Введение 3
1. Общая характеристика банковского продукта, его себестоимости и
ценообразования 5
1.1. Банковский продукт и его экономическое содержание 5
1.2. Теоретические основы управления себестоимостью банковского
продукта 9
1.3. Факторы, влияющие на ценообразование банковского продукта 13
2. Анализ управления ценообразованием банковских продуктов и услуг 21
2.1. Методы формирования цены банковских продуктов и услуг 21
2.2. Организационно-экономическая характеристика ПАО
«Сбербанк России» 33
2.3. Оценка рентабельности банковских продуктов 42
3. Рекомендации по совершенствованию ценообразования банковских
продуктов и услуг 56
3.1. Разработка мероприятий по повышению рентабельности банковских продуктов 56
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий 65
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложения
Конкуренция на рынке банковских услуг является условием эффективного функционирования экономической системы. Состояние конкурентной среды на рынке банковских услуг характеризуется тенденцией консолидации и концентрации банковской деятельности и олигополистическим положением государственных кредитных организаций. В данных условиях особо важными и актуальными представляются механизмы повышения эффективности деятельности банков, которые реализуются в частности через систему ценообразования банковских продуктов и управления их себестоимостью.
С целью повышения своей конкурентоспособности и конкурентоспособности отдельных продуктов и услуг, банки диверсифицируют свою деятельность, предлагая клиентам расширенный спектр товаров и услуг, выводя на рынок новые продукты, а также предлагая продукты и услуги по привлекательным ценам.
Современные системы ценообразованию включают различные компоненты, связанные с оценкой рентабельности отдельных банковских продуктов и операций, с расчетом экономически обоснованной цены для клиентов с учетом затрат банка, с бюджетированием и стратегическим планированием, а также с оценкой ситуации на рынке банковских услуг и анализом цен конкурентов
Вопросам ценообразования банковских продуктов посвящены труды различных отечественных и зарубежных ученых. Нами были изучены нормативно-правовые акты, труды ученых экономистов, публикации по теме исследования и информационно-аналитические данные Центрального Банка РФ и ПАО «Сбербанк России».
Целью исследования является изучение методик анализа ценообразования банковских продуктов.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучение сущности банковского продукта и его экономического содержания;
- анализ теоретических основ управления себестоимостью
банковского продукта;
- выявление факторов, влияющих на ценообразование банковского продукта;
- изучение методов формирования цены банковских продуктов и услуг;
- анализ организационно-экономической характеристики ПАО «Сбербанк России» и оценка рентабельности его продуктов;
- разработка мероприятий по повышению рентабельности банковских продуктов и расчет их экономического эффекта.
Объектом исследования выбраны механизмы ценообразования на рынке банковских продуктов.
Предметом исследования является ценообразование на продукты и услуги ПАО «Сбербанк России»
В работе использовались методы системного и сравнительного экономического анализа, расчет экономической эффективности.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, уточняются объект, предмет, цели, задачи и методологическая база исследования.
В первой главе исследования рассмотрена общая характеристика банковского продукта, его себестоимости и ценообразования.
Во второй главе исследования проведен анализ управления ценообразованием банковских продуктов и услуг.
В третьей главе исследования даны рекомендации по совершенствованию ценообразования банковских продуктов и услуг на примере ПАО «Сбербанк России».
В заключение подведены итоги и выводы работы.
В работе были рассмотрены механизмы ценообразования на рынке банковских продуктов. По результатам исследования сформулируем следующие выводы.
Банковский продукт является результатом деятельности кредитной организации по удовлетворению потребностей клиентов банка.
Эффективная система ценообразования в банковской организации способствует развитию общей системы ее управления за счет комплексного подхода к расчету цен на продукты и услуги, а также повышает эффективность деятельности банка по различным целевым направлениям в части бизнес единиц, отдельных групп клиентов и услуг.
Ценообразование банковский продуктов и услуг является сложным и многоэтапным процессом, подверженным влиянию различных внутренних и внешних факторов.
Существуют различные методы определения цен на банковские продукты и услуги, исходя из суммы расходов на предоставление банковского продукта, нормы прибыли, анализа безубыточности, цен конкурентов, пакетных предложений и т.д. Выбор того или иного метода ценообразования зависит от организационно-экономической характеристики банка, его бренда, характеристик самого банковского продукта, влияния других участников рынка, уровня риска, особенностей конкурентной среды, налогообложения, политики ЦБ РФ и прочих условий.
В работе была проанализирована деятельность ПАО «Сбербанк России», который является лидером на банковском рынке РФ по различным ключевым показателям.
Анализ бухгалтерской отчетности ПАО «Сбербанк России» свидетельствует об эффективной деятельности данной кредитной организации, успешной кредитной политике банка и привлекательности его банковских продуктов. Во многом рост доходов банка по отдельным направлениям
банковских продуктов объясняется проводимой политикой активных продаж.
Оценка рентабельности банковских продуктов ПАО «Сбербанк России» характеризуется благоприятной динамикой роста, в частности - повышение чистой процентной маржи (на 1,9 пункта за последние два года) и рост спрэда (на 1,76 пункта соответственно).
Кроме того, Банк имел также положительный чистый комиссионный доход, характеризующийся относительно высокой динамикой роста (увеличение на 19% в 2016 г. по сравнению с 2015 г. и на 15% в 2017 г. по сравнению с 2016 г.). При этом доходность комиссионных операций Банка в целом растет, но по некоторым банковским продуктам наблюдается обратная динамика, что свидетельствует о существующих проблемах ценообразования на данные продукты и услуги, вызванные влиянием различных факторов, а также пакетным определением цен и кросс-субсидизацией.
Повышение рентабельности банковской деятельности связано с расширением ассортимента и качества банковских продуктов, выводом на рынок новых продуктов, предложением комплексного набора услуг и широким использованием информационных технологий.
В качестве мероприятий по повышению рентабельности банковских продуктов и услуг предлагается скоринговая модель и внедрение нового банковского продукта - дебетовой карты с начислением процентов.
Экономический эффект от внедрения скоринговой модели составляет 40,8 млрд. руб.
Эффективность дебетовой карты с начислением процентов составляет 3 557,58 руб. на одну карту.
В целом, эффективность банковской деятельности зависит не только от цен на банковские продукты и услуги, но также и от высокого качества обслуживания, качества сервиса, гибкости политики взаимодействия с клиентом, широкой номенклатуры банковских услуг и современных технологий их предоставления.
1. Алхасов В.Л.,Фатуев В.А. Анализ прибыли и рентабельности банка / В.Л. Алхасов, В.А. Фатуев // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.- 2012. - С. 608-628.
2. Ан Ю.Н. Особенности методов ценообразования банковских услуг / Ю.Н. Ан // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2012. - №3 (25). - С. 92-95.
3. Башлай С.В., Голосенко К.К. Усовершенствование методического обеспечения процесса ценообразования на банковские кредитные продукты / С.В.Башлай, К.К.Голосенко // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С.76-79
4. Бондаренко М.Д. Особенности использования модели Dupont при анализе процесса формирования рентабельности банков / М.Д. Бондаренко // Статистика и экономика. - 2014. №4. - С.25-29.
5. Бондаренко М.Д. Совершенствование метода повышенной рентабельности для оценки стоимости бизнеса / М.Д. Бондаренко // Статистика и экономика. - 2015. - №2. - С. 25-28.
6. Г оловин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. //М.: Финансы и статистика. - 2013. - №12 - С.59.
7. Дзансолова Б.С. Новые банковские продукты и проблемы их внедрения на Российском рынке // Актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - №2. - С. 14- 16.
8. Каштанов А.В.Ценообразование в банке и ценовые стратегии // Финансы, денежное обращение и кредит.-2012.-№7(92).-С. 117-120.
9. Ларионова И.В. Риск-менеджмент в коммерческом банке / И.В. Ларионова. - М.: КноРус, 2014. - 456 с
10. Мешкова Е.И. Модели ценообразования банковских кредитных продуктов // Банковское дело. - 2014. - № 4. - С. 62-66.
11. Путковская С.А. Выбор механизма повышения эффективности банковских услуг // Проблемы современной экономики. - 2013. -№3. - С.34-38.
12. Санжаров Д.В. Практические аспекты ценообразования банковских продуктов // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. - 2014. - С. 218-222.
13. Смагина И.С. Себестоимость банковских продуктов и ее оптимизация // Достижения вузовской науки. - 2015. - №16. - С.160-163.
14. Софронова В.В. Финансовая устойчивость банков в условиях кризиса / В.В. Софронова // Финансы и кредит. - 2016. - №20. - С.24-36.
15. Степанова В.С. О сущности понятий «банковская услуга», «банковский продукт» / В.С. Степанова, Д.С. Синельников // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - С.461-462.
16. Ушакова Н.Б. Ценообразование на банковские продукты в контексте проблемы рентабельности кредитных организаций // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №7 - С. 1117-1121.
17. Хафизова П. А. Концептуальные основы ценообразования банковских услуг (продукта) // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 290293.
18. Царахова Д.Б. Определяющие факторы ценообразования в банковской деятельности / Д.Б. Царахова // Terra Economicus. - 2012. - №4. - С. 137-140.
19. Ягодкина И.А. Системное управление рентабельностью банка как фактор его конкурентоспособности / И.А. Ягодкина // Современная конкуренция. - 2013. - №1 (37). - С. 129-132.
20. Якубовская Д.Л. Ценообразование на банковские продукты в контексте проблемы рентабельности кредитных организаций / Д.Л. Якубовская // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 1 (53). - С. 152-156.
21. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России» http: //www. sberbank. com/ru
22. Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности http: //www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat