Психологические особенности субъективного благополучия личности
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 7
1.2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 11
1.3 ПОНЯТИЕ ФЕНОМЕНА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ” В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 20
ВЫВОДЫ ПО 1-ОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 29
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ДВУХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 29
2.2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРВОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 33
2.3. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВО ВТОРОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 40
2.4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 47
ВЫВОДЫ ПО 2-ОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 7
1.2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 11
1.3 ПОНЯТИЕ ФЕНОМЕНА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ” В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 20
ВЫВОДЫ ПО 1-ОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ 29
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ДВУХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ 29
2.2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРВОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 33
2.3. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВО ВТОРОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 40
2.4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 47
ВЫВОДЫ ПО 2-ОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние время проблема субъективного благополучия все чаще становиться предметом исследования психологов. Это вызвано необходимостью для психологической науки и практики в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, как оно складывается, каким образом оно участвует в регуляции поведения, какие эмоциональные отношения лежат в основе и как можно помочь личности в решении проблемы субъективного благополучия. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование. Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке.
Вместе с тем, во многих научных работах удовлетворенность жизнью трактуется как достаточно простой феномен, как некоторая оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. Естественно, такая оценка от респондента (при психологическом или социологическом анкетировании) имеет право на существование, но необходимо заметить, что за ней стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности. Различные аспекты субъективного благополучия, внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом психологического исследования. Исследователи разных областей науки отмечали факты, относящиеся к переживанию благополучия или неблагополучия отдельным индивидом, большей частью обращаясь к его состояниям. Сегодня же все больше выдвигается на передний план необходимость анализа личностных, социокультурных, социально-психологических детерминант благополучия, поскольку оно зависит от взаимодействия и взаимовлияния целого комплекса различных внутренних и внешних составляющих.
С 60-х годов проведено достаточное количество исследований этносоциального благополучия индивидов. Переживания счастья имеет значительную культуральную и этническую обусловленность. Так, например, в социологических опросах выявлено, что чаще всего людей, ощущающих себя счастливыми, можно встретить в Индии и реже всего - в Швеции. И эти исследования дают нам право утверждать, что ни политические, ни экономические факторы не могут служить постоянным основанием (фактором) благополучия. Отсюда следует, что нужно искать определенные этнические, культурные обстоятельства, влияющие на уровень благополучия. Однако, подобные исследования не ставят своей целью выявление широкого набора культурно - и этноспецифических особенностей, которые бы дали возможность полнее представить взаимосвязь этнически обусловленных особенностей оценки жизни и переживания благополучия, которые формируются в результате этнической социализации. Чаще всего такие исследования ориентированы на выявлений различий, определенными этнической принадлежностью индивида.
Обратимся к определению такого термина, как "счастье". Итак, "счастье" - это эмоциональное состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Понимание "счастья" субъективно - каждый человек определяет его по-своему. Для кого-то счастье - это миллионы евро в Швейцарских банках, для кого-то - любимая работа, пусть и с минимальным размером оклада, для кого-то - бутылка алкогольсодержащего напитка. "Счастье жизни рождается из сосредоточенности на глубине. Можно всего только видеть дерево и быть счастливым. Если очень собранно видеть дерево". Я считаю, что выбранная мной тема очень актуальна в условиях нынешней жизни. Все мы знаем, что новый век принес России долгожданный период стабильности. Однако, и в 2000-е "большинство из нас были по-прежнему вынуждены жить сегодняшним днем, строить планы лишь на ближайшее будущее", отмечает социолог Борис Дубин, причем упоение новообретенным благополучием подчас граничило с позицией "после нас хоть потоп". Вот какое значение приписывает Большой Энциклопедический Словарь Даля слову "благополучие": благополучие - это спокойное, без неудач и потрясений, течение дел, жизни. Можно ли ожидать спокойного течения жизни в условиях, в которых оказался весь мир на пороге нового тысячелетия? На мой взгляд, можно. Если человек сможет сознательно сделать настоящее мощным средством для борьбы со страхом и неуверенностью в завтрашнем дне, тогда его можно будет назвать успешным. Ведь самый надежный способ обрести счастье "заключается не в том, чтобы иметь то, что хотим иметь, а в том, чтобы хотеть и ценить то, что имеем" . Поэтому актуальность и значимость проблемы субъективного благополучия личности остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Объектом данного исследования является субъективное благополучие личности.
Предмет исследования: особенности субъективного благополучия молодых людей и взрослых.
Цель работы: установить особенности и факторы формирования субъективного благополучия молодых людей и взрослых.
Гипотеза исследования: Разный возраст может неоднозначно влиять на ощущение субъективного благополучия личности в результате изменения структуры факторов, влияющих на него, и изменение потребностей личности.
Задачи исследования:
1. Определить понятие "субъективное благополучие" и современные подходы к его изучению.
2. Провести эмпирическое исследование субъективного благополучия в двух возрастных группах
3. Проанализировать особенности проявления субъективного благополучия личности в молодом возрасте.
4. Проанализировать ощущение субъективного благополучия личности в зрелом возрасте.
5. Сравнить данные, полученные в результате проведенного исследования.
Практическая значимость исследования: полученные в исследовании эмпирические результаты и сделанные на их основе выводы могут найти практическое применение при психологических консультировании людей разного возраста. Они могут также быть использованы в учебном процессе при проведении занятий со студентами - будущими психологами.
Теоретической базой исследования являются сформировавшиеся в современной психологии: концепции понимания субъективного благополучия (Н.Брэдбурн, Э. Динер, К. Рифф, Р.М. Шамионов, А.А. Кро- ник, Е.Н.Головаха, А.В. Кружильная, И.А.Джидарьян и др.).
Эмпирической базой исследования является 60 испытуемых, в двух возрастных группах от 40 до 50 и от 20 до 30лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Методы психодиагностики:
- шкала удовлетворенности жизнью (SWLS) Э.Диенера (перевод Г.Мартемьянова);
- тест жизнестойкости, представляющийт собой русскоязычную адаптацию Д.А. Леонтьевым англоязычного опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди (Salvatore R. Maddi);
- опросник диспозиционного оптимизма (Life Orientaton Test, LOT), разработанный американскими психологами Майклом Шейером и Чарльзом Карвером (адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина);
- тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО Д.А. Леонтьева), являющийся адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика);
- шкала психологического благополучия (The scales of psychological well-being) Кэрол Рифф. Данная методика адаптирована на русский язык Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко в 2005 году.)
3. Методы математической статистики. Для анализ статистических данных проводилось при использовании программного обеспечения MicrosoftOfficeExcel и Пакета анализа данных SPSS 16.0. При статистической обработке использовались следующие критерии:
• Критерий Стьюдента для независимых выборок;
• Корреляционный анализ Пирсона (двустороннее распределение).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из 56 страницах компьютерного текста, введения, двух глав, заключения, списка литературы в который входит 53 источника и приложений.
Вместе с тем, во многих научных работах удовлетворенность жизнью трактуется как достаточно простой феномен, как некоторая оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. Естественно, такая оценка от респондента (при психологическом или социологическом анкетировании) имеет право на существование, но необходимо заметить, что за ней стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности. Различные аспекты субъективного благополучия, внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом психологического исследования. Исследователи разных областей науки отмечали факты, относящиеся к переживанию благополучия или неблагополучия отдельным индивидом, большей частью обращаясь к его состояниям. Сегодня же все больше выдвигается на передний план необходимость анализа личностных, социокультурных, социально-психологических детерминант благополучия, поскольку оно зависит от взаимодействия и взаимовлияния целого комплекса различных внутренних и внешних составляющих.
С 60-х годов проведено достаточное количество исследований этносоциального благополучия индивидов. Переживания счастья имеет значительную культуральную и этническую обусловленность. Так, например, в социологических опросах выявлено, что чаще всего людей, ощущающих себя счастливыми, можно встретить в Индии и реже всего - в Швеции. И эти исследования дают нам право утверждать, что ни политические, ни экономические факторы не могут служить постоянным основанием (фактором) благополучия. Отсюда следует, что нужно искать определенные этнические, культурные обстоятельства, влияющие на уровень благополучия. Однако, подобные исследования не ставят своей целью выявление широкого набора культурно - и этноспецифических особенностей, которые бы дали возможность полнее представить взаимосвязь этнически обусловленных особенностей оценки жизни и переживания благополучия, которые формируются в результате этнической социализации. Чаще всего такие исследования ориентированы на выявлений различий, определенными этнической принадлежностью индивида.
Обратимся к определению такого термина, как "счастье". Итак, "счастье" - это эмоциональное состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Понимание "счастья" субъективно - каждый человек определяет его по-своему. Для кого-то счастье - это миллионы евро в Швейцарских банках, для кого-то - любимая работа, пусть и с минимальным размером оклада, для кого-то - бутылка алкогольсодержащего напитка. "Счастье жизни рождается из сосредоточенности на глубине. Можно всего только видеть дерево и быть счастливым. Если очень собранно видеть дерево". Я считаю, что выбранная мной тема очень актуальна в условиях нынешней жизни. Все мы знаем, что новый век принес России долгожданный период стабильности. Однако, и в 2000-е "большинство из нас были по-прежнему вынуждены жить сегодняшним днем, строить планы лишь на ближайшее будущее", отмечает социолог Борис Дубин, причем упоение новообретенным благополучием подчас граничило с позицией "после нас хоть потоп". Вот какое значение приписывает Большой Энциклопедический Словарь Даля слову "благополучие": благополучие - это спокойное, без неудач и потрясений, течение дел, жизни. Можно ли ожидать спокойного течения жизни в условиях, в которых оказался весь мир на пороге нового тысячелетия? На мой взгляд, можно. Если человек сможет сознательно сделать настоящее мощным средством для борьбы со страхом и неуверенностью в завтрашнем дне, тогда его можно будет назвать успешным. Ведь самый надежный способ обрести счастье "заключается не в том, чтобы иметь то, что хотим иметь, а в том, чтобы хотеть и ценить то, что имеем" . Поэтому актуальность и значимость проблемы субъективного благополучия личности остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Объектом данного исследования является субъективное благополучие личности.
Предмет исследования: особенности субъективного благополучия молодых людей и взрослых.
Цель работы: установить особенности и факторы формирования субъективного благополучия молодых людей и взрослых.
Гипотеза исследования: Разный возраст может неоднозначно влиять на ощущение субъективного благополучия личности в результате изменения структуры факторов, влияющих на него, и изменение потребностей личности.
Задачи исследования:
1. Определить понятие "субъективное благополучие" и современные подходы к его изучению.
2. Провести эмпирическое исследование субъективного благополучия в двух возрастных группах
3. Проанализировать особенности проявления субъективного благополучия личности в молодом возрасте.
4. Проанализировать ощущение субъективного благополучия личности в зрелом возрасте.
5. Сравнить данные, полученные в результате проведенного исследования.
Практическая значимость исследования: полученные в исследовании эмпирические результаты и сделанные на их основе выводы могут найти практическое применение при психологических консультировании людей разного возраста. Они могут также быть использованы в учебном процессе при проведении занятий со студентами - будущими психологами.
Теоретической базой исследования являются сформировавшиеся в современной психологии: концепции понимания субъективного благополучия (Н.Брэдбурн, Э. Динер, К. Рифф, Р.М. Шамионов, А.А. Кро- ник, Е.Н.Головаха, А.В. Кружильная, И.А.Джидарьян и др.).
Эмпирической базой исследования является 60 испытуемых, в двух возрастных группах от 40 до 50 и от 20 до 30лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Методы психодиагностики:
- шкала удовлетворенности жизнью (SWLS) Э.Диенера (перевод Г.Мартемьянова);
- тест жизнестойкости, представляющийт собой русскоязычную адаптацию Д.А. Леонтьевым англоязычного опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди (Salvatore R. Maddi);
- опросник диспозиционного оптимизма (Life Orientaton Test, LOT), разработанный американскими психологами Майклом Шейером и Чарльзом Карвером (адаптация Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина);
- тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО Д.А. Леонтьева), являющийся адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика);
- шкала психологического благополучия (The scales of psychological well-being) Кэрол Рифф. Данная методика адаптирована на русский язык Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко в 2005 году.)
3. Методы математической статистики. Для анализ статистических данных проводилось при использовании программного обеспечения MicrosoftOfficeExcel и Пакета анализа данных SPSS 16.0. При статистической обработке использовались следующие критерии:
• Критерий Стьюдента для независимых выборок;
• Корреляционный анализ Пирсона (двустороннее распределение).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из 56 страницах компьютерного текста, введения, двух глав, заключения, списка литературы в который входит 53 источника и приложений.
Проведя теоретическое исследование по заявленной теме, можно сделать несколько основных выводов.
В первой главе мы осуществили теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости. Мы изучили различные концепции понимания субъективного благополучия (Н.Брэдбурна, Э. Динера, К. Рифф, Р.М. Шамионова, А.А. Кроник, Е.Н.Головахо, А.В. Кружильной) и определили, что мы рассматриваем данный феномен как психическое состояние, основывающееся на оценочном отношении к себе, своей личности, способностях, компетентности, к внешнему миру и возможности реализации себя в нем, а также осмысленности своей жизни и целей в ней.
Структуру субъективного благополучия составляют три элемента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Все вместе эти элементы формируют единый показатель субъективного благополучия.
В результате эмпирического исследования обнаружены значимые взаимосвязи основных детерминант субъективного благополучия у участников. Таких как наличие целей в жизни, количество и качество взаимно отношений с другими людьми, самопринятия себя, удовлетворённостью жизни и уровень оптимизма.
В ходе эмпирического исследования было подтверждено влияние возраста на восприятие субъективного благополучия жизни.
Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия.
В первой главе мы осуществили теоретический анализ феноменов субъективного благополучия и эмоциональной устойчивости. Мы изучили различные концепции понимания субъективного благополучия (Н.Брэдбурна, Э. Динера, К. Рифф, Р.М. Шамионова, А.А. Кроник, Е.Н.Головахо, А.В. Кружильной) и определили, что мы рассматриваем данный феномен как психическое состояние, основывающееся на оценочном отношении к себе, своей личности, способностях, компетентности, к внешнему миру и возможности реализации себя в нем, а также осмысленности своей жизни и целей в ней.
Структуру субъективного благополучия составляют три элемента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Все вместе эти элементы формируют единый показатель субъективного благополучия.
В результате эмпирического исследования обнаружены значимые взаимосвязи основных детерминант субъективного благополучия у участников. Таких как наличие целей в жизни, количество и качество взаимно отношений с другими людьми, самопринятия себя, удовлетворённостью жизни и уровень оптимизма.
В ходе эмпирического исследования было подтверждено влияние возраста на восприятие субъективного благополучия жизни.
Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия.



