Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере утверждения правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории (Тюменский индустриальный университет)
Работа сделана на примере городского округа Тюмень.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и содержание благоустройства территории муниципального образования 6
1.2. Законодательная основа благоустройства территории муниципального образования 11
1.3. Практика использования ресурсов муниципально-частного партнерства при решении задач по благоустройству муниципальных образований 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТЮМЕНЬ) 21
2.1. Практика реализации задач по благоустройству муниципального образования на примере г. Тюмень 21
2.2. Система управления благоустройством муниципального образования на примере г. Тюмень 27
2.3. Проблематика решения задач благоустройства муниципального образования, пути решения проблем 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что благоустройство территории муниципального образования выступает важнейшим фактором, обуславливающим стабильное и устойчивое развитие муниципалитета. Благоустройство вовсе не представляет собой некую абстракцию. От уровня благоустройства муниципального образования первоочередным образом зависит инвестиционная привлекательность муниципалитета, комфортность проживания граждан, их производительность труда и многое другое. Очевидно, что чем благоустроеннее муниципальное образование, тем больший интерес оно вызовет у инвесторов, тем большим будет желание граждан – в первую очередь молодежи – реализовать свой социально-экономический потенциал именно в данном муниципалитете. При этом проблематика решения задач по обеспечению благоустройства территории муниципального образования во многом обусловлена тем, что органы местного самоуправления в России как правило «стеснены» в финансовых ресурсах. Вместе с тем, благоустройство территории муниципального образования представляет собой достаточно затратное мероприятие, соответственно, муниципалитетам приходится либо обращаться к областному уровню власти для получения субвенции из государственного бюджета, или использовать ресурсы муниципально-частного партнерства. Последний вариант, безусловно, более выгоден органам местного самоуправления, поскольку создает условия для самостоятельного, без обращения к областной власти, решения задач по благоустройству муниципального образования.
Целью курсовой работы является анализ проблематики реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения благоустройства муниципального образования на примере городского округа Тюмень (далее – г. Тюмень).
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие и значение благоустройства территории муниципального образования;
Охарактеризовать законодательную основу благоустройства территории муниципального образования;
Исследовать практику использования ресурсов муниципально-частного партнерства при решении задач по благоустройству муниципальных образований;
Рассмотреть практику реализации задач по благоустройству муниципального образования на примере г. Тюмень ;
Изучить систему управления благоустройством муниципального образования не примере г. Тюмень;
Определить проблематику решения задач благоустройства муниципального образования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникаю-щие в сфере решения задач по благоустройству территории муниципального образования.
Предметом исследования является реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере утверждения правил благоустройства территории города Тюмень , осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории г.Тюмень.
В данной работе были применены общенаучные и частнонаучные методы исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный, метод контент-анализа и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1) Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплексную деятельность органов местного самоуправления, включающую в себя мероприятийяпо содержанию территории (озеленению, уборке и т.д.) а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, в том числе размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
2) Законодательная основа благоустройства территории муниципального образования состоит из федерального законодательства, а так же муниципальных актов – устава и правил благоустройства муниципальной территории. При этом муниципалитеты на обладают полной свободой при разработке правил благоустройства, поскольку обязаны соблюдать требования к содержанию соответствующего муниципального акта, установленные ст. 45. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3) Муниципально-частное партнерство, представляющее собой особую сферу взаимоотношений муниципальной власти и субъектов предпринимательской деятельности, может выступать одним из механизмов решения органами местного самоуправления задач по благоустройству территории, если финансовые ресурсы муниципалитета ограничены (необходимо отметить, что с учетом особенностей налоговой и бюджетной системы Российской Федерации, финансовые ресурсы органов местного самоуправления ограничены практически всегда). Сущность муниципально-частного партнерства заключается в том, что оно направлено на обеспечение стабильного и устойчивого развития социально-экономической сферы муниципального образования, в том числе посредством благоустройства его территории. Муниципально-частное партнерство, будучи связанным с объединением ресурсов, позволяет власти и бизнесу восполнить недостающие ресурсы и, совокупив их с имеющимися, использовать их для достижения собственных задач в рамках взаимовыгодного сотрудничества. При этом важнейшая сущностная характеристика муниципально-частного партнерства – отсутствие императивного начала, свобода и равноправие сторон партнерства. Отсутствие императивных административно-правовых начал делает сферу муниципально-частного партнерства привлекательной для субъектов предпринимательской деятельности.
4) В настоящее время администрацией Тюмени в целом успешно реализуется комплекс мер, направленных на решение задач по благоустройству муниципальной территории. Вместе с тем, для дальнейшего поступательного решения обозначенных задач муниципальной власти следует прибегнуть к ресурсам муниципально-частного партнерства, а так же более активно задействовать комитеты территориального общественного самоуправления.
5) Основные задачи по благоустройству территории Тюмени выполнят Департамент городского хозяйства Администрации Тюмени. Для оптимизации деятельности Департамента в исследуемой сфере необходимо повышение эффективности его взаимодействия с представителями бизнес-сообщества, а так же с комитетами территориального общественного самоуправления города.
6) В крупных городах, в том числе Тюмени, к решению задач по благоустройству необходимо привлекать самый низовой уровень местного самоуправления – комитеты территориального общественного самоуправления, которые, помимо прочего, смогут самостоятельно вступать в договорные отношения с частными организациями, готовыми оказать услуги по благоустройству в тех вопросах, которые наиболее актуальны именно для территории конкретного КТОСа.
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
2. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
3. Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 613[Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
4. Устав муниципального образования городской округ город Тю-мень, принят Решением Тюменской городской Думы от 16 марта 2005 года № 162[Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
5. Решение Тюменской городской Думы от 26.06.2008 г. № 81 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Тюмени» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
6. Муниципальная программа «Развитие благоустройства и охраны окружающей среды в городе Тюмени на 2015-2020 годы», утв. Распоряжением Администрации города Тюмени от 05.11.2014 г. № 827-рк [Элек-трон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
7. Положение о Департаменте городского хозяйства Администрации города Тюмени, утв. Распоряжением Главы администрации города Тюмени от 29.10.2008 г. № 456-рг [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обра-щения 30.05.2018).
8. Постановление Администрации города Тюмени от 08.12.2006 N 28-пк «Об утверждении Порядка организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных в городе Тюмени» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обра-щения 30.05.2018).
9. Постановление Администрации города Тюмени от 28.12.2006 N 31-пк "Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Тюмени [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обра-щения 30.05.2018).
10. Постановление Администрации города Тюмени от 30.10.2008 № 142-пк «Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба при незаконных рубках, повреждении, уничтожении зеленых насаждений на территории города Тюмени» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
11. Постановление Администрации города Тюмени от 25.06.2010 № 65-пк «Об утверждении Порядка и условий благоустройства (в том числе создания) озелененных территорий города Тюмени, проведения единичных посадок и пересадок зеленых насаждений в городе Тюмени, а также учета и контроля за их состоянием» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
12. Постановление Администрации города Тюмени от 14.06.2011 № 39-пк «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 № 64-пк» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
13. Постановление Администрации города Тюмени от 14.11.2011 № 122-пк «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения расходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов по благоустройству дворовых территорий, расположенных на земельных участках, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, на прилегающих территориях при наличии договора на благоустройство прилегающей территории» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
14. Распоряжение Администрации города Тюмени от 29.02.2016 № 78-рк «Об утверждении Порядка отбора озелененных территорий для проведения работ по их созданию и благоустройству за счет средств бюджета города Тюмени» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
15. Распоряжение Администрации города Тюмени от 21.04.2009 № 341-рк «Об утверждении Порядка формирования и благоустройства имущественных комплексов города Тюмени» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.05.2018).
16. Антонов В.А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Антонов. – М.: Городец, 2015. – 704 с.
17. Бирюков С.К. Управление городским хозяйством / С.К. Бирюков. – М.: Директ-медиа, 2014. – 392 с.
18. Болотов В.А. К вопросу о назначении территориального общест-венного самоуправления / В.А. Болотов // Управа. – 2015. - № 3. – С. 41-52.
19. Бучацкий А.К. Система муниципального управления / С.К. Бучацкий . – М.: Юрайт, 2014. – 303 с.
20. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский и др.. - М.: ГУ-ВШЭ, 2015. – 416 с.
21. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А, Василенко. – М.: Городец, 2013. – 482 с.
22. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - М: Юрайт, 2016. - 238 c.
23. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление; / Ю.В. Гимазова. - М.:Юрайт, 2014. – 464 с.
24. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики / под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой.- М.: ИЭ РАН, 2014. – 511 с.
25. Громова Е.Д. Государственное и муниципальное управление / Е.Д. Громова. – М.: Директ-медиа, 2014. – 403 с.
26. Груздев В.А. Вопросы местного значения / В.А. Груздев. – М.: Юрайт, 2015. – 324 с.
27. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б.Зотов – М.: Директ-медиа, 2014. – 503 с.
28. Зубов А.К. Реализация полномочий органов местного самоуправления / А.К. Зубов. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 462 с.
29. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с ис-пользованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 c.
30. Иванов В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 718 c.
31. Иванов К.А. Государственное и муниципальное управление / К.А. Иванов. – М.: Директ-медиа, 2014. – 503 с.
32. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление / В.Г. Игнатов. – М.: Городец, 2014. – 416 с.
33. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: Учебное пособие / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой.. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 494 с.
34. Куркин Р.А. Система государственного и муниципального управления / Р.А. Куркин. –М.: Городец, 2016. – 366 с.
35. Лачин А.А. Государственное и муниципальное управление / А.А. Лачин. – М.: изд-во МГУ, 2014. – 295 с.
36. Леонтьев В.К. Муниципально-частное партнерство в современной России / В.К. Леонтьев. – М.: АСТ, 2014. – 631 с.
37. Макарова С.В. Управление муниципальным хозяйством / С.В. Макарова. – М.: АСТ, 2015. – 721 с.
38. Мелешин В.А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Мелешин. – М.: Юрайт, 2014. – 425 с.
39. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 553 c.
40. Миргородская Т.В. Муниципальное управление / Т.В. Миргород-ская. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.
41. Моисеев А.Д. Муниципальное управление: Учебное пособие / А.Д. Моисеев, А.С. Шурупова, Л.В. Московцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 159 c.
42. Морозов И.В. Государственное и муниципальное управление / И.В. Морозов. – М.: Директ-медиа, 2014. – 357 с.
43. Мухина В.А. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства муниципальной территории и охраны окружающей среды / В.А. Мухина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2014. - № 2. – С. 73-80.
44. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Директ-Медиа. – 2015. – 399 с.
45. Нестерова О.С. Государственное и муниципальное управление / О.С. Нестерова. – М.: Юрайт, 2014. – 531 с.
46. Орлова С.Ю. Территориальное общественное самоуправление в России: теория и практика / С.Ю. Орлова. – М.: Юрайт, 2016. – 354 с.
47. Парахина В.Н. Муниципальное управление: Учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2013. - 494 c.
48. Сазонов В.Е. Публично-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово- правовые аспекты / В.Е. Сазонов. – М.: изд-во РУДН, 2012. – 231 с.
49. Салина Л.Н. Благоустройство территории муниципальных образований / Л.Н. Салина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. - № 3. – С. 34-40.
50. Сашнев В.И. Государственное и муниципальное управление / В.И. Сашнев. – М.: Городец, 2013. – 363 с.
51. Сморчков А.И. Государственное и муниципальное управление А.И. Сморчков . – Владимир, изд-во ВлГУ, 2014. – 340 с.
52. Стрельцов И.М,, Устинова О.В. Благоустройство территории муниципального образования (на примере г. Тюмени) / И.М. Стрельцов, О.В. Устннова //Фундаментальные исследования. – 2016. - № 12. – С. 1151-1157.
53. Токунова Г.Ф. Международный опыт государственно-частного партнерства / Г.Ф. Токунова // Экономика образования. - 2015. - № 4. - С. 203-210.
54. Туреев В.М. К вопросу о проблематике реализации полномочий муниципальной власти / В.М. Туреев // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2014. - № 3. – С. 32-38.
55. Устинова О.В., Савицкая Ю.П. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления с населением / О.В. Устинова, Ю.П. Савицкая// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 2(24). – С. 257–263.
56. Чертова А.В. Муниципально-частное партнерство как ресурс развития муниципального образования / А.В. Чертова // Вестник САФУ. – 2016. - № 2. – С. 31-39.
57. Щербаков В.Ю. Управление развитием городского хозяйства. Вчера-сегодня-завтра / В.Ю. Щербаков. – М.: «Юго-Восток-Сервис», 2013. – 211 с.
58. Широков А.Н. Муниципальное управление: Учебник / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М.: КноРус, 2013. - 244 c.
59. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление / В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2014. – 501 с.
60. Официальный сайт Департамента городского хозяйства Администрации Тюмени: http://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/departaments/djkh. - (дата обращения - 30.05.2018)