Управление развитием системы образования: региональный механизм ее реализации
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления системой образования в регионе 7
1.1. Система образования в современной России 7
1.2. Система управления образованием на региональном уровне 14
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая систему образования в России
2. Практические аспекты анализа управления системой образования в регионах ПФО
2.1. Характеристика общего образования по регионам ПФО:
сравнительный анализ
2.2. Анализ профессионального и высшего образования в регионах ПФО 38
2.3. Анализ программ развития системы образования в регионах ПФО 50
3. Совершенствование управления системой образования на
региональном уровне
3.1. Модели управления системой образования: зарубежный опыт 60
3.2. Основные проблемы управления системой образования в регионах ПФО
3.3. Разработка системы мер по совершенствованию управления
системой образования на региональном уровне
Заключение 75
Список использованных источников 78
1. Теоретические аспекты управления системой образования в регионе 7
1.1. Система образования в современной России 7
1.2. Система управления образованием на региональном уровне 14
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая систему образования в России
2. Практические аспекты анализа управления системой образования в регионах ПФО
2.1. Характеристика общего образования по регионам ПФО:
сравнительный анализ
2.2. Анализ профессионального и высшего образования в регионах ПФО 38
2.3. Анализ программ развития системы образования в регионах ПФО 50
3. Совершенствование управления системой образования на
региональном уровне
3.1. Модели управления системой образования: зарубежный опыт 60
3.2. Основные проблемы управления системой образования в регионах ПФО
3.3. Разработка системы мер по совершенствованию управления
системой образования на региональном уровне
Заключение 75
Список использованных источников 78
Актуальность темы исследования. С начала 80-хх годов прошлого века в нашей стране происходили социально-экономические и политические преобразования, которые в коре трансформировали, в том числе, систему образования. Сначала образование пережило попытки «перестроечного» реформирования, затем - становление рыночного механизма регулирования общественных отношений.
В конечном итоге возникла необходимость в основательной трансформации не только собственно российской системы образования, но и принципов управления ею. Социальные преобразования в России, осуществлявшиеся в условиях перехода к рыночной экономике и демократизации политических процессов, способствовали созданию законодательно-правовых, экономических, административно-управленческих основ развития системы образования.
С начала 1990-х гг. наблюдалась децентрализация государственного управления: росла политическая и экономическая самостоятельность регионов. Соответственно, значительная часть полномочий на управление образовательной системой была передана властям субъектов федерации. В следствие этого сформировались региональные образовательные системы, в основании которых - соответствующее правовое, административное и общественно-политическое обеспечение. В регионах оформились собственные образовательные структуры, начали реализовываться уникальные образовательные программы.
Становление рыночных отношений и формирование гражданского общества поставили сферу образования в новые условия функционирования. Первоначально эти условия развивались как последовательное усиление роли общественной составляющей в управлении образованием, выразившейся прежде всего в углублении автономии образовательных учреждений.
Предполагалось, что роль государства в управлении системой образования должна снижаться, а его функции передаваться общественным институтам и самим образовательным учреждениям. Однако традиции и инерция централизованного государственного управления, актуализировавшиеся в начале 2000-х гг., привели к тому, что централизованное начало постоянно усиливалось, постепенно сокращая пределы самостоятельности образовательных учреждений в организационно-финансовых и имущественных отношениях. При этом усиление централизации сопровождалось последовательным исключением из законодательства положений о государственных гарантиях приоритетности образования и снижением ответственности государства за эту сферу деятельности.
Озвученная цель модернизации образования в среднесрочной перспективе представлена как обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне путем повышения ориентации системы образования на рынок труда, перехода на нормативное финансирование, создание и развитие новых форм образовательных организаций и различных форм их взаимодействия. В этих условиях решения проблем совершенствования управления образованием становится все более необходимым.
Степень разработанности темы можно охарактеризовать как достаточно высокую. Общие проблемы управления образованием были широко исследованы в работах П.Ф. Анисимова, Г.А. Балыхина, А.А. Воронина, В.А. Жамина, Е.Н. Жильцова, В.М. Жураковского, В.М. Зуева, Н.Р. Кельчевской, Т.Л. Клячко, Е.А. Князева, Я.И. Кузьминова, М.М. Мусарского, И.А. Рождественской, О.Н. Смолина, В.Л. Тамбовцева, А.Н. Тихонова, А.В. Федотова, В.М. Филиппова, В.В. Чекмарева, С.В. Шишкина, Л.И. Якобсона и других авторов. Результатами этих работ явились оценка роли государства и регионов в регулировании и управлении образованием, предложения по формированию основных направлений образовательной политики в условиях реформирования образования, обоснование необходимости повышения общественной составляющей в управлении образованием и др.
Проблемы совершенствования управления образовательными учреждениями различных уровней образования исследованы в работах В.Н. Аверкина, А.И. Адамского, О.Н. Арзяковой, Е.Н. Богачева, Г.А. Бордовского, И.В. Ишиной, Е.А. Карпухиной, А.К. Клюева, Е.А. Князева, М.М. Кудинова, В.Ж. Куклина, Б.Л. Рудника, Е.Н. Соболевой, Н.Г. Типенко, Н.Л. Титовой. Авторами показаны роль и значение нормативного финансирования образовательных учреждений, организации многоканального финансирования и хозрасчетных отношений внутри образовательных учреждений, оценены различные подходы к управлению качеством образовательного процесса и оценке экономической устойчивости образовательных учреждений.
Соотношение государственной и общественной составляющей в управлении образованием, модели организации управления образованием, характеризующиеся различным соотношением государственного и общественного участия, оценка эффективности различных моделей и их позиционирование относительно друг друга, а также формирующиеся новые модели образовательных учреждений высшего образования исследованы в работах К.К. Бартона, Р. Бирнбаума, Ф.А. ван Вута, Г.Е. Карлсена, Д. Кигана, Л.Р. Кнудсена, Л.Л. Лесли, П. Маасена, Ш. Слаутер, К. Хадсон и др.
Объект исследования - региональная система образования.
Предмет исследования - процесс управления региональными системами образования на примере регионов ПФО.
Цель исследования - изучить процесс управления системой образования на региональном уровне, выявить основные проблемы и разработать рекомендации по его совершенствованию.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) дать определение понятию «система образования в России»;
2) охарактеризовать нормативно-правовую базу регулирования системы образования в России и субъектах Российской Федерации;
3) охарактеризовать основные показатели общего, среднего профессионального и высшего образования на региональном уровне (на примере трёх регионов ПФО);
4) провести сравнительный анализ программ развития образования в трёх регионах ПФО;
5) охарактеризовать модели управления образованием и опыт их применения за рубежом;
6) выявить проблемы на каждом из трёх уровней образования в регионах ПФО;
7) разработать меры по совершенствованию системы управления образования на региональном уровне.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей: управленцев, педагогов и экономистов.
Эмпирическая база исследования представлена статистикой государственных и региональных образовательных ведомств.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава настоящей работы посвящена общей характеристике системы образования на общероссийском и региональных уровнях.
Во второй главе проведён анализ основных показателей общего, среднего профессионального и высшего образования в трёх регионах ПФО: Республике Татарстан, Удмуртской Республики и Чувашской Республики.
Третья глава работы посвящена актуальным проблемам региональных систем образования и рекомендациям по совершенствованию управления образованием в регионах.
В конечном итоге возникла необходимость в основательной трансформации не только собственно российской системы образования, но и принципов управления ею. Социальные преобразования в России, осуществлявшиеся в условиях перехода к рыночной экономике и демократизации политических процессов, способствовали созданию законодательно-правовых, экономических, административно-управленческих основ развития системы образования.
С начала 1990-х гг. наблюдалась децентрализация государственного управления: росла политическая и экономическая самостоятельность регионов. Соответственно, значительная часть полномочий на управление образовательной системой была передана властям субъектов федерации. В следствие этого сформировались региональные образовательные системы, в основании которых - соответствующее правовое, административное и общественно-политическое обеспечение. В регионах оформились собственные образовательные структуры, начали реализовываться уникальные образовательные программы.
Становление рыночных отношений и формирование гражданского общества поставили сферу образования в новые условия функционирования. Первоначально эти условия развивались как последовательное усиление роли общественной составляющей в управлении образованием, выразившейся прежде всего в углублении автономии образовательных учреждений.
Предполагалось, что роль государства в управлении системой образования должна снижаться, а его функции передаваться общественным институтам и самим образовательным учреждениям. Однако традиции и инерция централизованного государственного управления, актуализировавшиеся в начале 2000-х гг., привели к тому, что централизованное начало постоянно усиливалось, постепенно сокращая пределы самостоятельности образовательных учреждений в организационно-финансовых и имущественных отношениях. При этом усиление централизации сопровождалось последовательным исключением из законодательства положений о государственных гарантиях приоритетности образования и снижением ответственности государства за эту сферу деятельности.
Озвученная цель модернизации образования в среднесрочной перспективе представлена как обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне путем повышения ориентации системы образования на рынок труда, перехода на нормативное финансирование, создание и развитие новых форм образовательных организаций и различных форм их взаимодействия. В этих условиях решения проблем совершенствования управления образованием становится все более необходимым.
Степень разработанности темы можно охарактеризовать как достаточно высокую. Общие проблемы управления образованием были широко исследованы в работах П.Ф. Анисимова, Г.А. Балыхина, А.А. Воронина, В.А. Жамина, Е.Н. Жильцова, В.М. Жураковского, В.М. Зуева, Н.Р. Кельчевской, Т.Л. Клячко, Е.А. Князева, Я.И. Кузьминова, М.М. Мусарского, И.А. Рождественской, О.Н. Смолина, В.Л. Тамбовцева, А.Н. Тихонова, А.В. Федотова, В.М. Филиппова, В.В. Чекмарева, С.В. Шишкина, Л.И. Якобсона и других авторов. Результатами этих работ явились оценка роли государства и регионов в регулировании и управлении образованием, предложения по формированию основных направлений образовательной политики в условиях реформирования образования, обоснование необходимости повышения общественной составляющей в управлении образованием и др.
Проблемы совершенствования управления образовательными учреждениями различных уровней образования исследованы в работах В.Н. Аверкина, А.И. Адамского, О.Н. Арзяковой, Е.Н. Богачева, Г.А. Бордовского, И.В. Ишиной, Е.А. Карпухиной, А.К. Клюева, Е.А. Князева, М.М. Кудинова, В.Ж. Куклина, Б.Л. Рудника, Е.Н. Соболевой, Н.Г. Типенко, Н.Л. Титовой. Авторами показаны роль и значение нормативного финансирования образовательных учреждений, организации многоканального финансирования и хозрасчетных отношений внутри образовательных учреждений, оценены различные подходы к управлению качеством образовательного процесса и оценке экономической устойчивости образовательных учреждений.
Соотношение государственной и общественной составляющей в управлении образованием, модели организации управления образованием, характеризующиеся различным соотношением государственного и общественного участия, оценка эффективности различных моделей и их позиционирование относительно друг друга, а также формирующиеся новые модели образовательных учреждений высшего образования исследованы в работах К.К. Бартона, Р. Бирнбаума, Ф.А. ван Вута, Г.Е. Карлсена, Д. Кигана, Л.Р. Кнудсена, Л.Л. Лесли, П. Маасена, Ш. Слаутер, К. Хадсон и др.
Объект исследования - региональная система образования.
Предмет исследования - процесс управления региональными системами образования на примере регионов ПФО.
Цель исследования - изучить процесс управления системой образования на региональном уровне, выявить основные проблемы и разработать рекомендации по его совершенствованию.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) дать определение понятию «система образования в России»;
2) охарактеризовать нормативно-правовую базу регулирования системы образования в России и субъектах Российской Федерации;
3) охарактеризовать основные показатели общего, среднего профессионального и высшего образования на региональном уровне (на примере трёх регионов ПФО);
4) провести сравнительный анализ программ развития образования в трёх регионах ПФО;
5) охарактеризовать модели управления образованием и опыт их применения за рубежом;
6) выявить проблемы на каждом из трёх уровней образования в регионах ПФО;
7) разработать меры по совершенствованию системы управления образования на региональном уровне.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей: управленцев, педагогов и экономистов.
Эмпирическая база исследования представлена статистикой государственных и региональных образовательных ведомств.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава настоящей работы посвящена общей характеристике системы образования на общероссийском и региональных уровнях.
Во второй главе проведён анализ основных показателей общего, среднего профессионального и высшего образования в трёх регионах ПФО: Республике Татарстан, Удмуртской Республики и Чувашской Республики.
Третья глава работы посвящена актуальным проблемам региональных систем образования и рекомендациям по совершенствованию управления образованием в регионах.
Современная Россия, являясь частью глобального образовательного пространства, сталкивается с необходимостью постоянного совершенствования образовательной системы, на развитие которой значительное влияние оказали социально-политические процессы трёх последних десятилетий. Территориальные особенности России, а также специфическое распределение полномочий в области образования в системе «Центр - регионы» обуславливают современное состояние и проблемы развития региональных образовательных системы.
Регионализация образования - это ориентация на потребности личности, реализуемой в конкретной социальной и социокультурной среде, формирование единого образовательного пространства региона, учет конкретных региональных особенностей (природных, экологических, промышленных, интеллектуальных, культурных, национальных, ментальных
Региональной образовательная система включает в себя формирование и развитие национального образования, принципы и способы внедрения национально-регионального компонента в содержание образования, особенности функционирования региональных университетов, особенности формирования национальной культуры как базового компонента содержания регионального образования.
Зарубежные страны, решая в сфере управления образованием, по существу аналогичные с российскими проблемы, не достигли результатов, которые можно было бы использовать в качестве образцов для применения.
Основными проблемами в области совершенствования региональных систем образования признается выбор целей их развития, обеспечение достижения которых является целью управления, и формирование действий, которые необходимо реализовать для достижения этих целей. Большое внимание уделяется также работе по проведению оценки степени достижения поставленных целей и представлению общественности достигнутых результатов.
В ходе данной работы мы пришли к следующим выводам.
1. Конкурентноспособность региональных систем образования во многом определяется региональными особенностями. По этой причине функциональная реализация основных направлений образования в субъектах федерации должна осуществляться с учётом сложившейся в них образовательной политики.
2. Наблюдается противоречие между декларируемой необходимостью обеспечения высокого качества образования в России, которое призвано стать основой процветающего государства, и недостаточной готовностью систем образования в регионах к реализации этой цели.
3. В России по-прежнему преобладают традиционные подходы к управлению образованием, однако в условиях рыночной экономики они оказываются не столь эффективными. На сегодняшний день федеральные и региональные органы власти не в полной мере обеспечивают общественные и индивидуальные образовательные потребности.
4. Самостоятельность регионов в принятии решений относительно системы образования, с одной стороны, предполагает их право на реализацию собственной образовательной политики; с другой - законодательно ограничивается федеральной властью.
5.Основой управления региональной системой образования должен выступать системный подход, реализация которого обеспечит прочную взаимосвязь внутренней и внешней среды образовательного пространства в регионе. В свою очередь, это предполагает всеобъемлющий анализ существующих проблем российского образования в области субъектов образовательной политики, национально-региональных процессов.
б. Анализ трёх уровней системы образования в регионах ПФО показал, что, региональные власти в Республике Татарстан, Чувашской и Удмуртских республиках постоянно увеличивают объёмы вложений бюджетных средств в сферу образования, что, наряду с действующими образовательными программами даёт ощутимый эффект в части повышения показателей образования. Тем не менее, во всех трёх указанных регионах продолжают сохраняться специфические проблемы, которые требуют комплексного решения.
На сегодняшний день очевидна проблема создания опережающего проектирования развития региональной системы образования в условиях инновационного развития общества и государства.
Регионализация образования - это ориентация на потребности личности, реализуемой в конкретной социальной и социокультурной среде, формирование единого образовательного пространства региона, учет конкретных региональных особенностей (природных, экологических, промышленных, интеллектуальных, культурных, национальных, ментальных
Региональной образовательная система включает в себя формирование и развитие национального образования, принципы и способы внедрения национально-регионального компонента в содержание образования, особенности функционирования региональных университетов, особенности формирования национальной культуры как базового компонента содержания регионального образования.
Зарубежные страны, решая в сфере управления образованием, по существу аналогичные с российскими проблемы, не достигли результатов, которые можно было бы использовать в качестве образцов для применения.
Основными проблемами в области совершенствования региональных систем образования признается выбор целей их развития, обеспечение достижения которых является целью управления, и формирование действий, которые необходимо реализовать для достижения этих целей. Большое внимание уделяется также работе по проведению оценки степени достижения поставленных целей и представлению общественности достигнутых результатов.
В ходе данной работы мы пришли к следующим выводам.
1. Конкурентноспособность региональных систем образования во многом определяется региональными особенностями. По этой причине функциональная реализация основных направлений образования в субъектах федерации должна осуществляться с учётом сложившейся в них образовательной политики.
2. Наблюдается противоречие между декларируемой необходимостью обеспечения высокого качества образования в России, которое призвано стать основой процветающего государства, и недостаточной готовностью систем образования в регионах к реализации этой цели.
3. В России по-прежнему преобладают традиционные подходы к управлению образованием, однако в условиях рыночной экономики они оказываются не столь эффективными. На сегодняшний день федеральные и региональные органы власти не в полной мере обеспечивают общественные и индивидуальные образовательные потребности.
4. Самостоятельность регионов в принятии решений относительно системы образования, с одной стороны, предполагает их право на реализацию собственной образовательной политики; с другой - законодательно ограничивается федеральной властью.
5.Основой управления региональной системой образования должен выступать системный подход, реализация которого обеспечит прочную взаимосвязь внутренней и внешней среды образовательного пространства в регионе. В свою очередь, это предполагает всеобъемлющий анализ существующих проблем российского образования в области субъектов образовательной политики, национально-региональных процессов.
б. Анализ трёх уровней системы образования в регионах ПФО показал, что, региональные власти в Республике Татарстан, Чувашской и Удмуртских республиках постоянно увеличивают объёмы вложений бюджетных средств в сферу образования, что, наряду с действующими образовательными программами даёт ощутимый эффект в части повышения показателей образования. Тем не менее, во всех трёх указанных регионах продолжают сохраняться специфические проблемы, которые требуют комплексного решения.
На сегодняшний день очевидна проблема создания опережающего проектирования развития региональной системы образования в условиях инновационного развития общества и государства.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА» РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование муниципального управления развитием системы образования (на примере Кораблинского муниципального района Рязанской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МОНИНО ЩЕЛКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Оптимизация стратегии развития образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование региональной политики поддержки малого предпринимательства и механизмов ее реализации (на примере Самарской области)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016



