Введение
Глава 1 Теоретические аспекты формирования географической культуры
1.1. Сущность, содержание, виды понятия «педагогические
условия».
1.2. Сущность, содержание, структурные компоненты понятия «географическая культура»
1.3. Роль географической культуры в образовании
Глава 2 Экспериментальное исследование 38
сформированности географической культуры
2.1. Педагогические условия формирования географической 38
культуры
2.2. Разработка программы по формированию географической
культуры у 7-8 классов
2.3. Оценка эффективности программы по формированию
географической культуры учеников 7-8 класса на уроках географии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях образования многих стран мира наблюдается позиционирование так называемого «географического ренессанса». По данным ЮНЕСКО среди общечеловеческих областей знаний, которые независимо от будущей специализации помогут каждому человеку познать мир и найти свое место в нем, одной из ведущих наряду с философией, историей, иностранными языками и информационными технологиями называют географию. Высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и культуры человека предъявляет модернизация российского образования. В связи с этим главной целью современной школы является подготовка человека к самоактуализации и самореализации в постоянно меняющемся мире, формирование активной гражданской позиции, развитие способности к диалоговому взаимодействию и к осознанному выбору путей решения личных и общественных проблем на основе гуманистических ценностей. В России актуальность географической темы в образовании приобретает все больший размах, о чем свидетельствуют «Концепция обновления географического образования в российской школе», предложенная Советом по проблемам географии Российской Академии образования. Модернизация российского образования и проведение Единого государственного экзамена в качестве государственного мониторинга результатов обучения определяют высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и культуры выпускника.
В настоящее время все отчетливее наблюдается несоответствие между возрастающим усложнением мира и способностью выпускника общеобразовательной школы ориентироваться в нем. Именно поэтому наряду с другими столь важен вопрос о формировании географической культуры выпускников образовательных учреждений.
Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду через призму общей культуры, определяя степень духовности и меру проявления гуманистических качеств личности, в том числе по отношению к природе и социуму. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.
Формирование географической культуры человека - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.
Степень разработанности проблемы: формирование географической культуры у школьников раскрывают работы отечественных исследователей (М.А. Ананьева, В.В. Анненкова, В.М. Гохмана, С.Б. Лаврова, Ю.Г. Саушкина, В.С. Преображенского, С.Р. Ердавлетова и др.); а также некоторых зарубежных ученых, в частности польского исследователя (А. Яцковского и др.); психологопедагогические развития личности (Б.Г. Ананьева, С.Д. Дерябо, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, В.А. Левина и др.); работы о личностноориентированном образовании как диалоговом обучении (Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер, В.В. Горшкова, С.Ю. Курганов); роль и значения географии для общечеловеческой культуры отражены в работах (Д.Н. Анучин, Н.Н. Баранский, Ю.А. Веденин, Н.Ф. Винокурова, А.В. Даринский, В.П. Максаковский, А.В. Миронов, B.C. Преображенский, Ю.Г. Саушкин и др.).
Проблема исследования: каковы педагогические условия реализации образовательного потенциала географической культуры на уроках географии.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования географической культуры.
Объект исследования: педагогические условия организации
образовательного процесса в современной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
географической культуры учащихся.
Гипотеза: Формирование географической культуры в условиях
школьного образования будет успешным, если:
- выявить педагогические условия формирования географической культуры в образовательном процессе в школе, реализация которых обеспечивает развитие конкретных компонентов географической культуры (географическая картина мира, географическое мышление, методы познания и язык географии);
- разработать программу образования по формированию географической культуры и реализовать её на внеклассных часах;
- использование в учебном процессе активных методов, форм, средств и педагогических технологий обучения.
Задачи исследования:
1) . раскрыть сущность и содержание понятия «педагогические условия», «географическая культура», определить классификационные группы педагогических условий;
2) . выявить роль географической культуры в образовании;
3) . Определить педагогические условия формирования географической культуры;
4) . разработать и оценить эффективность программы по формированию географической культуры в 7-8 классах.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам географического образования в современной общеобразовательной школе и потенциала уроков географии при формировании географической культуры учащихся.
Методы и методики исследования. Теоретический анализ и синтез содержания педагогической, психологической, методической и географической литературы по проблеме становления географической культуры; изучение и анализ педагогического опыта по исследуемой проблеме; тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент; методы статистической обработки, качественный и количественный анализ, графические и табличные интерпретации полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ № 165» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
1. Разработаны и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию географической культуры у учеников 7-8 классов.
2. Определены критерии измерения, позволяющие диагностировать уровень развития географической культуры учеников.
3. Разработана и экспериментально проверена программа развития географической культуры учеников 7-8 классов на уроках географии.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении и обосновании содержания и структуры географической культуры учащихся при изучении географии, в уточнении понятия «географическая культура учащихся», в определении и обосновании педагогических условий, способствующих эффективному формированию географической культуры учащихся на уроках географии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в практической деятельности разработанной программы по формированию географической культуры на уроках географии.
Достоверность исследования подтверждена при помощи использования Т-критерий Стьюдента
Апробация результатов исследования проведена в 7 «Б» и 8 «А» классе школы №165 Ново-Савиновского района г. Казани.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы и приложения.
В ходе исследования выполнены следующие виды работ:
1. Анализ позиций различных исследователей относительно
определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд
положений, важных для нашего понимания данного феномена:
а) условия выступают как составной элемент педагогической системы
(в том числе и целостного педагогического процесса);
б) педагогические условия отражают совокупность возможностей
образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и
взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и
формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение
образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и
техническое оборудование, природно-пространственное окружение
образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или
отрицательно на ее функционирование;
б) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние
(обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов
образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию
процессуальной составляющей системы) элементы;
г) реализация правильно выбранных педагогических условий
обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической
системы. Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как
один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность
возможностей образовательной и материально-пространственной среды,
воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы
и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.
2. В качестве показателей сформированности географической культуры
обучающихся можно выделить:
- отношение к окружающей географической среде, стремление к улучшению
её составляющих как основы существования общества;- знание географической картины мира, особенностей её изменения и
становления;
- творческое использование картографических умений, умение выделять
географические параметры в окружающей географической среде;
- способность разрешать нестандартные географические проблемы;
- умение прогнозировать особенности развития географической среды.
3. Географическая культура включает четыре основных компонента:
А. Географическую картину мира (целостный образ мира, имеющий
исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и
соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному
географическому познанию).
Б. Географическое мышление (По утверждению H.H. Баранского, - «это
мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на
карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного
«элемента» или одной «отрасли»).
В. Методы географии традиционные (описание, сравнительногеографический, картографический, количественный) и инновационные
(моделирования, аэрокосмический, геохимический и т.д.).
Г. Язык географии (понятия и термины; факты, цифры и даты;
географические названия и язык карты; географические представления (образы).
4. Определили педагогические условия, способствующие формированию
географической культуры в образовательном процессе:
А. Отбор содержания географического образования как условие
формирования научного мировоззрения.
Б. Дидактические принципы формирования научного мировоззрения
(научности, преемственности, систематичности и последовательности).
В. Использование межпредметных связей в обучении географии.
5. Экспериментальная работа проводилась в процессе преподавания географии в 7-8
классах. В результате были отобраны одинаковые по уровню группы, которые в
дальнейшем были разделены на контрольные и экспериментальные. Всего висследовании было задействовано 43 учащихся в 8 классах и 47 в 7 классах. Для
проведения опытно-экспериментальной работы мы использовали возможности
МАОУ «СОШ №165» Ново-Савиновского района г. Казани.
6. В соответствии с указанными компонентами нами были выделены следующие
критерии географической культуры школьников.
- Полнота представлений о географической картине мира;
- Широта географического мышления;
- Разнообразие способов деятельности;
- Владение языком географии.
7. По каждому из данных критериев были выделены основные показатели,
отражающие содержание географической культуры учащихся.
а). Для полноты представлений о географической картине мира -
- представление о целостном образе мира;
- представление о динамике географических знаний о Земле и отношение к
ней людей;
- понимание пространственной организации окружающей среды;
- понимание особенностей изменения и становления окружающей
географической среды;
- познание географической действительности и отношение к ней;
- знание историко-этнографических особенностей территорий;
- положение России в мире;
- значение Татарстана для России.
б). Для широты географического мышления -
- развитие глобальности мышления;
- умение выделять географические проблемы и принимать решение;
- способность устанавливать причинно-следственные связи;
- способность прогнозировать особенности развития географической среды;
- организация оптимальной среды обитания, ее эстетизация;
- нестандартность решений географических ситуаций;- анализ возможных последствий антропогенных воздействий на
географическое окружение;
- понимание величия и красоты родной природы.
в).Для степени овладения разнообразными способами деятельности:
- способность к наблюдению и измерению;
- умения выделять географические параметры в окружающей среде;
- умение обобщать и делать выводы;
- умение моделировать ситуацию;
- творческое использование картографических умений, а также знание
карты и умение работать с ней;
- ориентирование на местности;
- умение производить съемку местности и проектирование
географических объектов;
- использование математических расчетов;
г). Для уровня владения языком географии
- знание учений, теорий, концепций, гипотез;
- обоснование учений, иллюстрация тех или иных научных положений,
описание конкретных явлений, процессов, объектов, событий;
- владение понятиями и терминами;
- владение фактами, цифрами и датами;
- формирование количественных представлений об объектах и
процессах;
- применение количественных показателей для характеристики той или иной
территории, того или иного процесса;
- умение читать карту
- знание и использование географической номенклатуры.
8. На основании уровней дифференциации данных показателей были определены
три уровня сформированности географической культуры школьника - высокий,
средний и низкий.