Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учебно-речевая ситуация при обучении устной речи на иностранном языке

Работа №43203

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
747
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I Понятие учебно-речевой ситуации. Виды, функции учебно-речевых ситуаций 7
1.1. Требования к учебно-речевым ситуациям в обучении иноязычному общению 27
Выводы к первой главе 30
Глава 2 Формы образовательной деятельности при изучении устной речи на иностранном языке 33
2.1 Монолог как речевая ситуация при обучении устной речи на
иностранном языке 33
2.2 Диалог как речевая ситуация при обучении устной речи на иностранном языке 42
2.3 Использование элементов сингапурской системы образования при
обучении устной речи на иностранном языке 57
Выводы ко второй главе 61
Заключение 62
Список литературы 65


В современном мире владение иностранным языком стало одним их важных умений при приеме на работу, путешествии, общении с людьми. Владение иностранным языком дает человеку возможность свободно высказывать свои мысли в процессе межкультурной коммуникации. Исходя из этого, в учебных заведениях уделяется большое внимание иностранным языкам.
Основным назначением иностранного языка как предмета изучения в школе является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Общение - основа существования человека. Каждый из нас знает о том, какое значение имеет общение на иностранном языке в жизни современного человека. Одним из важнейших аспектов изучения иностранного языка является говорение.
Наряду с тем, что иностранный язык является средством получения, передачи и накопления информации, служит для установления контакта и взаимопонимания между собеседниками. Чтобы достичь этих навыков, предъявляются новые требования и к используемым методам обучения общению на иностранном языке.
При обучении устной речи в средних общеобразовательных учреждениях учителя часто сталкиваются с проблемой неправильного выбора методов обучения, которые соответствовали бы современным требованиям.
Существует много методов при обучении устной речи на иностранном языке. Мы считаем, что одним из самых эффективных методов является использование учебно-речевых ситуаций, которые дают возможность учащимся проанализировать данные ситуации и высказывать свои мнения.
Современная трактовка владения иностранным языком связана, прежде всего, с навыком осуществления речевого общения в реальных ситуациях, в соответствующей норме поведения и речевого этикета.
Способность участников общения воздействовать друг на друга в соответствии с поставленными задачами, которые требуют использования правильно подобранных речевых средств, определяет успешность речевого общения.
Безусловная значимость ситуации общения в реальном процессе речевого взаимодействия предопределяет её
место в коммуникативной методике обучения: ситуация, как методическая категория- это основа организации и функционирования общения в учебном процессе, а процесс обучения речевому общению строится на сменяющихся друг друга ситуациях.
В современной методике преподавания иностранных языков создание приближенных к реальному общению ситуаций является одной из актуальных проблем.
Работа со списком литературы показывает, что данной проблеме посвящены труды многих специалистов. Ими разрабатываются новые методы, технологии и приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.).
Цель работы-показать обоснованность и эффективность использования учебно-речевых ситуаций в процессе обучения устной речи на иностранном языке в рамках средней общеобразовательной школы.
В соответствии с целью работы решаются следующие задачи:
1) изучить цели и задачи обучения устной речи на иностранном языке;
2) дать определение учебно-речевой ситуации, определить основные виды и функции учебно-речевых ситуаций, выявить требования, предъявляемые при выборе учебно-речевых ситуаций;
3) исследовать индивидуально-возрастные особенности учащихся, которые необходимо учитывать учителю при подборе учебно-речевых ситуаций.
Объектом исследования являются учебно-речевые ситуации как средство обучения устной речи учащихся средней образовательной школы.
Предмет исследования - дидактические условия использования игровых приемов как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в определении форм образовательной деятельности ( диалогическая речь, монологическая речь и элементы сингапурской системы образования) при изучении устной речи на иностранном языке, рассмотрении упражнений-ситуаций, которых можно задавать обучающимся.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие выпускной квалификационной работы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе мы рассмотрели определение учебно-речевых ситуаций, их виды и функции. Также были рассмотрены основные требования, предъявляемые к учебно-речевым ситуациям при обучении устной речи на иностранном языке.
Во второй главе рассмотрены понятия монологической и диалогической речи как учебно-речевые ситуации. Были приведены соответствующие примеры. В данной главе мы также рассмотрели элементы сингапурской системы образования, которые можно использовать при решении учебно-речевых ситуаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа была посвящена актуальной проблеме методики преподавания иностранных языков - использованию учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке.
Итак, под учебно-коммуникативной ситуацией мы понимаем специфическую форму организации учебного процесса, с помощью которой осуществляется обучение устной речи.
Мы считаем, что поставленные нами цель и задачи были достигнуты.
При исследовании мы пришли к выводу, что использование учебноречевых ситуаций - это один из самых эффективных методов при обучении устной речи на иностранном языке.
В ходе рассмотрения понятия учебно-речевых ситуаций, нами были рассмотрены точки зрения разных ученых-методистов. Многие ученые посвятили свои работы изучению данной темы. В их работах рассматриваются особенности учебно-речевых ситуаций.
Обучение свободной и активной устной речи будет эффективным только при том случае, когда есть значимые ситуации общения.
Реальные ситуации помогают учащимся легче запомнить и усвоить языковой материал, значительно уменьшить время реагирования на слова собеседника на иностранном языке.
Создание условий для активного речевого взаимодействия обучающихся друг с другом и активации их речемыслительной деятельности является главным фактором для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения.
Учебно-речевые ситуации создаются путем выбора повседневных тем для речевого высказывания при помощи различных видов зрительной и слуховой наглядности, создание речевого процесса на основе игр или учебных текстов. Даже если такая учебно-речевая ситуация будет не совсем естественной, все же она сохраняет черты естественной коммуникации.
Такая тренировка речи в подобных условиях дает толчок, подготавливает учащихся к общению в естественных условиях. Такие учебно-речевые ситуации могут иметь даже некоторое преимущество перед естественными условиями общения, потому что в учебно-речевых ситуациях языковой материал (лексический и грамматический) подается в упорядоченном виде, в системе, что облегчает его усвоение.
Таким образом, решение задач позволило нам сделать следующие выводы:
1. Цель обучения иностранному общению - формировать личность, которая способна осуществлять речевое взаимодействие с представителями иностранных языков и обучение использовать иностранный язык как средство общепринятого общения.
2. При использовании учебно-речевых ситуаций у нас появляется возможность создания на уроках условий, приближенных к реальному общению. Разные специалисты выделяют до десяти типов условно-речевых ситуаций в зависимости от критериев, на которых основываются их классификации, и около десяти функций. Являясь организующим началом и ведущим способом в процессе обучения иноязычному общению, учебноречевая ситуация выступает в качестве основного приема обучения.
3. Для формирования навыков монологического высказывания важно правильно подбирать упражнения. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения.
4. Целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков монологической речи способствует улучшению уровня выражения на данном языке свои мысли в условиях решения учебных задач.
5. Немаловажную роль играет и учет индивидуальных способностей, психо-возрастных особенностей и социально-культурных различий учащихся при использовании учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка: систематизирует полученные знания и делает процесс обучения общению на иностранном языке более интересным и приятным для учеников.
6. Актуальные темы и проблемы для обсуждения, а также различный формат заданий дают возможность каждому учащемуся высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.
7. На начальном этапе работы по теме даются простые речевые ситуации. Уже к концу работы над темой, когда ученики хорошо освоили лексический и грамматический материал мы можем предоставить учащимся более сложные учебно-речевые ситуации.
8. При рассмотрении диалогической речи были раскрыты понятия «диалогическая речь», проанализированы различные виды упражнений и приемы обучения этому виду речевой деятельности.
9. Использование элементов сингапурской системы образования способствуют тому, что у учащихся формируются навыки работы в коллективе, умение слушать собеседника и тем самым способствует совместному решению учебных задач.
В заключение хотим сказать, что в ходе работы мы убедились в эффективности использования учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Использование таких ситуаций делает учебный процесс интересным, в то же время продуктивным, служит стимулом к изучению иностранных языков



1. Алексеева, В.В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка / В.В. Алексеева // Иностранные языки в школе. - 2003. - №6. - С.29-32.
2. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью /
А.А. Алхазишвили. - М.: Просвещение, 1988. - 334 с.
3. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 192 с.
4. Артыкбаева, А.К. Требования к упражнениям для развития монологической речи на младших курсах языкового вуза / А.К.
Артыкбаева // Интенсификация обучения речевой деятельности в языковом вузе. - 1988. - С.63-67.
5. Бим, И.Л.Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1977. - 278 с.
6. Бухбиндер, В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения /
В.А.Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - Киев: КГУ, 1980. - 568 с.
7. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учеб.пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей / М.Л. Вайсбурд. - М.: Титул, 2001. - 121 с.
8. Вайсбурд, М.Л. Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие / М.Л. Вайсбурд, М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. - 1984. -№5. - С.23.
9. Василик, М. А. Основы теории коммуникации учебник для вузов / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2003. - 276 с.
10. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. выс. пед. учеб. завед. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 190-215 с.
11. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И.Гез. - М.: Высшая школа, 1982. - 252 с.
12.Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, 2004. - 448 с.
13. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.Л. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
14. Изаренков, Д.И. Речевая ситуация. Функциональные типы речевого действия / Д.И. Изаренков //Русский язык за рубежом. - 1974. - №2. -С. 18.
15. Калинина, С.В. Дидактические основы программы по иностранным языкам / С.В. Калинина, А.А. Миролюбов //Советская педагогика. - 1985. - №11. - С.19-30.
16. Калинина, С.В. Концепции обучения монологическому высказыванию/ С.В.Калинина // Иностранные языки в школе. - 1991. - № 1. - С.22-26.
17. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер. - М.: Академия, 2006. - 287 с.
18. Колшанский, Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения / Г.В.Колшанский // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С.29- 37.
19. Клименко, А.Д. Теоретические основы методики обучения
иностранным языкам в средней школе / А.Д. Клименко. М.: Педагогика, 1981. - 225 с.
20. Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / А.А. Леонтьев. - М.: Рус яз., 1991. - 161 с.
21. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 293 с.
22. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А.Леонтьев. - М.: РАО/МПСИ, 2001. - 127 с.
23. Матецкая, Е.И. Учебно-речевые ситуации (УРС) в обучении иностранным языкам / Е.И. Матецкая // Иностранные языки в школе. - 1998. - №6. - С.6-9.
24. Мединцев, В.А. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий / В.А. Мединцев // Вопросы психологии. - 2005. - №5. - С.24.
25. Мильруд, Р.П. Повышение эффективности речевой ситуации как лексического приема обучения / Р.П.Мильруд // Иностранные языки в школе. - 1983. - №2. - С.30-33.
26. Мильруд, Р.П. Речевая ситуация как методический прием в школе / Р.П.Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2000. - №5. - С.17-22.
27. Мокрополова, И.Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников / И.Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы международной научной конференции ( г.Казань, октябрь 2014 г. ). - Казань: БУК, 2014. - С.186-188.
28. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Прсвещение, 1991. - 256 с.
29. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1999. - 276 с.
30. Пассов, Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования / Е. И. Пассов. - Минск: Лексис, 2003. - 184 с.
31. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
32. Сафонова, В.В. Программа начального образования по английскому языку/ В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 47 с.
33. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: 2000. - 231с.
34. Ростовцева, В.М. Использование ситуаций при презентации лексики / В.М. Ростовцева // Иностранные языки в школе. - 1990. - №4. - С.7-
11.
35. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1986. - №2. - С. 101-108.
36. Сахарова, Т.Е. Вопросы методики преподавания иностранных языков / Т.Е.Сахарова. - М.: Прсвещение, 1991. - 176 с.
37. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В.Л. Скалкин. - М.: Просвещение, 1983. - 40 с.
38. Скалкин, В.Л. Ситуация, тема и текст в лингвометодическом аспекте / В.Л. Скалкин // Русский язык за рубежом. - 1983. - №3. С.30-36.
39. Скалкин, В.Л. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи В.Л. Скалкин, Г.А. Рубенштейн // Иностранные языки в школе. - 2012. - №5. - С.25-33.
40. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ, 2009. - 240 с.
41. Утемов, В.В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе / В.В. Утемов, М.М. Зиновкина // Концепт. - 2013. - №1. - С.12.
42. Утемов, В. В. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие / В.В. Утемов, М.М. Зиновкина. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М.: Просвещение, 2011. - 47 с.
44. Шамов, А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс учеб.пособие / А.Н. Шамов. - М.: АСТ, 2008. - 217 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ