Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и элементы бюджетирования в организации 5
1.2. Задачи бюджетирования в организации 15
1.3. Методы бюджетирования в организации 22
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности организации 37
2.2. Анализ финансового состояния организации 47
2.3. Анализ системы бюджетирования в организации 56
3. Основные направления совершенствования системы бюджетирования в
организации 68
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы бюджетирования 68
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 73
Заключение 79
Список использованных источников 84
Приложения
В условиях нестабильности внешней среды, неопределенности условий хозяйствования, эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование.
Финансовое управление в рыночной экономике является непременным условием укрепления финансов предприятия, оптимизации используемых им денежных средств и ликвидации их дефицита. Финансовое состояние предприятия, отражая по сути дела конечные результаты его деятельности, интересует не только работников самого предприятия, но и партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы и др. Все это предопределяет актуальность использования современного инструментария системного финансового регулирования, которое максимально должно учитывать информацию как внутреннего, так и внешнего происхождения, то есть должно основываться на реализации схемы стратегического планирования, адаптированного к особенностям хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.
Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий дополнять бюджетированием, которое, представляя собой специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности. Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.
Цель данной работы - выявить специфику и разработать алгоритм бюджетирования деятельности предприятия, позволяющего управлять финансовыми результатами и денежными потоками структурных единиц и организации как единого целого, способствовать устойчивому функционированию предприятия. Основой задачей является разработка модели бюджетного управления ООО «Комплексное Обслуживание Района», на основании анализа состояния здоровья предприятия, и последующая автоматизация ее деятельности с применением СУБД Access.
Объектом изучения в данном дипломном проекте является ООО «Комплексное Обслуживание Района», а также процессы создания, освоения и применения моделей и методов, необходимых для формирования и внедрения эффективной системы бюджетного планирования на предприятии.
Предметом исследования стали внутренние микроэкономические управленческие отношения, складывающиеся в процессе внедрения и функционирования системы бюджетного планирования.
В процессе написания данной работы были использованы учебники и учебные пособия по теории управления финансами, статьи в ведущих бухгалтерских и финансовых изданиях, открытые публикации с различных газет и журналов, а так же материалы, собранные в период прохождения преддипломной практики в ООО «Комплексное Обслуживание Района».
Результатом работы является конкретизация процедур бюджетирования деятельности предприятия. Предложен алгоритм управления бюджетным процессом, позволяющий сформировать интегрированную систему анализа и планирования финансовых ресурсов.
Бюджетный метод планирования имеет целый ряд достоинств и в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов управления предприятием и диагностики финансового состояния предприятия, помогающего предотвратить кризис на предприятии.
Бюджетирование как специфическая форма управления предназначена для организации системы анализа и планирования финансовых ресурсов, основанной на разработке и контроле исполнения иерархии этапов разработки бюджетов предприятия, которая позволит установить детальный текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием ресурсов, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
Бюджетирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможности определения жизнеспособности производственного проекта предприятия в условиях конкуренции и обеспечивает возможность дополнительной финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Бюджетирование основывается на принципах комплексного сочетания планирования, учета, контроля, анализа и регулирования деятельности предприятия, финансовых результатов и финансового положения его структурных единиц; координации соответствующих бюджетов деятельности, их консолидации и ориентации на достижение общих финансовых целей на каждом уровне управления.
Бюджетирование возможно представить как формализованную поэтапную процедуру, которая реализует стратегию финансового оздоровления с целью повышения эффективности деятельности предприятия на основе критерия превышения доходов предприятия над затратами по осуществлению хозяйственной деятельности. Технология формирования механизма бюджетирования деятельности промышленного предприятия может осуществляться в следующей последовательности: анализ —» прогноз —> расчет — контроль
Задачей бюджетного планирования становится обеспечение строгой экономии финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большая гибкость в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также повышение точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования).
Сравнительный анализ реальной ситуации в его функционировании должен проводиться на каждом заседании администрации предприятия, с целью чего следует ежемесячно проводить анализ бюджета для учета непредвиденных обстоятельств и проведения превентивных действий по исключению кризисных состояний, что и определяет общую логику контроля за исполнением бюджета, которую можно представить как систему последовательных этапов: определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета или финансового плана; определение набора «контрольных показателей» для анализа исполнения бюджета; сбор информации о финансово - хозяйственной деятельности предприятия и представление в необходимой форме; сравнение плановых и фактических показателей; определение отклонений; анализ отклонений и выявление их причин; принятие решений о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением.
Критерием оценки эффективности контроля затрат (расходной части бюджета) в деятельности отдельных подразделений, отдельных управляющих и предприятия является стабильная динамика соответствия фактических затрат нормативным или бюджетным (плановым). В процессе анализа определяются величины отклонений и выявляются причины их образования.
Бюджетное планирование необходимо понимать как инициативную деятельность предприятия и его структурных подразделений по прогнозированию перспектив устойчивого развития. Поэтому в выработке перспектив развития предприятия (структурных подразделений) важна коллегиальность в соизмерении доходов и риска. Обосновываются методические подходы к формированию системы ответственности: центров планирования, финансовой ответственности и возникновения затрат.
Центры планирования - структурные подразделения предприятия или должностные лица, имеющие исключительное право на определение основных тенденций работы предприятия посредством составления прогнозов.
Четкое определение состава центров финансовой ответственности позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования на предприятии. Их деятельность регламентируется положением о центрах финансовой ответственности, их договором с руководством компании, положением о внутреннем ценообразовании, системой бюджетирования. Такая детализация позволяет максимально объективно диагностировать состояние предприятия.
Психологическим фактором, способным повысить производительность труда, является предоставление информации о планируемых и фактических результатах работы предприятия всем работникам, участвующим в процессе бюджетного планирования, что необходимо для мотивации сотрудников в организации эффективной системы бюджетирования деятельности предприятия. По мнению автора, в современных условиях базовой теорией, на принципах которой должен строиться процесс бюджетного планирования, является мотивирующая теория постановки целей (Goal theory). Механизм мотивации труда должен формироваться на всех уровнях бюджетирования деятельности предприятия, поскольку индивид и все уровни тесно связаны между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние.
Предоставление непосредственным исполнителям самостоятельности в принятии оперативных решений (в рамках уровня функций) существенно влияет на результативность, исключает необходимость согласований и ожиданий разрешений, повышает готовность работников участвовать в процессе бюджетного планирования, усиливает творческую активность работников, способствует возникновению новых идей и инициативных предложений.
При реальной поддержке администрацией предприятия методов мотивации активное развитие бюджетного планирования, как мотивирующего фактора, является значимым для предприятия. Тем самым создается особый климат, который делает новаторство на предприятии естественным процессом и позволяет четко распределить обязанности между работниками; видеть конечный результат работы каждого работника; налаживать информационные потоки и обеспечивать эффективное взаимодействие всех структурных подразделений; внедрить систему стимулирования, ориентированную на установление непосредственной связи между личным вкладом работника и размером его вознаграждения.
Данный дипломный проект выполнен с целью автоматизации системы бюджетирования на ООО «Комплексное Обслуживание Района». Существующая на предприятии система планирования не удовлетворяла всех потребностей предприятия и была ориентирована в основном на хранение и обработку плановых данных и, совсем не предусматривала управление этими данными с помощью бюджетирования.
Эта система позволяет на основании первичной плановой и фактической финансовой информации выполнять следующие функции бюджетного управления:
- формировать бюджет предприятия;
- собирать информацию по исполнению бюджета;
- собирать информацию по процессу бюджетного управления;
- осуществлять контроль бюджетов подразделений предприятия и оперативно управлять ими;
- анализировать и корректировать процесс бюджетного управления.
Бюджет предприятия формируется на основе бюджетов подразделений, а
они, в свою очередь, учитывают бюджеты центров затрат и центров прибыли.
На основе модели бюджетного управления была создана база данных с применением СУБД Access, которая позволила автоматизировать вышеперечисленные функции бюджетирования.
В результате внедрения технологии бюджетирования предприятие получило эффективное средство для планирования денежных средств, выявления финансовых резервов, оценки эффективности деятельности структурных подразделений и решения многих других финансово — экономических задач. Конечная же цель данного дипломного проекта - сделать экономическое развитие предприятия управляемым, а все процессы, связанные с финансами и бюджетом — прозрачными для руководителя.
1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.
2. Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июня 1991 г.
3. Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г.
4. Закон РТ "О бюджетной системе республики Татарстан на 2018 г." от 17 ноября 2016 г.
5. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
6. Налоговый кодекс РФ от 9 июля 1999 г.
7. Приказ МФ РФ от 17 февраля 1999 г. № 15Н "Об утверждении инструкции по учету исполнения средств бюджетов".
Внутренние документы организации
8. Должностные обязанности главного специалиста отдела учета и отчетности.
9. Должностные обязанности начальника отдела учета и отчетности.
Специальная литература
10. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 215 с.
11. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. академика Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 550 с.
12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2010. - 621 с.
13. Бюджетный процесс в Российской Федерации: / Под ред. Л.Г. Барановой, О.В. Врублевской. - М.: Изд-во "Перспектива", 2016. - 222с.
14. Булгакова Л.Н. Операционный леверидж. Золотое правило экономики//Финансовый менеджмент. 2011. - №4 - С.24-25
15. Бизнес-диагностика промышленных предприятий/Е.А. Соломенникова, Н.П. Балдина, Г.В. Гребэк и др. - Новосибирск: НГУ, 2006. - 138 с.
16. Вахрушина М. А. Анализ финансовой отчетности: учебник - 6-е изд., испр. / М. А. Вахрушина, Н. С. Пласкова. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 367 с.
17. Герасименко Н. Об источниках доходов местных бюджетов: Пути
совершенствования законодательства, регулирующего поступления в местные бюджеты // Законодательство и экономика. -2017.- №4.- С. 15-19
18. Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса// Финансы. - 2012. - №10. - С.14-18
19. Грачев А. В. Организация и управление финансовой устойчивостью / А. В. Грачев. - М.: ИНФРА-М, - 2012. - 412 с.
20. Д.К. Шим, Д.Г. Сигел. « Основы коммерческого бюджетирования» - М.: Просвещение, 2011г.
21. Ефимова О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник - 3-е изд., испр. и доп. / О. В. Ефимова. - М.: Издательство «Омега - Л», 2012. - 351 с.
22. Жарылгасова Б. Т. Анализ финансовой отчетности: учебник / Б. Т. Жарылгасова, А. Е. Суглобов. - М.: КНОРУС, 2015. - 312 с.
23. Иванов А.М. Некоторые вопросы оптимизации управления бюджетными ресурсами на региональном уровне // Финансы. - 2015. - № 9. - С.19-21
24. Ионова А. Ф. Финансовый анализ: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. - М.: Проспект, 2012. - 624 с.
25. Кальван Г.Г. Нужно ли отказываться от регулируемых налогов // Финансы. -
2016. - №10. - С.14-16
26. К.В. Щиборщ «Бюджетирование деятельности» - М.: Инфра-М, 2013г.
27. Ковалев В.В. «Введение в финансовый менеджмент».-М.;Финансы и статистика, 2001-768с
28. Колесов А.С. Финансовая политика: Цели и задачи // Финансы. - 2015. - №10. - С.9-13
29. Крейнина М.Н. Операционный леверидж как инструмент планирования прибыли от продаж//Финансовый менеджмент. 2012. - №1 - с.24.
30. Лапушинская Г.К. Метод анализа территориальных бюджетов // Финансы. -
2015. - № 9. - С.18-20
31. Лупей Н. А. Финансы: учеб. пособие / Н. А. Лупей, В. И. Соболев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
32. Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. / Н. П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 448 с.
33. Маклева Г.И., Артюхин Р.Е. Бюджетный учет и отчетность в Российской Федерации и его совершенствование. // Финансы. - 2012. - №2. - С.22-27
34. Маркин Ю. П. Экономический анализ / Ю. П. Маркин. - М.: Омега-Л, 2014. - 456 с.
35. Матеюк В.И. Бюджетные отношения: регионы и местное самоуправление // Финансы. - 2016. - №11. - С.18-20
36. Матеюк В.И. Основы самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов // Финансы. - 2009. - №3. - С.7-9
37. Мокрый В.С. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления // Финансы. - 2011. - № 1. - С.9-11
38. Нестеренко Т.Г. Перспективы развития бюджетного учета// Бюджетные организации. Экономика и учет - 2015. - № 7(43) - с.19-23.
39. Панайотов А.Ф. О местных налогах установленных федеральным законом // Финансы. - 2010. - №6. - С.26-32
40. Пронина Л.И. О налоговых доходах местных бюджетов во второй части Налогового кодекса РФ // Финансы. - 2016. - №9. - С.22-25
41. Пронина Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы // Финансы. - 2017. - №1. - С.14-17
42. Под ред. В.М. Попова. «Бизнес-план бюджетного проекта: Отечественный и зарубежный опыт» - М.: Финансы и статистика, 2015г.
43. Рыжков В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Финансы. -
2016. - №2. - С.8-11
44. Скоун Т. Управленческий учет. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2007г.
45. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2014. - 600 с.
46. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской. - М.: Изд-во "Перспектива", 2010. - 520с.
47. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 477 с.
48. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. Под ред. Л.П. Белых. - М.: Аудит ЮНИТИ 2006. - 663с.
49. Швецов Ю.Г. Методологические принципы бюджетного регулирования в Российской Федерации. // Финансы. - 2017. - №11. - С.6-8
50. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник / М.: Дело, 1999. - 496 с.
51. Экономика России поднимется с экономикой городов // Муниципальная власть. - 2017. - №3. - С.4-12