Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №43210

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
670
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретико-методологические основы демографической политики 7
1.1 Основные аспекты демографической политики РФ 7
1.2 Современное состояние демографической политики в Российской
Федерации 12
1.3 Краткая характеристика демографической ситуации в Российской
Федерации 17
2 Анализ реализации государственной демографической политики в
Республики Татарстан 31
2.1 Анализ демографических процессов в Республике Татарстан 31
2.2 Приоритеты и механизмы реализации демографической программы в
Республике Татарстан 40
2.3 Управленческие аспекты решения демографических проблем в
Республике Татарстан 49
3 Пути оптимизации демографической политики в Республике Татарстан 56
3.1 Рекомендации по реализации государственной демографической
политики Республики Татарстан 56
3.2 Эффективность предложенных рекомендаций 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Актуальность исследования. Глубокий кризис института семьи на фоне тяжелого социально-экономического положения обусловил развитие негативных демографических тенденций. Для сложившейся в России демографической ситуации характерен ряд негативных тенденций: падение рождаемости ниже уровня, обеспечивающего возобновление поколений; сокращение легитимной брачности и распространение внебрачных союзов; высокий уровень разводов; рост внебрачной рождаемости; ухудшение репродуктивного здоровья; старение населения; относительно высокая на фоне развитых стран смертность и низкая продолжительность жизни; сокращение численности населения.
Угрозы демографическому развитию России весьма серьезны, но мировая практика позволила выявить наиболее эффективные подходы и меры государственной политики, способные положительно воздействовать на демографические показатели.
Однако временное окно возможностей ограничено для ряда показателей. Сейчас Россия располагает уникальным ресурсом, который делает возможным выход на оптимистический сценарий демографического развития - это одна из самых высоких в мире доля населения в активном репродуктивном и трудоспособном возрасте (15-60 лет). В том числе высока доля людей 20-40 лет, т. е. потенциальных родителей, в том числе матерей. Этот ресурс будет наличествовать еще в течение 5-7 лет, после чего начнет все сильнее сказываться влияние эха «демографической ямы 90-х». Тем не менее за эти 5-7 лет можно успеть вывести Россию на оптимистический сценарий демографического будущего при помощи масштабной, эффективной, «концентрированной» демографической политики.
На необходимости задействовать ресурс молодых групп сделал акцент в своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин 2018 года: Приоритетными целями демографической политики в ближайшие два десятилетия должны стать, во-первых - повышение рождаемости до уровня воспроизводства населения (около 2,1 ребенка на женщину), во-вторых, снижение смертности, в особенности ликвидация сверхвысокой предотвратимой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Если каждое из этих магистральных направлений будет подкреплено внедрением крупномасштабных, доказавших свою эффективность мер, то реализация оптимистического сценария демографического будущего нашей страны станет реальностью [20].
Однако для достижения оптимального сценария демографического развития придется приложить значительные консолидированные усилия со стороны не только государства, но также и бизнеса, негосударственного сектора, масс-медиа, наконец, самого общества. Добиться таких показателей сложно, но реалистично - у России есть значительный потенциал и повышения рождаемости, и снижения смертности, и этот потенциал может быть раскрыт при применении эффективных мер демографической политики.
При проведении демографической политики в России необходимо учитывать позитивный опыт ряда зарубежных страны, который позволяет избежать просчетов в проводимой политике и максимально эффективно с минимальными материальными издержками реализовать ее в России.
Теоретическая база исследования представлена работами по демографии В.И. Бутова, И.П. Войку, Л. П. Харченко и др. Также при написании выпускной квалификационной работы были использованы аналитические работы, посвященные современному состоянию социального развития России и факторам, его определяющим (В.Н. Архангельский, В.И. Якунин и др.)
Объект исследования - демографическая политика Республики Татарстан.
Предмет исследования - система управления демографическими процессами на региональном уровне.
Цель работы: сформулировать пути оптимизации и реализации демографической политики Республики Татарстан.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы демографической политики;
- проанализировать современное состояние реализации демографической политики в Республике Татарстан;
- разработать рекомендации по оптимизации региональной демографической политики.
При написании работы были использованы сравнительно-аналитический, описательный, статистический и графический методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, восьми подразделов, заключения и списка использованной литературы.
В первом разделе исследовано теоретико-методологические основы демографической политики, дана характеристика демографической ситуации в Российской Федерации. Второй раздел посвящен анализу реализации государственной демографической политики в Республике Татарстан, а также управленческим аспектам решения демографических проблем. В третьем разделе разработаны пути оптимизации демографической политики Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нами были получены следующие выводы.
В теоретико-методологических основах были рассмотрены основные аспекты демографической политики, проводимой в Российской Федерации, в результате анализа литературных и информационных источников было установлено, что демографическая политика в Российской Федерации осуществляется в рамках обеспечения национальной безопасности и направлена на сохранение количественных и качественных параметров населения страны.
Оценка современного состояния демографической политики в РФ показала, что она направлена на поддержание стабильного роста рождаемости населения посредством стимулирования его в виде программ финансовой и нефинансовой поддержки многодетных семей, работает программа «Материнский капитал», в рамках которого оказывается финансовая поддержка матерям, родившим второго или последующих детей в размере 453026 рублей в 2018 году. Программа несколько раз продлевалась, что подтверждает ее эффективность. Вторым направлением реализации демографической политики выступают мероприятия, направленные на снижение показателей смертности населения. Это осуществимо посредством программ, направленных на повышение качества и доступности медицинского обслуживания, улучшения качества жизни населения, уровня жизни и т.д. Однако слабоотрицательный естественный прирост населения в 2017 году (0,02%) показывает, что реализуемых мер оказывается недостаточно.
Оценивая демографическую ситуацию в Российской Федерации на современном этапе следует отметить, что проблему представляет увеличение среднего возраста населения страны, что говорит о постепенном старении населения, соответственно, сокращения доли экономически активного населения. Это ведет к деструктивным процессам в экономике и повышает нагрузку на пенсионную систему РФ.
Анализ параметров естественного движения населения Российской Федерации и существующих программ реализации демографической политики, можно сделать вывод о том, что в решении демографической проблемы руководство страны в большей степени сконцентрировалось на решении непосредственно аспекта рождаемости, которое имеет устойчивую положительную динамику, но не уделяет должного внимания сокращению уровня смертности, как одного из компонентов, формирующих естественный прирост населения страны. Можно констатировать, что демографическая политика в Российской Федерации пока не носит сбалансированный и комплексный характер, а направлена на решение отдельных проблем.
В аналитической части работы был проведен анализ реализации государственной демографической политики в Республике Татарстан. Анализ демографических процессов в республике указывает на то, что в регионе проводится сбалансированная демографическая политика, дополняющая общероссийские методы стимулирования процессов рождаемости и сокращения показателей смертности за счет утвержденных целевых программ поддержки населения с детьми. Также реализуется сбалансированная миграционная политика, действует программа по переселению соотечественников, что формирует стабильное увеличение численности населения Республики Татарстан. В республике отмечен положительный естественный прирост, который в 2017 году составил 2,7 %о, что выше аналогичного показателя в среднем по России.
В отличие от большинства постсоветских и российских регионов, население республики стабильно растет уже на протяжении целого десятилетия. С 2007 года оно увеличилось с 3,760 млн. до 3,855 млн. человек. Татарстан занимает 8-е место среди 85 субъектов РФ по численности населения.
Показатели рождаемости также находятся на весьма высоком уровне и превышают средние по России. Если до конца 1990-х количество рождений в регионе уменьшалось, то с 2000-го по 2017 г. коэффициент рождаемости увеличился с 9,3 до 18,4 новорожденных на 1000 человек. За эти же годы среднероссийские показатели составляют 8,7-13,3 рождений на 1000. Казань не уступает Москве и Санкт-Петербургу по числу рожденных детей, а в определенные годы даже перегоняет обе столицы.
С учетом того, что с начала 2000-х смертность в Татарстане понизилась с 13,7 до 12,2 умерших на 1000 человек, в последние 4 года наблюдается естественный прирост населения региона.
Таким образом, за 15 лет рождаемость в регионе выросла вдвое. Ее рост начался задолго до внедрения всероссийской программы федерального маткапитала, и связан он: с увеличением количества женщин репродуктивного возраста в связи с демографическим подъемом 1980 - начала 1990-х годов; важную роль в поддержке родителей сыграла программа социальной ипотеки, введенная в регионе еще в 2005 году.
Проблему представляет демографическая убыль сельского населения, где отмечается отрицательный естественный прирост, причем год от года сокращение численности сельского населения за счет повышения смертности и снижения рождаемости имеет стабильную динамику.
Решение вопросов демографической политики требует комплексного подхода и нуждается в новых инструментах, сочетающихся с повышением уровня жизни населения, социально-экономического роста и т.д.
Разработанные рекомендации являются результатом поиска решений по реализации семейной и демографической политики. Возможность реализации данных рекомендаций в Республике Татарстан позволит повысить снизить возрастной уровень населения за счет привлечения молодежи, снизить уровень смертности за счет повышения уровня медицинского обслуживания при привлечении медицинских работников в сельскую местность по программам развития. Развитие инфраструктуры в сельских населенных пунктах позволит не только прилечь молодых специалистов в деревни, но и повысит качество жизни населения Республики Татарстан.
Таким образом, разработка и реализация вышеупомянутых мер по улучшению государственной демографической политики позволит оптимизировать деятельность региональных органов власти по решению демографических проблем в Республике Татарстан.
Социальная эффективность реализации проектных мероприятий определяется улучшением демографической ситуации:
- стабилизацией численности населения Республики Татарстан благодаря сокращению смертности, росту рождаемости, что ведет к снижению показателя естественной убыли населения;
- повышение качественных характеристик населения, способствующих увеличению репродуктивных функций, параметров здоровья населения и ожидаемой продолжительности жизни;
- сокращение показателей смертности населения за счет повышения уровня здравоохранения и качества предоставляемых медицинских услуг, начиная с младенческого возраста, заканчивая старшими возрастными группами, также посредством снижение профессиональных заболеваний, производственного травматизма и т.д.
Реализация проектных мероприятий также предусматривает наличие ряда положительных социальных эффектов, которые выражаются в повышении доли семей с несколькими детьми, увеличением доли многодетных семей, а также сокращением доли малообеспеченных семей, а также социально неблагополучных семей. Предполагается переход к среднепродуктивному типу репродуктивного поведения молодых семей в Республике Татарстан, что повышает показатели рождаемости в регионе, повышая социальную и демографическую стабильность.
Таким образом, величина экономического эффекта от предлагаемых мероприятий составит 343,0 млн. рублей в 2020 году.



1. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018)// Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 19.
2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017)// Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
3. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 42. - Ст. 5009.
4. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 606 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 19. - Ст.2343.
5. Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряж. Правительства РФ от 14.04.2016 № 669-р // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 17. - Ст. 2426.
6. Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников: приказ Минтруда России от 23.01.2014 № 27н // Российская газета. - № 55. - 11.03.2014.
7. Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 63-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2004. - № 12 (II часть). - Ст. 886.
8. Об утверждении Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года:
постановл. Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 января 2009 г. № 6 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2015. - № 7-8. - Ст. 0202.
9. О внесении изменений в приложение к подпрограмме «Улучшение
условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы» государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2013 № 553 «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы», и о признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.12.2001 № 851 «Об утверждении квартальной формы республиканского статистического наблюдения № 1 - охрана труда «Сведения об охране труда на производстве»: постановл. Кабинета Министров № 371 от 31.05.2014 // [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?page=17&pub_id=246436
II. Монографии и научные статьи
10. Абрамова И.Е. Приоритеты развития государства и национальные интересы в контексте развития сельских территорий // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 199-205.
11. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4-4 (48). С. 100-108.
12. Вотинова Е. М. Демографическая ситуация и демографическая политика России //Символ науки. 2017. Т. 1. №. 2. С. 54 - 59.
III Учебники и учебные пособия
13. Архангельский В.Н. Через 10 лет будет поздно. Демографическая политика Российской Федерации: вызовы и сценарии / В.Н. Архангельский,
Ю.В. Божевольнов, Дж. Голдстоун и др. М.: Институт научно-общественной экспертизы, 2014. 100 с.
14. Бандурин А. П. Фактор миграции в современной демографической политике России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №. 6-7. С. 56 - 59.
15. Безвербный В. А. Геополитические перспективы России в условиях демографического кризиса // Миграционное право. 2015. № 1. С. 6 - 8.
16. Бутов В. И. Демография: Учебное пособие / Под ред. В. Г. Игнатова. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2015. 592 с.
17. Войку И. П. Демография. Псков: Псковский государственный университет, 2016. 124 с.
18. Г ареев И. Ф. Динамика развития жилищных программ в Республике Татарстан // Экономика, предпринимательство и право. 2017. № 9. С. 30-35.
19. Демографическая и семейная политика: Сб. статей / Под ред. Елизарова В.В., Джанаевой Н.Г.; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: МАКС Пресс, 2014. 344 с.
20. Демографический ежегодник России. 2017: Стат. сб. M.: Росстат, 2017. 263 с.
21. Демография: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. 6-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015. 304 с.
22. Демография: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080601 - «Статистика» и др. экономическим специальностям / Л. П. Харченко. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2017. 350 с.
23. Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования. 2014. № 2. С. 55 - 61.
24. Елохин А.П. Некоторые вопросы экологических и демографических проблем в мире и в России // Евразийский союз ученых. 2016. № 1 - 5 (22). С. 163 - 180.
25. Захаренков В.В., Виблая И.В., Сизов Е.Е. Информационные технологии в здравоохранении как инструмент демографической политики // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2015. № 1. С. 177-179.
26. Иванов А. С. Семейная политика в современной России / //Аллея науки. 2017. Т. 2. №. 14. С. 265-270.
27. Карачурина, Л., Мкртчян Н. Межрегиональная миграция в России: возрастные особенности // Демографическое обозрение: электронный научный журнал. 2016. Т.3, №4. С. 49-61.
28. Касьянов, В.В. Демографические вызовы национальной безопасности России / В.В. Касьянов, А.К. Манчурин, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №6. -С. 12 - 18.
29. Медков, В.М. Демография: Учебное пособие. / В.М. Медков. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. 448 с.
30. Михайлова М.И. Демографическая ситуация в России // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. - №1. С. 65 - 69.
31. Отставнова Е.А. Правовая политика Российского государства в сфере демографии / Е.А. Отставнова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 80 - 85.
32. Отчет об итогах работы органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2016 год. Казань, 2017. 184 с.
33. Очкина А. В. Экономические, социокультурные и социально - гигиенические факторы здоровья населения в рамках института семьи Пензенской области // Народосбережение. 2015. № 3. C. 4-36.
34. Регионы России: статистический сборник. В 2 т. Т. 2. М.: Госкомстат России, 2014. 624 с.
35. Синицына Е.В., Кузнецова А.И., Шадринова А.С. Влияние государственной финансовой политики на здоровье населения и демографию в Российской Федерации // Экономика и социум: современные модели развития.
2016. № 13. С. 80 - 88.
36. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. № 58. С. 89-94.
37. Якунин В.И. Социальное измерение государственной экономической политики. М.: Центр проблемного анализа и государственно - управленческого проектирования, 2012. 244 с.
IV Электронные материалы
38. Демографическая статистика Russia [Электронный ресурс]. URL: http: //shkolazhizni. ru/archive/0/n-36002/ (Дата обращения: 25.03.2018)
39. Жить и рожать на селе стало выгодно: все о новых выплатах для
сельских мам из Татарстана [Электронный ресурс]. URL:
http://sntat.ru/obshchestvo/zhit-i-rozhat-na-sele-stalo-vygodno-vse-o-novykh- vyplatakh-dlya-selski/ (Дата обращения: 25.03.2018)
40. Итоги работы Управления ЗАГС Кабинета министров Республики
Татарстан за 2016 год // Управление записи актов гражданского состояния Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL:
http://zags.tatarstan.ru/rus/flle/pub/pub_834861.pdf (Дата обращения: 30.04.2018)
41. Материнский капитал в Казани и Республике Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://pro-materinskiy-kapital.ru/regionalniy/v-kazani-
i- respublike-tatarstan (Дата обращения: 25.03.2018)
42. Меры поддержки материнства и детства в Республике Татарстан
[Электронный ресурс]. URL: http://posobie-expert.ru/regiony/v-respublike-
tatarstan-i-kazani/ (Дата обращения: 25.03.2018)
43. Отчет о репрезентативном социологическом исследовании «Материнство и карьера в жизни женщин с детьми в г. Москве» по всем административным округам г. Москвы (выборка 1464 чел.) в рамках программы «Работающие мамы» по заказу Комитета общественных связей города Москвы.
2014 [Электронный ресурс]. URL::
http: //www.mamanarabote.ru/index.php/issledovania-/sotspoHtpredpriatoia/3 55- 2010-08-04-05-53-22.html (Дата обращения: 25.03.2018)
44. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL:: www.gks.ru (Дата обращения: 30.04.2018)
45. Поддержка семей [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg.ru/politics/424858/
46. Статистическая отчетность по государственной регистрации актов гражданского состояния в Республике Татарстан по итогам 2015 года // Управление записи актов гражданского состояния Республики Татарстан [Электронный ресурс] . URL: http://zags.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_424201.doc (Дата обращения: 30.04.2018)
47. Статистическая отчетность по государственной регистрации актов гражданского состояния в Республике Татарстан по итогам 2016 года // Управление записи актов гражданского состояния Республики Татарстан [Электронный ресурс] . URL: http://zags.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_822412.doc (Дата обращения: 30.04.2018)
48. Татарстанстат: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://tatstat.gks.ru/ (Дата обращения: 30.04.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ