Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста 9
1.1. Понятие «семейные ценности» в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности формирования семейных ценностей детьми подросткового возраста 18
1.3. Содержание, формы и методы формирования семейных ценностей у подростков 24
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию семейных ценностей у
подростков 44
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности семейных ценностей у
подростков 44
2.2. Программа по формированию семейных ценностей 56
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию семейных ценностей у подростков 62
Выводы по второй главе 72
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложение
Актуальность исследования Кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений, выражающих утрату ценности семьи: рост разводов, добровольного безбрачия, неполных семей, притупление родительских инстинктов.
Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение. В научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения. Проблема отношений подростка к своей семье, является актуальной в современных условиях, поскольку ускоренный темп жизни, недостаток внимания со стороны взрослых, низкая культура общения между членами семьи приводят к нарушению отношений между родителями и детьми.
Актуальность данной проблемы ещё заключается в том, что в настоящее время нарушается связь поколений, подростки не интересуются жизненным опытом более старшего поколения.
Помимо этого, в школах наблюдается значительное снижение воспитательной работы в сфере ценностного отношения к семейному воспитанию. В содержании воспитательной работы слабо очерчены основы семьи, её приоритеты в развитии личности. Не хватает методических пособий, рекомендаций, программ по семейному воспитанию, требует совершенствования подготовка и переподготовка педагогических кадров в плане работы с подростками и семьёй.
Степень разработанности проблемы исследования Проблема формирования семейных ценностей у подростков является предметом многочисленных исследований. Необходима подготовка подростков к будущей семейной жизни, воспитание у учащихся ценностного отношения к семье. В трудах отечественных педагогов и психологов (С.П. Акутина [1], Т.В. Андреева [2], Е.И. Артемонова [3], Л.Н Боровых [8], К.С.Дивисенко [13], Е.И.Зритнева [15,16], Л.В.Карцева [18], Т.А Куликова.[25]) рассматриваются основные аспекты семьи и семейных ценностей, а также проблемы по формированию семейных ценностей у подростков. Многоаспектность и значимость рассматриваемых вопросов свидетельствует о важности междисциплинарной интеграции наук (психологии, педагогики, философии, медицины, социологии, демографии и др.) в разрешении указанной проблемы.
К настоящему времени в современной теории и практике по проблеме семьи и семейному воспитанию уже накоплен определенный опыт, который отражен в трудах отечественных исследователей А.И. Кочетова [23], Н.И.Олиферович [38]. Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики формирования ценностных ориентаций подростков и роли семьи в формировании семейных ценностей ребенка. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остается в стадии изучения.
Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему передает семья и общество, в связи с чем исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных изменений в мировоззренческой и духовной сферах нашего общества, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными, исчезают традиционные нормы, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. Особенно опасной данная ситуация представляется для современных подростков, система нравственных ориентиров которых ещё не сложилась. Их ценностные ориентации находятся в стадии формирования, но в современных условиях зачастую они идут вразрез с ценностными ориентациями родителей.
Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Актуальность проблемы подросткового возраста в том, что оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество.
В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста [7]. Нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений раскрываются в трудах Г.Н. Волкова [10], И.В. Гребенникова [11] и др.
Роль СМИ в формировании семейных ценностей рассмотрена в работах В.Т. Лисовского [27], Г.И. Климантовой [24], Е.Г.Слуцкого [47]. В их работах показаны отрицательные стороны деятельности современных СМИ в формирования семейных ценностей. Исследованию особенностей психического развития личности подросткового и старшего юношеского возраста посвящены работы отечественных психологов (Л.И. Божович [7], А.Н. Леонтьев [26], Д.Б. Эльконин [55]). Таким образом, возникли противоречия между необходимостью формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования семейных ценностей.
Следовательно, проблема исследования: каковы содержание, формы и методы формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста.
Цель исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальной проверке содержания, форм и методов формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста.
Объектом исследования является процесс формирования семейных ценностей у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование семейных ценностей у детей подросткового возраста будет эффективным, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «семейные ценности»;
- будут раскрыты особенности формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста;
- будет разработана и апробирована программа по формированию семейных ценностей у детей подросткового возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «семейные ценности» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста.
3. Изучить содержание, основные формы и методы формирования семейных ценностей у подростков в психолого-педагогической литературы и педагогической практике.
4. Разработать и апробировать программу формирования семейных ценностей у подростков.
Методологическую основу данного исследования составили концепция системного подхода (Л.И. Божович [7]), идеи личностно-деятельностного подхода (Л.В. Байбородова [4], А.В.Мудрик [31], В.С. Мухина[33]); аксиологического (С.П. Акутина [1], И.В. Иванова [17], Л.В. Карцева [18], Т.А. Куликова [25]) подхода, как конкретно методологического принципа педагогических исследований.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;
- изучение нормативно-правовых документов;
-обобщение и систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта;
- эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ
документации, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
-математические: количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка результатов экспериментальной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: систематизированы знания о формировании ценностного отношения подростков к семье.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «Средняя
общеобразовательная русско-татарская школа № 150» Приволжского района
г. Казани. В эксперименте участвовали подростки в возрасте 13-14 лет (ученики 7 класса).
Этапы исследования: Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по нашей теме исследования; определился научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы формирования семейных ценностей, апробация программы в условиях МБОУ.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Разработана и апробирована на практике программа «Моя маленькая и большая семья», включающая в себя комплекс разнообразных форм и методов формирования семейных ценностей у детей подросткового возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и экспериментально проверена программа, результаты исследования могут служить теоретической и практической базой для педагогов, воспитателей школьных и внешкольных организаций.
Структура исследования исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения. На уровне общества изменения, происходящие с семьей, проявляются в динамике таких негативных явлений, выражающих утрату ценности семьи: рост разводов, добровольного безбрачия, неполных семей, притупление родительских инстинктов.
Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение. В научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения. Проблема отношений подростка к своей семье, является актуальной в современных условиях, поскольку ускоренный темп жизни, недостаток внимания со стороны взрослых, низкая культура общения между членами семьи приводят к нарушению отношений между родителями и детьми. В настоящее время нарушается связь поколений, подростки не интересуются жизненным опытом более старшего поколения.
Помимо этого, в школах наблюдается значительное снижение воспитательной работы в сфере ценностного отношения к семейному воспитанию. В содержании воспитательной работы слабо очерчены основы семьи, её приоритеты в развитии личности. Не хватает методических пособий, рекомендаций, программ по семейному воспитанию, требует совершенствования подготовка и переподготовка педагогических кадров в плане работы с подростками и семьёй.
В связи с этим мы провели работу по формированию представления о семейных ценностях у детей подросткового возраста.
Наше исследование осуществлялось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 150» Приволжского района г.Казани. В исследовании приняло участие 25 детей подросткового возраста. Исследование проводилось в течение 2017-2018 учебного года в три этапа в естественных условиях.
Для реализации задачи выявления уровня сформированности семейных ценностях мы провели с подростками анкетирование на тему «Семья и семейные ценности» (опирающуюся на методику ценностных отношений Шварца) и методику «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса, С Кауфмана. С помощью этих методик выяснили, что до начала эксперимента у большинства ребят был низкий и средний уровень представлений о семейных ценностях.
С целью повышения уровня представления о семейных ценностях была проведена программа «Моя большая и маленькая семья», в которую входили разнообразные формы и методы (беседы на соответствующую тему, классные часы, дискуссии, совместные проекты, родительские собрания и другие).).
После проведения формирующего эксперимента определились изменения в динамике уровней представлений о семейных ценностях:
1. Благоприятная внутрисемейная ситуация повысилась с 12% до 60% (изменения 38%);
2. Тревожность понизилась на 4% (с 12% до 18%);
3. Конфликтность понизился с 28% до 12%;
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации понизился на 16% (с 28% до 12%);
5. Враждебность в семейной ситуации снизилась с 20% до 8% (изменения на 12%).
Также мы получили следующие результаты уровня представления о семье и семейных ценностях по анкете «Моя большая и маленькая семья»:
1. Высокий уровень повысился на 16 %(с 40% до 56%);
2. Средний уровень повысился на 4 % (с 32% до 46%);
3. Низкий уровень понизился на % (0 с 28% до 8%);
Данные показатели свидетельствуют о том, что представления о семейных ценностях у детей подросткового возраста после внедрения программы по формированию этих представлений значительно повысились. Представления подростков о семейных ценностях стали шире, и проявился интерес к семье.
Для определения значимости положительного сдвига в сторону повышения уровня представления о семейных ценностях у детей подросткового возраста была проведена математическая обработка полученных данных с использованием t-критерии Стьюдента. В результате по методике КРС Р. Бэрнса, С. Кауфмана и по анкете «Семья и семейные ценности» мы получили достоверные различия. Это говорит о том, что наша гипотеза о достоверности различий показателей до и после эксперимента подтвердилось. Следовательно, после проведения работы по формированию семейных ценностей у детей подросткового возраста показатели изменились в лучшую сторону. Можно смело сказать, что занятия пошли детям на пользу, а в особенности детям у которых был низкий уровень сформированности представлений о семейных ценностях.
Мы считаем, что работу по формированию семейных ценностей у детей подросткового возраста можно считать успешной, т.е проведенные нами система занятий оказалась эффективной и помогла сформировать у детей правильное и полное представления о семье и семейных ценностях. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
1. Акутина, С.П. Теоретико-методологические основы воспитания духовных семейно-нравственных ценностей школьников. Монография. -М.: Владос, 2012. - 130 с.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие. - СПб.: Речь, 2014. - 244 с.
3. Артемонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Е.И. Артемонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова др.; под ред. Е.Г Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
4. Байбородова Л. В. «Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
5. Бейзеров. В.А. 105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2014. - 169 с.
6. Беспятова Н.К, Яковлев Д.Е. Организация и содержание
воспитательного процесса в школе. Методическое пособие. - М.:
Издательство: Айрис-Пресс, 2006.- 256 с.
7. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: Педагогика , 1972. — С. 7—44.
8. Боровых, Л.Н. Философия: семья и брак: учебное пособие. Владим. гос. Ун т. - Владимир: Изд-во Владимирского гос.ун-та, 2011. -111 с..
9. Ванюшин В.Н., Гвоздиков С.В., Лаврентьев А.Р., Орлова Л.А. Деловая игра в обучении: научно-практическое пособие. - Дзержинск: Изд- во «Конкорд», 2015. - 131 с.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
11. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов/И.В. Гребенников - М.: Просвещение, 1991. -158 с.
12. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий //Социологические исследования. - 2005. - № 6 .- С.31-36.
13. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников // Социологические исследования. - 2010. - № 8. - С. 118-122.
14. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. Учебно-методическое пособие - М. Центр педагогического образования,
2009. - 77 с.
15. Зритнева, Е. И., Клушина Н. П. Семьеведение. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 246 с.
16.Зритнева Е.И. Социология семьи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. —150 с.
17. Иванова И.В., Дударева Т.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке. Психологические исследования: электронный научный журнал Солитон. - 2009. - № 2 (4). -С.6.
18. Карцева, Л.В. Семьеведение: Учебно-методическое пособие для педагогов системы дошкольного образования / под науч. редакцией д.ра социол. н. проф. Л.В. Карцевой. - Казань: Казан.гос. инс-т культуры, 2016. - 204 с.
19. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта. - Рига:
Эксперимент, 2008. - 180 с.
20. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
21. Кон И.С. Психология ранней юности.- М: Просвещение, 1989.255с.
22. Кондратьев М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога- практика. - М.: ПЕР СЭ, 2010. -464 с.
23. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. - Минск: Полымя, 2009. -
446 с.
24. Климантова, Г.И. Г осударственная семейная политика современной России: перспективы и социальные риски // Социальная политика и социология.- 2008 - № 6 - С. 23-26.
25. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.А. Куликова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -232 с.
26. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
27. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья.
(Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2003. - 71 с.
28. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480с.
29. Мацковский М.С. Ценность семьи в сознании различных слоев населения //Семья в представления современного человека /под ред.. - Г.А.Заикиной, М.С.Мацковского М.С., Фотеевой. - М.: Владос, 2004. - 231 с.
30. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа/ Ломоносовские чтения. - Студенты. - -Том №2. - С.24-27.
31. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М: Академия, 2006. - 208с.
32. Мудрик А.В. Социальная педагогика 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 224с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М: Академия, 1998. - 425 с.
34. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с.
35. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник в 2 частях Часть 2. - Москва: Владос-Пресс, 2012. -352 с.
36. Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.- сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 251 с.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. - М.:
Педагогическое общество России, 2003. - 448 с.
38.Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
39. Педагогическая энциклопедия. Гл.ред.: А.И.Каиров, Ф.Н.Петров [и др.] т.3. - М.: «Советская энциклопедия», 2011. - 879с.
40. Педагогическая энциклопедия. Гл.ред.: А.И.Каиров, Ф.Н.Петров [и др.] т.3. - М.: «Советская энциклопедия», 2001. - 630с.
41. Педагогика: Большая современная энциклопедия/сост. Рапацевич Е.С. - Минск: «Современное слово», 2011. - 720с.
42. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2010. - 512 с.
43. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
44. Розин, В.М. Судьба молодой семьи: психологические размышления о современной любви и семье: ожидания и разочарования, идеалы и реальность. - М.: Просвещенин, 1990. - 109 с.
45. Розов Н. С.. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Изд- во Новосибирского ун-та, 1998. - 292 с.
46. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: Учебное пособие / сост. Л. П. Русинова. - Сарапул, 2010. - 143 с.
47. Слуцкий, Е. Г Выбор поколения юных. // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. - 27 июня. - С.2.
48. Тезаурус для педагогов-экспериментаторов. Сборник терминов
составленный на основе 2-х источников: 1. Педагогика: Большая
современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. - Минск.: «Современное слово», 2005. - 720 с. 2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. -М.:Высш.шк., 2004. -512 с.
49. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 480 с.
50. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. Т4. - М.: ЭКСМО Пресс, 1996. — 422 с.
51. Уленгова Р.Б Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами арт-педагогики в условиях детского дома. - Казань: ТГГПУ, 2009. - С.124-129.
52. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999 - 520 с.
53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, , 2000. — 512 с.
54. Эйдемиллер Э.Г. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2002 - 368 с.
55. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.
56. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб: Лань, - 2010. - 528с.