Теоретико-методологические основы формирования навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи (Алалия. Афазия, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка. Экспериментальная выборка составила 12 детей старшего дошкольного возраста: 6 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет. У 5 детей согласно заключению логопеда афазия, у 7 дошкольников диагностирована алалия.
В приложениях результаты диагностики.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность понятия «пересказ». Виды пересказа 6
1.2 Особенности обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 15
2.1 Особенности пересказа текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
2.2 Методические основы обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу 18
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
3.1 Процедура и методика исследования 23
3.2 Анализ результатов исследования 25
3.3 Рекомендации по формированию навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Выборка. Экспериментальная выборка составила 12 детей старшего дошкольного возраста: 6 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет. У 5 детей согласно заключению логопеда афазия, у 7 дошкольников диагностирована алалия.
В приложениях результаты диагностики.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность понятия «пересказ». Виды пересказа 6
1.2 Особенности обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14
ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 15
2.1 Особенности пересказа текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
2.2 Методические основы обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу 18
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 23
3.1 Процедура и методика исследования 23
3.2 Анализ результатов исследования 25
3.3 Рекомендации по формированию навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Актуальность исследования. Одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Значительные трудности в овладении навыками пересказа у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Вторичные отклонения в развитии психических процессов создают дополнительные трудности. У детей с ОНР отмечаются трудности при планировании пересказа и отборе соответствующих языковых средств. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число грамматических и синтаксических ошибок. Поэтому выбранная тема исследования относится к числу актуальных проблем современной дошкольной логопедии.
В настоящее время можно выделить ряд противоречий:
- между необходимостью формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и отсутствием специальных методик по организации обучения пересказу дошкольников с ОНР;
- между требованиями ФГОС ДО к уровню сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием в работе логопедов определенной системы в формировании навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Проблема исследования: как формировать навыки пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель исследования – изучить особенности коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности обучения пересказу старших дошкольников с нормальным речевым развитием
2. Определить особенности коррекционно-логопедической работы по обучению пересказу старших дошкольников с ОНР.
3. Проанализировать методические основы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу.
4. Выявить состояние умения у старших дошкольников с ОНР пересказывать в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказ характеризуется непроизвольностью, сжатостью, отсутствием выразительных средств, значительными лексико-грамматическими нарушениями.
Объект исследования – процесс обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – условия коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Методики исследования: методика В. П. Глухова «Пересказ текста русской народной сказки «Теремок».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды О. А. Бизиковой, Л. С. Выготского, В. П. Глухова и др. Л. С. Выготский, С. Н. Самсонова, Н. А. Стародубова, Е. И. Юдина и др. раскрыли закономерности обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. У. М. Сидорова, О. Г. Хабарова и др. проанализировали особенности пересказа текстов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В. П. Глухов, О. А. Козырева, Е. А. Коровко и др. выявили методические особенности коррекционно-логопедической работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (октябрь – ноябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (декабрь 2018 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка. Экспериментальная выборка составила 12 детей старшего дошкольного возраста: 6 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет. У 5 детей согласно заключению логопеда афазия, у 7 дошкольников диагностирована алалия.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
В настоящее время можно выделить ряд противоречий:
- между необходимостью формирования навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и отсутствием специальных методик по организации обучения пересказу дошкольников с ОНР;
- между требованиями ФГОС ДО к уровню сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием в работе логопедов определенной системы в формировании навыков пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Проблема исследования: как формировать навыки пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель исследования – изучить особенности коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности обучения пересказу старших дошкольников с нормальным речевым развитием
2. Определить особенности коррекционно-логопедической работы по обучению пересказу старших дошкольников с ОНР.
3. Проанализировать методические основы обучения старших дошкольников с ОНР пересказу.
4. Выявить состояние умения у старших дошкольников с ОНР пересказывать в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказ характеризуется непроизвольностью, сжатостью, отсутствием выразительных средств, значительными лексико-грамматическими нарушениями.
Объект исследования – процесс обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – условия коррекционно-логопедической работы обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Методики исследования: методика В. П. Глухова «Пересказ текста русской народной сказки «Теремок».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды О. А. Бизиковой, Л. С. Выготского, В. П. Глухова и др. Л. С. Выготский, С. Н. Самсонова, Н. А. Стародубова, Е. И. Юдина и др. раскрыли закономерности обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. У. М. Сидорова, О. Г. Хабарова и др. проанализировали особенности пересказа текстов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В. П. Глухов, О. А. Козырева, Е. А. Коровко и др. выявили методические особенности коррекционно-логопедической работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (октябрь – ноябрь 2018 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (декабрь 2018 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (январь 2019 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка. Экспериментальная выборка составила 12 детей старшего дошкольного возраста: 6 мальчиков и 6 девочек. Возраст испытуемых – 5-6 лет. У 5 детей согласно заключению логопеда афазия, у 7 дошкольников диагностирована алалия.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Проблема формирования связной речи, в частности, обучения пересказу, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Выбор данной темы обусловлен исключительной актуальностью этой проблемы, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пересказа у старших дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, пересказа; выбран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей пересказа у дошкольников с ОНР; интерпретированы полученные результаты. Также в исследовании рассмотрен процесс становления навыка пересказа детей с нормальным развитием, представлена характеристика особенностей пересказа у дошкольников с ОНР, описана работа по обучению детей с речевым недоразвитием пересказу.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования пересказа, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Пересказ непроизволен, не проявляется осознанность в построении развернутого монологического высказывания. Для построения пересказа дети старшего дошкольного возраста с ОНР не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Выявленные недостатки в развитии навыка пересказа обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы в данном направлении.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования пересказа у старших дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, пересказа; выбран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей пересказа у дошкольников с ОНР; интерпретированы полученные результаты. Также в исследовании рассмотрен процесс становления навыка пересказа детей с нормальным развитием, представлена характеристика особенностей пересказа у дошкольников с ОНР, описана работа по обучению детей с речевым недоразвитием пересказу.
По результатам экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР мало заинтересованы в предложенных им заданиях, отмечается нарушение планирования пересказа, малая инициативность, дети не самостоятельны и инертны. Пересказ непроизволен, не проявляется осознанность в построении развернутого монологического высказывания. Для построения пересказа дети старшего дошкольного возраста с ОНР не используют выразительные средства, при этом присутствуют значительные лексико-грамматические нарушения. Выявленные недостатки в развитии навыка пересказа обнаруживают необходимость целенаправленной коррекционно-логопедической работы в данном направлении.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



