Технология работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации (Методика и технология работы социального педагога, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы работы социального педагога в социально педагогической деятельности с семьей 7
1.1 Социально педагогическая деятельность 7
1.2. Семья как фактор социализации 12
1.3. Семья в трудной жизненной ситуации 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Изучение программ деятельности социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации 23
2.1. Программы социально-педагогической деятельности с семьей 23
2.2. Диагностические методики по изучению семьи в трудной жизненной ситуации 35
2.3. Практические рекомендации по организации социально-педагогической деятельности с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию 41
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы и источников 54
Глава 1. Теоретические подходы работы социального педагога в социально педагогической деятельности с семьей 7
1.1 Социально педагогическая деятельность 7
1.2. Семья как фактор социализации 12
1.3. Семья в трудной жизненной ситуации 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Изучение программ деятельности социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации 23
2.1. Программы социально-педагогической деятельности с семьей 23
2.2. Диагностические методики по изучению семьи в трудной жизненной ситуации 35
2.3. Практические рекомендации по организации социально-педагогической деятельности с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию 41
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы и источников 54
В связи с преобразованиями, происходящими в обществе, семья сталкивается с множеством социальных проблем, которые зачастую дестабилизируют ее жизненные функции и снижают ее способность к адаптации в новых условиях. Согласно этому современное общество нуждается в поиске путей развития российской семьи, которая должна приспосабливаться к новой социально-экономической ситуации. В условиях обострения социальных проблем, обнажились социально-педагогические проблемы семьи, такие как проблемы жилищного обеспечения, резко падающего материального достатка, трудоустройства, которые создают у семьи ощущение неизвестности перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт.
Актуальность темы исследования продиктована тем, что к семье как первичному институту социализации личности предъявляются все новые вызовы, которые требуют, чтобы воспитанию детей в семье оказывалось еще больше внимания, поскольку именно родительская поддержка имеет важнейшее значение для развития и становления личности ребенка, для самих родителей. В этих условиях признание основополагающей природы семьи и роли родителей и создание необходимых условий для воспитания детей в высших интересах ребенка становятся важной задачей государства.
Степень разработанности проблемы. Проблема организации социально-педагогической работы с семьями, воспитывающих детей, представлена в научных трудах В.И. Курбатова, А.В. Мудрик, С.И. Сайгашевой и др. Сущность понятия социально-педагогической деятельности раскрыта в работах Е.А. Кириллова, Л.Д. Столяренко, Ф.С. Тумусова и др. Понятие «семья в трудной жизненной ситуации» проанализировано в исследованиях И.В. Кичевой, О.А. Шаваевой и др.
Научный интерес представляет практическая реализация теоретических наработок по проблеме организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, опыт которых представлен в исследованиях Ю. Белополовой, А.А. Марьянова, Ю.В. Терентьевой.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социально-педагогического сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуации, и отсутствием данного опыта у социальных педагогов образовательных организаций. В этой связи проблема исследования заключается в следующем: как организовать социально-педагогическую работу с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Цель исследования – определить специфику технологии работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность.
Предмет исследования – технология работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «социально-педагогическая деятельность».
2. Проанализировать подходы к определению понятия «семья в трудной жизненной ситуации».
3. Выявить содержание и структуру социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Гипотеза: если социально-педагогическая работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, выстраивается с учетом жизненной ситуации конкретной семьи и на основе запросов со стороны социума, то это оказывает значительное влияние на социально-педагогическую поддержку семьи данного типа со стороны организации образования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, изучение нормативно-правовых актов, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – анализ социально-педагогического опыта практикующих социальных педагогов.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется:
- на системном подходе к социально-педагогической деятельности – В.И. Курбатова, А.В. Мудрик и др.;
- на деятельностном подходе к организации социально-педагогической работы с семьями в трудной жизненной ситуации – Р.В. Овчаровой, О.А. Шаваевой и др.;
- на практическом опыте социальных педагогов, разработавших технологию работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию – Ю. Белополовой, А.А. Марьянова, Ю.В. Терентьевой и др.
Научная значимость исследования заключается в том, что выявлена специфика организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, в условиях образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации подходов социально-педагогической деятельности с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен практический опыт социальных педагогов, который может быть использован в работе социальных педагогов образовательных организаций по организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и источников.
Актуальность темы исследования продиктована тем, что к семье как первичному институту социализации личности предъявляются все новые вызовы, которые требуют, чтобы воспитанию детей в семье оказывалось еще больше внимания, поскольку именно родительская поддержка имеет важнейшее значение для развития и становления личности ребенка, для самих родителей. В этих условиях признание основополагающей природы семьи и роли родителей и создание необходимых условий для воспитания детей в высших интересах ребенка становятся важной задачей государства.
Степень разработанности проблемы. Проблема организации социально-педагогической работы с семьями, воспитывающих детей, представлена в научных трудах В.И. Курбатова, А.В. Мудрик, С.И. Сайгашевой и др. Сущность понятия социально-педагогической деятельности раскрыта в работах Е.А. Кириллова, Л.Д. Столяренко, Ф.С. Тумусова и др. Понятие «семья в трудной жизненной ситуации» проанализировано в исследованиях И.В. Кичевой, О.А. Шаваевой и др.
Научный интерес представляет практическая реализация теоретических наработок по проблеме организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, опыт которых представлен в исследованиях Ю. Белополовой, А.А. Марьянова, Ю.В. Терентьевой.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социально-педагогического сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуации, и отсутствием данного опыта у социальных педагогов образовательных организаций. В этой связи проблема исследования заключается в следующем: как организовать социально-педагогическую работу с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Цель исследования – определить специфику технологии работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность.
Предмет исследования – технология работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «социально-педагогическая деятельность».
2. Проанализировать подходы к определению понятия «семья в трудной жизненной ситуации».
3. Выявить содержание и структуру социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Гипотеза: если социально-педагогическая работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, выстраивается с учетом жизненной ситуации конкретной семьи и на основе запросов со стороны социума, то это оказывает значительное влияние на социально-педагогическую поддержку семьи данного типа со стороны организации образования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, изучение нормативно-правовых актов, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – анализ социально-педагогического опыта практикующих социальных педагогов.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется:
- на системном подходе к социально-педагогической деятельности – В.И. Курбатова, А.В. Мудрик и др.;
- на деятельностном подходе к организации социально-педагогической работы с семьями в трудной жизненной ситуации – Р.В. Овчаровой, О.А. Шаваевой и др.;
- на практическом опыте социальных педагогов, разработавших технологию работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию – Ю. Белополовой, А.А. Марьянова, Ю.В. Терентьевой и др.
Научная значимость исследования заключается в том, что выявлена специфика организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, в условиях образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации подходов социально-педагогической деятельности с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен практический опыт социальных педагогов, который может быть использован в работе социальных педагогов образовательных организаций по организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и источников.
Семья – полноправный институт социального воспитания, и перед ней стоит задача преодолеть отчуждение детей, возникающее в результате разводов, ранней сексуальной жизни, беременности несовершеннолетних, отказа от детей, роста числа семей, в которых дети воспитываются одним из родителей, предоставления подростков самим себе в связи с занятостью родителей, разрушением патриархальных семей и потерей авторитета в семье отца, что негативно отражается на отношениях между родителями и детьми и приводит к утрате родителями основного воспитательного влияния на подрастающее поколение.
В ходе исследования было установлено, что социально-педагогическая работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, должна быть направлена на оказание социально-психологической помощи такой семье, решение семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социального потенциала.
Социально-профилактическая работа с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых подходов, ориентированных на устранение причин возникновения проблем, преодоление семейного неблагополучия, конфликтов, разводов и т.д. Такой подход к осмыслению социально-педагогической работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, другой – на уровне влияния в этих процессах социальных компонентов среды, выделения системообразующих факторов, способствующих или препятствующих социализации и ресоциализации с учетом требований морали и социальных ценностей, потребностей практики общественного развития.
В ходе исследования было установлено, что социально-педагогическая работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, должна быть направлена на оказание социально-психологической помощи такой семье, решение семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социального потенциала.
Социально-профилактическая работа с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых подходов, ориентированных на устранение причин возникновения проблем, преодоление семейного неблагополучия, конфликтов, разводов и т.д. Такой подход к осмыслению социально-педагогической работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, другой – на уровне влияния в этих процессах социальных компонентов среды, выделения системообразующих факторов, способствующих или препятствующих социализации и ресоциализации с учетом требований морали и социальных ценностей, потребностей практики общественного развития.
Подобные работы
- Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от ролевой структуры семьи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Особенности воспитания подростков с девиантным поведением (Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Защита социальных прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Российский Университет Транспорта)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантым поведением из семей в тяжелой жизненной ситуации (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Мотивация к творчеству в процессе обучения студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



