Разработка экспортной стратегии организации на примере ООО «Вамин Татарстан»
|
Введение 3
1. Теоретические основы экспортной стратегии организации: значение и особенности реализации
1.1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия и её современные особенности
1.2. Структура экспортной стратегии компаний 12
1.3 Методы разработки экспортной стратегии компаний 29
2. Анализ внешней и внутренней среды для разработки экспортной стратегии на примере ООО «Вамин Татарстан»
2.1 Оценка потенциала рынка молочной продукции 36
2.2 Анализ контрагентов для реализации экспортной стратегии компании
2.3 Современная проблема выхода на внешний рынок молокоперерабатывающих организаций на примере компании ООО «Вамин Татарстан»
3. Направления совершенствования экспортной стратегии ООО «Вамин Татарстан»
3.1. SWOT и PEST анализ ООО «ВАМИН ТАТАРСТАН» 59
3.2 Организация процесса производства, маркетинга и сбыта 66
3.3 Анализ эффективности реализации экспортной стратегии для ООО «Вамин Татарстан»
3.4 Организационный механизм реализации экспортной стратегии в
ООО «Вамин Татарстан»
Заключение 90
Список использованных источников 98
Приложение 109
1. Теоретические основы экспортной стратегии организации: значение и особенности реализации
1.1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия и её современные особенности
1.2. Структура экспортной стратегии компаний 12
1.3 Методы разработки экспортной стратегии компаний 29
2. Анализ внешней и внутренней среды для разработки экспортной стратегии на примере ООО «Вамин Татарстан»
2.1 Оценка потенциала рынка молочной продукции 36
2.2 Анализ контрагентов для реализации экспортной стратегии компании
2.3 Современная проблема выхода на внешний рынок молокоперерабатывающих организаций на примере компании ООО «Вамин Татарстан»
3. Направления совершенствования экспортной стратегии ООО «Вамин Татарстан»
3.1. SWOT и PEST анализ ООО «ВАМИН ТАТАРСТАН» 59
3.2 Организация процесса производства, маркетинга и сбыта 66
3.3 Анализ эффективности реализации экспортной стратегии для ООО «Вамин Татарстан»
3.4 Организационный механизм реализации экспортной стратегии в
ООО «Вамин Татарстан»
Заключение 90
Список использованных источников 98
Приложение 109
Актуальность темы исследования. Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в следующем. Производство качественного и конкурентоспособного продовольствия оказывает решающее влияние на уровень экономического развития и социальную обстановку общества. Наблюдаемое в последние годы развитие новых направлений международного экономического сотрудничества, интенсивный процесс использования нетрадиционных форм и методов торговли поддерживают актуальность исследования внешнеэкономической деятельности и экспорта.
Несмотря на очевидные риски, связанные с выходом на новые рынки, в том числе европейский, запредельных барьеров для экспорта российского молока и молочных продуктов нет. При наличии производственной дисциплины и последовательности в действиях задача является вполне выполнимой. 16 российских производителей уже имеют разрешения на экспорт молочной продукции в страны Евросоюза. Экспортный потенциал - это способность производить и поставлять на мировой рынок конкурентоспособную продукцию. Определить свой экспортный потенциал компания может либо самостоятельно, либо привлекая экспертов, в последнем случае возникают дополнительные затраты, но можно получить независимую субъективную оценку текущего состояния, особенно слабых сторон.
Оценка экспортного потенциала связана, прежде всего, с определением сильных сторон, которые можно использовать при работе на внешнем рынке и слабых сторон, которые могут препятствовать экспорту, для целей анализа используются различные методы.
Современная экономическая ситуация в стране требует поиска новых методов решения проблемы повышения эффективности функционирования и регулирования рынка молока и молочных продуктов. Организационная структура отрасли будет совершенствоваться, учитывая мировые тенденции.
Степень разработанности темы. Ряд ученых экономистов исследовали вопросы теоретического характера в области экспортной стратегии относительно сельского хозяйства. Для написания магистерского
исследования использовалась научная литература таких авторов как: Большой вклад в разработку общих принципов системы ВЭД и экспорта внесли: Акопова Е.С., Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Воронкова О.Н., Грачев Ю.Н. Громова Н.М., Королев В.И., Королева Е.Н.
Теоретическим и методологическим аспектом создания и функционирования рынка молока посвящены работы многих ученых, среди которых З. М. Ильина, А. В. Мелещеня, М. Климова, Г. И. Гануш, Н. П. Драгун и другие. Ими дана оценка современного состояния и перспектив функционирования рынка, изучены проблемы ценового регулирования, поддержки доходов товаропроизводителей, обеспечения продовольственной безопасности, рассмотрены теоретические и практические аспекты государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Требуется разработка механизма устойчивого развития регионального рынка молока и молочных продуктов, а также экономических инструментов расширения емкости рынка. Необходимость решения названных и связанных с ними задач определяет актуальность данного диссертационного исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является внешнеэкономическая деятельность и возникающие в этом процессе экономические взаимосвязи в ООО «Вамин Татарстан» на внешних рынках.
Предмет исследования - выступает анализ формирования и реализации экспортной стратегии в современных условиях хозяйствования субъектов молочной отрасли.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ теоретических положений и выработка рекомендаций практического характера по разработке и внедрению механизмов эффективной реализации экспортной стратегии на примере производителя молочной продукции ООО «Вамин Татарстан».
Для решения поставленной цели нами определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия и классификации
экспортной стратегии организации: определить значение и выявить
особенности реализации экспортной стратегии в современных условиях;
- провести анализ внешней и внутренней среды для разработки экспортной стратегии на примере объекта исследования ООО «Вамин Татарстан»;
- предложить рекомендации по формированию и реализации экспортной стратегии на примере ООО «Вамин Татарстан».
Методами исследования выступали традиционные приемы исследования науки как анализ и синтез, индукция и дедукция, анализ статистических данных, методы эмпирического анализа и другие методы исследования. В исследовании также использованы общеизвестные научные методы как научная абстракция, обобщение, горизонтальное и вертикальное сравнение, способы базисных и цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, графических методов экономического анализа и т.п.
Структура диссертация представляет собой введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы понятия и сущности экспортной стратегия, в частности изучены понятие и виды экспортной стратегии, обозначена роль и функции и роль разработки экспортной стратегии; изучены подходы к ценообразованию в экспортной деятельности организаций производителей молочной продукции.
Во второй главе проведен анализ внешней и внутренней среды организации, также проанализированы внешние факторы внутренней среды воздействующие на формирование экспортной стратегии.
В третьей главе проанализированы возможности ООО «Вамин Татарстан», в том числе с учетом SWOT и PEST анализа во внешнеэкономической деятельности и предложена модель экспортной стратегия, также приведена оценка эффективности управленческого решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки зарубежных и отечественных авторов в области стратегического управления, оценки экспортного потенциала, теории конкуренции, международного бизнеса и принятия управленческих решений в области производства; источники энциклопедического характера по вопросам экономики, управления и разработки стратегий, периодическая литература.
В качестве информационной базы магистерской диссертации были использованы федеральные законы и нормативно-правовые акты, информационно-аналитические и статистические материалы о развитии нефтехимической молочной отрасли, научные работы, статьи и публикации, а также монографии и ресурсы сети Интернет по теме исследования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем.
Предложено авторское понимание «экспортной стратегии».
Уточнена классификация экспортной стратегии.
Предложен методический подход к формированию экспортной стратегии.
Предложена методика формирования экспортной стратегии для ООО «Вамин Татарстан». Данная методика позволяет оперативно анализировать и контролировать выполнение поставленной стратегии и задач предприятия, а именно выхода с экспортной продукцией на внешний рынок.
В выпускной квалификационной работе предложены методические рекомендации по реализации экспортной стратегии, позволяющие определить успешность стратегии проникновения на внешние рынки молочной отрасли.
Теоретическая значимость работы выражается в анализе и разработке обоснованных рекомендаций по экспортной стратегии при выходе на внешние рынки в целях обеспечения финансовой устойчивости организации экспортера молочных продуктов.
Практическая значимость исследования обоснована тем, что предложенные мероприятия позволят разработать эффективную экспортную стратегию ООО «Вамин Татарстан» и получить положительные результаты от внешнеэкономической деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные научные результаты могут быть применены:
- формирования предложений по совершенствованию государственной политики в отношении развития молочной промышленности;
-на уровне промышленных предприятий для:
- разработки стратегии развития предприятия;
- обоснования планов и прогнозов интеграции предприятий;
- оценки экономической эффективности горизонтальной интеграции промышленных предприятий.
Цели и задачи магистерского исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, вывода, списка использованной литературы и приложений.
Несмотря на очевидные риски, связанные с выходом на новые рынки, в том числе европейский, запредельных барьеров для экспорта российского молока и молочных продуктов нет. При наличии производственной дисциплины и последовательности в действиях задача является вполне выполнимой. 16 российских производителей уже имеют разрешения на экспорт молочной продукции в страны Евросоюза. Экспортный потенциал - это способность производить и поставлять на мировой рынок конкурентоспособную продукцию. Определить свой экспортный потенциал компания может либо самостоятельно, либо привлекая экспертов, в последнем случае возникают дополнительные затраты, но можно получить независимую субъективную оценку текущего состояния, особенно слабых сторон.
Оценка экспортного потенциала связана, прежде всего, с определением сильных сторон, которые можно использовать при работе на внешнем рынке и слабых сторон, которые могут препятствовать экспорту, для целей анализа используются различные методы.
Современная экономическая ситуация в стране требует поиска новых методов решения проблемы повышения эффективности функционирования и регулирования рынка молока и молочных продуктов. Организационная структура отрасли будет совершенствоваться, учитывая мировые тенденции.
Степень разработанности темы. Ряд ученых экономистов исследовали вопросы теоретического характера в области экспортной стратегии относительно сельского хозяйства. Для написания магистерского
исследования использовалась научная литература таких авторов как: Большой вклад в разработку общих принципов системы ВЭД и экспорта внесли: Акопова Е.С., Балабанов И.Т., Балабанов А.И., Воронкова О.Н., Грачев Ю.Н. Громова Н.М., Королев В.И., Королева Е.Н.
Теоретическим и методологическим аспектом создания и функционирования рынка молока посвящены работы многих ученых, среди которых З. М. Ильина, А. В. Мелещеня, М. Климова, Г. И. Гануш, Н. П. Драгун и другие. Ими дана оценка современного состояния и перспектив функционирования рынка, изучены проблемы ценового регулирования, поддержки доходов товаропроизводителей, обеспечения продовольственной безопасности, рассмотрены теоретические и практические аспекты государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Требуется разработка механизма устойчивого развития регионального рынка молока и молочных продуктов, а также экономических инструментов расширения емкости рынка. Необходимость решения названных и связанных с ними задач определяет актуальность данного диссертационного исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является внешнеэкономическая деятельность и возникающие в этом процессе экономические взаимосвязи в ООО «Вамин Татарстан» на внешних рынках.
Предмет исследования - выступает анализ формирования и реализации экспортной стратегии в современных условиях хозяйствования субъектов молочной отрасли.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ теоретических положений и выработка рекомендаций практического характера по разработке и внедрению механизмов эффективной реализации экспортной стратегии на примере производителя молочной продукции ООО «Вамин Татарстан».
Для решения поставленной цели нами определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты понятия и классификации
экспортной стратегии организации: определить значение и выявить
особенности реализации экспортной стратегии в современных условиях;
- провести анализ внешней и внутренней среды для разработки экспортной стратегии на примере объекта исследования ООО «Вамин Татарстан»;
- предложить рекомендации по формированию и реализации экспортной стратегии на примере ООО «Вамин Татарстан».
Методами исследования выступали традиционные приемы исследования науки как анализ и синтез, индукция и дедукция, анализ статистических данных, методы эмпирического анализа и другие методы исследования. В исследовании также использованы общеизвестные научные методы как научная абстракция, обобщение, горизонтальное и вертикальное сравнение, способы базисных и цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, графических методов экономического анализа и т.п.
Структура диссертация представляет собой введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. В первой главе рассмотрены теоретические основы понятия и сущности экспортной стратегия, в частности изучены понятие и виды экспортной стратегии, обозначена роль и функции и роль разработки экспортной стратегии; изучены подходы к ценообразованию в экспортной деятельности организаций производителей молочной продукции.
Во второй главе проведен анализ внешней и внутренней среды организации, также проанализированы внешние факторы внутренней среды воздействующие на формирование экспортной стратегии.
В третьей главе проанализированы возможности ООО «Вамин Татарстан», в том числе с учетом SWOT и PEST анализа во внешнеэкономической деятельности и предложена модель экспортной стратегия, также приведена оценка эффективности управленческого решения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки зарубежных и отечественных авторов в области стратегического управления, оценки экспортного потенциала, теории конкуренции, международного бизнеса и принятия управленческих решений в области производства; источники энциклопедического характера по вопросам экономики, управления и разработки стратегий, периодическая литература.
В качестве информационной базы магистерской диссертации были использованы федеральные законы и нормативно-правовые акты, информационно-аналитические и статистические материалы о развитии нефтехимической молочной отрасли, научные работы, статьи и публикации, а также монографии и ресурсы сети Интернет по теме исследования.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем.
Предложено авторское понимание «экспортной стратегии».
Уточнена классификация экспортной стратегии.
Предложен методический подход к формированию экспортной стратегии.
Предложена методика формирования экспортной стратегии для ООО «Вамин Татарстан». Данная методика позволяет оперативно анализировать и контролировать выполнение поставленной стратегии и задач предприятия, а именно выхода с экспортной продукцией на внешний рынок.
В выпускной квалификационной работе предложены методические рекомендации по реализации экспортной стратегии, позволяющие определить успешность стратегии проникновения на внешние рынки молочной отрасли.
Теоретическая значимость работы выражается в анализе и разработке обоснованных рекомендаций по экспортной стратегии при выходе на внешние рынки в целях обеспечения финансовой устойчивости организации экспортера молочных продуктов.
Практическая значимость исследования обоснована тем, что предложенные мероприятия позволят разработать эффективную экспортную стратегию ООО «Вамин Татарстан» и получить положительные результаты от внешнеэкономической деятельности.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные научные результаты могут быть применены:
- формирования предложений по совершенствованию государственной политики в отношении развития молочной промышленности;
-на уровне промышленных предприятий для:
- разработки стратегии развития предприятия;
- обоснования планов и прогнозов интеграции предприятий;
- оценки экономической эффективности горизонтальной интеграции промышленных предприятий.
Цели и задачи магистерского исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, включающей три главы, вывода, списка использованной литературы и приложений.
Сельское хозяйство, а вместе с ним и производство продуктов питания (пищевой комплекс), являются стратегически важными объектами. Правительство России осознает важность данного вопроса и прикладывает усилия по стимулированию развития данных отраслей. Несмотря на некоторую динамику роста в течение последних трех лет, сельское хозяйство России остается одной из самых проблемных экономических отраслей. Считаем необходимым проанализировать причины, которые привели к такому «плачевному» состоянию дел в российском сельском хозяйстве, но более актуальным будет вопрос разработки новых экономических моделей организации сельского хозяйства и исследования в области маркетинга и логистики в данной области, ведь у России имеется большой потенциал (наличие больших территорий для растениеводства и животноводства, благоприятные климатические условия большинства районов) для того, чтобы стать мировым лидером по экспорту сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и насыщению внутреннего рынка собственной высококачественной продукцией.
Определяющим условием завоевания рынка является более высокое относительное качество молочной продукции с учетом запросов потребителей. Так как при рыночных отношениях цены на молочную продукцию определяются уровнем спроса и предложения, становится очевидной важная роль влияния достижений научно-технического прогресса на молокоперерабатывающее производство. Наращивание поставок российской продукции в другие страны и регионы СНГ возможно и необходимо. Кроме того, практически все страны, ощутив продовольственный дефицит, принимают усилия по наращиванию собственного производства молока. Так, потенциальные поставки молока и молочной продукции на рынке стран СНГ, кроме России, в ближайшей перспективе из Татарстана можно оценить в объеме 550-650 тыс. тонн.
В настоящее время происходит усиление концентрации предприятий молочной промышленности: контролируемые государством мелкие и убыточные предприятия присоединяются к более крупным, эффективно работающим, таким образом производится укрупнение молокоперерабатывающих предприятий. Параллельно началась самостоятельная консолидация производителей молочной продукции, создан Союз «молочников». В то же время происходит ужесточение конкуренции на внутреннем рынке в силу достижения высокой степени насыщения национального рынка молочными продуктами. Следует отметить, что конкурентоспособность последних значительно возросла благодаря внедрению современных технологий, улучшающих качество продукции, обеспечивающих более длительные сроки годности и гарантирующих ее безопасность для потребителя. Экспортная стратегия позволяет использовать потенциал и компетенции компании, вовремя реагировать на происходящие изменения, использовать различные тенденции. Несмотря на очевидные риски, связанные с выходом на новые рынки, в том числе европейский, запредельных барьеров для экспорта российского молока и молочных продуктов нет. При наличии производственной дисциплины и последовательности в действиях задача является вполне выполнимой. 16 российских производителей уже имеют разрешения на экспорт молочной продукции в страны Евросоюза. С точки зрения рыночной деятельности, экспортная стратегия:
- изменяет основанные на интуиции подходы к экспортной деятельности;
- определяет направления поэтапного развития компании на зарубежных рынках;
- обосновывает выбор страны на основе расчетов, маркетинговых исследований зарубежного рынка, международной интеграции и перспектив развития торговых отношений с другими странами.
Разрабатывать экспортную стратегию компания может как самостоятельно, так и с привлечением консалтинговой фирмы.
В настоящее время отечественная молочная промышленность, являющаяся одной из основных отраслей переработки сельскохозяйственной продукции, обретает все большую конкурентоспособность.
Несмотря на то, что молочный рынок России сегодня преодолевает серьезные испытания в виде внутренней неустроенности, внешних санкций, контрсанкций, завышенного курса доллара и евро, он всё-таки развивается.
Контрагенты: компании, занимающиеся в молочной, кондитерской и прочих областях, где используется сухое молоко и масло сливочное в качестве ингредиентов в производстве (ООО «Русский Холод», Объеденные кондитеры, Концерн «РЕННА» и другие). Каналы сбыта: в основном это прямые каналы, ООО «Вамин Татарстан» через прямые контракты отгружает потребителям Б2Б (продажи на рынке b2b (business to business) - продажи корпоративным клиентам (другим компаниям)). Из непрямых: каналы дистрибьюции только начали развиваться в Южном и центральном федеральных округах РФ. Конкуренты: «КомосГрупп», «ИжМолоко», «Землянскмолоко» - крупные холдинги и молочные комбинаты, которые мониторят рынок и продают напрямую. Для выхода на экспорт нужно лишь пройти сертификацию по международным стандартам и найти клиентов за границей. При этом сыворотку компания, закупает через посредников (китайские производственные компании для использовании кормовых добавок).
Проблемы ООО «Вамин Татарстан» при выходе на внешний рынок складывается из нескольких важных факторов:
- внешняя конъюнктура;
- возможности сырьевой базы компании;
- экспортная пошлина, льготы;
- уровень конкуренции и объемы производства, поставок продукции и других факторов;
- уровень себестоимости продукции.
В процессе разработки программы организационных изменений в процессе реализации стратегического менеджмента ООО «Вамин Татарстан» необходимо учитывать, общую стратегию компании и риски внешней и внутренней среды. Для ООО «Вамин Татарстан» можно рекомендовать стратегию концентрированного роста. Она наиболее подходит ООО «Вамин Татарстан», так как организация еще не до конца использовала возможности своей продукции на «естественном» базовом рынке.
Стратегия развития рынков, при этом организация предпринимает усилия по существенному увеличению объемов продаж существующих товаров на новых или будущих внешних рынках, за счет расширения границ рынка сбыта. В итоге стратегию концентрированного роста как базовую стратегию для ООО «Вамин Татарстан» рекомендовано дополнить конкретными типами стратегий, относящимися к другой стратегии - стратегии развития рынка
Объектом исследования является производитель молочной продукции - общество с ограниченной ответственностью «Вамин Татарстан». Производимая продукция холдинга: молоко жидкое обработанное, сметана и жидкие сливки, кисломолочная продукция, творог и сырково-творожные изделия, масло коровье, сыр, молочные продукты, сгущенные и прочие молочные продукты, сельскохозяйственное сырье.
В последний анализируемый период предприятие не работает на внешнем рынке, но стратегией развития предусмотрен экспорт основной продукции на зарубежные рынки, в том числе, в связи с этим планируется сертификация молочноперерабатывающих заводов по международным стандартам менеджмента качества труда и производства. В этих целях, поставлена задача разработать адаптивную модель ценообразования, которая будет являться частью стратегии выхода на внешний рынки с целью экспорта продукции общества «Вамин Татарстан».
Рынок молочной продукции в России характеризуется олигопольными процессами (Группы компаний Danone, Юнимилк и др.). Таким образом, мы можем утверждать, что необходимо учитывать все факторы внешней среды, в которых функционирует ООО «Вамин Татарстан». Цены на продукцию должны устанавливаться рыночным методом после тщательного маркетингового исследования рынка с учетом всех рыночных факторов. К примеру, если это новая уникальная продукция, пользующаяся повышенным спросом, применяется метод «снятия сливок». Если типичная продукция - то ориентация на лидера, либо применение метода ценообразования с ориентацией на цены конкурентов.
Сетевая бизнес-структура молочной индустрии или молочный кластер может стать инструментом стратегического развития отрасли региона, способного обеспечить пищевую безопасность, занятость населения, спрос, как на молоко-сырье, так и на готовую продукцию налаженные, стабильные, взаимовыгодные связи с соседними регионами, и может стать ведущей стратегией управления социальными рисками, которые вызывают действия олигополистов. Решение оптимизации деятельности необходимо искать не только внутри организации за счет традиционных инструментов, но и за счет выстраивания новых структур кластерного типа между участниками сектора региона, что повысит уровень конкуренции среды между региональными игроками молочной индустрии.
ООО «Вамин Татарстан» планирует выход на внешний рынок, в качестве экспорта будет реализовываться ряд молочной продукции. Основные страны, в которые регион будет поставлять молоко — это Казахстан, Украина, Белоруссия, Грузия, Китай и Монголия. Крайне важно установить цену, которая будет конкурентоспособной и в то же обеспечивать приемлемый уровень рентабельности организации. Таким образом, сегодня важно разработать стратегию ценообразования экспортной продукции.
ООО "Вамин Татарстан" является предприятием молочной отрасли, на протяжении ряда лет ведущим активную торговую деятельность. Предприятие осуществляет закупки импортного производственного оборудования для своих нужд и соки. Экспортная деятельность планируется в перспективе, и в качестве продукции будет реализовываться широкая ассортиментная группа. В связи с этим целесообразно продолжить курс предприятия в увеличении выпуска, в частности сухого молока, для чего целесообразно закупать импортное оборудование, с целью диверсификации на рынках сбыта за рубежом. Импортная составляющая внешнеэкономической деятельности связана с потребностью обновления производственных мощностей новым технологическим оборудованием, а также необходимостью закупок сырья для производства продукции. Анализ деятельности показал, что предприятие находится в достаточно устойчивом экономическом положении и у него существуют потенциальные возможности для экономического роста.
Расширение рынков сбыта - приоритетная стратегия любого предприятия. Задачей для ООО «Вамин Татарстан» является рост экспортных поставок в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Чистая прибыль предприятия увеличилась на 96% и составила 2 964 тыс. руб. на 1 января 2017 г., что представлено на рисунке 2.3.3. Рост чистой прибыли также объясняется фактом развития коммерческой службы организации, маркетинговыми расходами, что привело к положительным результатам в сравнении с предыдущими периодами. Рост чистой прибыли по сравнению с 2014 годом и 2015 годом существенно увеличился. Почти 50% в структуре затрат занимают затраты на основное сырье и материалы в 2016 г. — 48,76%, в 2017 г. — 49,44%, также велика доля расходов на оплату труда 17,92% и 18,3% соответственно и вспомогательные материалы 8,85% и 11,58% соответственно. В 2017 году произошло увеличение себестоимости на 1 тонну, реализованной продукции по сравнению с 2016 годом в основном за счет роста постоянных затрат. Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены сильные и слабые стороны в формировании ценообразования экспортируемых товаров ООО «Вамин Татарстан». Более 46% продукции сбывается посредством оптовых прямых продаж. В итоге, исходя из данных, собственная торговая сеть отсутствует, её необходимо увеличивать, данный критерий управления недостаточно эффективен. Негативно на сбыт продукции предприятия влияет жесткая конкуренция на рынке.
Таким образом, определены главные недостатки в формировании ценообразования экспортируемых товаров ООО «Вамин Татарстан». Увеличение себестоимости на 1 тонну продукции за счет роста постоянных затрат. В 2017 году розничный товарооборот снизился примерно на 2 млн., составил 41388,2 тыс.руб., это произошло из-за потери потребительского интереса к новой продукции предприятия. Произошло снижение продаж основных видов продукции в периоды 2015-2017 гг. Собственная торговая сеть отсутствует, её необходимо создать, сильная конкуренция, рост политической напряженности, инфляция.
Исследование современного международного молочного рынка показало, что производство молока после отмены квот в странах Евросоюза растет более медленными темпами, несмотря на снижение отпускных цен для фермеров. Преобладающее большинство производителей в Европе состоят в кооперативах, через который они реализовывают весь полученный объем молока. Некоторые кооперативы объединяют производителей из нескольких стран ЕС, например, в Friesland Campina входят 19 тыс. фермеров из Голландии, Бельгии, Германии и Дании.
В 2016 г. для европейского рынка была характерна тенденция к снижению закупочных цен для производителей. Из-за недостаточной прибыли многие фермеры начали оптимизировать свои затраты путем уменьшения затрат на корма, что повлекло снижение продуктивности коров. В 2017 г. ситуация с ценами постепенно стабилизируется. Поддерживать уровень цен на готовую молочную продукцию в ЕС помогают специальные меры - Intervention и Private Storage Aid. ЕС отдает на экспорт традиционные для мировых рынков продукты: сыры, сливочное масло и сухое молоко. Больше всего европейских сыров и масла идет в США. Наибольший объем сухого молока ЕС отправляет в Алжир. По оценкам аналитиков Eurostat, к 2026 г. ЕС может стать крупнейшим экспортером молочной продукции, сместив Новую Зеландию на второе место. Однако, несмотря на значительное увеличение экспорта к 2026 г., более 85% произведенной молочной продукции будет потребляться внутри Евросоюза. Потребление свежих молочных продуктов снизится, а сыров и сливочного масла, напротив, увеличится. Повышению потребительского спроса будет способствовать рост населения. Удовлетворение растущего спроса и реализация экспортного потенциала будут обеспечиваться наращиванием производства молока на 1,3 млн. тонн в среднем ежегодно до 2026 года.
Таким образом, опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что эффективное функционирование рынка молока и молочных продуктов во многом определяются факторами: хорошо организованной системой сбыта молока и молочной продукции; целенаправленным государственным воздействием, а также высоким качеством продукции.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что приоритетное направление эффективного устойчивого развития молочной отрасли - это производство продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, доступной для всех групп населения. Конкурентоспособная молочная продукция повышает доверие потребителей к национальным производителям, в результате чего создаются предпосылки устойчивости отрасли. Основными направлениями развития молочной отрасли перерабатывающей промышленности должны стать: расширение ассортимента и повышение качества продукции путем внедрения достижений научно-технического прогресса, модернизации и технического переоснащения предприятия, перехода на новые ресурсосберегающие технологии, способные обеспечить глубокую переработку сельскохозяйственного сырья.
Определяющим условием завоевания рынка является более высокое относительное качество молочной продукции с учетом запросов потребителей. Так как при рыночных отношениях цены на молочную продукцию определяются уровнем спроса и предложения, становится очевидной важная роль влияния достижений научно-технического прогресса на молокоперерабатывающее производство. Наращивание поставок российской продукции в другие страны и регионы СНГ возможно и необходимо. Кроме того, практически все страны, ощутив продовольственный дефицит, принимают усилия по наращиванию собственного производства молока. Так, потенциальные поставки молока и молочной продукции на рынке стран СНГ, кроме России, в ближайшей перспективе из Татарстана можно оценить в объеме 550-650 тыс. тонн.
В настоящее время происходит усиление концентрации предприятий молочной промышленности: контролируемые государством мелкие и убыточные предприятия присоединяются к более крупным, эффективно работающим, таким образом производится укрупнение молокоперерабатывающих предприятий. Параллельно началась самостоятельная консолидация производителей молочной продукции, создан Союз «молочников». В то же время происходит ужесточение конкуренции на внутреннем рынке в силу достижения высокой степени насыщения национального рынка молочными продуктами. Следует отметить, что конкурентоспособность последних значительно возросла благодаря внедрению современных технологий, улучшающих качество продукции, обеспечивающих более длительные сроки годности и гарантирующих ее безопасность для потребителя. Экспортная стратегия позволяет использовать потенциал и компетенции компании, вовремя реагировать на происходящие изменения, использовать различные тенденции. Несмотря на очевидные риски, связанные с выходом на новые рынки, в том числе европейский, запредельных барьеров для экспорта российского молока и молочных продуктов нет. При наличии производственной дисциплины и последовательности в действиях задача является вполне выполнимой. 16 российских производителей уже имеют разрешения на экспорт молочной продукции в страны Евросоюза. С точки зрения рыночной деятельности, экспортная стратегия:
- изменяет основанные на интуиции подходы к экспортной деятельности;
- определяет направления поэтапного развития компании на зарубежных рынках;
- обосновывает выбор страны на основе расчетов, маркетинговых исследований зарубежного рынка, международной интеграции и перспектив развития торговых отношений с другими странами.
Разрабатывать экспортную стратегию компания может как самостоятельно, так и с привлечением консалтинговой фирмы.
В настоящее время отечественная молочная промышленность, являющаяся одной из основных отраслей переработки сельскохозяйственной продукции, обретает все большую конкурентоспособность.
Несмотря на то, что молочный рынок России сегодня преодолевает серьезные испытания в виде внутренней неустроенности, внешних санкций, контрсанкций, завышенного курса доллара и евро, он всё-таки развивается.
Контрагенты: компании, занимающиеся в молочной, кондитерской и прочих областях, где используется сухое молоко и масло сливочное в качестве ингредиентов в производстве (ООО «Русский Холод», Объеденные кондитеры, Концерн «РЕННА» и другие). Каналы сбыта: в основном это прямые каналы, ООО «Вамин Татарстан» через прямые контракты отгружает потребителям Б2Б (продажи на рынке b2b (business to business) - продажи корпоративным клиентам (другим компаниям)). Из непрямых: каналы дистрибьюции только начали развиваться в Южном и центральном федеральных округах РФ. Конкуренты: «КомосГрупп», «ИжМолоко», «Землянскмолоко» - крупные холдинги и молочные комбинаты, которые мониторят рынок и продают напрямую. Для выхода на экспорт нужно лишь пройти сертификацию по международным стандартам и найти клиентов за границей. При этом сыворотку компания, закупает через посредников (китайские производственные компании для использовании кормовых добавок).
Проблемы ООО «Вамин Татарстан» при выходе на внешний рынок складывается из нескольких важных факторов:
- внешняя конъюнктура;
- возможности сырьевой базы компании;
- экспортная пошлина, льготы;
- уровень конкуренции и объемы производства, поставок продукции и других факторов;
- уровень себестоимости продукции.
В процессе разработки программы организационных изменений в процессе реализации стратегического менеджмента ООО «Вамин Татарстан» необходимо учитывать, общую стратегию компании и риски внешней и внутренней среды. Для ООО «Вамин Татарстан» можно рекомендовать стратегию концентрированного роста. Она наиболее подходит ООО «Вамин Татарстан», так как организация еще не до конца использовала возможности своей продукции на «естественном» базовом рынке.
Стратегия развития рынков, при этом организация предпринимает усилия по существенному увеличению объемов продаж существующих товаров на новых или будущих внешних рынках, за счет расширения границ рынка сбыта. В итоге стратегию концентрированного роста как базовую стратегию для ООО «Вамин Татарстан» рекомендовано дополнить конкретными типами стратегий, относящимися к другой стратегии - стратегии развития рынка
Объектом исследования является производитель молочной продукции - общество с ограниченной ответственностью «Вамин Татарстан». Производимая продукция холдинга: молоко жидкое обработанное, сметана и жидкие сливки, кисломолочная продукция, творог и сырково-творожные изделия, масло коровье, сыр, молочные продукты, сгущенные и прочие молочные продукты, сельскохозяйственное сырье.
В последний анализируемый период предприятие не работает на внешнем рынке, но стратегией развития предусмотрен экспорт основной продукции на зарубежные рынки, в том числе, в связи с этим планируется сертификация молочноперерабатывающих заводов по международным стандартам менеджмента качества труда и производства. В этих целях, поставлена задача разработать адаптивную модель ценообразования, которая будет являться частью стратегии выхода на внешний рынки с целью экспорта продукции общества «Вамин Татарстан».
Рынок молочной продукции в России характеризуется олигопольными процессами (Группы компаний Danone, Юнимилк и др.). Таким образом, мы можем утверждать, что необходимо учитывать все факторы внешней среды, в которых функционирует ООО «Вамин Татарстан». Цены на продукцию должны устанавливаться рыночным методом после тщательного маркетингового исследования рынка с учетом всех рыночных факторов. К примеру, если это новая уникальная продукция, пользующаяся повышенным спросом, применяется метод «снятия сливок». Если типичная продукция - то ориентация на лидера, либо применение метода ценообразования с ориентацией на цены конкурентов.
Сетевая бизнес-структура молочной индустрии или молочный кластер может стать инструментом стратегического развития отрасли региона, способного обеспечить пищевую безопасность, занятость населения, спрос, как на молоко-сырье, так и на готовую продукцию налаженные, стабильные, взаимовыгодные связи с соседними регионами, и может стать ведущей стратегией управления социальными рисками, которые вызывают действия олигополистов. Решение оптимизации деятельности необходимо искать не только внутри организации за счет традиционных инструментов, но и за счет выстраивания новых структур кластерного типа между участниками сектора региона, что повысит уровень конкуренции среды между региональными игроками молочной индустрии.
ООО «Вамин Татарстан» планирует выход на внешний рынок, в качестве экспорта будет реализовываться ряд молочной продукции. Основные страны, в которые регион будет поставлять молоко — это Казахстан, Украина, Белоруссия, Грузия, Китай и Монголия. Крайне важно установить цену, которая будет конкурентоспособной и в то же обеспечивать приемлемый уровень рентабельности организации. Таким образом, сегодня важно разработать стратегию ценообразования экспортной продукции.
ООО "Вамин Татарстан" является предприятием молочной отрасли, на протяжении ряда лет ведущим активную торговую деятельность. Предприятие осуществляет закупки импортного производственного оборудования для своих нужд и соки. Экспортная деятельность планируется в перспективе, и в качестве продукции будет реализовываться широкая ассортиментная группа. В связи с этим целесообразно продолжить курс предприятия в увеличении выпуска, в частности сухого молока, для чего целесообразно закупать импортное оборудование, с целью диверсификации на рынках сбыта за рубежом. Импортная составляющая внешнеэкономической деятельности связана с потребностью обновления производственных мощностей новым технологическим оборудованием, а также необходимостью закупок сырья для производства продукции. Анализ деятельности показал, что предприятие находится в достаточно устойчивом экономическом положении и у него существуют потенциальные возможности для экономического роста.
Расширение рынков сбыта - приоритетная стратегия любого предприятия. Задачей для ООО «Вамин Татарстан» является рост экспортных поставок в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Чистая прибыль предприятия увеличилась на 96% и составила 2 964 тыс. руб. на 1 января 2017 г., что представлено на рисунке 2.3.3. Рост чистой прибыли также объясняется фактом развития коммерческой службы организации, маркетинговыми расходами, что привело к положительным результатам в сравнении с предыдущими периодами. Рост чистой прибыли по сравнению с 2014 годом и 2015 годом существенно увеличился. Почти 50% в структуре затрат занимают затраты на основное сырье и материалы в 2016 г. — 48,76%, в 2017 г. — 49,44%, также велика доля расходов на оплату труда 17,92% и 18,3% соответственно и вспомогательные материалы 8,85% и 11,58% соответственно. В 2017 году произошло увеличение себестоимости на 1 тонну, реализованной продукции по сравнению с 2016 годом в основном за счет роста постоянных затрат. Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены сильные и слабые стороны в формировании ценообразования экспортируемых товаров ООО «Вамин Татарстан». Более 46% продукции сбывается посредством оптовых прямых продаж. В итоге, исходя из данных, собственная торговая сеть отсутствует, её необходимо увеличивать, данный критерий управления недостаточно эффективен. Негативно на сбыт продукции предприятия влияет жесткая конкуренция на рынке.
Таким образом, определены главные недостатки в формировании ценообразования экспортируемых товаров ООО «Вамин Татарстан». Увеличение себестоимости на 1 тонну продукции за счет роста постоянных затрат. В 2017 году розничный товарооборот снизился примерно на 2 млн., составил 41388,2 тыс.руб., это произошло из-за потери потребительского интереса к новой продукции предприятия. Произошло снижение продаж основных видов продукции в периоды 2015-2017 гг. Собственная торговая сеть отсутствует, её необходимо создать, сильная конкуренция, рост политической напряженности, инфляция.
Исследование современного международного молочного рынка показало, что производство молока после отмены квот в странах Евросоюза растет более медленными темпами, несмотря на снижение отпускных цен для фермеров. Преобладающее большинство производителей в Европе состоят в кооперативах, через который они реализовывают весь полученный объем молока. Некоторые кооперативы объединяют производителей из нескольких стран ЕС, например, в Friesland Campina входят 19 тыс. фермеров из Голландии, Бельгии, Германии и Дании.
В 2016 г. для европейского рынка была характерна тенденция к снижению закупочных цен для производителей. Из-за недостаточной прибыли многие фермеры начали оптимизировать свои затраты путем уменьшения затрат на корма, что повлекло снижение продуктивности коров. В 2017 г. ситуация с ценами постепенно стабилизируется. Поддерживать уровень цен на готовую молочную продукцию в ЕС помогают специальные меры - Intervention и Private Storage Aid. ЕС отдает на экспорт традиционные для мировых рынков продукты: сыры, сливочное масло и сухое молоко. Больше всего европейских сыров и масла идет в США. Наибольший объем сухого молока ЕС отправляет в Алжир. По оценкам аналитиков Eurostat, к 2026 г. ЕС может стать крупнейшим экспортером молочной продукции, сместив Новую Зеландию на второе место. Однако, несмотря на значительное увеличение экспорта к 2026 г., более 85% произведенной молочной продукции будет потребляться внутри Евросоюза. Потребление свежих молочных продуктов снизится, а сыров и сливочного масла, напротив, увеличится. Повышению потребительского спроса будет способствовать рост населения. Удовлетворение растущего спроса и реализация экспортного потенциала будут обеспечиваться наращиванием производства молока на 1,3 млн. тонн в среднем ежегодно до 2026 года.
Таким образом, опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что эффективное функционирование рынка молока и молочных продуктов во многом определяются факторами: хорошо организованной системой сбыта молока и молочной продукции; целенаправленным государственным воздействием, а также высоким качеством продукции.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что приоритетное направление эффективного устойчивого развития молочной отрасли - это производство продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, доступной для всех групп населения. Конкурентоспособная молочная продукция повышает доверие потребителей к национальным производителям, в результате чего создаются предпосылки устойчивости отрасли. Основными направлениями развития молочной отрасли перерабатывающей промышленности должны стать: расширение ассортимента и повышение качества продукции путем внедрения достижений научно-технического прогресса, модернизации и технического переоснащения предприятия, перехода на новые ресурсосберегающие технологии, способные обеспечить глубокую переработку сельскохозяйственного сырья.
Подобные работы
- ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА ВНЕШНИЕ
РЫНКИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ВАМИН ТАТАРСТАН»)
Магистерская диссертация, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



