Учебно-речевая ситуация при обучении устной речи на иностранном языке
|
Введение 4
Глава I Понятие учебно-речевой ситуации. Виды, функции учебно-речевых ситуаций 7
1.1. Требования к учебно-речевым ситуациям в обучении иноязычному общению 27
Выводы к первой главе 30
Глава 2 Формы образовательной деятельности при изучении устной речи на иностранном языке 33
2.1 Монолог как речевая ситуация при обучении устной речи на
иностранном языке 33
2.2 Диалог как речевая ситуация при обучении устной речи на иностранном языке 42
2.3 Использование элементов сингапурской системы образования при
обучении устной речи на иностранном языке 57
Выводы ко второй главе 61
Заключение 62
Список литературы 65
Глава I Понятие учебно-речевой ситуации. Виды, функции учебно-речевых ситуаций 7
1.1. Требования к учебно-речевым ситуациям в обучении иноязычному общению 27
Выводы к первой главе 30
Глава 2 Формы образовательной деятельности при изучении устной речи на иностранном языке 33
2.1 Монолог как речевая ситуация при обучении устной речи на
иностранном языке 33
2.2 Диалог как речевая ситуация при обучении устной речи на иностранном языке 42
2.3 Использование элементов сингапурской системы образования при
обучении устной речи на иностранном языке 57
Выводы ко второй главе 61
Заключение 62
Список литературы 65
В современном мире владение иностранным языком стало одним их важных умений при приеме на работу, путешествии, общении с людьми. Владение иностранным языком дает человеку возможность свободно высказывать свои мысли в процессе межкультурной коммуникации. Исходя из этого, в учебных заведениях уделяется большое внимание иностранным языкам.
Основным назначением иностранного языка как предмета изучения в школе является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Общение - основа существования человека. Каждый из нас знает о том, какое значение имеет общение на иностранном языке в жизни современного человека. Одним из важнейших аспектов изучения иностранного языка является говорение.
Наряду с тем, что иностранный язык является средством получения, передачи и накопления информации, служит для установления контакта и взаимопонимания между собеседниками. Чтобы достичь этих навыков, предъявляются новые требования и к используемым методам обучения общению на иностранном языке.
При обучении устной речи в средних общеобразовательных учреждениях учителя часто сталкиваются с проблемой неправильного выбора методов обучения, которые соответствовали бы современным требованиям.
Существует много методов при обучении устной речи на иностранном языке. Мы считаем, что одним из самых эффективных методов является использование учебно-речевых ситуаций, которые дают возможность учащимся проанализировать данные ситуации и высказывать свои мнения.
Современная трактовка владения иностранным языком связана, прежде всего, с навыком осуществления речевого общения в реальных ситуациях, в соответствующей норме поведения и речевого этикета.
Способность участников общения воздействовать друг на друга в соответствии с поставленными задачами, которые требуют использования правильно подобранных речевых средств, определяет успешность речевого общения.
Безусловная значимость ситуации общения в реальном процессе речевого взаимодействия предопределяет её
место в коммуникативной методике обучения: ситуация, как методическая категория- это основа организации и функционирования общения в учебном процессе, а процесс обучения речевому общению строится на сменяющихся друг друга ситуациях.
В современной методике преподавания иностранных языков создание приближенных к реальному общению ситуаций является одной из актуальных проблем.
Работа со списком литературы показывает, что данной проблеме посвящены труды многих специалистов. Ими разрабатываются новые методы, технологии и приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.).
Цель работы-показать обоснованность и эффективность использования учебно-речевых ситуаций в процессе обучения устной речи на иностранном языке в рамках средней общеобразовательной школы.
В соответствии с целью работы решаются следующие задачи:
1) изучить цели и задачи обучения устной речи на иностранном языке;
2) дать определение учебно-речевой ситуации, определить основные виды и функции учебно-речевых ситуаций, выявить требования, предъявляемые при выборе учебно-речевых ситуаций;
3) исследовать индивидуально-возрастные особенности учащихся, которые необходимо учитывать учителю при подборе учебно-речевых ситуаций.
Объектом исследования являются учебно-речевые ситуации как средство обучения устной речи учащихся средней образовательной школы.
Предмет исследования - дидактические условия использования игровых приемов как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в определении форм образовательной деятельности ( диалогическая речь, монологическая речь и элементы сингапурской системы образования) при изучении устной речи на иностранном языке, рассмотрении упражнений-ситуаций, которых можно задавать обучающимся.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие выпускной квалификационной работы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе мы рассмотрели определение учебно-речевых ситуаций, их виды и функции. Также были рассмотрены основные требования, предъявляемые к учебно-речевым ситуациям при обучении устной речи на иностранном языке.
Во второй главе рассмотрены понятия монологической и диалогической речи как учебно-речевые ситуации. Были приведены соответствующие примеры. В данной главе мы также рассмотрели элементы сингапурской системы образования, которые можно использовать при решении учебно-речевых ситуаций.
Основным назначением иностранного языка как предмета изучения в школе является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Общение - основа существования человека. Каждый из нас знает о том, какое значение имеет общение на иностранном языке в жизни современного человека. Одним из важнейших аспектов изучения иностранного языка является говорение.
Наряду с тем, что иностранный язык является средством получения, передачи и накопления информации, служит для установления контакта и взаимопонимания между собеседниками. Чтобы достичь этих навыков, предъявляются новые требования и к используемым методам обучения общению на иностранном языке.
При обучении устной речи в средних общеобразовательных учреждениях учителя часто сталкиваются с проблемой неправильного выбора методов обучения, которые соответствовали бы современным требованиям.
Существует много методов при обучении устной речи на иностранном языке. Мы считаем, что одним из самых эффективных методов является использование учебно-речевых ситуаций, которые дают возможность учащимся проанализировать данные ситуации и высказывать свои мнения.
Современная трактовка владения иностранным языком связана, прежде всего, с навыком осуществления речевого общения в реальных ситуациях, в соответствующей норме поведения и речевого этикета.
Способность участников общения воздействовать друг на друга в соответствии с поставленными задачами, которые требуют использования правильно подобранных речевых средств, определяет успешность речевого общения.
Безусловная значимость ситуации общения в реальном процессе речевого взаимодействия предопределяет её
место в коммуникативной методике обучения: ситуация, как методическая категория- это основа организации и функционирования общения в учебном процессе, а процесс обучения речевому общению строится на сменяющихся друг друга ситуациях.
В современной методике преподавания иностранных языков создание приближенных к реальному общению ситуаций является одной из актуальных проблем.
Работа со списком литературы показывает, что данной проблеме посвящены труды многих специалистов. Ими разрабатываются новые методы, технологии и приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.).
Цель работы-показать обоснованность и эффективность использования учебно-речевых ситуаций в процессе обучения устной речи на иностранном языке в рамках средней общеобразовательной школы.
В соответствии с целью работы решаются следующие задачи:
1) изучить цели и задачи обучения устной речи на иностранном языке;
2) дать определение учебно-речевой ситуации, определить основные виды и функции учебно-речевых ситуаций, выявить требования, предъявляемые при выборе учебно-речевых ситуаций;
3) исследовать индивидуально-возрастные особенности учащихся, которые необходимо учитывать учителю при подборе учебно-речевых ситуаций.
Объектом исследования являются учебно-речевые ситуации как средство обучения устной речи учащихся средней образовательной школы.
Предмет исследования - дидактические условия использования игровых приемов как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в определении форм образовательной деятельности ( диалогическая речь, монологическая речь и элементы сингапурской системы образования) при изучении устной речи на иностранном языке, рассмотрении упражнений-ситуаций, которых можно задавать обучающимся.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие выпускной квалификационной работы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе мы рассмотрели определение учебно-речевых ситуаций, их виды и функции. Также были рассмотрены основные требования, предъявляемые к учебно-речевым ситуациям при обучении устной речи на иностранном языке.
Во второй главе рассмотрены понятия монологической и диалогической речи как учебно-речевые ситуации. Были приведены соответствующие примеры. В данной главе мы также рассмотрели элементы сингапурской системы образования, которые можно использовать при решении учебно-речевых ситуаций.
Наша работа была посвящена актуальной проблеме методики преподавания иностранных языков - использованию учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке.
Итак, под учебно-коммуникативной ситуацией мы понимаем специфическую форму организации учебного процесса, с помощью которой осуществляется обучение устной речи.
Мы считаем, что поставленные нами цель и задачи были достигнуты.
При исследовании мы пришли к выводу, что использование учебноречевых ситуаций - это один из самых эффективных методов при обучении устной речи на иностранном языке.
В ходе рассмотрения понятия учебно-речевых ситуаций, нами были рассмотрены точки зрения разных ученых-методистов. Многие ученые посвятили свои работы изучению данной темы. В их работах рассматриваются особенности учебно-речевых ситуаций.
Обучение свободной и активной устной речи будет эффективным только при том случае, когда есть значимые ситуации общения.
Реальные ситуации помогают учащимся легче запомнить и усвоить языковой материал, значительно уменьшить время реагирования на слова собеседника на иностранном языке.
Создание условий для активного речевого взаимодействия обучающихся друг с другом и активации их речемыслительной деятельности является главным фактором для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения.
Учебно-речевые ситуации создаются путем выбора повседневных тем для речевого высказывания при помощи различных видов зрительной и слуховой наглядности, создание речевого процесса на основе игр или учебных текстов. Даже если такая учебно-речевая ситуация будет не совсем естественной, все же она сохраняет черты естественной коммуникации.
Такая тренировка речи в подобных условиях дает толчок, подготавливает учащихся к общению в естественных условиях. Такие учебно-речевые ситуации могут иметь даже некоторое преимущество перед естественными условиями общения, потому что в учебно-речевых ситуациях языковой материал (лексический и грамматический) подается в упорядоченном виде, в системе, что облегчает его усвоение.
Таким образом, решение задач позволило нам сделать следующие выводы:
1. Цель обучения иностранному общению - формировать личность, которая способна осуществлять речевое взаимодействие с представителями иностранных языков и обучение использовать иностранный язык как средство общепринятого общения.
2. При использовании учебно-речевых ситуаций у нас появляется возможность создания на уроках условий, приближенных к реальному общению. Разные специалисты выделяют до десяти типов условно-речевых ситуаций в зависимости от критериев, на которых основываются их классификации, и около десяти функций. Являясь организующим началом и ведущим способом в процессе обучения иноязычному общению, учебноречевая ситуация выступает в качестве основного приема обучения.
3. Для формирования навыков монологического высказывания важно правильно подбирать упражнения. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения.
4. Целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков монологической речи способствует улучшению уровня выражения на данном языке свои мысли в условиях решения учебных задач.
5. Немаловажную роль играет и учет индивидуальных способностей, психо-возрастных особенностей и социально-культурных различий учащихся при использовании учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка: систематизирует полученные знания и делает процесс обучения общению на иностранном языке более интересным и приятным для учеников.
6. Актуальные темы и проблемы для обсуждения, а также различный формат заданий дают возможность каждому учащемуся высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.
7. На начальном этапе работы по теме даются простые речевые ситуации. Уже к концу работы над темой, когда ученики хорошо освоили лексический и грамматический материал мы можем предоставить учащимся более сложные учебно-речевые ситуации.
8. При рассмотрении диалогической речи были раскрыты понятия «диалогическая речь», проанализированы различные виды упражнений и приемы обучения этому виду речевой деятельности.
9. Использование элементов сингапурской системы образования способствуют тому, что у учащихся формируются навыки работы в коллективе, умение слушать собеседника и тем самым способствует совместному решению учебных задач.
В заключение хотим сказать, что в ходе работы мы убедились в эффективности использования учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Использование таких ситуаций делает учебный процесс интересным, в то же время продуктивным, служит стимулом к изучению иностранных языков
Итак, под учебно-коммуникативной ситуацией мы понимаем специфическую форму организации учебного процесса, с помощью которой осуществляется обучение устной речи.
Мы считаем, что поставленные нами цель и задачи были достигнуты.
При исследовании мы пришли к выводу, что использование учебноречевых ситуаций - это один из самых эффективных методов при обучении устной речи на иностранном языке.
В ходе рассмотрения понятия учебно-речевых ситуаций, нами были рассмотрены точки зрения разных ученых-методистов. Многие ученые посвятили свои работы изучению данной темы. В их работах рассматриваются особенности учебно-речевых ситуаций.
Обучение свободной и активной устной речи будет эффективным только при том случае, когда есть значимые ситуации общения.
Реальные ситуации помогают учащимся легче запомнить и усвоить языковой материал, значительно уменьшить время реагирования на слова собеседника на иностранном языке.
Создание условий для активного речевого взаимодействия обучающихся друг с другом и активации их речемыслительной деятельности является главным фактором для реализации практических целей обучения иностранным языкам, состоящих в формировании навыков и развитии умений устно-речевого иноязычного общения.
Учебно-речевые ситуации создаются путем выбора повседневных тем для речевого высказывания при помощи различных видов зрительной и слуховой наглядности, создание речевого процесса на основе игр или учебных текстов. Даже если такая учебно-речевая ситуация будет не совсем естественной, все же она сохраняет черты естественной коммуникации.
Такая тренировка речи в подобных условиях дает толчок, подготавливает учащихся к общению в естественных условиях. Такие учебно-речевые ситуации могут иметь даже некоторое преимущество перед естественными условиями общения, потому что в учебно-речевых ситуациях языковой материал (лексический и грамматический) подается в упорядоченном виде, в системе, что облегчает его усвоение.
Таким образом, решение задач позволило нам сделать следующие выводы:
1. Цель обучения иностранному общению - формировать личность, которая способна осуществлять речевое взаимодействие с представителями иностранных языков и обучение использовать иностранный язык как средство общепринятого общения.
2. При использовании учебно-речевых ситуаций у нас появляется возможность создания на уроках условий, приближенных к реальному общению. Разные специалисты выделяют до десяти типов условно-речевых ситуаций в зависимости от критериев, на которых основываются их классификации, и около десяти функций. Являясь организующим началом и ведущим способом в процессе обучения иноязычному общению, учебноречевая ситуация выступает в качестве основного приема обучения.
3. Для формирования навыков монологического высказывания важно правильно подбирать упражнения. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения.
4. Целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков монологической речи способствует улучшению уровня выражения на данном языке свои мысли в условиях решения учебных задач.
5. Немаловажную роль играет и учет индивидуальных способностей, психо-возрастных особенностей и социально-культурных различий учащихся при использовании учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка: систематизирует полученные знания и делает процесс обучения общению на иностранном языке более интересным и приятным для учеников.
6. Актуальные темы и проблемы для обсуждения, а также различный формат заданий дают возможность каждому учащемуся высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу.
7. На начальном этапе работы по теме даются простые речевые ситуации. Уже к концу работы над темой, когда ученики хорошо освоили лексический и грамматический материал мы можем предоставить учащимся более сложные учебно-речевые ситуации.
8. При рассмотрении диалогической речи были раскрыты понятия «диалогическая речь», проанализированы различные виды упражнений и приемы обучения этому виду речевой деятельности.
9. Использование элементов сингапурской системы образования способствуют тому, что у учащихся формируются навыки работы в коллективе, умение слушать собеседника и тем самым способствует совместному решению учебных задач.
В заключение хотим сказать, что в ходе работы мы убедились в эффективности использования учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Использование таких ситуаций делает учебный процесс интересным, в то же время продуктивным, служит стимулом к изучению иностранных языков
Подобные работы
- Ситуативность в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2024 - Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В
СТАРШИХ КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ (английский язык как дополнительная специальность)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Использование коммуникативных ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка в 6 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Коммуникативно-ориентированные упражнения при обучении
поисковому чтению на иностранном языке учащихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ФИЛЬМОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



