках географии 20
2.1 Этапы экологического воспитания и формирования
экологической культуры в курсе географии 20
2.2 Пути совершенствования формирования экологической культуры
на уроках географии 24
2.3 Использование средств краеведения в формировании
экологической культуры школьников 27
Глава 3. Роль природно-климатических факторов в формировании некоторых особенностей культуры, традиций и характера азербайджанского народа 30
3.1. Физико-географическая характеристика Республики Азербайджан 39
3.2. Современные экологические проблемы Азербайджана 52
3.3. Построение уроков географии на основе изучения традиций
Азербайджанского народа, направленные на развитие экологической культуры 59
3.4. Разработка внеурочного мероприятия для школьников «Знатоки
географии Азербайджана» 67
3.5. Основные итоги экспериментальной работы по формированию
экологической культуры на уроках географии на основе традиций азербайджанского народа 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической
культуры в педагогической науке 5
1.1 Экологическая культура как результат экологического
образования 5
1.2 Понятие и содержание экологической культуры 11
1.3 Роль традиций в формировании экологической культуры
в школах Азербайджана 14
ГЛАВА 2. Формирование экологической культуры на уроках географии 20
2.1 Этапы экологического воспитания и формирования
экологической культуры в курсе географии 20
2.2 Пути совершенствования формирования экологической культуры
на уроках географии 24
2.3 Использование средств краеведения в формировании
экологической культуры школьников 27
Глава 3. Роль природно-климатических факторов в формировании некоторых особенностей культуры, традиций и характера азербайджанского народа 30
3.1. Физико-географическая характеристика Республики Азербайджан 39
3.2. Современные экологические проблемы Азербайджана 52
3.3. Построение уроков географии на основе изучения традиций
Азербайджанского народа, направленные на развитие экологической культуры 59
3.4. Разработка внеурочного мероприятия для школьников «Знатоки
географии Азербайджана» 67
3.5. Основные итоги экспериментальной работы по формированию
экологической культуры на уроках географии на основе традиций азербайджанского народа 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Изучение и воспитание экологической культуры на уроках географии - важная задача общества. Необходимо посредством обучения воспитать у учащихся правильное отношение к собственному здоровью, защитить окружающую среду от нарастающего антропогенного прессинга [2].
Основной причиной современной актуализации научной разработки проблематики экологической культуры является критическая степень обострения социоприродных противоречий на современном этапе общего комплекса взаимодействия общества и природы, когда антропогенные воздействия на окружающую природную среду в условиях глобализации привели человечество на грань экологической катастрофы, которую можно избежать только при условии смены традиционных ориентиров социокультурного развития. Результатом данных перемен, по общему мнению научного сообщества, должно стать проявление в социальной реальности экологической культуры, формирующей коэволюционное развитие человека и природы [3].
Проблема изучения экологической культуры относительно новая, и актуальность обусловлена все более и более обостряющимся экологическим кризисом. Исходя из этого, воспитание адекватного восприятия окружающей среды, так же как и "экологической культуры" становится в современном мире одним из наиболее важных.
Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. Чем раньше учёные начнут "бить тревогу", чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической, образовательной.
Формирование экологической культуры школьников приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. [15]
В том или ином виде большинство феноменов, относимых ныне к сфере экологической культуры, существовали веками, однако при этом экологическая культура обладала конкретно-историческим содержанием. Важное место в анализе проблем экологической культуры с позиции исторического подхода принадлежит трудам таких отечественных ученых, как Воронин И.А., Гайсин И.Т., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Уразметов И.А., Хусаинов З.А., Якушев В.А.
В нашем исследовании мы рассматриваем в том числе народную педагогику, несущую черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями этносов, проживающих на территории Республики Азербайджан
Цель диссертации: изучение путей формирования экологической культуры на традициях Азербайджанской республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- представить теоретические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- организовать и провести экспериментальное исследование по формированию экологической культуры на уроках географии на субстрате
традиций и обрядов среднеазиатских народов.
- выявить роль природно-климатических факторов в формировании некоторых особенностей культуры, традиций и характера азербайджанского народа
Объект исследования - методы и приёмы формирования экологической культуры учащихся в образовательном процессе.
Предметом исследования является раскрытие процесса формирования экологической культуры учащихся на уроках географии.
Методы исследования:
- теоретический - изучение научно-методической, психолого-педагогической, литературы;
- эмпирический - объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистический: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический анализ.
Основной причиной современной актуализации научной разработки проблематики экологической культуры является критическая степень обострения социоприродных противоречий на современном этапе общего комплекса взаимодействия общества и природы, когда антропогенные воздействия на окружающую природную среду в условиях глобализации привели человечество на грань экологической катастрофы, которую можно избежать только при условии смены традиционных ориентиров социокультурного развития. Результатом данных перемен, по общему мнению научного сообщества, должно стать проявление в социальной реальности экологической культуры, формирующей коэволюционное развитие человека и природы [3].
Проблема изучения экологической культуры относительно новая, и актуальность обусловлена все более и более обостряющимся экологическим кризисом. Исходя из этого, воспитание адекватного восприятия окружающей среды, так же как и "экологической культуры" становится в современном мире одним из наиболее важных.
Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. Чем раньше учёные начнут "бить тревогу", чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической, образовательной.
Формирование экологической культуры школьников приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. [15]
В том или ином виде большинство феноменов, относимых ныне к сфере экологической культуры, существовали веками, однако при этом экологическая культура обладала конкретно-историческим содержанием. Важное место в анализе проблем экологической культуры с позиции исторического подхода принадлежит трудам таких отечественных ученых, как Воронин И.А., Гайсин И.Т., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Уразметов И.А., Хусаинов З.А., Якушев В.А.
В нашем исследовании мы рассматриваем в том числе народную педагогику, несущую черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями этносов, проживающих на территории Республики Азербайджан
Цель диссертации: изучение путей формирования экологической культуры на традициях Азербайджанской республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- представить теоретические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- организовать и провести экспериментальное исследование по формированию экологической культуры на уроках географии на субстрате
традиций и обрядов среднеазиатских народов.
- выявить роль природно-климатических факторов в формировании некоторых особенностей культуры, традиций и характера азербайджанского народа
Объект исследования - методы и приёмы формирования экологической культуры учащихся в образовательном процессе.
Предметом исследования является раскрытие процесса формирования экологической культуры учащихся на уроках географии.
Методы исследования:
- теоретический - изучение научно-методической, психолого-педагогической, литературы;
- эмпирический - объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистический: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический анализ.
Становление экологической культуры - процесс очень сложный. Он протекает под воздействием многих факторов, отражает объективные и субъективные трудности развития личности.
Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, вязаных с изучением взаимодействия личности в системе «человек - общество - природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Реалии современного мира благоприятствуют процессу экологизации школьной географии. Экологическую направленность имеют практически все разделы этой дисциплины. География аккумулирует в себя знания из различных школьных курсов, и благодаря этому позволяет формировать представление о разнообразии эпигеосферы.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе обучения географии. Изучение курса географии не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.
В ходе экспериментальной работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры при использовании традиций и обычаев народов Средней Азии должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования выяснилось, что выделенные нами формы и методы способствует формированию экологической культуры учащихся. Это подтверждается достоверными данными, полученными в результате исследования. Обобщая опыт проведенной работы над данной темой и, исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач, мы пришли к выводу, что в практике доминируют методы, которые реализуют проблемный подход в обучении и воспитании экологической образованности и культуры в обучении.
Основные формы работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности, помогают реализовать основную цель работы: воспитывать активную, инициативную, творческую личность на основе формирования экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Способствует удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности в познании окружающего мира, овладением учащимися системой географо-экологических знаний и умений, формируем умение применять их в различных ситуациях и правильно выбрать свой жизненный путь.
Обобщая выше изложенное, считаем, что результатом работы является интерес учащихся к изучению предмета через формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочной деятельности, в связи, с чем повышается уровень знаний.
Завершая рассмотрение основных теоретических вопросов, связанных с рассмотрением экологической культуры как основы образования для устойчивого развития, представляется целесообразным обобщить вышеизложенное в следующем положении: особенности взаимосвязи
экологической культуры и образования для устойчивого развития в основном определяют следующие факторы:
- универсальные духовные ценности, экологический и нравственный императивы, принцип коэволюции;
- экологические знания;
- экологические ценности (ценностные установки направленные на сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества);
- нормы экологической морали и этики;
- экологические (социально-экологические) потребности;
- традиции, навыки, привычки;
- научно обоснованные способы рационального природопользования;
- методы охраны окружающей природной среды и т. д.
В целях формирования экологической культуры учащихся необходимо продолжить работу по изучению традиций и обрядов народов на уроках географии.
Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, вязаных с изучением взаимодействия личности в системе «человек - общество - природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Реалии современного мира благоприятствуют процессу экологизации школьной географии. Экологическую направленность имеют практически все разделы этой дисциплины. География аккумулирует в себя знания из различных школьных курсов, и благодаря этому позволяет формировать представление о разнообразии эпигеосферы.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе обучения географии. Изучение курса географии не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.
В ходе экспериментальной работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры при использовании традиций и обычаев народов Средней Азии должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования выяснилось, что выделенные нами формы и методы способствует формированию экологической культуры учащихся. Это подтверждается достоверными данными, полученными в результате исследования. Обобщая опыт проведенной работы над данной темой и, исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач, мы пришли к выводу, что в практике доминируют методы, которые реализуют проблемный подход в обучении и воспитании экологической образованности и культуры в обучении.
Основные формы работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности, помогают реализовать основную цель работы: воспитывать активную, инициативную, творческую личность на основе формирования экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Способствует удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности в познании окружающего мира, овладением учащимися системой географо-экологических знаний и умений, формируем умение применять их в различных ситуациях и правильно выбрать свой жизненный путь.
Обобщая выше изложенное, считаем, что результатом работы является интерес учащихся к изучению предмета через формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочной деятельности, в связи, с чем повышается уровень знаний.
Завершая рассмотрение основных теоретических вопросов, связанных с рассмотрением экологической культуры как основы образования для устойчивого развития, представляется целесообразным обобщить вышеизложенное в следующем положении: особенности взаимосвязи
экологической культуры и образования для устойчивого развития в основном определяют следующие факторы:
- универсальные духовные ценности, экологический и нравственный императивы, принцип коэволюции;
- экологические знания;
- экологические ценности (ценностные установки направленные на сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества);
- нормы экологической морали и этики;
- экологические (социально-экологические) потребности;
- традиции, навыки, привычки;
- научно обоснованные способы рационального природопользования;
- методы охраны окружающей природной среды и т. д.
В целях формирования экологической культуры учащихся необходимо продолжить работу по изучению традиций и обрядов народов на уроках географии.
Подобные работы
- ЦВЕТОВАЯ КУЛЬТУРА ФРАГМЕНТОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДА СОЧИ
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Информационно-коммуникативные механизмы миграционной политики
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



