Технология работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации (Методика и технология работы социального педагога, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы работы социального педагога в социально педагогической деятельности с семьей 7
1.1 Социально педагогическая деятельность 7
1.2. Семья как фактор социализации 12
1.3. Семья в трудной жизненной ситуации 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Изучение программ деятельности социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации 23
2.1. Программы социально-педагогической деятельности с семьей 23
2.2. Диагностические методики по изучению семьи в трудной жизненной ситуации 35
2.3. Практические рекомендации по организации социально-педагогической деятельности с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию 41
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы и источников 54
В связи с преобразованиями, происходящими в обществе, семья сталкивается с множеством социальных проблем, которые зачастую дестабилизируют ее жизненные функции и снижают ее способность к адаптации в новых условиях. Согласно этому современное общество нуждается в поиске путей развития российской семьи, которая должна приспосабливаться к новой социально-экономической ситуации. В условиях обострения социальных проблем, обнажились социально-педагогические проблемы семьи, такие как проблемы жилищного обеспечения, резко падающего материального достатка, трудоустройства, которые создают у семьи ощущение неизвестности перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт.
Актуальность темы исследования продиктована тем, что к семье как первичному институту социализации личности предъявляются все новые вызовы, которые требуют, чтобы воспитанию детей в семье оказывалось еще больше внимания, поскольку именно родительская поддержка имеет важнейшее значение для развития и становления личности ребенка, для самих родителей. В этих условиях признание основополагающей природы семьи и роли родителей и создание необходимых условий для воспитания детей в высших интересах ребенка становятся важной задачей государства.
Степень разработанности проблемы. Проблема организации социально-педагогической работы с семьями, воспитывающих детей, представлена в научных трудах В.И. Курбатова, А.В. Мудрик, С.И. Сайгашевой и др. Сущность понятия социально-педагогической деятельности раскрыта в работах Е.А. Кириллова, Л.Д. Столяренко, Ф.С. Тумусова и др. Понятие «семья в трудной жизненной ситуации» проанализировано в исследованиях И.В. Кичевой, О.А. Шаваевой и др.
Научный интерес представляет практическая реализация теоретических наработок по проблеме организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, опыт которых представлен в исследованиях Ю. Белополовой, А.А. Марьянова, Ю.В. Терентьевой.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социально-педагогического сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуации, и отсутствием данного опыта у социальных педагогов образовательных организаций. В этой связи проблема исследования заключается в следующем: как организовать социально-педагогическую работу с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Цель исследования – определить специфику технологии работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования – социально-педагогическая деятельность.
Предмет исследования – технология работы социального педагога с семьей в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «социально-педагогическая деятельность».
2. Проанализировать подходы к определению понятия «семья в трудной жизненной ситуации».
3. Выявить содержание и структуру социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Гипотеза: если социально-педагогическая работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, выстраивается с учетом жизненной ситуации конкретной семьи и на основе запросов со стороны социума, то это оказывает значительное влияние на социально-педагогическую поддержку семьи данного типа со стороны организации образования.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, изучение нормативно-правовых актов, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; экспериментальные – анализ социально-педагогического опыта практикующих социальных педагогов.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется:
- на системном подходе к социально-педагогической деятельности – В.И. Курбатова, А.В. Мудрик и др.;
- на деятельностном подходе к организации социально-педагогической работы с семьями в трудной жизненной ситуации – Р.В. Овчаровой, О.А. Шаваевой и др.;
- на практическом опыте социальных педагогов, разработавших технологию работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию – Ю. Белополовой, А.А. Марьянова, Ю.В. Терентьевой и др.
Научная значимость исследования заключается в том, что выявлена специфика организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, в условиях образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации подходов социально-педагогической деятельности с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщен практический опыт социальных педагогов, который может быть использован в работе социальных педагогов образовательных организаций по организации социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и источников.
Семья – полноправный институт социального воспитания, и перед ней стоит задача преодолеть отчуждение детей, возникающее в результате разводов, ранней сексуальной жизни, беременности несовершеннолетних, отказа от детей, роста числа семей, в которых дети воспитываются одним из родителей, предоставления подростков самим себе в связи с занятостью родителей, разрушением патриархальных семей и потерей авторитета в семье отца, что негативно отражается на отношениях между родителями и детьми и приводит к утрате родителями основного воспитательного влияния на подрастающее поколение.
В ходе исследования было установлено, что социально-педагогическая работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию, должна быть направлена на оказание социально-психологической помощи такой семье, решение семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социального потенциала.
Социально-профилактическая работа с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых подходов, ориентированных на устранение причин возникновения проблем, преодоление семейного неблагополучия, конфликтов, разводов и т.д. Такой подход к осмыслению социально-педагогической работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, другой – на уровне влияния в этих процессах социальных компонентов среды, выделения системообразующих факторов, способствующих или препятствующих социализации и ресоциализации с учетом требований морали и социальных ценностей, потребностей практики общественного развития.
1. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014 . – № 40. – Ст. 3822.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru
3. Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 «178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 34. – Ст. 2414.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497. // Собрание законодательства РФ. – 2016 . – № 63. – Ст. 3235.
5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р). // Собрание законодательства РФ. – 2015 . – № 40. – Ст. 2987.
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). // Собрание законодательства РФ. – 2016 . – № 24. – Ст. 3874.
7. Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 04 сентября 2013 года № 56-ЗС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460177206 (Дата обращения: 26.11.2018 г.)
8. Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460177206 (Дата обращения: 26.11.2018 г.)
9. Белополова, Ю. Технологии социальной работы с семьей в трудной жизненной ситуации [Текст] / Ю. Белополова // Открытая школа. – 2017. – №5. – С. 36-42.
10. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография [Текст] / Н. М. Борытко; науч. ред Н. К. Сергеев. – Волгоград : Перемена, 2011. – 181 с.
11. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. пособие [Текст] / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
12. Зиновьева, Е. М. Программа работы социального педагога с неполной семьей [Текст] / Е. М. Зиновьева // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 46-54.
13. Карасева, И. В. Методы работы с детьми и подростками из неблагополучной семьи / И. В. Карасева // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 102-115.
14. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей : учебное пособие [Текст] / Л. В. Карцева. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 224 с.
15. Кириллов, Е. А. Социальная педагогика [Текст] / Е. А. Кириллов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 512 с.
16. Кичева, И. В. Современные трансформации терминологии социального воспитания [Текст] / И. В. Кичева // Социус. – 2012. – № 3. – С. 49-51.
17. Курбатов, В. И. Социальное проектирование [Текст] / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов-на-Дону : Феникс. 2001. – 187 с.
18. Леньков, Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование : учеб. пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент» [Текст] / Р. В. Леньков. – Москва : ЦСП и М, 2013. – 192 с.
19. Луков, В. A. Социальное проектирование : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / В. А. Луков. – Москва : Изд- во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с.
20. Мартьянов, А. А. Содержание социально-педагогической работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию [Текст] / А. А. Мартьянов // Воспитание школьников. – 2017. – №4. – С. 78-82.
21. Морозова, Т. Д. Социология образования [Текст] / Т. Д. Морозова. – Москва : Проспект, 2010. – 464 с.
22. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб.пособие [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва : Академия, 2015. – 184 с.
23. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье : орг. пед. и соц. помощи неполн. Семьям : пособие для психологов и педагогов [Текст] / Я. Г. Николаева. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 159 c.
24. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – Москва : Изд-во «ТЦ Сфера», 2014. – 220 с.
25. Организация и технологии постинтернатного сопровождения детей-сирот : метод. пособие [Текст] / под ред. А. П. Лаврович. – Минск : В.И.З.А. ГРУПП, 2010. – 312 с.
26. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы : учеб. пособие [Текст] / Е. М. Рыбинский. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
27. Сайгушева, Л. И. Социально-педагогическая деятельность с семьёй в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие [Текст] / Л. И. Сайгушева. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 172 с.
28. Сидоренко, Е. Социальное воспитание современных старшеклассников [Текст] / Е. Сидоренко. – Санкт-Петербург : Речь, 2011. – 350 с.
29. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения : Учебное пособие для студ. вузов [Текст] / Под ред. В. С. Торохтий. – Москва : АНО СПО «СОТИС», 2013. – 456 с.
30. Столяренко, Л. Д. Социальная психология : учебное пособие [Текст] / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Москва : КНОРУС, 2014. – 336 с.
31. Терентьева, Ю. В. Семья как институт социализации личности [Текст] / Ю. В. Терентьева // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 74-78.
32. Тумусов, Ф. С. Семья и постиндустриальная цивилизация [Текст] / Ф. С. Тумусов // Вопросы философии. 2011. – №12. – С. 153-162
33. Фурманов, И. А. Социальная работа с детьми, лишёнными родительской опеки [Текст] / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова. − 2-е изд. − Минск : Тесей, 2013. − 320 с.
34. Шаваева, О. А. Семья как объект социально-педагогической деятельности [Текст] / О. А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г. – Тамбов, 2014 – С. 175-177
35. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / П. А. Шептенко. – Москва : Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
36. Чурекова, Т. М. Социальное воспитание [Текст] / Т. М. Чурекова, И. В. Гравова, Ж.С. Максимова. – Кемерово : ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2016. – 166 с.
37. Elbaum, Sandra N. Grammar in Context-2 / Sandra N. Elbaum. – Boston: Heinle & Heinle Publishers, 2001. – 478 р.
38. Dooley, Jenny. Grammarway 1 / Jenny Dooley, Virginia Evans. – Express Publishing, 1998. – 126 p.