Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценочная функция психики (19.00.01)

Работа №4328

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы36стр.
Год сдачи1998
Стоимость170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Кардинальные перемены в экономической, социально-политической и культурной сферах, происходящие в последние годы в нашей стране, поставили перед психологической наукой задачу системного изучения психики реального, «живого человека», в действиях и помыслах которого наряду с объективным и рациональным присутствует субъективное, иррациональное и алогичное. В связи с этим все большую актуальность приобретает исследование таких психических феноменов, как «ценностные ориентации», «субъективные отношения», «личностный смысл», «Я–концепция», «образ Мира», «атрибуция действий», возникновение и проявление которых в значительной степени обусловлено реализацией оценочной функции психики человека. Не меньшее значение получает изучение собственно оценочных феноменов – процессов актуального порождения оценок и самооценок разных видов и типов, различного уровня и «масштаба», интегрально-устойчивых оценочных образований сознания и самосознания; оценочных явлений личностного уровня, таких как самооценка, субъективные отношения, оптимизм-пессимизм и т.д.
Знания о природе, составе, структуре и взаимодействии оценочных явлений различного уровня, организованных в сложную систему и реализующих оценочную функцию психики, необходимы для понимания механизмов обеспечения адекватной и эффективной регуляции и саморегуляции поведения, деятельности, любого акта взаимодействия человека с предметным миром, другими людьми, обществом.
В этой же связи следует напомнить, что оценки и самооценки являются неотъемлемой частью многих видов профессиональной деятельности — учителя, врача, судьи, руководителя; более того, что существуют профессии, в которых оценка является основным «продуктом» деятельности (эксперты в сфере экономики и производства, операторы-диспетчеры, контролеры ОТК и т.д.).
Несмотря на широкое представительство оценочных феноменов и в познавательной, и в регуляторной и в коммуникативной сферах психического функционирования и на то, что они достаточно активно изучались в педагогической, возрастной и социальной психологии, а также в педагогике, экономике, медицине, метрологии и особенно интенсивно в философских науках (в частности, в логике, гносеологии, этике, эстетике, аксиологии), в общей психологии до сих пор этой проблеме не придавалось существенного значения. Достаточно сказать, что ни в одном учебнике по общей психологии нет даже упоминания об оценивании и оценке.
Однако отсутствие именно общепсихологических представлений о природе, механизмах и функциях оценивания, о специфических особенностях оценок разных видов, о месте и роли оценивания и оценок в общей структуре психических явлений и тем более о целостной системе оценочных явлений, реализующих оценочную функцию психики, во-первых, делает систему теоретических воззрений о способах и формах психического отражения, по крайней мере, неполной; во-вторых, лишает полноты представления о процессах психической регуляции и саморегуляции; в-третьих, затрудняет исследование отдельных видов оценок и частных аспектов проблемы в специальных психологических дисциплинах; в-четвертых, осложняет решение различных практических задач, например, обучение «технике оценивания»; в-пятых, сдерживает решение методических вопросов в самой психологии, поскольку многие методы исследования основаны на использовании оценок и самооценок.
Все это свидетельствует, с одной стороны, о неординарности проблемы оценки для науки в целом, об актуальности изучения оценочной функции психики для решения теоретических и практических задач, стоящих перед психологической наукой на современном этапе. С другой стороны, учитывая многоаспектность и многогранность проблемы, — о том, что она представляет собой новое самостоятельное направление исследований в психологии, которое уже в ближайшей перспективе может превратиться в новую отрасль психологического знания – психологию оценивания и оценки.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы являлось теоретическое и экспериментальное изучение основных феноменов и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня, механизмов их участия в регуляции поведения и деятельности.
Конкретными задачами исследования были:
— философское и общепсихологическое обоснование сущности оценки как психического явления;
— общепсихологический анализ оценочных явлений различной природы;
— системный анализ состава, структуры и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня;
— выделение места и роли оценок и самооценок различных видов и всей системы оценочных явлений в механизмах психической регуляции и саморегуляции деятельности на различных этапах ее осуществления, а также в междеятельностной регуляции;
— экспериментальное исследование природы, структуры и функций когнитивно-аффективных оценочных комплексов: успеха и неудачи, возникающих на завершающем этапе деятельности, и их влияния на различные стороны психического функционирования;
— разработка совокупности методических процедур и методик, необходимых для исследования;
— обоснование метода системной психической саморегуляции (СПСР), специально разработанного для противодействия негативным эффектам успеха и неудачи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ