Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры на традициях Азербайджанского народа

Работа №43513

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической
культуры в педагогической науке 5
1.1 Экологическая культура как результат экологического
образования 5
1.2 Понятие и содержание экологической культуры 11
1.3 Роль традиций в формировании экологической культуры
в школах Азербайджана 14
ГЛАВА 2. Формирование экологической культуры на уроках географии 20
2.1 Этапы экологического воспитания и формирования
экологической культуры в курсе географии 20
2.2 Пути совершенствования формирования экологической культуры
на уроках географии 24
2.3 Использование средств краеведения в формировании
экологической культуры школьников 27
Глава 3. Роль природно-климатических факторов в формировании некоторых особенностей культуры, традиций и характера азербайджанского народа 30
3.1. Физико-географическая характеристика Республики Азербайджан 39
3.2. Современные экологические проблемы Азербайджана 52
3.3. Построение уроков географии на основе изучения традиций
Азербайджанского народа, направленные на развитие экологической культуры 59
3.4. Разработка внеурочного мероприятия для школьников «Знатоки
географии Азербайджана» 67
3.5. Основные итоги экспериментальной работы по формированию
экологической культуры на уроках географии на основе традиций азербайджанского народа 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Изучение и воспитание экологической культуры на уроках географии - важная задача общества. Необходимо посредством обучения воспитать у учащихся правильное отношение к собственному здоровью, защитить окружающую среду от нарастающего антропогенного прессинга [2].
Основной причиной современной актуализации научной разработки проблематики экологической культуры является критическая степень обострения социоприродных противоречий на современном этапе общего комплекса взаимодействия общества и природы, когда антропогенные воздействия на окружающую природную среду в условиях глобализации привели человечество на грань экологической катастрофы, которую можно избежать только при условии смены традиционных ориентиров социокультурного развития. Результатом данных перемен, по общему мнению научного сообщества, должно стать проявление в социальной реальности экологической культуры, формирующей коэволюционное развитие человека и природы [3].
Проблема изучения экологической культуры относительно новая, и актуальность обусловлена все более и более обостряющимся экологическим кризисом. Исходя из этого, воспитание адекватного восприятия окружающей среды, так же как и "экологической культуры" становится в современном мире одним из наиболее важных.
Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. Чем раньше учёные начнут "бить тревогу", чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической, образовательной.
Формирование экологической культуры школьников приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности. [15]
В том или ином виде большинство феноменов, относимых ныне к сфере экологической культуры, существовали веками, однако при этом экологическая культура обладала конкретно-историческим содержанием. Важное место в анализе проблем экологической культуры с позиции исторического подхода принадлежит трудам таких отечественных ученых, как Воронин И.А., Гайсин И.Т., Дмитриева Е.Е., Зеньковский В.В., Крымов А.С., Лабутин Е.Н., Никольский Б.В., Соловьев В.П., Мостов И.Т., Уразметов И.А., Хусаинов З.А., Якушев В.А.
В нашем исследовании мы рассматриваем в том числе народную педагогику, несущую черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями этносов, проживающих на территории Республики Азербайджан
Цель диссертации: изучение путей формирования экологической культуры на традициях Азербайджанской республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- представить теоретические аспекты исследования особенностей развития экологической культуры обучающихся на уроках географии;
- организовать и провести экспериментальное исследование по формированию экологической культуры на уроках географии на субстрате
традиций и обрядов среднеазиатских народов.
- выявить роль природно-климатических факторов в формировании некоторых особенностей культуры, традиций и характера азербайджанского народа
Объект исследования - методы и приёмы формирования экологической культуры учащихся в образовательном процессе.
Предметом исследования является раскрытие процесса формирования экологической культуры учащихся на уроках географии.
Методы исследования:
- теоретический - изучение научно-методической, психолого-педагогической, литературы;
- эмпирический - объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистический: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический анализ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление экологической культуры - процесс очень сложный. Он протекает под воздействием многих факторов, отражает объективные и субъективные трудности развития личности.
Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, вязаных с изучением взаимодействия личности в системе «человек - общество - природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Реалии современного мира благоприятствуют процессу экологизации школьной географии. Экологическую направленность имеют практически все разделы этой дисциплины. География аккумулирует в себя знания из различных школьных курсов, и благодаря этому позволяет формировать представление о разнообразии эпигеосферы.
В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе обучения географии. Изучение курса географии не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии. Использование экологического материала о своем родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам не только своего края, но и всей Земли в целом.
В ходе экспериментальной работы мы убедились в том, что оптимальное сочетание форм и методов формирования экологической культуры при использовании традиций и обычаев народов Средней Азии должно стать составной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования выяснилось, что выделенные нами формы и методы способствует формированию экологической культуры учащихся. Это подтверждается достоверными данными, полученными в результате исследования. Обобщая опыт проведенной работы над данной темой и, исходя из поставленной цели и вытекающих из неё задач, мы пришли к выводу, что в практике доминируют методы, которые реализуют проблемный подход в обучении и воспитании экологической образованности и культуры в обучении.
Основные формы работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности, помогают реализовать основную цель работы: воспитывать активную, инициативную, творческую личность на основе формирования экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Способствует удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности в познании окружающего мира, овладением учащимися системой географо-экологических знаний и умений, формируем умение применять их в различных ситуациях и правильно выбрать свой жизненный путь.
Обобщая выше изложенное, считаем, что результатом работы является интерес учащихся к изучению предмета через формирование экологической культуры на уроках географии и во внеурочной деятельности, в связи, с чем повышается уровень знаний.
Завершая рассмотрение основных теоретических вопросов, связанных с рассмотрением экологической культуры как основы образования для устойчивого развития, представляется целесообразным обобщить вышеизложенное в следующем положении: особенности взаимосвязи
экологической культуры и образования для устойчивого развития в основном определяют следующие факторы:
- универсальные духовные ценности, экологический и нравственный императивы, принцип коэволюции;
- экологические знания;
- экологические ценности (ценностные установки направленные на сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества);
- нормы экологической морали и этики;
- экологические (социально-экологические) потребности;
- традиции, навыки, привычки;
- научно обоснованные способы рационального природопользования;
- методы охраны окружающей природной среды и т. д.
В целях формирования экологической культуры учащихся необходимо продолжить работу по изучению традиций и обрядов народов на уроках географии.



1. Агасиева Э.А. Азербайджанцы: особенности национального характера /Э.А. Агасиева// Новости Азербайджана. Баку, 2010
2. Акимова Л. В. Методика формирования эколого - ориентированного прогностического умения у школьников / Л. В. Акимова // География в школе. - 2006. - № 1. - с. 36-37.
3. Андрюшова Ю. С. Формирование экологической культуры на уроках географии / Ю. С. Андрюшова // География в школе. - 2006. - № 7. - с. 42-44.
4. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Серия стандарты второго поколения. / А.Г. Асмолова- М.: Просвещение, 2011.
5. Ахмедов А.Дж. Азербайджанская кулинария. Баку: «Ишыг», 1987.
6. Бархалов Г.Н. Темпы роста и судьбы цивилизаций., Уч. записки БСУ №1. Баку, 2008
7. Белавина И.Н. Планета - наш дом : методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М., 2009 .
8. Беркутов В.В. Этапы формирования экологической культуры: Учебник / В.В. Беркутов. - М.: Просвещение, 2013. - 310 с.
9. Васильев, С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
10. Васильев В.И. Экологическое образование: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012.- 167 с.
11. Волжина, И.А. Формирование экологического мышления школьников в процессе предметно-практической деятельности / И. А. Волжина - М.,2009.
12. Гайсин И.Т. Формирование эколого-географической культуры старшеклассников на основе интеграции историко-обществоведческого и географического образования/ И.Т. Гайсин, И.И. Фазылзянова // Современные исследования социальных проблем. -2011. -№3. -С.75-89
13. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Стратегия формирования экологической культуры как условия безопасности страны // Экологическая культура и образование: опыт России и Беларуси. М., 2000.
14. Грехова, Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры занятия и развлечения с детьми / Л.И. Грехова - Москва-Ставрополь, 2009 .
15. Грин X. С. Предсказание погоды с помощью астрометеорологии. Саратов: Научная книга, 2006. С. 25
16. Гурбанов Т.Р. География и окружающая среда. Мат. научно-практич. конф. ГО Баку, 2002
17. Давыдова М.И., Раковская Э.М., Тушинский Г.К. Физическая география СССР. Т. 1. М., Просвещение, 1989
18. Дагбаева, Н.В.Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета./ Н.В. Дагбаева //Воспитание школьников. - 2005.- № 10.
19. Демидова, Н. Н. Продуктивная познавательная самостоятельная деятельность учащихся при изучении экологических проблем России [Текст] / Н. Н. Демидова // География в школе. - 2009. - № 6. - с. 34-35.
20. Дерябо С. Д Экологическая педагогика и психология : учеб. пособие для студентов вузов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д, 2006. 480.
21. Дзятковская, Е.Н. Методические рекомендации по реализации
экологического образования в федеральных государственных
образовательных стандартах второго поколения./ Е.Н.Дзятковская , А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров - М. : Образование и экология, 2011.
22. Душина, И. В. Экологический аспект в географии [Текст] / И. В. Душина // Г еография в школе. - 2006. - № 4. - с. 42-43.
23. Душина, И.В. Методика преподавания географии/ И.В. Душина - М.,2007.
24. Зверев, А. Т. Устойчивое развитие и экологическое образование / А. Т. Зверев // Г еография в школе. - 2009. - № 6. - с. 11-13
25. Игнатова, В.А. Экологическая культура: учеб. пособие /В.А. Игнатова; Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.
Менделеева, 2000. - 212 с.
26. Исмайлова У.Т. Влияние бытовых отходов на повышение экологического риска в прибрежных регионах Азербайджана. Труды ГО Азербайджана Том ХУ Баку, 2010.
27. Историческая экология и историческая демография. Сб. научных статей / Под ред. Ю. А. Полякова. М., 2013.
28. Кавтарадзе Д Н. Как приучить человека рационально использовать природные ресурсы? //Барьер безопасности. 2002. №11.
29. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии./ И.Р. Казимирова - Гомель, 2010.
30. Курбанов Т. О некоторых экологических проблемах Азербайджана /Т. Курбанов. 1 Международная конференция. Актуальные проблемы исследований Азербайджана. Баку. 2010. С 214-221
31. Керимова Э.Д. Техногенное воздействие и антропогенная трансформация современных ландшафтов прибрежной зоны (на примере Апшеронского полуострова) Труды ГО Азербайджана Том ХУ Баку , 2010.
32. Козлова В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / В.В Козлова, А.М. Кондакова - М.: Просвещение, 2011.
33. Кривошапкина, О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт) / О.М. Кривошапкина - М.: Просвещение, 2001.
34. Кутырев В. А. Экологический кризис: постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996 . № 11. 26—31.
35. Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: пособие для учителей./ Т.В. Кучер - М.: Просвещение, 2010.
36. Лагутин А.. О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Автореферат дисс. На соиск. уч. степ, к. ф. н. Краснодар: 2001.
37. Литвинова, Л. С. Нравственно - экологическое воспитание школьников / Л. С. Литвинова - М.: «5 за знания», 2005. - 125 с.
38. Лиханова, Т.Н. Формирование экологической культуры
старшеклассников в процессе реализации региональных программ экологического образования / Т.Н. Лиханова - Пенза, 2001.
39. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. Пособие - М.., 2008. 464.
40. Лось В. А.. Экологические ориентиры выхода цивилизации на уровень устойчивого развития // Актуальные проблемы социальной философии. М.: 1998, 51.
41. Мамедов Н. М. Экология, культура, образование. М., 2006.
42. Мамедова, Н.М Экологическое образование: концепции и методические подходы / Н.М. Мамедова. - М., 1996.
43. Марлинская С.В. Продуктивное экологическое образование / Марлинская С.В., Шишмакова Е. А. //Народное образование. - 2008. - № 10.
44. Межжерин В. Человек экологический // Зеркало недели 23 авг. 1 сент. 2002, №32.
45. Миронов, А.В. Экологическая составляющая географического образования (в свете требований ФГОС). /А.В.Миронов //География и экология. -2012. -№10 .
46. Николина, В. В. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе в процессе обучения географии / В. В. Николина // Г еография и экология в школе XXI века. - 2009. - № 1.
47. Никонорова Е. В. Экологическая культура и факторы ее формирования (философско-социологический аспект проблемы). Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д.ф.н., М.: 2014.
48. Пономарёва, О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учебно - методическое пособие / О. Н. Пономарёва - М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2014. - 62 с.
49. Пономаренко, Е. В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания /Е. В. Пономаренко // Образование. -2007. -№ 5.
50. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011.
51. Родзевич, Н. Н. Преобразование природы России / Н. Н. Родзевич // Г еография и экология в школе XXI века. - 2009. - № 1.
52. Родзевич, Н.Н. География и экологическая культура/ Н.Н. Родзевич // География в школе,-2009.- №4.
53. Румянцев, А. Проблемы экологической политики ЕС / А. Румянцев // Безопасность Евразии. - 2008. - № 4 .
54. Рыбакова М. В. Современная экологическая практика. М., 2006.
55. Ситаров В. А. Социальная экология/ В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. М., 2010. 280.
56. Соловьёв, М. С. Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов / М. С. Соловьёв // География в школе. - 2008. - № 5. - с. 46 - 47.
57. Тахмасиб М.Х. Азербайджанские народные дастаны. Баку: Элм, 1972.
58. Теплов, Д. Л. Экологический практикум [Текст]: Для учащихся 5,6 классов / Д. Л. Теплов. - М.: Устойчивый мир, 1999. - 32 с.
59. Федеральный государственный стандарт основного общего
образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011.
60. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Республики Татарстан. 2-е переработанное и дополненное издание., - Казань, 2013
61. Хусаинов З.А. Формирование экологической культуры учащихся национальных школ // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 5. -С. 85-88.
62. Хусаинов З.А. Экологическая культура учащихся - Казань: изд-во КГУ, Монография. 2004.
63. Хусаинов 3. А. Региональная модель формирования экологической культуры учащихся: Монография. - Казань: Экоцентр, 2002.
64. Швец, И.М. Теория и методика экологизации естественнонаучного образования. / И.М. Швец. - Н. Новгород, 2001.
65. Щенев, В. А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии/ В. А. Щенев — М.,2009.
66. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И. С. М. Якиманская, 2006г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ