Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАКРО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ

Работа №43259

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы170
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
583
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Ислам и макроэкономическая политика 8
1.1. Макроэкономика и исламская экономическая концепция 8
1.2. Исторические рамки исламского государств в Средние века 14
1.3. Экономические реформы в период пророческой миссии 21
2. Экономическая политика халифата от периода праведных халифов до
окончания первого этапа правления Аббасидов 32
2.1. Экономическая политика в халифате в период праведных халифов 32
2.2. Экономическая и финансовая политика в период правления
Омеййядов 48
2.3. Экономическая и финансовая политика в период правления
Аббасидов 57
3. Практическое значение экономической политики халифата в
развитии мировой экономической системы 62
3.1. Ключевые характеристики экономической политики халифата 62
3.2. Мировое наследие экономической политики халифата и потенциал
для применения современными государствами 67
Заключение 73
Список использованных источников

Актуальность исследования. В последние несколько десятилетий мировое сообщество экономистов и финансистов обратилось к институтам исламской экономической модели как новым и эффективным инструментам решения макроэкономических задач. В частности, наибольший интерес был обращен к институту исламского банкинга после мирового финансового кризиса 2008 года. Однако исламская экономическая мысль богата многими другими институтами и решениями: закят, вакф, бейт аль-маль и др. Они интересы еще и тем, что все они имеют не только теоретическую, но и практическую значимость, ибо со становлением и распространением религии ислам, созданиеми расширением халифата эти институты и инструменты имели самое обширное применение внутри исламского государства и влияние на экономику западных государств.
Ряд из данных институтов имеют аналоги в западной экономике. Зачастую это трансформированные исламские экономические институты, которые сегодня, как правило, рассматриваются как сугубо западное явление. Иные же институты исламской экономики не имеют аналогов.
Многие страны мусульманского мира, члены Организации исламского сотрудничества сегодня уделяют внимание институтам исламской экономики при построении макроэкономической политики. Данный возврат к основам экономики ислама является логическим следствием ряда исторических предпосылок. Среди них ключевыми являются получение независимости от западных метрополий, рост интереса и числа исследований на тему исламской экономики, появление первых исламских банков и бурный рост исламской финансовой отрасли после нефтяного бума в странах Персидского
залива.
Основываясь на том, что первые три периода исламской истории (первые века существования ислама, которые включают период пророчества и правления праведных халифов, затем период правления династии
Омеййядов и период правления Аббасидов) считаются эпохой расцвета исламской цивилизации (в это время проявилась уникальность исламской общины и ее роль в формировании исламской концепции государства), то изучение политической и экономической политики этого периода исламской истории, а также методов и способов управления государственным капиталом и имуществом имеет важное значение для ученых-историков, экономистов и юристов.
Понимание особенностей и уникальности исторического опыта исламских государств в периоды расцвета исламской цивилизации в различных аспектах: политическом, юридическом, общественном и,
особенно, экономическом, имеет важное значение при объяснении различных общественно-политических явлений.
Актуальность исследования подкрепляется еще и тем, что некоторые
принципы экономических отношений, сегодня являющиеся общепризнанными, были заложены еще в ранние века существования исламской цивилизации, еще до Адама Смита и за много веков до Кейнса, которые считаются основоположниками микро и макроэкономики как науки. Таким образом, таковые макроэкономические принципы не являются изобретением исключительно западной цивилизации.
Исламская цивилизация представляет собой уникальный феномен - с момента зарождения ислама как религии и до того периода, когда исламское государство (халифат) стало самой влиятельной империей в мире прошел очень короткий отрезок времени. Это в очередной раз подчеркивает высокую актуальность исследования вопросов управления и, в частности, экономической политики исламского государства.
Более того, учитывая реальность наших дней, изучение макроэкономической политики халифата в средние века может стать важной
основой для понимания роли и оценки перспектив исламских экономических принципов в экономике современных государств.
Степень разработанности темы. В российской экономической науке слабо изучены вопросы макроэкономической политики исламского государства в первые века существования. Несмотря на то, что в трудах современников встречаются исследования на тему исламской экономической модели или применения отдельных ее элементов, тем не менее, вопрос о макроэкономической политике халифата в эпоху его становления и расцвета не получил достойного внимания исследователей. На русском языке экономическая политика правителей халифата получила освещение в труде по истории халифата О.Г. Большакова. Также имеются труды по истории отдельных стран мусульманского мира, где среди вопросов изучения также вопросы финансовой системы. Например, такие труды есть по Ирану. Отдельных трудов, посвященных экономической политике халифата, не публиковалось.
В зарубежных источниках, преимущественно, на арабском языке, имеются труды и публикации по рассматриваемой теме. Среди них - преимущественно работы современных исследователей, публикуемые в Ливане, Египте, Омане.
Исследование темы, связанной с экономической политикой халифата, в то же время, невозможно без изучения исторических источников, основными из которых являются Коран и сборники хадисов.
Также целесообразно выделить работы, посвященные историческим
особенностям возникновения и развития института вакфа. Это, в частности,
12 3
работы А.Г. Периханян , И.К. Загидуллина , М. Аль Марашдеха .
Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые в русскоязычной литературе автором были изучены и изложены ключевые
Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. Ответственный редактор И.М.Дьяконов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1983. - 241 с.
Загидуллин И.К. Вакуфы в имперском правовом пространстве // Ислам и благотворительность. Материалы всероссийского семинара «Ислам и благотворительность». - Казань, 2006. - С.44-103; Загидуллин И.К. К вопросу об управлении вакфами в Крыму (последняя четверть XVIII - начало XX вв.) // Ислам и благотворительность. Материалы всероссийского семинара «Ислам и благотворительность». - Казань, 2006. - С. 68-74.
3
Марашдех, Аль Мохаммад. Становление института вакфа в мусульманском праве (историкоправовой аспект): диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.01. - Санкт-Петербург, 2004. - 164 с.
положения, касающиеся особенностей экономической политики халифата от периода становления ислама до окончания первого периода правления династии Аббасидов.
Автором выделены следующие направления государственной экономической политики в халифате, на основе которых можно давать характеристику макроэкономики халифата, проводить дальнейшие исследования и сравнительный анализ: финансирование государственного аппарата, административно-экономическое управление, налоговая политика, социально-экономическая политика, земельная политика, регулирование торговой и внешнеторговой деятельности.
Автором выявлено, что в период существования халифата в Средние века сфера, подвергавшаяся наибольшим изменениям и реформам, была земельная политика и вопросы налогообложения земельных угодий.
Автор обосновывает, что сфера сбора и распределения закята в рассматриваемый период подвергалась наименьшему количеству реформ.
В исследовании выявлено и обосновано, что формирование многих направлений государственной экономической политики в халифате происходило с опорой на уже имеющиеся образцы и институты,
функционировавшие в соседних государствах. В то же время, в исламском государстве с момента зарождения до настоящего времени (в практике многих стран исламского мира) действуют и развиваются исключительно исламские экономические институты со своими особенностями, которые сформировались еще в период становления исламского государства. Ключевые из таких институтов - это закят и вакф.
Автором исследования сформулированы рекомендации для реализации экономической политики на основе изучения экономической политики халифата.
Цель исследования - изучить историю исламского государства (халифата) в Средние века в разрезе макроэкономической и финансовой политики.
- выделить ключевые инструменты и направления экономической политики халифата от эпохи становления до окончания первого периода правления династии Аббасидов;
- охарактеризовать и сравнить экономическую политику правителей халифата в разные периоды;
- провести взаимосвязь между базовыми институтами и принципами макроэкономической политики халифата Средних веков и принципами современной политики государств в макроэкономических вопросах;
- извлечь наиболее актуальные выводы для современных деятелей в сфере макроэкономической политики.
Объект исследования - макроэкономическая политика халифата в Средние века.
Предмет исследования - институты и направления макроэкономической политики халифата средних веков, которые представляют актуальность в наши дни в вопросе построения успешной социально-экономической политики государств.
Методология исследования. В работы используются методы сбора, анализа и обобщения исторических данных, сравнения полученных результатов на разных исторических отрезках.
Практическая значимость исследования. Автором сформулированы предложения по совершенствованию макроэкономической политики государств, исходя из углубленного изучения опыта экономической политики халифата в период расцвета и упадка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, ключевые положения, касающиеся особенностей экономической политики халифата от эпохи зарождения до окончания первого периода правления династии Аббасидов, можно сформулировать следующим образом:
а) исламская история Средних веков характеризуется тем, что это был период расцвета исламской цивилизации, интенсивных темпов экономического роста в целом по причине единства, сплоченности всех представителей этого общества, работа на благо всех населявших государство народов, что отразилось на экономике и политике;
б) первые десятилетия существования исламского государства отличаются тем, что это было самое лучшее время с точки зрения претворения в жизнь исламских норм. Это было время ниспослания откровений на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), время становления политической, законодательной, экономической систем будущего государства, основанного на шариате; правители халифата в этот период вошли в историю как наиболее честные и справедливые. В этот период были заложены основы ключевых экономических и финансовых институтов и принципов государственной экономической политики. А главным реформатором этой эпохи стал халиф Умар ибн аль-Хаттаб;
в) период правления династии Омеййядов является временем расширения географических границ халифата, а также укрепления политической системы. Вводятся некоторые элементы макроэкономики, например, казначейство, способы распределения ресурсов казны, контроль над их использованием. Образуются кабинеты министров, различные ведомства, которые контролируют расходование средств государства
правителями и их наместниками. Именно в этот период в исламском государстве впервые появляется своя денежная единица;
г) период правления династии Аббасидов отличается еще большим прогрессом во всех сферах жизни: экономической, научной, культурной, военной. В первые годы правления династии Аббасидов была решена проблема с различными проявлениями несправедливости по отношению к гражданам государства, также эти годы отличались щедрыми тратами на благо подданных, была утверждена номенклатура должностей в различных сферах хозяйствования, заключались различные международные соглашения
и сфере торгово-экономических отношений с соседним странами и т.д.; Элементы государственной экономической политики в халифате, на
основе которых можно давать характеристику макроэкономики халифата, проводить дальнейшие исследования и сравнительный анализ, следующие:
финансирование государственного аппарата, административноэкономическое управление, налоговая политика, социальная политика: земельная политика, регулирование торговой и внешнеторговой деятельности.
В период существования халифата в Средние века сфера,
подвергавшаяся наибольшим изменениям и реформам, была земельная политика и вопросы налогообложения земельных угодий.
При этом из всех рассматриваемых вопросов сфера сбора и распределения закята в рассматриваемый период подвергалась наименьшему количеству реформ.
Формирование многих направлений государственной экономической политики в халифате происходило с опорой на уже имеющиеся образцы и институты, функционировавшие в соседних государствах. В то же время, в исламском государстве с момента зарождения до настоящего времени (в практике многих стран исламского мира) действуют и развиваются исключительно исламские экономические институты со своими
особенностями, которые сформировались еще в период становления исламского государства. Ключевые из таких институтов - это закят и вакф.
с результате проведенного исследования и сделанных выводов можно сформировать следующие рекомендации:
а) продолжать работу в плане изучения истории исламского государства в период Средневековья в различных ее сферах, в особенности в сфере международных экономических отношений, а также в сфере стандартов выпуска продукции в периоды правления Омеййядов и Аббасидов;
б) ввести изучение дисциплины по истории исламского государства и экономических учений мусульманских ученых в образовательных программах российских ВУЗов для более полного и достоверного представления о ней;
в) необходимо создать свою базу научной литературы на русском
языке переводов авторитетных арабских, английских ученых, специализирующихся на исламской экономике начиная с первых веков становления Ислама как религии и до наших дней (на опыте современных арабо-мусульманских государств);
г) расширять границы международного сотрудничества в научной сфере между зарубежными университетами, делиться опытом, наработками, научными исследованиями в области исламских финансов и экономики.
История Арабского халифата, которая насчитывает более 6 веков успешного государственного управления и политики на огромной территории, которая в результате завоеваний включала земли Малой Азии, Северной Африки, значительной части Пиренейского полуострова, Средней Азии и других земель, представляет собой обширное поле для различных исследований в области культуры, науки, экономики и финансов, внутренней и внешней политики.
Несомненно, каждый из рассмотренных элементов экономической политики халифата в разные периоды правления заслуживает дополнительного более глубокого исследования, что невозможно было сделать в рамках настоящей работы.



В Толкование Священного Корана, перевод Кулиева Э.Р. М.: ИД «Умма», 2006.
с Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари. Изд. 1-е. Эр-Рияд: Дар ас-салям, 1997.- 1663 с.
- Муслим бин аль-Хаджаж аль-Кушейри. Сахих Муслим. Эр-Рияд: Дар аль-мугни, 1998. - 1747с.
в Абу Дауд. Сунан. в Аль-Байхаки. Сунан. Т. 4. в Ибн Хиббан. Сахих.
в Абу Юсуф, Якуб бин Ибрахим. Китаб аль-хара дж. Бейрут: Дар ас- салям, 2017. - 380 с.
В Абдулазиз ад-Дури. Ан-Нузум аль-ислямия. Бейрут: Марказ дирасат аль-вахда аль-арабия, 2008.
В Абдулазиз аль-Дури. Тарих аль-ирак аль-иктисади («История экономики Ирака»),1998.
В Абдуллах ибн Мухаммад ас-Сиф. Ас-Сынаа филь-джазира аль-
арабия фи аль-аср аль-аббаси. Маджалля куллият аль-адаб. Джамиа аль- малик Сауд.12. Адад 2. 1985.
дауля аль-аббасия фи аль-карн ас-салис аль-хиджри. Джамия Умм аль- Мутабих.Амман, 1984.
- Абдурахман ибн Халдун. Аль-Мукаддима. Типография «Дар аль- фикр аль-араби». (без года).
- Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдус аль-Джахшияри. «Аль-
вузараваль-куттаб» («Министры и писцы»). Типография «Мустафа аль-Баби аль-Халяби». Каир, 1938.
Абу аль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн аль-Асир. «Аль-Кямиль фи ат-тарих». Бейрут: Дар ас-садыр, 1965. Т. 5.
Абу Бакрат-Тартуши. Сирадж аль-мулюк. Матбаа аль-хайрийя. Т.
К С. 105-106. Баракят валь-кифрави. Аль-иктисад аль-мали аль-ислями.
Абу Джафар Мухаммад ибн Джарират-Табари. «Тарих аль-Умам валь-мулюк». («История народов и собственности»). Типография «аль-
Хасания аль-Мысрия». Т. 1.
В Абу Йусуф. Китаб ал-Харадж. СПб., 2001.
В Абу Юсуф Аль-Кады Якуб ибн Ибрахим. Китаб аль-харадж. Бейрут:Дар аш-шурук. Тахкык д. Ихсан Аббас. Т. 1. 1405 г.х. (1985 г.).
С Али ас-Саляби. Али ибн Абу Талиб. Бейрут: Дар аль-китаб аль- алямия. Ч. 1.
21. Аль-Джахиз. Аль-баян ваат-табайин. / Под ред.: Абдуссалям Харун. Каир: Мактаба аль-баби аль-халяби, 1964. Т. 3.
22. Аль-Мавриди. «Аль-Ахкям аль-Султания валь-вилаят ад-диния» («Положения о власти и религиозное управление»). Каир: Нахдат аль-ватани, 1298 г.х.
23. Аль-мавсуа аль-фикхия. Т. 45.
24. Аль-Мисри, Рафик Юнус. Фикх имущественных отношений / Рафик Юнус аль-Мисри; пер. с араб.: Д. Аджи; редсовет: Б. Ф. Мулюков [и др.]. М: Исламская кн., 2015. - 320 с.
26. Аш-Шатыби. Аль-Муафакат фи усуль аш-шариа / Под ред.: Ибрахим Рамадан. Бейрут: Дар аль-марифа, 1997. Т. 2.
27. Большаков О. Г. История Халифата. Т. 3. Между двух гражданских войн (656—696). М.: «Восточная литература», 1998.
28. Джалялуддин ас-Сююти. История халифов. Каир: Мактаба аль- баби аль-халяби, 1959.
(«Положение христиан в Аббасидском халифате»). Бейрут: Дар аль-машрик, 1990.
30. Ибн Занджавейх. Аль-амваль.
31. Ибн-Кудама. Аль-Мугни. Т. 5.
32. Ибн Мандах. Ат-Таухид. Т. 2.
33. Ибн Асакир. Тарих Димашк. Т. 2.
34. Ибн Сад. Китабут - табакатуль - кебир (турецкое издание). Том III.
35. Ибн Сад. «Китабут - табакатуль - кебир» (турецкое издание).
Том VI. Перевод с арабского: А.Йылдыз, А.Эрдоган, Х.Акдемир, М.К.Йылмаз, В.Касар. Стамбул, 2014.
36. Ибрахим Джабир аль-Джаббар. «Ан-нукуд аль-арабия аль-
исламия» (Арабские исламские деньги»). Катар: Дар аль-китаб аль-катария, 1992.
37. Ибрахим Хасан. Тарих аль-ислями ас-саяси ва ад-дини ва ас- сакафи валь-иджтимаи. Дар аль-маариф, 1988. Т. 3.
38. Имад ад-дин ибн Кясир. Аль-Бидая ван-нихая. Бейрут: Мактаба аль-маариф. 8/2.
39. Мухаммад Дыя ад-дин ар-Рис. Аль-Харадж ва ан-низам аль- малия ли ад-дауля аль-исламия. Каир, 1977.Т. 4.
40. Мухаммад ибн Али аль-Табтаба. Аль-Фахри филь-адаб ас-
султания вад-дайля аль-исламия. Мактаба ва матбаа Мухаммад Али Сабих ва аулядуху, 1962.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ