Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В РФ

Работа №43127

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
502
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования
политической пропаганды в РФ 8
§1. Пропаганда как способ политического манипулирования:
популярные приемы воздействия на массовое сознание 8
§2. Характеристика российской политической пропаганды 16
Глава II. Политическая пропаганда в России: использование
социальных сетей субъектами политической деятельности 22
§1. Интернет как механизм управления политическим поведением в
российском обществе 22
§2. Формирование имиджа политических лидеров России через
социальные сети 31
§3. Проблемы предотвращения запрещенных политических идеологий в
социальных сетях в РФ 40
Глава III. Социологический опрос: отношение российской молодежи к
политической пропаганде в социальных сетях 46
§1. Программа социологического исследования 46
§2. Анализ результатов исследования 49
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения 69



Актуальность данного исследования обуславливается рядом причин.
Во-первых, социальная трансформация общества, вызванная процессами глобализации, включающая в себя информатизацию, становление глобального информационного пространства, а также стирание национальных государственных границ посредством развития массовых коммуникаций, способствовала преобразованию политической пропаганды, её механизмов и методов применения в социальной и политической сферах. Научно-технический прогресс и переход к постиндустриальному обществу привели к использованию политическими акторами и общественными деятелями социальных сетей как инструмента политической пропаганды, в целях воздействия на сознание масс и контроля над их поведением, путем распространения определенных идей, ценностей, образов, взглядов, установок и прочих.
Во-вторых, несмотря на то, что согласно Конституции РФ, политическая система государства объявляется демократической ,
фактически наблюдается несоблюдение многих демократических принципов, таких как свобода слова, соблюдение и защита прав и свобод граждан, в том числе политических, политический плюрализм и другие. Так одной из особенностей российского политического процесса является монополия государственной власти на политическую пропаганду посредством традиционных каналов связи с общественностью, таких как телевидение, радио и печать.
В этих условиях изучение использования социальных сетей, в качестве инструментов политической пропаганды, на данный момент не подконтрольных целиком властным структурам, а потому представляющихся в качестве единственной доступной площадки для деятельности оппозиционных сил, является актуальным и значимым для становления демократического режима и дальнейших качественных преобразований в российском политическом процессе.
Степень научной разработанности. Проблема политической пропаганды является предметом научных исследований с многовековой историей. Однако именно Г. Лассуэлл , У. Липпман и Дж. Дьюи в начале XX века написали ключевые научные труды по созданию теорий и концепций пропаганды, определению основных дефиниций и типов, на которых строится все последующее изучение пропаганды, как уже современного явления. Так, наиболее полное определение «пропаганды», как непосредственное воздействие на человека, путем распространения идей и убеждений, дал советский и российский философ, профессор и эксперт в области политической психологии А. П. Назаретян .
Исследованием методов и приемов манипулирования общественным сознанием занимались отечественные ученые C. Г. Кара-Мурза , Е. Л. Доценко , Г. Шиллер и др. Пропаганду в СМИ изучали Л. И. Рюмшина , И. М. Дзялошинский , однако в основе трудов данных исследователей стоит практика манипулирования сознанием масс политическими деятелями, зарубежных стран, не рассматривая при этом опыт России. Политическое манипулирование посредством СМИ в уже России попытались
11 19
проанализировать Н. С. Урсу и А. А. Маслова , однако данные исследования сложно назвать комплексными и полными. А. В. Зимин в своем исследовании дал определение «имиджа политического лидера», как образа, конструируемого пропагандистскими способами. Е. Б. Шестопал же в своем труде выработала основные компоненты имиджа политического лидера. А И.Н. Ефимова и А.В. Маковейчук в условиях становления информационного общества посчитали целесообразным выделение социальных сетей в качестве механизма формирования имиджа субъектов политической деятельности.
Объектом данного исследования является политическая пропаганда. Предметом исследования выступает политическая пропаганда в социальных сетях.
Цель исследования - определить эффективность использования социальных сетей как инструмента политической пропаганды в российском обществе.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- выделить наиболее распространенные приемы воздействия на массовое политическое сознание посредством СМИ;
- раскрыть особенности российской политической пропаганды;
- определить основные цели пропаганды в российском обществе;
- обосновать значимость использования сети Интернет российскими политическими деятелями в современном политическом процессе;
- выявить отношение российской молодежи к использованию политическими акторами социальных сетей в качестве инструмента политической пропаганды;
- установить обстоятельства и условия, при которых использование социальных сетей в целях политической пропаганды является наиболее эффективным для российских реалий.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и достижения вышеуказанной цели в работе были использованы как общенаучные, так и специализированные методы исследования. Исторический метод позволил вывить закономерности возникновения и развития явления пропаганды в политическом процессе; системный метод применён для выделения элементов, составляющих политическую пропаганду и манипуляцию; институциональный метод был использован для анализа российской реальности, посредством изучения политических институтов, определяющих политическую власть и политический процесс, таких как Президент РФ, политические партии, политическая оппозиция и пр.; метод анализа документов применен в мониторинге и анализе научной литературы, монографий, статей, учебников и других материалов; контентанализ был использован для анализа содержания нормативно-правовых актов, новостных материалов и социальных сетей; посредством метода социологического опроса было выявлено отношение российской молодежи к политической пропаганде в социальных сетях и эффективность такой практики в российском обществе.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование имеет претензию на восполнение пробелов в отечественной политической науке недостаточного изучения российской политической пропаганды в социальных сетях, как относительно нового явления, с целью выявления эффективности такой деятельности для политического процесса и общества. Результаты исследования и сформулированные положения могут использоваться политическими менеджерами и технологами в создании имиджа политических деятелей посредством пропаганды в социальных сетях.
Цель и задачи данного исследования определили структуру работы. Представленная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во введении показаны актуальность исследования, определены объект и предмет, поставлены цель и сформулированы задачи, представлены методы, использованные при написании данной работы. Основная часть состоит из трех глав, включающих в себя отдельные параграфы. Первая глава посвящения теоретико-методологическим основаниям исследования политической пропаганды, определению основных дефиниций и особенностей российской политической пропаганды. Во второй главе анализируются политическая пропаганда посредством социальных сетей: рассматриваются методы
управления общественным поведением, создание имиджа политических и общественных деятелей, а также проблемы запрещенных политических идеологий и борьбы с ними. Третья глава посвящена социологическому анализу методом опроса, целью которого является выявление отношения российской молодежи к политической пропаганде посредством социальных сетей. В заключении подведены основные итоги и сделаны выводы исследования данной работы. В библиографическом списке представлены литература, статьи, монографии, нормативно-правовые акты и прочие материалы, которые были использованы при написании работы, в приложении представлен образец опросника, необходимого для проведения социологического анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, рассмотрев теоретические основы политической пропаганды, можно сделать следующие выводы:
В современном политическом процессе пропаганда выступает в качестве инструмента политического манипулирования, посредством которой субъекты политической деятельности осуществляют распространение идей, взглядов, ценностей, убеждений, необходимых для воздействия на массовое общественное сознание с целью управлять поведением граждан.
С развитием СМИ расширилось поле пропагандистской деятельности, а также появились новые приемы воздействия на общество. Наиболее популярными и действенными являются: распространение определенных идей и ценностей; создание позитивных или негативных образов в общественном сознании; фабрикация фактов; стериотипизация; фильтрация информации и другие.
Что касается специфики российской политической пропаганды, то основной ее особенностью можно назвать: советское наследие. Современная российская политическая пропаганда используется в целях поддержания общей национальной идеи, внедрения патриотических ценностей, сохранения существующей политической системы и власти правящей элиты, а также в борьбе против политического «инакомыслия» и оппозиционных сил.
Применение новых технологий в формировании имиджа субъектов политической деятельности, посредством Интернета и социальных сетей, способствуют вовлечению в российский политический процесс большего количества избирателей. Социальные сети способствуют в том числе привлечению молодого поколения в избирательный процесс, а также к участию в невыборных процедурах и мероприятиях.
Однако Интернет и социальные сети не вытесняют традиционные СМИ, в частности телевидение по-прежнему является главным источников новостных и информационных материалов в стране. Тем не менее, социальные сети в отличие от телевидения способствуют сближению политических деятелей с последователями и населением, помогают сконструировать образ политика, как человека из народа, максимально заинтересованного в проблеме каждого, что ведет к увеличению популярности имиджа и легитимизации власти политического актора. То есть, социальные сети помогают построению взаимоотношений субъектов политики и общества по принципу горизонтальных связей, а не вертикальных.
Потому среди многих российских политических деятелей, не входящих в «высший эшелон власти», наметилась тенденция освоения Интернет пространства, в качестве необходимого вспомогательного инструмента в формировании имиджа и осуществления властных функций. По этим причинам, российская политическая элита, обладая контролем над традиционными СМИ, также стремится использовать современные технологии формирования имиджа, заключающиеся в широком применении Интернета и социальных сетей, в частности ведения личного блога.
На основе анализа проведенного социологического опроса можно заключить, что значительная часть молодежи придерживаются мнения, что политическая пропаганда, подразумевающая целенаправленное распространение и утверждение в общественном сознании тех или иных идей, взглядов, суждений и оценок, необходима. Такие приемы, как распространение патриотических ценностей посредством социальных сетей, могут способствовать консолидации и единению российского общества.
Хотя среди молодежи существуют и те, кто опасаются чрезмерной активности и заинтересованности государственных структур в социальных сетях, в том числе возникновению возможных ограничений пользования социальными сетями, например, потерю анонимности и защищенности личных данных, а также привлечению к ответственности за выражение оппозиционных взглядов.
Подчеркивается молодежью и полезность оппозиционной деятельности в социальных сетях, в частности усилия по предоставлению гражданам альтернативных источников информации, так как не является секретом, что в российских реалиях большая часть традиционных СМИ (телевидение, радио, печать) входят в административный ресурс правящей элиты, потому предоставляемая населению информация, как правило, тщательно отфильтрована.
Интернет остается единственной площадкой на данный момент все еще доступной для оппозиционной деятельности и альтернативных политических сил, выступающих против существующей власти и пытающихся оказать влияние на определенные группы людей, в особенности на молодежь, с порой еще несформированной или неустоявшейся гражданской позицией и политическими взглядами, для привлечения их в число своих сторонников.
Отдельно стоит отметить эффективность ведения государственными и политическими деятелями личных блогов в социальных сетях помимо официальных Интернет-ресурсов. Так как, возможно предположить, что молодому поколению, которые являются активными пользователями социальных сетей, удобнее и привычнее читать блоги политических деятелей в социальных сетях, чтобы быть в курсе основных политических событий и принятых решений, чем целенаправленно посещать официальные сайты в Интернете. Более того, социальные сети предоставляют возможность узнать политика с неформальной стороны, его убеждения или личные взгляды на определенные события и процессы.
Таким образом, подводя итог данному исследованию, можно заключить, что использование Интернета и социальных сетей как правящей элитой, так и оппозиционными деятелями, целесообразно и необходимо.



1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) URL: http: //www.constitution.ru/index. htm (дата обращения 26.01.2018).
2. Постановление от 11 июля 2005 г. № 422. О государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2006-2010 годы» (с изменениями на 13 ноября 2006 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/901941206 (дата обращения:
02.02.2018) .
3. Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493. О государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы». URL:
http: //static. government.ru/media/files/8qq YUwwzHUxzVkH 1 j sKAErrx2dE 4q0ws.pdf (дата обращения: 26.01.2018).
4. Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г. // М.: Юридическое издательство Наркомюст СССР, 1938. С.27-32.
5. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/ (дата
обращения 28.01.2018).
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения 01.02. 2018).
Монографии:
7. Dewey, J. The Public and Its Problems. N.Y.: Holt, 1927. 195 p.
8. Lippmann, W. Public Opinion. N.Y.: Macmillan, 1922. 427 p.
9. Браун, Л. Имидж - путь к успеху / Пер. с англ. общ. ред. Т. С. Караванова. СПб: Питер, 2001. 95 с.
10. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / Пер. с нем. сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
11. Горошко, Е.В. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры. М.: Наука, 2012. 323 с.
12. Губанов, Д. А. Социальные сети. Модели информационного влияния, управления и противоборства / под ред. Д. А. Новикова, А. Г. Чхартишвили. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 211 с.
13. Данилова, А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: «Добросвет», 2009. 234 с.
14. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Речь, 2003. 304 с.
15.Зелинский, С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. 280 с.
16. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
17. Кара-Мурза, С. Г. Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций. М.: Издательство: Академический проект, 2013. 232 с.
18. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. общ. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 606 с.
19. Лебон, Г. Психология народов и масс / Пер. с франц. общ. ред. А. Фридман. СПб.: Макет, 1995. 316 с.
20. Ледяев, В. Г. Власть: концептуальный анализ. М.: РОССПЭН, 2001.
384с.
21. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Пер. с нем. и общ. ред. Мансурова Н. С. М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. 352 с.
22. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия. М.: Рефлбук, 2006. 704 с.
23. Прокопенко, А.Н. Интернет как инновационное средство глобализации. М.: Вести, 2004. 258 с.
24. Рюмшина, Л. И. Манипулятивные приемы в рекламе. М., 2004. 240 с.
25. Рюмшина, Л. И. Психология манипулирования людьми. Ростов-на- Дону. 2003. 144 с.
26. Сазанов, М. В. Социальные сети - публичная сфера. М.: Лаборатория СМВ, 2012. 230 с.
27. Шестопал, Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. 203 с.
28. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.: науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. 287 с.
29. Якунин, В.И., Сулакшин, С.С., Багдасарян В.Э., Вилисов М.В., Кара- Мурза С.Г., Лексин В.Н. Национальная идея России. М.: Научный эксперт, T.1. 2012. 752 с.
Научные статьи:
30. Богатырева, Е.Б. Культурно-информационные ресурсы политического лидерства государства в условиях глобализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. №4. С.93-97.
31. Бударина, К.А. Интернет как новое коммуникационное пространство // Основы экономики, управления и права. 2013. №5. С. 4-7.
32. Гасанова, М.М. Проблемы повышения эффективности использования социальных сетей в политических процессах // Власть. 2017. №3. С.90 - 93.
33. Гришаева, С. А. Сойникова, П. Н. Формирование имиджа политического лидера в социальных сетях // Вестник университета, 2017. № 11. С. 189-192.
34. Ефимова, И. Н., Маковейчук, А.В. Социальные сети как новый механизм формирования имиджа субъектов политической деятельности // Известия АСУ, 2012. №4. С. 245-248.
35.Зимин, А.В. Имидж кандидата в избирательной кампании: Как это создается? // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2006. №1. С.13-22.
36. Кабакова, Я. «Экстремизм в сети: страшен ли чёрт?» // «МК на Алтае», 2014. С. 11-17.
37. Кулик, А.Н. Governance 2.0: эволюция модели государственного управления в эпоху интерактивного интернета // Политическая наука. 2013. №1. С. 12-17.
38. Маслова, А. А. Особенности политической пропаганды в информационном обществе. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (52). C. 153-155.
39. Мельникова, Т. Пропаганда как технология политического манипулирования // Власть, 2010. № 8. С. 47-51.
40. Петриченко, Е.А. Влияние информации на формирование общественного мнения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. №1. С. 114-117.
41. Пономарева, О.А. Этапы формирования политического имиджа // Известия Волгоградского государственного педагогического института. 2007. №5. С.48-52.
42. Санин, М. К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал НИУ
ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 4. С. 57-63.
43. Терин, В.П. Интернет - инструмент политического действия // Вестник МГИМО Университета. 2013. №4. С.152-155.
44. Тульчинский, Г.Л. Личность как автопроект и бренд: некоторые следствия // Философские науки. 2009. №9. С.30-50.
45. Урсу, Н. С. Причины актуализации использования технологии политического манипулирования в СМИ современной России // Власть. 2012. № 1. С. 77-79.
46. Урсу, Н.С. Технологии манипулирования в сети Интернет // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 1. С. 303-310.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ