Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - ОАО Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» .
На заводе производятся комплексные аппаратные радиосвязи Р-419 Л1, Р-419 МП, Р-419 МЦ, Р-415 В, изготавливаются мобильные базовые станции сотовых операторов - МБССС, предназначенные для обеспечения оперативного резерва операторов сотовой связи, оперативного перераспределения мощности стационарных базовых станций сотовой связи во время аварий или перегрузки и использовалась на отдаленных участках севера, а так же счетчики газа СГ-1
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Есть приложение.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Введение…………………………………………………………………………………………4
Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………….6
1.1 Понятие, структура, цели, задачи и методы управления маркетинговой деятельностью на предприятии………………………………………………….…6
1.2 Комплекс маркетинга и организация работы служб маркетинга ………………18
1.3 Основные направления маркетинговых исследований на предприятии ………21
Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО ОМПО «РАДИОЗАВОД ИМ. А.С. ПОПОВА» (РЕЛЕРО)...…….………………………………………………………………………………..23
2.1 Задачи и функции управления маркетинговой деятельностью на предприятии ОАО Ом ПО «Радиозавод имени А.С.Попова» (РЕЛЕРО)………………………………….23
2.2 Оценка работы службы маркетинга ОАО Ом ПО «Радиозавод имени А.С.Попова» (РЕЛЕРО)………………………………….…………………………………….28
2.3 Диагностика маркетинговых исследований на предприятии ОАО Ом ПО «Радиозавод имени А.С.Попова» (РЕЛЕРО)………………………………………………...35
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО ОМПО «РАДИОЗАВОД ИМ. А.С. ПОПОВА» (РЕЛЕРО)…..42
1.1 Внедрение информационной системы и модулей корпорации «Галактика»….42
3.2 Календарный план внедрения модулей системы «Галактика» на предприятии ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО)…………………………………….51
3.3 Введение должности специалиста по маркетинговым исследованиям в структуру маркетинговой службы ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С.Попова» (РЕЛЕРО)…………53
Заключение…………………………………………………………………………...…….......59
Список литературы…………………………………………………………………………….61
Приложения…………………………………………………………………………….….…...64
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии является актуальной темой в нынешнее время, подразумевающая систему различных мероприятий, которые необходимо анализировать, учитывать и выбирать оптимальные варианты.
Сегодня, во времена рыночных отношений, ни одно предприятие не может эффективно существовать без маркетинговой службы. С каждым днем возрастает важность и необходимость маркетинга. Происходит так потому, что ресурсы предприятия ограниченны, а потребности людей, как известно, безграничны. Человек в частности, как и государство в целом, имеет свои нужды, которые не всегда удается удовлетворить. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в современном мире успешно предприятие, которое может быстро среагировать на изменение потребностей и нужд потребителей.
В нынешнее время управление маркетинговой деятельностью на предприятиях всевозможных форм собственности является крайне актуальной, на специалистов в области маркетинга возложена большая социальная и финансовая ответственность перед руководством и всем коллективом предприятия. Неэффективная работа служб и отделов маркетинга предприятия ведет к утрате конкурентоспособности и как результат, к прекращению его деятельности самого предприятия. Предпосылки к этому: неверная оценка влияния факторов внутренней и внешней среды на деятельность предприятия, неэффективная политика продвижения продукции и ценообразования и т.д. Поэтому, необходима система, позволяющая оперативно находить и исправлять ошибки, допущенные специалистами служб и отделов маркетинга и обеспечивающая предприятие более высоким уровнем конкурентоспособности.
Целью выпускной квалификационной работы является – предложить мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью на предприятии ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) на основе анализа теории и практики управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы управления маркетинговой деятельностью на предприятии;
- провести анализ управления маркетинговой деятельностью на предприятии ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО);
- предложить мероприятия по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью на предприятии ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО).
Объект исследования - ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО).
Предметом исследования является принципы, структура, процессы и методы управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Информационной базой исследования послужили технико-экономические показатели деятельности службы маркетинга за 2016 – 2018гг., отчет о проведенном маркетинговом исследовании за 2018 год, а также Положение, Стандарты предприятия, Должностные инструкции и внутренние документы ОАО ОмПО «Радиозавод им.А.С. Попова» (РЕЛЕРО).
Выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав:
- в первой главе исследованы теоретические основы управления маркетинговой деятельностью на предприятии, даны определения, рассмотрена структура, выявлены цели, задачи и методы управления маркетинговой деятельностью. Определены подходы и концепции маркетингового управления. Также изучены основы и этапы проведения маркетинговых исследований.
- во второй главе проведён анализ и диагностика управления маркетинговой деятельностью на предприятии, работы службы маркетинга в целом, которая отражает структуру, деятельность, задачи и функции рекламно-информационного отдела, отдела сбыта, проведенных маркетинговых исследований.
- в третьей главе предложены мероприятия, направленные на совершенствование управления маркетинговой деятельностью ОАО ОмПО «Радиозавода им.А.С. Попова» (РЕЛЕРО), в которой предложено внедрение модулей корпорации «Галактика» с целью совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии, деятельности службы маркетинга ОАО ОмПО «Радиозавода им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО).
Выпускная квалификационная работа содержит 11 таблиц и 5 рисунков.
Основными источниками при написании данной работы послужили российские и иностранные издания, учебная литература, посвященные маркетингу и управлению маркетинговой деятельностью на предприятиях, а также интернет-ресурсы, в частности официальные сайты предприятия ОАО ОмПО «Радиозавода им.А.С. Попова» (РЕЛЕРО), корпорации «Галактика» и компании «ИнтерКонсалт».
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии решает следующие основные задачи: обеспечение рентабельности производства, увеличение прибыли, прочного положения на рынке, и включает выполнение следующих функций: планирование, организация, разработка товаров, продвижение, сбыт, контроль.
Анализ управления маркетинговой деятельностью на предприятии ОмПО «Радиозавод им. А.С.Попова» (РЕЛЕРО), позволил сделать выводы:
Особенностью формирования доходной и расходной частей бюджета ОмПО «Радиозавод им. А.С.Попова» (РЕЛЕРО) как предприятия, входящего в Перечень стратегических предприятий и организаций РФ, является заключение государственных контрактов на поставку продукции оборонного назначения. А также мобильных базовых станций сотовой связи, которые предназначены для обеспечения шифрованной и открытой подвижной радиотелефонной связью стандартов GSM, UMTS, LTE органов государственной власти, силовых структур, военного управления и связи гражданского назначения. При заключении контрактов стороны согласовывают номенклатуру, объем, качество, цены и сроки поставки.
Радиорелейные станции составляют основу систем связи и управления вооруженными силами РФ, войсках ПВО. Эти станции находят применение в войсках федеральных органов исполнительной власти при осуществлении боевых действий, специальных контртеррористических и миротворческих операций. Согласно оценкам экспертов комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами продукция предприятия вызывает большой интерес у потенциальных потребителей за рубежом.
Служба маркетинга на ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» обретает все больше координирующих, планирующих и контролирующих функций. Принятие управленческих решений в службе маркетинга сосредоточено в руках начальника службы маркетинга. Но эффективность принимаемых решений низка, так как в штате состоит недостаточное количество специалистов. На существующих же специалистов возложено слишком много обязанностей, что в итоге приводит к несвоевременности и неэффективности принимаемых решений и их реализации.
Маркетинговая служба, занимается оценкой собственных возможностей фирмы, изучением рынка, проведением мероприятий презентационного характера, формированием имиджа. При этом управление маркетингом, по сути, не централизовано, поэтому контроль над эффективностью маркетинга также не централизован и ведется субъективно, то есть основные критерии эффективности не сформированы и зависят от текущей ситуации. Поэтому маркетинговые мероприятия осуществляются зачастую не комплексно.
Маркетинговая служба, в которой лучше поставлено дело по сбору внешней информации и их внутреннее распределение, могут лучше спрогнозировать динамику рыночных тенденций и действовать без промедления, более обоснованно принимать решения. Первоочередной информацией является информация о новой продукции, технологических процессах и применяемых стратегиях, ее использование уменьшает у предприятий степень риска столкнуться с непредвиденными ситуациями.
Использование информационных систем и информационных технологий в условиях интенсивного развития рыночных отношений становится одним из наиболее важных элементов эффективного управления и маркетинга. Маркетинговые службы все чаще прибегают к помощи современных информационных систем и технологий, чтобы следить за увеличивающимися внешними и внутренними потоками информации, чтобы использовать ее для анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений.
Для совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО), разработан план внедрения информационной системы «Галактика» в частности модуля «Управление взаимоотношениями с клиентами» и модуля «Управление рекламными кампаниями». Это позволит своевременно и оперативно реагировать на изменение рынка, а также синхронизировать и анализировать всю информацию, необходимую для успешной деятельности службы маркетинга и сбыта.
В отчете приведены расчеты необходимые для внедрения информационной системы корпорации «Галактика».
На основании расчетов сделаны выводы о том, что предложенные мероприятия в целом являются эффективными: они принесут как финансовые, так и социальные выгоды, и проект будет приносить прибыль.
Для повышения эффективности деятельности службы маркетинга ОАО ОмПО «Радиозавода им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) необходимо применение предложенных мероприятий в практике.
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии - важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для обеспечения прибыли.
1. Стандарт ISO 9001 / ГОСТ Р ИСО 9001.
2. Стандарт предприятия. СТП СМК 02-7.2-73-2010 Комплексная система обеспечения конкурентоспособности предприятия. Маркетинговая деятельность.
3. Табель учета рабочего времени службы маркетинга ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО) за 2016- 2018гг.
4. Положение о службе маркетинга. ПП СМК 03-04-16-2010 – ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО). – 2010.
5. Акулич, И.Л. Маркетинг : учебник / И.Л. Акулич. - 8-е изд., перераб. и доп. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 545 с.
6. Александров, С.Л. Аудиты, постоянно полезные организациям : учебное пособие / С.Л. Александров, Ю.В. Зорин, В.А. Новиков ; Академия стандартизации, метрологии и сертификации. - Москва : АСМС, 2015. - 169 с.
7. Архангельский Г.А. , Лукашенко М.А. , Телегина Т.В. , Бехтерев С. Тайм-менеджмент. Полный курс : учебное пособие / ; под ред. Г.А. Архангельского. - 3-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 311 с.
8. Афитов, Э. А. Экономика и организация производства: руководство по преддипломной практике и дипломному проектированию для студ. всех форм обуч. / Э. А. Афитов, [и др.] – Минск : БГУИР, 2007. – 47 с.
9. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. – М.: Экономика, 1999. – 703 с.
10. Бармаков, Б.П. Современные проблемы организационного управления и качества результатов деятельности предприятий. Качество: теория и практика // Академия проблем качества.- 2002.- №3-4. – с.10
11. Березин, И. С. Маркетинг и исследования рынков / И. С. Березин. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. – 416 с.
12. Бурцева, Т.А. Управление маркетингом: учеб. Пособие / под. Ред. В.С. Сизов, О.А. Цень.- М.: Экономистъ, 2005- 271 с.
13. Гвишиани, Д.М.Организация управления. – М.: Экономист, 2001.- 223 с.
14. Гилицкий, Ф. Анализ ценообразования и финансового обеспечения сферы НИОКР / Ф. Гилицкий // Наука и инновации. – 2008. – № 11. – С. 70 – 72.
15. Гришина В.Т. , Дробышева Л.А. , Дашкова Т.Л. и др. ; Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник / под ред. Ю.В. Морозова, В.Т. Гришиной. - 9-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 446 с.
16. Гэнри, А. Маркетинг: принципы и стратегии : учебник для вузов / А. Гэнри. – М.: ИНФРА - М, 1999. – 804 с.
17. Голубков, Е.П. Организация и контроль маркетинга / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006.- №6. –17-18 с.
18. Голубков, Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга / Голубков, Е.П. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007.- №1. – 44-47с.
19. Диксон П. Управление маркетингом. – М.: Бином, 2002.- 556 с.
20. Злобина, Н.В. Философские аспекты качества : учебное пособие для аспирантов / Н.В. Злобина, В.А. Толстошеина ; Мин обрнауки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 80 с.
21. Ковалёв, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалёв, В.В. Войленко. 2-е изд., переаб. И доп. – М.: Центр экономики маркетинга, 2000 -256с.
22. Коновалова, В.А. Лекции по дисциплине "Маркетинг" : презентация / В.А. Коновалова. - Королев : , 2013. - 130 с.
23. Коралькова, Е.М. Организация маркетинга на предприятии: учеб.пособие/ под. ред. О.Н. Беленов, С.И. Дворецкий. – Тамбов: Тамб.гос. техн. Ун-та, 2001- 148 с.
24. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер ; ред. М. Суханова ; пер. с англ. Т.В. Виноградовой, А.А. Чеха, Л.Л. Царук. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 211 с.
25. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб. : Питер Ком, 1998. – 896 с.
26. Котлер Ф. [и др.]. - М.: Вильямс, Основы маркетинга: пер. с англ. - 2-е европ. изд. / 1998. – 105 с.
27. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. – СПб. : Питер Ком, 1998. – 896 с.
28. Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг: учеб. / под ред. В.Б. Колчанов. – СПб.: Питер, 2001. – 378 с.
29. Мансуров, Р.Е. Технологии маркетинга : практикум / Р.Е. Мансуров. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2017. - 183 с.
30. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА–М, 2008. – 152с.
31. Мишин, В.М. Исследование систем управления: учеб. / В.М. Мишин. – 2- изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.- 288 с.
32. Отт Р. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг / Р. Отт. – М. : Филинъ, 1997. – 320 с.
33. Сергеева, Е.А. Менеджмент и Маркетинг : учебное пособие / Е.А. Сергеева, А.С. Брысаев; ФГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет». -Казань : Издательство КНИТУ, 2010. -Ч. 1. Основы менеджмента. -199с.
34. Синяева, И.М. Маркетинг услуг : учебник / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, В.В. Синяев ; под ред. Л.П. Дашкова ; Финансовый университет при Правительстве РФ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 252 с.
35. Тюленев, Ю.В. Система управления предприятием Russian-cost: экономическая идеология Russian-cost для системы управления предприятием : монография / Ю.В. Тюленев. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 99 с.
36. Харрис, Г. Как заставить говорить о вашем деле : 101 простой и недорогой способ продвинуть свой бизнес / Г. Харрис, Г. Дж. Харрис. – М. : Финансы и статистика, 1999. – 144 с.
37. Цахаев, Р.К. Маркетинг : учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева. - 3-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 550 с. : табл., схем. - (Учебные издания для бакалавров).
38. Ягудин С.Ю., Романова М.М., Орехов С.А., Кузнецов В.И., Производственный менеджмент : учебное пособие / -Москва : Евразийский открытый институт, 2011. -181 с.
39. Материалы региональной научно-практической конференции «Наука, образование, бизнес», посвященный Дню радио / Междунар. акад.наук высш.шк. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2009.-340 с.
40. Журнал «Практический маркетинг» № 11 (2018). Главный редактор Григорян С. Издатель:г.Москва"Агентство Би Си Ай Маркетинг".
41. https://delpress.ru Журнал «Госзакупки:тендеры, конкурсы, торги» №01 (2019 г.) Электронная версия.
42. www.reiero.ru, Официальный сайт предприятия ОАО ОмПО «Радиозавода им.А.С. Попова» (РЕЛЕРО).
43. https://galaktika.ru, Официальный сайт корпорации «Галактика».
44. www.iksystems.ru, Официальный сайт «ИнтерКонсалт».